прокатная балка

Классы МПК:E01B23/10 инвентарные рельсовые пути для больших нагрузок, например для экскаваторов 
B66C7/00 Подкрановые пути
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Пензенский государственный архитектурно-строительный институт
Приоритеты:
подача заявки:
1995-10-09
публикация патента:

Изобретение относится к металлическим конструкциям, преимущественно к балочным. Прокатная балка содержит стенку и пояса. Площадь сечения стенки балки составляет 75% от всей площади сечения балки, а каждого из поясов - по 12,5%. Изобретение направлено на снижение материалоемкости прокатных балок. 1 ил., 1 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

Прокатная балка, содержащая стенку и два пояса, отличающаяся тем, что площадь сечения стенки балки составляет 75% от всей площади сечения балки, а каждого из поясов - по 12,5%.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к металлическим конструкциям, преимущественно к балочным.

Известны прокатные двутавровые и швеллерные балки [1, с.192]. Примем это решение за прототип. Недостаток прототипа - излишняя материалоемкость.

Технический результат изобретения - снижение материалоемкости прокатных балок. Он достигнут посредством распределения постоянной площади сечения балки A между площадью сечения стенки Aст и каждого из поясов Aп.

Запишем момент инерции сечения балки в зависимости от переменной площади стенки и переменной высоты сечения h. Собственными моментами инерции поясов ввиду их малости пренебрежем.

Jх = (Aстh2/12) + (A - Aст)h2/4 (1)

Поделив (1) на h/2 и подставив h = Aст/tст (где tст - толщина стенки), получим момент сопротивления

Wх = (Aст/tст)(A/2 - Aст/3) (2)

Находим экстремум Wх, взяв производную от (2) по переменной Aст

dWх/dAст = (A/2 - 2Aст/3)/tст = 0.

Получили оптимальную площадь сечения стенки

opt Aст = 3A/4 (3)

и каждого из поясов

opt Aп = A/8, (4)

при которых момент сопротивления Wx достигает максимума.

Подставив (3) в (2) получаем максимальный момент сопротивления балки Wx при постоянной площади сечения балки A

max Wх = 3A2/16tст. (5)

Из формулы (5) определяем минимальную площадь сечения балки A при заданном моменте сопротивления Wх

min A = 4(Wxtст/3)1/2. (6)

Таким образом, для достижения технического результата - максимального снижения материалоемкости прокатных балок - необходимо постоянную площадь сечения A распределить между стенкой и поясами в следующей пропорции:

на стенку - 75% площади A, на каждый из поясов - по 12,5% площади A.

При заданной толщине стенки tст получим оптимальную высоту балки

opt h = Aст/tст = 0,75 A/tct. (7)

Именно заявленное распределение площади сечения между стенкой и поясами обеспечивает максимальное повышение прочностных свойств прокатных балок.

Сравнение заявленного технического решения с прототипом выявило, что в используемом прокате [1, с.259] площадь сечения стенки по отношению ко всей площади сечения составляет:

(Aст/A) 100% = например, 30Б1 (29,76 прокатная балка, патент № 2140477 0,58 прокатная балка, патент № 2140477 100%)/41,5 = 41,6 % < 75%, 35Б1 (34,66 прокатная балка, патент № 2140477 0,6 прокатная балка, патент № 2140477 100%)/48,7 = 42,7% < 75%, 40Б1 (39,58 прокатная балка, патент № 2140477 0,68 прокатная балка, патент № 2140477 100%)/60,1 = 44,8% < 75%, I30 (30 прокатная балка, патент № 2140477 0,65 прокатная балка, патент № 2140477 100%)/41,9 = 41,9 % < 75%.

Анализ изменения момента сопротивления балки Wx (2) от пропорции распределения металла между стенкой и поясами показывает, что при увеличении материалоемкости стенки от 40 до 60% момент сопротивления возрастает на 20%. При дальнейшем увеличении материалоемкости стенки от 60 до 75% момент сопротивления увеличивается лишь на 5% и достигает своего максимума. То есть вблизи максимума приращение момента сопротивления незначительно. Поэтому с целью уменьшения вертикальных габаритов балок рационально распределять металл по сечению следующим образом: на стенку - 60%, а на два пояса - 40%.

В этом случае момент сопротивления балки Wx составит 96% от своего максимума (5)

Wx = 0,18 A2/tст, (8)

а высота сечения h уменьшится на 20%

h = 0,6 A/tст. (9)

При заданном моменте сопротивления Wх площадь сечения балки A превысит минимальную (6) лишь на 2%

A = (5,5555 Wx tст)1/2.

На чертеже показана двутавровая балка 1. Она состоит из вертикальной стенки 2 и горизонтальных поясов 3.

Высота сечения h равна высоте сечения стенки. Площадь стенки

Aст = htст

является переменной, h - также переменная. Толщина стенки tст - постоянная.

Площадь всего сечения A - постоянная. Площадь сечения каждого из поясов является функцией площади стенки

Aп = (A-Aст)/2.

Примеры оптимизации сечения прокатного двутавра с параллельными гранями полок (ТУ 14-2-24-72) двутавр 30Б1.

Выполним оптимизацию в двух вариантах:

I вариант - материалоемкость стенки 75%, то есть добиваемся максимального возрастания момента сопротивления балки.

II вариант - материалоемкость стенки 60%.

Результаты оптимизации приведены в таблице.

Таким образом, I вариант обеспечивает максимальное возрастание прочности сечения (на 38,7%), но значительно увеличивается высота сечения в 53,7/29,76 = 1,8 раза. II вариант обеспечивает меньшее увеличение прочности (на 23,8%) при значительно меньшем увеличении высоты сечения в 42,9/29,76 = 1,44 раза.

Экономический эффект возник за счет увеличения несущей способности прокатных балок в 1,2 - 1,4 раза и повышении жесткости при изгибе в 2 - 2,5 раза.

Увеличение жесткости при изгибе позволяет более эффективно использовать стали повышенной прочности, когда определяющим в подборе сечения является второе, а не первое предельное состояние.

Список литературы

1. Васильченко В.Т. и др. Справочник конструктора металлических конструкций. - Киев: Будiвельник, 1980, 288 с.

2. Муханов К.К. Металлические конструкции. Учебник для вузов. -М., СИ, 1978, 572 с.

Класс E01B23/10 инвентарные рельсовые пути для больших нагрузок, например для экскаваторов 

рельсовый путь -  патент 2227188 (20.04.2004)
рельсовый блок -  патент 2216621 (20.11.2003)
устройство для соединения подкрановой конструкции с колонной -  патент 2141547 (20.11.1999)
инвентарный рельсовый путь -  патент 2098536 (10.12.1997)

Класс B66C7/00 Подкрановые пути

пружинно-фрикционная буферная система -  патент 2490202 (20.08.2013)
способ автоматического замкового соединения пары стандартных рельсов в блок с подрельсовой подкладкой -  патент 2488656 (27.07.2013)
тупиковый упор -  патент 2488543 (27.07.2013)
способ исключения возможности появления усталостных трещин в узле соединения рельса с двутавровой подкрановой балкой -  патент 2463240 (10.10.2012)
буфер крана -  патент 2458848 (20.08.2012)
способ поддомкрачивания гидродомкратом рельса и подкрановой балки -  патент 2458847 (20.08.2012)
способ гашения динамики воздействий мостовых кранов и полной разгрузки железобетонной консоли колонны, разрушающейся от коррозии бетона и арматуры -  патент 2457998 (10.08.2012)
способ неподвижного соединения рельсов в блок с подрельсовой подкладкой -  патент 2430009 (27.09.2011)
активный упор тупиковый -  патент 2418734 (20.05.2011)
замковое соединение рельса с расширителем его подошвы -  патент 2383488 (10.03.2010)
Наверх