ракетный двигатель твердого топлива

Классы МПК:F02K9/08 использующие твердые топлива
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Конструкторское бюро приборостроения
Приоритеты:
подача заявки:
1997-12-30
публикация патента:

Двигатель предназначен для использования в ракетной технике. Он содержит бронированный по наружной поверхности заряд, установленный с кольцевым зазором в камеру сгорания, уплотнение, образующее застойную зону, газодинамически сообщенную с камерой сгорания. При этом площадь поперечного сечения кольцевого зазора выполнена с увеличением в сторону уплотнения. Площадь поперечного сечения на входе в кольцевой зазор (Fвх) определяется из соотношения Fвх < Fкр, где Fкр - площадь критического сечения двигателя. Конструкция двигателя позволяет избежать прогаров и уноса бронепокрытия с заряда, уменьшить толщины бронепокрытия и теплоизоляции внутренней поверхности камеры сгорания, а следовательно, уменьшить дымообразование на начальном участке работы двигателя и повысить коэффициент заполнения камеры сгорания зарядом. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Ракетный двигатель твердого топлива, содержащий бронированный по наружной поверхности заряд, установленный с кольцевым зазором в камеру сгорания, уплотнение, образующее застойную зону, газодинамически сообщенную с камерой сгорания, отличающийся тем, что площадь поперечного сечения кольцевого зазора выполнена с увеличением в сторону уплотнения, причем площадь поперечного сечения на входе в кольцевой зазор (Fвх) определяется из соотношения Fвх > Fкр, где Fкр= (ракетный двигатель твердого топлива, патент № 2138670d2кр)/4 - площадь критического сечения двигателя (сопла), dкр - диаметр критического сечения двигателя (сопла).

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к ракетной технике, в частности к ракетным двигателям твердого топлива (РДТТ) с вкладным бронированным пороховым зарядом.

Известен РДТТ, содержащий камеру сгорания с вкладным бронированным зарядом, описанный в [1]. К недостаткам такой конструкции относится возможное нарушение целостности бронепокрытия заряда и стенок камеры сгорания в процессе работы РДТТ вследствие сквозного течения пороховых газов в зазоре между внутренней стенкой камеры сгорания и бронированной поверхностью заряда, и как следствие - аномальная работа РДТТ (его разрушение).

Указанный недостаток частично устраняется в конструкции РДТТ, описанной в [2]. РДТТ содержит бронированный по наружной поверхности заряд, установленный в камере сгорания с кольцевым зазором, имеющим постоянную площадь поперечного сечения по всей длине, уплотнение, выполненное в кольцевом зазоре и образующее застойную зону. Застойная зона на входе газодинамически сообщена с камерой сгорания, а уплотнение препятствует перетеканию газа через кольцевой зазор.

Однако при срабатывании РДТТ газы, имеющие высокую температуру и скорость, при заполнении кольцевого зазора с постоянной площадью поперечного сечения будут не только прогревать, но и частично размывать бронепокрытие практически на всей длине застойной зоны, что может ухудшить управление ракетой в полете из- за повышенной задымленности трассы. При этом чем больше длина застойной зоны, тем интенсивнее воздействие газов не только на бронепокрытие, но и стенки камеры сгорания. Увеличение толщины бронепокрытия заряда, а также теплозащитного покрытия внутренней поверхности камеры сгорания проблемы не разрешает, однако уменьшает коэффициент заполнения камеры сгорания зарядом и увеличивает пассивную массу двигателя, а соответственно и ракеты.

Целью настоящего изобретения является уменьшение дымообразования на начальном участке работы РДТТ и повышение коэффициента заполнения камеры сгорания зарядом.

Указанная цель достигается тем, что в РДТТ, содержащем бронированный по наружной поверхности заряд, установленный с кольцевым зазором в камеру сгорания, уплотнение, выполненное в кольцевом зазоре и образующее застойную зону, газодинамически сообщенную на входе с камерой сгорания, площадь поперечного сечения кольцевого зазора выполнена с увеличением в сторону уплотнения, причем площадь поперечного сечения на входе в кольцевой зазор Fвх определяется из соотношения Fвх > Fкр, где Fкр= (ракетный двигатель твердого топлива, патент № 2138670d2кр)/4 - площадь критического сечения двигателя (сопла); dкр - диаметр критического сечения двигателя (сопла).

РДТТ, представленный на чертеже, содержит бронированный по наружной поверхности заряд 1, установленный с кольцевым зазором 2 в камеру сгорания 3, площадь поперечного сечения которого увеличивается в сторону уплотнения 4. Уплотнение 4 образует застойную зону, газодинамически сообщенную на входе 5 с камерой сгорания 3.

РДТТ работает следующим образом. При срабатывании РДТТ газы от воспламенителя и заряда 1 устремляются в кольцевой зазор 2. Из теории газодинамики известно, что, во-первых, при расширении газа его скорость и температура уменьшаются, во-вторых, наиболее теплонапряженный участок двигателя создается в его критическом сечении (в критическом сечении сопла), где образуются максимальная температура и теплопоток, а также критическая (местная) скорость звука (см. В. В. Рожков. Ракетные двигатели твердого топлива. - М.: Воениздат, 1963, стр. 46, рис. 18). Поэтому выполнение кольцевого зазора 2 с увеличивающейся площадью поперечного сечения в сторону уплотнения 4, а также условие, чтобы площадь поперечного сечения на входе 5 (Fвх) в кольцевой зазор 2 была больше площади критического сечения двигателя (Fкр) (т.е. параметры газа в нем были докритическими), позволяют избежать прогаров и унос бронепокрытия с заряда 1, уменьшить толщины бронепокрытия и теплоизоляции внутренней поверхности камеры сгорания 3, а следовательно, уменьшить дымообразование на начальном участке работы РДТТ и повысить коэффициент заполнения камеры сгорания 3 зарядом 1.

Источники информации

1. Рожков В. В. Ракетные двигатели твердого топлива. - М.: Воениздат, 1963, с. 30, рис. 9.

2. Патент ФРГ N 2442082, F 02 K, 1976.

Класс F02K9/08 использующие твердые топлива

конический ракетный двигатель староверова-8 /варианты/ и способ его вертикального старта /варианты/ -  патент 2524793 (10.08.2014)
ракетный двигатель староверова-10 -  патент 2521429 (27.06.2014)
ракетный двигатель староверова-12 -  патент 2514821 (10.05.2014)
реактивный двигатель -  патент 2509909 (20.03.2014)
твердотопливный газогенератор для катапультного устройства ракеты -  патент 2497005 (27.10.2013)
горючее ракетное топливо (варианты) и способ его приготовления -  патент 2486230 (27.06.2013)
ракетный двигатель староверова - 3 (варианты) -  патент 2482313 (20.05.2013)
твердотопливный газогенератор -  патент 2468237 (27.11.2012)
ракетный двигатель твердого топлива -  патент 2449155 (27.04.2012)
ракетный двигатель твердого топлива -  патент 2435061 (27.11.2011)
Наверх