задвижка

Классы МПК:F16K3/02 с плоскими седловыми поверхностями; уплотнения для них 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Общество с ограниченной ответственностью "ТЕКСКОМП-КИТЭМА"
Приоритеты:
подача заявки:
1998-05-05
публикация патента:

Изобретение относится к запорной арматуре и предназначено для перекрытия потоков рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу. Задвижка содержит корпус с седлами, взаимодействующий с ними и связанный со шпинделем шибер и сальник. По меньшей мере, одно из седел выполнено в виде втулки в форме одностороннего клина и взаимодействует с корпусом наклонной поверхностью. Задвижка снабжена устройством для сообщения втулке перемещения в направлении клина. Такое выполнение обеспечивает повышение герметичности задвижки при ее эксплуатации в жестких условиях. 5 з.п.ф-лы, 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6

Формула изобретения

1. Задвижка, содержащая корпус с седлами, взаимодействующий с ними шибер, связанный со шпинделем, и сальник, отличающаяся тем, что, по меньшей мере, одно из седел выполнено в виде втулки, имеющей форму одностороннего клина и взаимодействующей с корпусом наклонной поверхностью, причем задвижка снабжена устройством для сообщения втулке перемещения в направлении клина.

2. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что клин расположен в плоскости, параллельной плоскости движения шибера.

3. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что клин расположен в плоскости, перпендикулярной плоскости движения шибера.

4. Задвижка по п.2, отличающаяся тем, что упомянутое устройство выполнено в виде фланцевого выступа на втулке, расположенного с возможностью взаимодействия с кромкой шибера.

5. Задвижка по п.3, отличающаяся тем, что упомянутое устройство расположено на корпусе с возможностью взаимодействия с втулкой.

6. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что втулка либо ее наклонная поверхность выполнены из упругодеформируемого материала.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к запорной арматуре и используется в составе магистральных трубопроводов, транспортирующих жидкость или газ.

Известны задвижки шиберного типа, содержащие корпус с седлами и запорный орган, совершающий скользящее движение вдоль седловой поверхности (SU, N571647, кл. F 16 K 3/10, 1974 г.; SU, N 1180616, кл. F 16 K 3/04, 1984 г.). При транспортировании сильно загрязненной среды под большим давлением нарушается герметичность задвижки в области седел, особенно при значительных габаритах задвижки.

Наиболее близким решением к заявляемому является задвижка по заявке PCT/US91/0432, опубликованной под N WO 91/19122, 1991 г. Она содержит корпус с седлами, шибер ножевой формы, сальник, приводное и крепежные средства. Как и в описанных выше задвижках, уплотнение пары "седло-корпус" оказывается недостаточным при эксплуатации ее в жестких условиях. Настоящее изобретение решает задачу устранения упомянутых дефектов путем изменения формы седла с целью обеспечения надежного контакта его с шибером в закрытом состоянии задвижки.

Задача решается тем, что в задвижке, содержащей корпус с седлами, шибер, связанный со шпинделем, и сальник, по меньшей мере одно из седел выполнено в виде втулки, имеющей форму одностороннего клина и взаимодействующей с корпусом наклонной поверхностью, причем задвижка снабжена устройством для сообщения втулке перемещения в направлении клина. При этом клин расположен либо в плоскости, параллельной плоскости движения шибера, либо в плоскости, перпендикулярной последней. В первом случае установленное свободно седло движением шибера перемещается в направлении днища корпуса, происходит "заклинивание" седла относительно корпуса и шибера, при этом клин может быть направлен как в сторону днища корпуса, так и от него. Упомянутое устройство в этом случае выполнено в виде фланцевого выступа, расположенного на втулке со стороны днища корпуса с возможностью взаимодействия с кромкой шибера. Помимо прочего выступ защищает "застойную" зону корпуса от попадания твердых компонентов среды и накопления осадка. Для обеспечения возврата седла в начальное положение между корпусом и выступом может быть помещена пружина. В случае расположения оси клина в плоскости, перпендикулярной плоскости движения шибера, упомянутое устройство расположено на корпусе задвижки с возможностью взаимодействия с втулкой и выполнено, например, в виде упора, связанного с корпусом по резьбе. Для повышения герметичности втулка либо ее клиновая поверхность могут быть выполнены из упругодеформируемого материала.

Изобретение поясняется описанием и приложенными к нему чертежами. На фиг. 1 - 4 изображена задвижка в разрезе по п.п. 1, 2 и 4, на фиг. 5, 6 - в разрезе часть корпуса задвижки в области седел по п.п. 1, 3 и 5.

Задвижка содержит корпус 1 с седлами 2, взаимодействующими с шибером 3, связанным со шпинделем 4, а также сальник 5, опоры 6 и привод шибера, включающий гайку 7 и маховик 8. Седла выполнены в виде втулок, причем по меньшей мере одно из них - с клиновой поверхностью 9, взаимодействующей с ответной ей по форме поверхностью корпуса. Поверхность может быть снабжена покрытием 10 из упругодеформируемого материала. В нижней части втулки выполнен выступ 11, расположенный с возможностью взаимодействия с кромкой шибера. Между выступом 11 и днищем корпуса может быть установлена пружина 12. Седло 2 в виде втулки с клиновой поверхностью, расположенной таким образом, что ось клина лежит в плоскости, перпендикулярной плоскости движения шибера, контактирует с упором 13, связанным с корпусом 1 по резьбе и сообщающим втулке дополнительное движение вдоль оси клина.

Задвижка работает следующим образом. В положении "открыто" шибер 3 находится в верхнем положении и рабочая среда свободно проходит через нее. Поворотом маховика 8, связанного с гайкой 7, шпинделю 4 и соединенному с ним шиберу 3 сообщается поступательное движение вниз, и он перекрывает путь рабочей среде. При нажатии кромки шибера на фланец 11 седло 2 "заклинивается" между поверхностями шибера и корпуса. Предложенная конструкция седла повышает степень герметичности пары "седло-шибер". Для надежности уплотнения седло может быть поджато поворотом упора 13 относительно корпуса 1. Возвратному движению седла способствует пружина 12.

Изобретение может быть использовано для перекрытия потоков сильно загрязненных сред, транспортируемых по трубопроводам, и наиболее эффективно для задвижек средних и больших габаритов.

Класс F16K3/02 с плоскими седловыми поверхностями; уплотнения для них 

узел затвора клиновой задвижки -  патент 2518704 (10.06.2014)
износостойкий запорный узел "игр" -  патент 2516758 (20.05.2014)
дроссельно-регулирующее устройство -  патент 2514328 (27.04.2014)
запорный клапан с невыдвижным шпинделем -  патент 2510475 (27.03.2014)
запорно-регулирующая задвижка -  патент 2502908 (27.12.2013)
регулирующее устройство -  патент 2498137 (10.11.2013)
средства управления задвижкой с невыдвижным шпинделем и электроприводом -  патент 2489630 (10.08.2013)
задвижка запорная -  патент 2470209 (20.12.2012)
клапан -  патент 2468271 (27.11.2012)
клапан регулирующий шиберный -  патент 2466318 (10.11.2012)
Наверх