способ получения циклогексана
Классы МПК: | C07C5/10 ароматических шестичленных колец C07C13/18 с циклогексановым кольцом |
Автор(ы): | Полевой А.С.(RU), Проскурнин А.М.(RU), Митронов Александр Петрович (UA) |
Патентообладатель(и): | Закрытое акционерное общество "Максим инжиниринг" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-04-15 публикация патента:
20.10.1999 |
Использование: нефтехимия. Сущность: бензол, содержащий в качестве примесей сернистые соединения, гидрируют при повышенных температурах и давлении в присутствии катализаторов, расположенных в двух зонах. В первой по технологическому циклу зоне располагают медьсодержащий, во второй - никель-хромовый катализатор при их объемном соотношении (30 - 50) : (70 - 50). Предпочтительно используют сероемкий медь-хром-цинк-алюминиевый катализатор НТК-4 или медь-цинковый цементсодержащий катализатор НТК-10, а также никель-хромовый или никель-алюмо-хромовый катализатор КГ, гидрирование проводят при температуре 140 - 180°С, давлении 0,1 - 2,0 МПа. Технический результат - упрощение технологии, оптимизация процесса гидрирования при одновременном улучшении экологии производства. 3 з.п.ф-лы,4 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
1. Способ получения циклогексана гидрированием бензола, содержащего в качестве примесей сернистые соединения, при повышенной температуре и давлении в присутствии никельсодержащего и медьсодержащего катализаторов, располагаемым по зонам, отличающийся тем, что указанные катализаторы располагают в двух зонах, в первой из которых по технологическому циклу располагают медьсодержащий, а во второй - никель-хромовый катализатор при их объемном соотношении (30 - 50) : (70 - 50). 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве медьсодержащего катализатора используют сероемкий медь-хром-цинк-алюминиевый катализатор НТК-4 или медь-цинковый цементсодержащий катализатор НТК-10. 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве никельсодержащего катализатора используют никель-хромовый или никель-алюмо-хромовый катализатор КГ. 4. Способ по пп.1 - 3, отличающийся тем, что гидрирование бензола ведут при температуре 140 - 180oC и давлении 0,1 - 2,0 МПа.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к способам гидрирования бензола и может быть использовано в химической промышленности, в частности при производстве циклогексана, капролактама и адипиновой кислоты, получаемой окислением циклогексана. Известен способ гидрирования бензола в циклогексан при to 150-200o и давлении 1-100 атм на никель-хромовом катализаторе с предварительной очисткой сырья на медьсодержащих форконтактах /SU 149096, 1962/. Однако по такой технологии имеет место неравномерное выделение тепла по всему объему катализатора и сокращение срока работы катализатора под действием серных соединений, поступающих с сырьем. Наиболее близким из числа известных к предлагаемому по технической сущности является способ получения циклогексана гидрированием бензола при повышенной температуре и давлении в присутствии никель-хромового катализатора, разбавленного медно-магниевым по зонам в соотношении 1: 1 /SU 319206, 05.03.79/. В данном способе используют бензол, поступающий с форконтактной очистки. К недостаткам известного способа следует отнести необходимость предварительной частичной очистки сернистых бензолов в форконтактном аппарате на медьсодержащих контактах. Кроме того, в процессе гидрирования при отравлении катализатора нарушается кратность разбавления, что приводит к нарушению режима работы катализатора и, как следствие, технологического режима со снижением производительности процесса. Также для процесса гидрирования возможно применение только тех газов, содержание водорода в которых не менее 60%. Поставленная задача заключается в создании эффективного способа получения циклогексана из бензола, содержащего в качестве примесей сернистые соединения, характеризующегося простотой технологии за счет исключения процесса его предварительной очистки и возможности оптимизации режима гидрирования, а также в улучшении экологии производства, благодаря возможности использования для гидрирования водородсодержащих отходящих газов, то есть вовлечения их повторно в технологический цикл. Данная задача решается тем, что в способе получения циклогексана гидрированием бензола при повышенной температуре и давлении в присутствии никель-хромового и медьсодержащего катализаторов, располагаемых по зонам, указанные катализаторы располагают в двух зонах, в первой из них по технологическому циклу размещают медьсодержащий, а во второй - никель-хромовый катализаторы при их объемном соотношении (30-50):(10-50). Из известных медьсодержащих катализаторов предпочтительным является использование сероемкого катализатора НТК-4, выпускаемого по ТУ 113-03-399-82 и содержащего (%): Cu 51-57, Cr2O3 12,5-15,5, ZnO 9,5-12,5, Al2O3 17,6-21,6. Другим предпочтительным медьсодержащим катализатором является медь-цинковый цементсодержащий катализатор НТК-10 (ТУ 113-03-31-44-87), содержащий в прокаленном образце в пересчете на оксид (%): Cu 35-45, Zn 25-35, Al не менее 16, Ca 5-11. Из известных никельсодержащих катализаторов в данном способе можно использовать, в частности, никель-хромовый катализатор (ОСТ 113-03-314-86), который содержит: Ni не менее 48%, Cr3O3 не менее 27%, а также никель-алюмо-хромовый катализатор КГ (ТУ 6-03-27-42-80), содержащий в пересчете на сухое вещество (%): Ni 5-44, Zn 25-35, Cr2O3 2,5-44, Al2O3 - остальное. Процесс ведут при традиционных для гидрирования физических параметрах. Предпочтительным является температура 140-180oC и давление 0,1-2 МПа. Согласно изобретению способ заключается в следующем. Исходный бензол, содержащий тиофен и другие сернистые соединения, смешивают с водородсодержащим газом (содержание водорода от 5 до 100%). В качестве последнего может быть использована, в частности, азото-водородная смесь, отходящий газ основного агрегата гидрирования бензола. Получаемая таким образом смесь поступает при давлении 5-20 атм в систему теплообменных аппаратов. Нагрев смеси производят в теплообменнике реакционной смесью, выходящей из реактора сероочистки. Окончательно испарение бензола и нагрев парогазовой смеси происходит в испарителе, в который подают водяной пар. Парогазовая смесь бензола и водородсодержащего газа поступает в реакционный аппарат сероочистки и гидрирования, заполненный в первой зоне медьсодержащим катализатором и во второй - никель-содержащим катализатором. Изобретение иллюстрируется, но не ограничивается следующими примерами:Пример 1. Процесс получения циклогексана гидрированием бензола, содержащего в качестве примеси 0,0005% вес. тиофена, ведут пропусканием смеси его паров с водородом через реактор, заполненный в две зоны катализаторами, в качестве которых в первой зоне используют катализатор НТК-4, а во второй зоне - никель-хромовый катализатор. Соотношение объемов катализаторов в реакторе 1: 1. Объемная скорость подачи жидкого бензола на испарение составляет 1,0-1,25 час-1, а скорость подачи водорода в реактор - 500 час-1. Процесс гидрирования ведут при давлении 0,1-1,8 МПа и температуре 125-180oC. В ходе осуществления процесса гидрирования определяют содержание циклогексана в гидрогенизате (в жидком продукте) на выходе из реактора, а также содержание серы на катализаторах и концентрацию тиофена в продукте. Аналогичный процесс гидрирования бензола проводят в тех же условиях, но с использованием в качестве загрузки реактора однородной смеси медно-магниевого МР-2 и никель-хромового катализаторов в соотношении 1:1. Сопоставление результатов гидрирования бензола приведено в таблице 1. Из данных таблицы 1 видно, что в предложенном способе при существенно более высоком (до 4 раз) содержании серы на катализаторах достигается получение циклогексана более высокой по тиофену химической чистоты, с более высоким его содержанием в продуктах гидрирования. Пример 2. Процесс получения циклогексана гидрированием бензола, содержащего в качестве примеси 0,0005% вес. тиофена, ведут пропусканием смеси его паров с водородом через реактор, заполненный в две зоны катализатором, в качестве которых в первой зоне используют катализатор НТК-10, а во второй зоне - никель-хромовый катализатор. Соотношение объемов катализаторов в реакторе 3: 7. Объемная скорость подачи жидкого бензола на испарение, скорость подачи водорода в реактор, давление и температура в реакторе соответствуют условиям примера 1. Аналогичный процесс гидрирования бензола проводят в тех же условиях, но с использованием в качестве загрузки реактора однородной смеси медно-магниевого МР-2 и никель-хромового катализаторов в соотношении 1:1. Сопоставление результатов гидрирования бензола приведено в таблице 2. Из данных таблицы 2 видно, что в предложенном способе при существенно более высоком (до 3-х раз) содержании серы на катализаторах достигается получение циклогексана более высокой по тиофену химической чистоты, с более высоким его содержанием в продуктах гидрирования. Пример 3. Процесс получения циклогексана гидрированием бензола, содержащего в качестве примеси 0,0005% вес. тиофена, ведут пропусканием смеси его паров с водородом через реактор, заполненный в две зоны катализаторами, в качестве которых в первой зоне используют катализатор НТК-4, а во второй зоне - никель-алюмо-хромовый катализатор КГ-2. Соотношение объемов катализаторов в реакторе 4:6. Объемная скорость подачи жидкого бензола на испарение, скорость подачи водорода в реактор, давление и температура в реакторе соответствует условиям примера 1. Аналогичный процесс гидрирования бензола проводят в тех же условиях, но с использованием в качестве загрузки реактора однородной смеси МР-2 и никель-хромового катализаторов в соотношении 1:1. Сопоставление результатов гидрирования бензола приведено в таблице 3. Из данных таблицы 3 видно, что в предложенном способе при существенно более высоком (до 2,3 раза) содержании серы на катализаторах достигается получение циклогексана более высокой по тиофену химической чистоты, с более высоким его содержанием в продуктах гидрирования. Пример 4. Процесс получения циклогексана гидрированием бензола, содержащего в качестве примеси 0,0005% вес. тиофена, ведут пропусканием смеси его паров с азото-водородной смесью через реактор, заполненный в две зоны катализаторами, в качестве которых в первой зоне используют катализатор НТК-4, а во второй зоне - никель-алюмо-хромовый катализатор. Соотношение объемов катализаторов в реакторе 1:1. Объемная скорость подачи жидкого бензола на испарение, скорость подачи азото-водородной смеси в реактор, давление и температура в реакторе соответствует условиям примера 1. Дополнительно в ходе опытов проводилось определение концентрации водорода в газе на входе в реактор и на выходе газа из реактора. Результаты гидрирования бензола азото-водородной смесью приведено в таблице 4. Из данных таблицы 4 видно, что концентрация циклогексана в продуктах реакции зависит как от содержания серы на катализаторе, так и от соотношения водорода к бензолу. При этом, в случае соответствия соотношения водорода к бензолу его стехиометрическому значению (3:1) достигается получение высококонцентрированного циклогексана. При недостатке водорода концентрация циклогексана в продуктах гидрирования снижается. Аналогичное снижение наблюдается при прочих равных условиях и в случаях роста содержания серы на катализаторе. Во всех случаях имеет место глубокое исчерпывание водорода (до 95%) из азото-водородной смеси, подаваемой в реактор на гидрирование бензола. Кроме того, видно, что в ходе гидрирования бензола, содержащего тиофен, рост содержания серы на катализаторе существенно опережает рост содержания тиофена в продуктах гидрирования, обеспечивая при высоком содержании серы на катализаторе высокую химическую чистоту по тиофену получаемого в процессе гидрирования циклогексана.
Класс C07C5/10 ароматических шестичленных колец
Класс C07C13/18 с циклогексановым кольцом