контактная вставка токоприемника троллейбуса
Классы МПК: | B60L5/08 конструкция скользящих башмаков и их несущих средств |
Автор(ы): | Караник Ю.А., Щуров Н.И. |
Патентообладатель(и): | Караник Юрий Апполинарьевич, Щуров Николай Иванович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1997-12-16 публикация патента:
20.11.1999 |
Изобретение относится к электротранспорту и может быть использовано при изготовлении контактных вставок токоприемников троллейбусов. Контактная вставка выполнена из цветного сплава. Соотношение компонентов сплава: аллюминий 9,0 - 48,0% (мас.доля), медь 1,0 - 5,5% (мас.доля), магний до 0,1% (мас. доля), цинк - остальное. Технический результат - повышение работоспособности без увеличения износа контактной сети. 1 табл.
Рисунок 1
Формула изобретения
Контактная вставка токоприемника троллейбуса, выполненная из цветного сплава, содержащего алюминий, медь, цинк, отличающаяся тем, что компоненты сплава выполнены в следующем соотношении, с дополнительным введением в него магния до 0,1, (%, мас. доля):Алюминий - 9,0 - 48,0
Медь - 1,0 - 5,5
Магний - 0,1
Цинк - Остальное
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области электротрансопрта, в частности к получению металлических контактных вставок токоприемника троллейбуса. Известна контактная вставка токоприемника троллейбуса, выполненная из угольно-графитового состава /И. С. Ефремов и Г.В. Косарев. Теория и расчет электрооборудования подвижного состава городского электрического транспорта. М.: Высшая школа, 1976, с. 90-91/. Данные вставки имеют короткий срок службы из-за быстрого истирания. Имеется практика изготовления контактных вставок электротранспорта из сплава следующего состава, % /мас. доля/:Медь - 2,0 - 4,5
Железо - < 0,8
Кремний - < 0,8
Цинк - < 0,1
Сурьма - < 0,1
Алюминий - Остальное
Данная вставка нетехнологична в изготовлении, т.к. данный сплав не является литейным, а работоспособность вставки также низка из-за недостаточной твердости и быстрого износа. Сущность изобретения заключается в применении в качестве материала контактной вставки токоприемника троллейбуса сплавов на основе цинка типа ЦАМ, содержащих в %, /мас. доля/:
Алюминий - 9,0 - 0,48
Медь - 1,0 - 5,5
Магний - 0,1
Цинк - Остальное
например сплавов ЦАМ 9 - 1,5 Л, ЦАМ 10 - 5 Л, ЦАМ 30 - 5, ЦАМ 27-2, ЦАМ 48-2. Указанные известные сплавы применяются в качестве материала для изготовления нагруженных деталей в различных механизмах /см. прогрессивная технология и автоматизация литья под давлением. Материалы семинара. Общество "Знание" РСФСР. М., 1991, с. 56-59/. Указанные цинковые сплавы являются литейными, имеют низкую температуру литья и могут быть использованы в массовом производстве литых вставок. Ниже (см. таблицу) приводятся некоторые данные по цинковым сплавам. Сочетание высокой твердости и антифрикционных свойств сплавов системы Zn-Al-Cu обеспечивает повышение работоспособности вставок в несколько раз по сравнению с известными из графита и алюминиевого сплава без увеличения износа контактной сети. Предлагаемое техническое решение обладает новизной и соответствует критерию изобретательского уровня. Пример. В тигель электропечи загружается 23 кг алюминия марки AO и 2 кг лигатуры алюминий-медь /50% меди/, после расплавления которых в расплав вводится 25 кг цинка Ц3 и 50 кг изношенных вставок. Полученный расплав ЦАМ 48-2 заливается в кокиль для получения контактных вставок. Испытание изготовленных вставок показали увеличение их износостойкости по сравнению с серийными в 3 раза при отсутствии переноса меди на рабочую часть вставки от контактной сети. Использование изобретения позволяет снизить расход вставок и простои троллейбусов из-за замены изношенных вставок, повысить рентабельность пассажирских перевозок.
Класс B60L5/08 конструкция скользящих башмаков и их несущих средств