пост мойки легковых автомобилей
Классы МПК: | B60S3/04 для чистки наружной поверхности наземных транспортных средств |
Автор(ы): | Ляутов В.М., Певнев Н.Г., Мельников И.И. |
Патентообладатель(и): | Сибирский автомобильно-дорожный институт |
Приоритеты: |
подача заявки:
1997-08-28 публикация патента:
20.11.1999 |
Пост мойки легковых автомобилей содержит устройства для подачи воды или моечного раствора, канаву для стока и отвода воды, грязеотстойник. Канава для стока и отвода воды и грязеотстойник выполнены в кессоне, разделенном на зоны отстоя водонепроницаемыми перегородками, между которыми уложены съемные решетчатые настилы. Грязеотстойник выполнен в виде съемного лотка, расположенного в центральной части кессона, а в нижней части водонепроницаемых перегородок выполнены отверстия для перетока воды, что позволяет обеспечить экологическую безопасность, упростить конструкцию устройства, удешевить изготовление и обслуживание поста, его оперативную установку, а также его монтаж и демонтаж. 3 з.п.ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Пост мойки легковых автомобилей, содержащий устройства для подачи воды или моющего раствора, канаву для стока и отвода воды, грязеотстойник, отличающийся тем, что канава для стока и отвода воды и грязеотстойник выполнены в кессоне, разделенном на зоны отстоя водонепроницаемыми перегородками, между которыми уложены съемные решетчатые настилы, грязеотстойник представляет собой съемный лоток, расположенный в центральной части кессона, при этом верхняя часть настила по обе стороны съемного грязесборного лотка выполнена с уклонами к нему и закрыта водонепроницаемым покрытием, а в нижней части водонепроницаемых перегородок выполнены отверстия для перетока воды. 2. Пост по п.1, отличающийся тем, что под настилом между водонепроницаемыми перегородками размещены сменные фильтры улавливания нефтепродуктов и взвешенных частиц. 3. Пост по п.1, отличающийся тем, что кессон изготовлен из мягкой водонепроницаемой ткани, перегородки и настилы выполнены в виде стыкуемых модулей, укладываемых в водонепроницаемый кессон. 4. Пост по п.1, отличающийся тем, что выполнен разборным и с возможностью монтажа на ровной площадке вручную.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к автономным постам для чистки и мойки транспортных средств, в частности легковых автомобилей. Известны моечные посты, оборудованные устройствами для подачи под давлением воды или моющего раствора, канавкой для стока и отвода воды, грязеотстойником, устройством для его очистки и приспособлением для очистки воды, например, с применением химических коагулянтов с целью ее повторного использования /1/. Известен также являющийся наиболее близким к заявляемому моечный пост с канавой для стока воды и ее отвода, грязеотстойником, устройствами подачи водопроводной воды, вертикально и горизонтально перемещающихся щеточных барабанов /2/. Недостатками известных моечных постов, в том числе и выбранного за прототип, являются значительный экологический ущерб, наносимый при их эксплуатации, вследствие использования струй жидкости под напором, больших площадей для отстоя загрязненной воды и химических коагулятов для ее очистки. Исследования показали, что мойка с использованием подачи воды под напором не обеспечивает качественной и эффективной очистки поверхности, приводит к большим загрязнениям окружающего автомобиль оборудования вследствие разбрызгивания подаваемой на обливаемую поверхность воды и неоправданно большому ее расходу. Кроме того, не обеспечивается возможность оперативного оборудования временными моечными постами небольших и временных автостоянок, сезонных овощных и фруктовых оптовых рынков и т.п., создающих дешевое и экологически безопасное обслуживание автомобилей. Целью изобретения является обеспечение экологической безопасности, упрощение конструкции, удешевление изготовления и обслуживания оперативности монтажа и разборки при создании временных постов для мойки легковых автомобилей. Достигается это тем, что пост, включающий устройства для подачи, отстоя и очистки воды имеет канаву для стока и отвода воды, и грязеотстойник, выполненные в кессоне, разделенном на зоны отстоя водонепроницаемыми перегородками, между которыми уложены съемные решетчатые настилы, а грязеотстойник представляет собой съемный лоток, расположенный в центральной части кессона, под настилом между водонепроницаемыми перегородками размещены сменные фильтры улавливания нефтепродуктов и взвешенных частиц, верхняя часть настила по обе стороны съемного грязесборного лотка выполнена с уклонами к нему и закрыта водонепроницаемым покрытием. Сопоставительный анализ заявляемого устройства с прототипом показывает, что заявляемый пост отличается тем, что канавка для отстоя и стока воды и грязесборник с фильтром размещены в кессоне, разделенном на зоны отстоя водонепроницаемыми перегородками, между которыми уложены решетчатые настилы, грязеотстойник представляет собой съемный лоток, расположенный в центральной части кессона, а фильтры размещены под настилом между перегородками. Таким образом, заявляемое устройство соответствует критерию "новизна". Сравнение заявляемого устройства с другими техническими решениями позволило выявить признаки, отличающие его от прототипа и обеспечивающие достижение технического результата, заключающегося в создании экологически безопасных простых по конструкции и дешевых в эксплуатации оперативно устанавливаемых и разбираемых моечных постов. На фиг. 1 представлен поперечный разрез предлагаемого устройства с установленным автомобилем. На фиг. 2 вид сверху, где настил с покрытием на правой половине условно не показаны, благодаря чему видны расположение зон отстоя, фильтров и схема перетока оборотной воды. Предлагаемое устройство включает в себя устанавливаемый на асфальт или грунтовое основание вплотную к асфальтированному подъезду кессон 1 с зонами первичного отстоя A, вторичного отстоя Б и отбора чистой воды В, под который целесообразно уложить водонепроницаемую прокладку 2 с загнутыми к бортам краями, обложенную по периметру песком 3. Внутри кессон разделен водонепроницаемыми перегородками 4 с выполненными в их нижней части отверстиями для перетока воды, образующими зоны отстоя оборотной воды (канаву). Между перегородками уложены съемные решетчатые настилы 5, необходимые для того, чтобы автомобиль и мойщик располагались над уровнем поверхности воды. В центральной части кессона 1 между настилами 8 выполнен продольный разрыв, в котором расположен съемный грязесборный лоток 6. Под настилом 8 между перегородками 4, образующими зону Б отстоя оборотной воды, размещены сменные фильтры 7 (7-1; 7-2) для улавливания нефтепродуктов и взвешенных частиц. Вся верхняя часть настила 5 по обе стороны лотка 6 закрыта водонепроницаемым покрытием 8, которое вместе с настилом 5 выполнено с уклонами в сторону лотка 6 и предназначено для зон фильтрации и отстоя А и Б от брызг и стекающей с автомобиля грязной воды. В процессе перетока воды через отверстия в нижней части перегородок снижается ее скорость, что способствует ускорению отстоя взвешенных частиц. По обе стороны кессона в зонах очищенной воды В установлены насосные агрегаты 9, питающие шланги с моечными насадками 10. Для размещения емкостей, инвентаря, оборудования и спецодежды предусмотрен автомобильный контейнер 11, устанавливаемый поблизости от моечного поста. Для въезда автомобиля на настил имеются пандусы 12. На фиг. 2 стрелками обозначены направления перемещения грязной воды a , стекающей с автомобиля и попадающей в грязеотстойник очищенной от нефтепродуктов и взвешенных частиц воды b , воды с промежуточной разной степенью очистки c и перелива воды через перегородки между зонами отстоя d . Автомобиль устанавливается на настил 5 посередине кессона 1 с обеспечением обхода автомобиля со всех сторон. Мойщик включает насос и обливает автомобиль для предварительного размачивания загрязнений. В случае сильно связанных загрязнений производится предварительное нанесение моющего раствора из отдельной емкости при помощи губки. Мойка кузова производится моечной насадкой из мягкой щетки, подсоединенной к шлангу. Для колесных ниш и днища в случае сильных загрязнений применяют более жесткие щетки. В конце мойки производится споласкивание автомобиля чистой водой шлангом из отдельной емкости. Грязная вода, стекающая с автомобиля в процессе мойки по наклонному покрытию 8, попадает в грязесборный лоток 6. Тяжелые частицы осаждаются в лотке 6, вода со взвешенными частицами и нефтепродуктами перетекает через верх средней части лотка 6 в зоны кессона А, где происходит отстой взвешенных частиц грязи и первичная фильтрация. По мере наполнения зон А вода перетекает через фильтры 7-1 в зоны Б, расположенные по обе стороны от зон А. Из зон Б после дополнительного отстоя через фильтры 7-2 вода поступает в зону В, откуда забирается насосами для использования. Фильтры представляют собой замкнутые объемы с проницаемой оболочкой, наполненные древесными опилками. Посередине фильтр имеет водонепроницаемую перегородку, в нижней части которой выполнены отверстия, расположенные ниже рабочего уровня воды в кессоне 1, в результате чего кроме механической и абсорбционной очистки фильтры 7 не пропускают нефтепродукты, скапливающиеся в верхнем слое воды за счет обеспечения возможного перетока воды только под уровнем. По мере загрязнения фильтры 7-1 заменяются менее загрязненными фильтрами 7-2, вместо которых ставятся новые. Грязесборные лотки 6 по мере наполнения грязью очищаются. Очистка лотка 6 и замена фильтров 7 производится при откаченной из кессона 1 воде. Откачка производится в емкости контейнера 11 либо в спецмашину по мере необходимости. Ориентировочная потребность в вывозе грязи - не более одного раза в неделю в количестве до 0,5 3. При нормальном функционировании устройства подлежащие вывозу вода и грязь не содержат вредных для окружающей среды примесей и могут быть утилизованы обычным способом. Вода сливается в производственную канализацию, а грязь так же, как и убираемая с улиц города, вывозится на свалку. Утилизация использованных в фильтрах опилок, содержащих нефтепродукты, после некоторой подсушки на специально оборудованной площадке осуществляется путем сжигания в котельных установках, в печах для обжига кирпича или путем использования в качестве выгорающих добавок в производстве кирпича. Суточный расход свежей воды не более 500 л. Среднее время наружной мойки - 30 мин. Возможны варианты развертывания устройства с двумя и более моечными постами, вспомогательными постами для уборки салона, протирки, сушки и полировки кузова и т.д. В связи с вышеизложенным очевидно, что предлагаемое устройство имеет ряд преимуществ по сравнению с известными как с точки зрения охраны окружающей среды, снижения стоимости услуг по мойке автомашин в 1,5 - 2 раза по сравнению со стационарными мойками. Конструкция и технология мойки обеспечивают возможность работы ее на привозной воде и с ограниченными энергетическими ресурсами (от автомобильного аккумулятора), стимулируют владельца мойки к минимальному расходу свежей воды и максимально возможному использованию оборотной воды. С вводом предлагаемых постов количество нелегальных моек резко снизится, что приведет к улучшению санитарно-экологической обстановки любого города. Источники информации1. Техническая эксплуатация автомобилей./ Под ред. Г.В.Крамаренко. - М.: Транспорт, 1983. - с. 118, 119. 2. Я.И. Несвитский. Техническая характеристика эксплуатации автомобилей. Киев, Виша школа, 1971 г. - с. 169, 170.
Класс B60S3/04 для чистки наружной поверхности наземных транспортных средств