способ смазывания гребней колес подвижного состава

Классы МПК:B61K3/02 устройства для этих целей, устанавливаемые на транспортных средствах 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Омская государственная академия путей сообщения
Приоритеты:
подача заявки:
1997-02-03
публикация патента:

Способ смазывания гребней колес подвижного состава заключается в том, что поджимают твердый смазочный материал в виде тела качения, например диска, к рабочей поверхности гребня. Регулируют интенсивность подведения твердого смазочного материала путем размещения грузов на торцевой поверхности тела вращения. Изобретение направлено на снижение расхода твердосмазочных материалов. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Способ смазывания гребней колес подвижного состава, заключающийся в том, что поджимают твердый смазочный материал в виде тела качения, например диска, к рабочей поверхности гребня, регулируют интенсивность подведения твердого смазочного материала, отличающийся тем, что интенсивность подведения твердого смазочного материала регулируют путем размещения грузов на торцевой поверхности тела вращения.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способу смазывания гребней колес подвижного состава, и может быть использовано в устройствах с вращательными и возвратно- поступательными движениями звеньев для подведения смазочного материала к трущимся поверхностям звеньев.

Известны способы смазывания гребней колес подвижного состава, включающие подведение твердого смазочного материала, например, графита, к рабочей поверхности гребня, смазывание гребня поджатием стержня из графита к гребню колеса посредством пружины (см. Буйносов А.П., Наговицын B.C. Новый гребнесмазыватель на основе графитосодержащего материала. Железнодорожный транспорт, 1996, N 2, с. 40). Однако пружина в процессе работы теряет жесткость, что уменьшает давление на стержень и приводит к недопустимому снижению толщины смазочного слоя (см. , например, Буйносов А.П., Наговицын B.C. Новый гребнесмазыватель на основе графитосодержащего материала. Железнодорожный транспорт, 1996, N 2, с. 41). При таком способе смазывания твердый смазочный материал постоянно подводится к рабочей поверхности гребня, что обусловливает большой расход подводимого материала. Выполнение гребнесмазывателя в виде стержня снижает смазочную способность способа из-за колебаний, совершаемых в зоне контакта стержня с гребнем колеса (малая жесткость механической системы в направлении, перпендикулярном оси графитного стержня). Указанные особенности способа ухудшают условия смазывания гребней колес подвижного состава, а также способствуют увеличению расхода твердосмазочного материала.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому способу смазывания гребней колес подвижного состава является способ, заключающийся в поджатии твердого смазочного материала в виде тела качения к рабочей поверхности гребня (см. авторское свидетельство N 1661027, 07.07.1991 г.). Смазывание осуществляется роликом, взаимодействующим с гребнем колеса. Сила поджатия ролика определяется жесткостью пружины. Постоянное контактирование ролика со смазываемой поверхностью с неизменной величиной линейной скорости в мосте контакта не обеспечивает натирающего действия ролика, что снижает надежность нанесения твердосмазочного слоя на рабочую поверхность гребня колеса.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является увеличение срока службы колес путем совершенствования способа смазывания гребней, а также снижение расхода твердосмазочных материалов.

Предложенный способ смазывания гребней колес подвижного состава, включающий поджатие твердосмазочного материала к рабочей поверхности гребня, осуществляют следующим образом. В контакт с гребнем колеса вводят тело вращения, например, диск с твердосмазочным материалом на наружной поверхности, который совершает вращательное движение с окружной скоростью, близкой к окружной скорости поверхности катания колеса. Подведение смазочного материала к поверхности гребня осуществляется в периоды сопротивления гребня относительному перемещению наружной поверхности диска в зоне соприкосновения их поверхностей, т.е. в периоды ускоренного или замедленного движения состава. Интенсивность подведения твердосмазочного материала на рабочую поверхность гребня регулируют дополнительными грузами, размещенными на торцовой поверхности тела вращения.

Решение технической задачи поясняется чертежом, на котором представлена принципиальная схема смазывания гребня колеса подвижного состава.

Подведение смазочного материала к рабочей поверхности гребня осуществляется следующим образом. К вращающемуся гребню 1 колеса подводят диск 2, который поджимают к его рабочей поверхности. Наружную поверхность 3 диска 2 выполняют из самосмазывающегося материала. Она представляет собой дискретную или сплошную поверхность с профилем, отображающим профиль рабочей поверхности гребня. Ступицу диска устанавливают на ось 4, которую упругой связью 5 соединяют с корпусной деталью 6 подвижного состава (например, корпусом буксы, тележки). При вращении колесной пары за счет фрикционного контакта наружная поверхность 3 диска 2 совершает вращательное движение, при этом линейные скорости в точках касания контактирующих поверхностей гребня и диска близки по величине и направлению. Подведение смазочного материала - натирающее действие самосмазывающегося материала диска проявляется при изменении величин и (или) направлений линейных скоростей контактирующих поверхностей, т.е. в периоды ускоренного или замедленного движения подвижного состава. Величину разности линейных скоростей контактирующих поверхностей диска и гребня регулируют грузами 7, размещенными на торцовой поверхности диска. Массой грузов 7 и их расположением изменяют кинетическую энергию вращающегося диска и, соответственно, его угловую скорость в периоды ускоренного или замедленного движения состава, т.е. изменяют интенсивность подведения твердого смазочного материала на рабочую поверхность гребня.

Таким образом, предложенный способ смазывания гребней колес подвижного состава способствует снижению расхода твердого смазочного материала. Способ прост и универсален при выборе марки материала, обладает свойством "самодействия" - подведением смазки к гребню только в периоды замедленного или ускоренного движения состава, т.е. на сложных участках пути. Регулированием интенсивности подведения смазки обеспечивают повышение износостойкости рабочей поверхности гребня. Следует отметить экологическую чистоту предложенного способа смазывания.

Класс B61K3/02 устройства для этих целей, устанавливаемые на транспортных средствах 

способ нанесения смазочного материала на открытый узел трения -  патент 2525499 (20.08.2014)
гребнесмазыватель комбинированной смазки -  патент 2523868 (27.07.2014)
гребнесмазыватель комбинированной смазки -  патент 2519311 (10.06.2014)
способ повышения уровня экологической безопасности процесса лубрикации в зоне "колесо-рельс" железнодорожного подвижного транспортного средства -  патент 2509670 (20.03.2014)
рельсосмазыватель ручной для консистентной смазки -  патент 2509018 (10.03.2014)
способ управления смазкой рельсов в кривых участках железнодорожного пути и устройство для его осуществления -  патент 2492087 (10.09.2013)
способ рельсосмазывания -  патент 2479455 (20.04.2013)
система для управления устройством лубрикации на локомотиве-рельсосмазывателе -  патент 2478506 (10.04.2013)
смазывающий стержень -  патент 2466894 (20.11.2012)
устройство для нанесения смазки на рельсы -  патент 2465162 (27.10.2012)
Наверх