стержневой тепловыделяющий элемент водо-водяного энергетического реактора
Классы МПК: | G21C3/00 Реакторные топливные элементы и их блоки; выбор вещества для использования в качестве реакторных топливных элементов G21C3/02 топливные элементы G21C3/26 с порошкообразным делящимся или воспроизводящим веществом внутри неактивного кожуха G21C3/36 блоки топливных элементов в виде пластин или коаксиальных труб |
Автор(ы): | Алексеев П.Н., Горохов В.Ф., Доронин А.С., Духовенский А.С., Лунин Г.Л., Прошкин А.А., Панюшкин А.К., Межуев В.А., Потоскаев Г.Г., Курсков В.С., Бек Е.Г., Иванов А.В. |
Патентообладатель(и): | ОАО "Машиностроительный завод" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1997-05-30 публикация патента:
20.12.1999 |
Использование: в ядерной технике, касается усовершенствования конструкций стержневых тепловыделяющих элементов, входящих в состав активной зоны водоводяного энергетического реактора. Сущность: стержневой тепловыделяющий элемент водо-водяного энергетического реактора содержит топливный сердечник, размещенный в цилиндрической оболочке. Наружный диаметр оболочки твэла выбран от 5,8510-3 до 6,9910-3 м, а топливный сердечник имеет диаметр от 4,8810-3 до 5,7410-3 м и массу от 0,62 до 0,96 кг. В результате расширяется диапазон маневрирования мощностью реактора, повышается глубина выгорания топлива в твэлах и снижается вероятность их разгерметизации. 4 з.п.ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. Стержневой тепловыделяющий элемент водо-водяного энергетического реактора, содержащий топливный сердечник, размещенный в цилиндрической оболочке, отличающийся тем, что наружный диаметр оболочки составляет 5,85 10-3 - 6,99 10-3 м, а топливный сердечник имеет диаметр 4,88 10-3 - 5,74 10-3 м и массу 0,62 - 0,96 кг. 2. Стержневой тепловыделяющий элемент водо-водяного энергетического реактора по п. 1, отличающийся тем, что наружный диаметр оболочки составляет 5,85 10-3 - 6,17 10-3 м, а топливный сердечник имеет диаметр 4,88 10-3 - 5,07 10-3 м и массу 0,67 - 0,75 кг или наружный диаметр оболочки составляет 6,66 10-3 - 6,99 10-3 м, а топливный сердечник имеет диаметр 5,53 10-3 - 5,74 10-3 м и массу от 0,86 - 0,96 кг. 3. Стержневой тепловыделяющий элемент водо-водяного энергетического реактора по п.1, отличающийся тем, что внутренний диаметр оболочки составляет 5,0 10-3 - 5,93 10-3 м. 4. Стержневой тепловыделяющий элемент водо-водяного энергетического реактора по п.1, и/или 2, и/или 3, отличающийся тем, что наружный и внутренний диаметры оболочки составляют соответственно в пределах 6,76 10-3 - 6,88 10-3 м и 5,76 10-3 - 5,83 10-3 м, а топливный сердечник имеет диаметр 5,62 10-3 - 5,66 10-3 м и массу 0,89 - 0,93 кг, или наружный и внутренний диаметры оболочки составляют соответственно 5,97 10-3 - 6,07 10-3 м и 5,08 10-3 - 5,14 10-3 м, а топливный сердечник имеет диаметр 4,96 10-3 - 4,98 10-3 м, и массу 0,69 - 0,72 кг. 5. Стержневой тепловыделяющий элемент водо-водяного энергетического реактора по п. 1, и/или 2, и/или 3, и/или 4, отличающийся тем, что топливный сердечник набран из таблеток со средней плотностью диоксида урана 10,4 103 - 10,7 103 кг/м3.Описание изобретения к патенту
Область техники, к которой относится изобретениеИзобретение относится к ядерной технике и касается усовершенствования конструкций тепловыделяющих элементов, входящих в состав активной зоны, и может найти применение в различных типах водоохлаждаемых ядерных реакторов, использующих твэлы, установленные параллельно друг другу, особенно в водо-водяных энергетических реакторах тепловой мощностью порядка (2600 - 3900) МВт, применяемых как источник тепла для электростанций, в силовых установках и пр. Уровень техники
В настоящее время получили широкое распространение в современных ядерных реакторах стержневые тепловыделяющие элементы. Стержневой твэл имеет топливный сердечник, состоящий из отдельных таблеток или стерженьков цилиндрической формы, размещенных в оболочке, которая является конструкционным несущим элементом (см. А. Г. Самойлов, Тепловыделяющие элементы ядерных реакторов, М. , Энергоатомиздат, 1985, с. 99 - 107). Такую конструкцию имеют, например, твэлы реакторов ВВЭР-1000. Диаметр стержневых твэлов в целях увеличения поверхности теплообмена и снижения температурных напряжений, вызванных перепадом температур, принимается, возможно, меньшим, и варьируется в реальных конструкциях водо-водяных реакторов с водой под давлением от 7.3510-3 м до 1510-3 м (см. Г. Н. Ушаков, Технологические каналы и тепловыделяющие элементы ядерных реакторов, М. , Энергоиздат, 1981, с. 32-36). При повышении величины требуемой энергонапряженности или для повышения безопасности эксплуатации при заданной нагрузке из-за ограничений, связанных с допустимой температурой топлива и теплопередачей, стремятся к увеличению отношения поверхности твэла к его объему, при котором обеспечивается уменьшение теплового потока на единицу поверхности за счет увеличения поверхности. Понижение удельных тепловых нагрузок на твэлы может достигаться за счет использования твэлов с уменьшенным диаметром. Известные конструкции прутковых (стержневые твэлы большой длины, цельные по всей высоте активной зоны) и проволочных (диаметром меньше 310-3 м) твэлов позволяют уменьшить линейную нагрузку на твэл. Так, прутковые твэлы, содержащие топливный сердечник из металлического урана, имеют диаметр 6.310-3 м, длину 3.9 м и максимальную рабочую температуру 500oC. Однако прутковые твэлы нашли свое применение в реакторах с тяжеловодным замедлителем и газовым теплоносителем, например, в реакторе КС-150 (см. Г. Н. Ушаков, Технологические каналы и тепловыделяющие элементы ядерных реакторов, М. , Энергоиздат, 1981, с. 40-43). Проволочные твэлы просты по конструкции и технологии изготовления, однако использование проволочных твэлов предусматривает поперечное обтекание их потоком теплоносителя. Кроме того, практического применения такие твэлы пока не нашли (см. Г. Н. Ушаков, Технологические каналы и тепловыделяющие элементы ядерных реакторов, М., Энергоиздат, 1981, с. 42). Наиболее близким по технической сущности к описываемому техническому решению в настоящем изобретении является тепловыделяющий элемент водо-водяного энергетического реактора, содержащий топливный сердечник, размещенный в цилиндрической оболочке, и концевые детали (см. Г. Н. Ушаков, Технологические каналы и тепловыделяющие элементы ядерных реакторов, М., Энергоиздат, 1981, с. 8-31). Известный твэл обеспечивает относительно высокий уровень выгорания топлива и хорошо себя зарекомендовал за время эксплуатации на отечественных и зарубежных АЭС с реакторами ВВЭР-1000. Однако следует отметить, что в случае перегрева оболочек твэлов, возникающего при изменении условий их охлаждения, может произойти разгерметизация и даже разрушение твэлов. Дело в том, что низкая теплопроводность окисного топлива, используемого в реакторах ВВЭР-1000, обуславливает его высокую температуру при работе в режимах нормальной эксплуатации, относительно большое количество аккумулированного тепла и, как следствие, при аварии с обесточиванием АЭС и при аварии с потерей теплоносителя это приводит к значительному разогреву оболочек твэлов в первые несколько секунд. Достигаемые при авариях с потерей теплоносителя температуры при использовании штатных ТВС в значительной мере зависят от исходных тепловых линейных нагрузок на твэл. Так, при большой течи первого контура реактора ВВЭР-1000, твэлы с максимальной тепловой нагрузкой 44.8 кВт/м к пятой секунде имеют расчетную температуру оболочки 875oC. В то же время в этих же условиях твэлы с нагрузкой, близкой к средней 17 кВт/м, разогреваются до 550-600oC. Экспериментальные и расчетные исследования показывают, что с точки зрения предотвращения возможности разгерметизации твэлов применительно к авариям с потерей теплоносителя, предельные температуры оболочек не должны превышать уровень 700-750oC. Следовательно, если в активной зоне реактора ВВЭР-1000 снизить максимальные тепловые нагрузки до уровня средних, то возможный разогрев оболочек не превысил бы вышеупомянутого предельного уровня температур. Это принципиально решает проблему возможной разгерметизации твэлов на начальном этапе аварии с потерей теплоносителя. В особенности данная проблема усугубляется при повышении глубины выгорания топлива, когда работоспособность твэлов даже в нормальных условиях эксплуатации близка к предельно допустимой. Из вышеизложенного следует, что для повышения уровня безопасности действующих и вновь проектируемых АЭС с ВВЭР-1000 необходимо разработать стержневые твэлы контейнерной конструкции уменьшенного диаметра (при условии сохранения мощности реактора и близкого к штатной тепловыделяющей сборке (ТВС) водо-уранового отношения топливной решетки), которые позволят принципиально решить проблему возможной разгерметизации твэлов на начальном этапе аварии с потерей теплоносителя. Кроме того, при разработке модернизированной активной зоны реактора ВВЭР-1000 необходимо осуществить выбор основных параметров из условия максимального сохранения конструкции активной зоны и ядерной энергоустановки, а также обеспечения нейтронно-физических и теплогидравлических характеристик, близких к штатным характеристикам активной зоны реактора ВВЭР-1000, так как задачей настоящего изобретения не является разработка принципиально нового реактора. Такой подход вызывает определенные ограничения, накладываемые на выбор основных параметров модернизированной активной зоны реактора ВВЭР-1000, которые сводятся к следующему:
- размер "под ключ" (23410-3 м) и высота модернизированной ТВС должны быть такими же, как и в штатной конструкции ТВС ВВЭР-1000;
- количество твэлов с уменьшенным диаметром в модернизированной ТВС должно обеспечивать снижение максимальных линейных тепловых нагрузок в твэлах модернизированной активной зоны до уровня средних нагрузок твэлов штатной активной зоны реактора ВВЭР-1000;
- изменение значения удельной загрузки топлива в модернизированной ТВС по сравнению со штатной конструкцией ТВС реактора ВВЭР-1000 не должна превышать 21%;
- увеличение гидравлических потерь на трение в модернизированной ТВС по сравнению со штатной конструкцией ТВС не должно превышать имеющихся запасов по напору ГЦН реактора ВВЭР-1000;
- размещение органов СУЗ должно быть таким же, как и в штатной активной зоне ВВЭР-1000. Сущность изобретения
Задачей настоящего изобретения является создание новых стержневых тепловыделяющих элементов для реактора типа ВВЭР-1000, обладающих повышенной работоспособностью как в нормальных условиях эксплуатации, так и в аварийных режимах при увеличенной безопасности, или существенное повышение работоспособности при сохранении уровня безопасности. В результате решения данной задачи реализуются новые технические результаты, заключающиеся в том, что обеспечивается возможность расширения диапазона маневрирования мощностью реактора, повышения выгорания топлива в твэлах и снижается вероятность разгерметизации твэлов. Данные технические результаты достигаются тем, что в тепловыделяющем элементе водо-водяного энергетического реактора, содержащем топливный сердечник, размещенный в цилиндрической оболочке, наружный диаметр оболочки выбран от 5.8510-3 м до 6.9910-3 м, а топливный сердечник имеет диаметр от 4.8810-3 м до 5.7410-3 м и массу от 0.62 кг до 0.96 кг. Отличительной особенностью настоящего изобретения является то, что наружный диаметр оболочки выбран от 5.8510-3 м до 6.9910-3 м, а топливный сердечник имеет диаметр от 4.8810-3 м до 5.7410-3 м и массу от 0.62 кг до 0.96 кг, что характеризует новую концепцию твэлов, и соответственно тепловыделяющих сборок ВВЭР-1000, обладающих повышенной работоспособностью как в нормальных условиях эксплуатации, так и в аварийных режимах, и обусловлено следующим. Поскольку топливный сердечник размещен в оболочке, выполненной с наружным диаметром от 5.8510-3 м до 6.9910-3 м, а сам топливный сердечник имеет диаметр от 4.8810-3 м до 5.7410-3 м и массу от 0.62 кг до 0.96 кг, то средняя линейная тепловая нагрузка на твэлы ВВЭР-1000 уменьшается в 1.65 - 1.91 раза при условии сохранения номинальной мощности реакторов и обеспечения нейтронно-физических и теплогидравлических характеристик, близких к штатным характеристикам реакторов ВВЭР-1000. Наружный диаметр оболочки целесообразно выбрать от 5.8510-3 м до 6.1710-3 м, а топливный сердечник должен иметь диаметр от 4.8810-3 м до 5.0710-3 м и массу от 0.67 кг до 0.75 кг или наружный диаметр оболочки следует выбрать от 6.6610-3 м до 6.9910-3 м, а топливный сердечник должен иметь диаметр от 5.5310-3 м до 5.7410-3 м и массу от 0.86 кг до 0.96 кг. Причем внутренний диаметр оболочки может быть выбран от 5.0010-3 м до 5.9310-3 м. Наиболее целесообразно выполнить твэл, у которого наружный и внутренний диаметры оболочки выбраны соответственно от 6.7610-3 м до 6.8810-3 м и от 5.7610-3 до 5.8310-3 м, а топливный сердечник имеет диаметр от 5.6210-3 м до 5.6610-3 м и массу от 0.89 кг до 0.93 кг, или наружный и внутренний диаметры оболочки выбраны соответственно от 5.9710-3 м до 6.0710-3 м и от 5.0810-3 м до 5.1410-3 м, а топливный сердечник имеет диаметр от 4.9610-3 м до 4.9810-3 м и массу от 0.69 кг до 0.72 кг. Кроме того, топливный сердечник может быть набран из таблеток со средней плотностью диоксида урана от 10.4103 кг/м3 до 10.7103 кг/м3. Следует подчеркнуть, что только вся совокупность существенных признаков обеспечивает решение поставленной задачи изобретения и получение вышеуказанных новых технических результатов. Действительно известны твэлы с наружным диаметром оболочки 6.310-3 м. Однако выбор лишь единичного значения наружного диаметра оболочки твэла без указания диапазонов необходимых значений диаметров топливного сердечника и его массы и их взаимосвязи (что предполагает комбинации входящих в них конкретных величин) не позволяет реализовать новые технические результаты. Кроме того, комбинации величин, составляющих отмеченные диапазоны наружного диаметра оболочки, диаметра сердечника без выбора величины массы топливного сердечника (диоксида урана), приводит к возможности несоблюдения допустимого изменения значения водо-уранового отношения топливной решетки, которое позволяет принципиально решить (при условии сохранения мощности реактора) поставленную задачу. Перечень фигур
На фиг. 1 изображен вариант продольного разреза описываемого твэла для реактора ВВЭР-1000, на фиг. 2 представлены кривые, характеризующие изменение максимальной температуры оболочки наиболее энергонапряженного штатного и описываемого твэла ВВЭР-1000 при аварии с разрывом трубопровода Ду 850, на фиг. 3 представлены кривые, характеризующие изменение максимальной температуры оболочки средненапряженного штатного и описываемого твэла ВВЭР-1000 при аварии с разрывом трубопровода Ду 850. Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения
Тепловыделяющий элемент 1 включает топливный сердечник 2, выполненный диаметром от 4.8810-3 м до 5.7410-3 м в виде таблеток 3 (сплошных и/или с центральным отверстием) или стерженьков 4, размещенных в оболочке 5, которая является конструкционным несущим элементом и к которой крепятся концевые детали 6 (см. фиг. 1). Оболочка 5 в течение эксплуатации подвергается напряжениям за счет расширения и распухания топлива, а также вследствие газовыделения из топлива, особенно в местах, соответствующих границе раздела таблеток или стерженьков. Устранение данных негативных моментов осуществляется профилированием формы таблеток 3 или стерженьков 4, в частности путем выполнения их торцов 7 вогнутыми (см. фиг. 1) или с конической формой боковой поверхности в районе торцов (на чертеже не показано). В качестве материала таблеток 3 наиболее целесообразно использовать спрессованный и спеченный диоксид урана со средней плотностью 10.4103 - 10.7103 кг/м3, но могут использоваться также окись тория и карбиды урана. Масса урана в твэлах составляет 0.54 - 0.84 кг. При выборе толщины оболочки твэла модернизированной активной зоны наиболее целесообразно сохранить отношение толщины оболочки к наружному диаметру описываемого твэла таким же, как и в штатных твэлах реактора ВВЭР-1000, что с учетом сохранения величины давления заполнения гелием 2 МПа позволяет гарантировать устойчивость оболочек модернизированной активной зоны не меньшую, чем для штатных твэлов. Кроме того, необходимо также учитывать условие, касающееся того, что радиальный зазор между топливным сердечником 2 и оболочкой 5 в описываемых твэлах был не менее 0.0510-3 м. Это условие обусловлено технологическими трудностями при сборке твэлов. Вследствие низкой теплопроводности материала топливного сердечника 2, а также с учетом вышеприведенных условий, оболочка 5 стержневого твэла должна иметь наружный и соответственно внутренний диаметры от 5.8510-3 м до 6.9910-3 м и от 5.010-3 м до 5.9310-3 м. Дело в том, что из первых двух вышеуказанных условий следует, что относительный шаг между твэлами должен обеспечить водо-урановое отношение для модернизированной активной зоны, близкое к водо-урановому отношению решеток действующих ВВЭР-1000. Принимая во внимание все вышеуказанные условия, а также результаты нейтронно-физических, теплогидравлических, термомеханических расчетов и, прежде всего, результаты анализов аварий ВВЭР-1000 с течами теплоносителя из первого контура, были определены границы диапазонов основных характеристик описываемого твэла для модернизированной активной зоны реактора ВВЭР-1000, а именно:
- наружный диаметр оболочки описываемого твэла выбран от 5.8510-3 м до 6.9910-3 м;
- внутренний диаметр оболочки описываемого твэла выбран от 5.010-3 м до 5.9310-3 м;
- диаметр топливного сердечника описываемого твэла выбран от 4.8810-3 м до 5.7410-3 м;
- масса топливного сердечника описываемого твэла выбрана от 0.62 кг до 0.96 кг. Действительно, выполнение описываемого твэла реактора ВВЭР-1000 наружным диаметром менее 5.8510-3 м (например, 5.810-3 м) и соответственно выполнение топливного сердечника диаметром и массой не более 4.8810-3 м и 0.62 кг приводит к невыполнению условия, касающегося возможности изменения относительной удельной загрузки топлива в модернизированной ТВС реактора ВВЭР-1000 по сравнению со штатной конструкцией ТВС ВВЭР-1000 (превышение 30%), а выполнение твэла наружным диаметром более 6.9910-3 м (например, 7.010-3 м) и соответственно выполнение топливного сердечника диаметром и массой не менее 5.7410-3 м и 0.96 кг приводит к невыполнению условия, касающегося возможного увеличения гидравлических потерь на трение в модернизированной ТВС реактора ВВЭР-1000 по сравнению со штатной конструкцией ТВС ВВЭР-1000 (превышение более 25%). Следует отметить, что первые два вышеуказанные условия позволяют уточнить наиболее предпочтительные границы диапазонов основных характеристик описываемого твэла для модернизированной активной зоны реактора ВВЭР-1000, а именно:
- наружный диаметр оболочки описываемого твэла выбран от 5.8510-3 м до 6.1710-3 м или от 6.6610-3 м до 6.9910-3м;
- внутренний диаметр оболочки описываемого твэла выбран от 5.010-3 м до 5.2210-3 м или от 5.6710-3 м до 5.9310-3м;
- диаметр топливного сердечника описываемого твэла выбран от 4.8810-3 м до 5.0710-3 м или от 5.5310-3 м до 5.7410-3м;
- масса топливного сердечника описываемого твэла выбрана от 0.67 кг до 0.75 кг или от 0.86 кг до 0.96 кг. Кроме того, из первого и пятого вышеуказанных условий следует, что для модернизированной активной зоны ВВЭР-1000 наиболее целесообразным является выполнение твэлов со следующими характеристиками:
- наружный диаметр оболочки описываемого твэла выбран от 5.9710-3 м до 6.0710-3 м или от 6.7610-3 м до 6.8810-3м;
- внутренний диаметр оболочки описываемого твэла выбран от 5.0810-3 м до 5.1410-3 м или от 5.7610-3 м до 5.8310-3м;
- диаметр топливного сердечника описываемого твэла выбран от 4.9610-3 м до 4.9810-3 м или от 5.6210-3 м до 5.6610-3м;
- масса топливного сердечника описываемого твэла выбрана от 0.69 кг до 0.72 кг или от 0.89 кг до 0.93 кг. При эксплуатации рабочее тело (теплоноситель первого контура) омывает наружную поверхность оболочки 5 твэла 1 и тем самым осуществляет теплоотвод от топливного сердечника 2. На фиг. 2 и фиг. 3 в качестве примера приведены кривые, характеризующие изменение при МПА температуры оболочек описываемых твэлов с максимальной и средней линейной нагрузкой для штатной (наружный диаметр оболочки штатного твэла 9.1010-3 м) и модернизированной (наружный диаметр оболочки описываемого твэла 8.610-3 м) активной зоны реактора ВВЭР-1000. Анализ состояния твэлов показывает, что для "горячего" твэла (твэла, имеющего максимальную тепловую линейную нагрузку) снижение максимальной температуры составляет 278oC, а для твэлов со средней нагрузкой 142oC. Такие величины снижения температуры оболочки твэлов принципиальным образом изменяют уровень работоспособности твэлов и прогнозируемую степень безопасности реактора ВВЭР-1000. В первую очередь это связано с сильной зависимостью механических свойств материала оболочки от температуры в области T > 550oC, а также интенсивно возрастающим вкладом пароциркониевой реакции при температурах T > 700oC. Поэтому переход к модернизированной зоне и соответственно снижение максимальной температуры при МПА с 900oC до уровня ниже 600oC в значительной степени исключает влияние пароциркониевой реакции на изменение свойств материала и геометрических размеров оболочек твэлов. Следует также отметить, что твэлы модернизированной активной зоны ВВЭР-1000 вследствие снижения удельных тепловых нагрузок имеют значительно более низкие температуры топлива и обладают повышенной работоспособностью из-за уменьшения воздействия на оболочку давления газообразных продуктов деления. Пониженный выход их в твэлах модернизирнованной зоны приводит также к меньшему коррозионному воздействию на оболочку со стороны топлива. Это дает основания полагать (расчетное обоснование), что в описываемых твэлах модернизированной активной зоны реактора ВВЭР-1000 реально достижение среднего выгорания топлива 55-60 МВтсут/кг. Работоспособность твэлов в переходных режимах работы, связанных с маневрированием мощностью, обусловлена многими факторами: уровнем тепловых нагрузок, предысторией работы, скоростью и величиной изменения мощности, коррозионным воздействием на оболочку со стороны топливного сердечника и др. Для избежания разгерметизации твэлов в маневренных режимах вводятся ограничения по скорости и диапазону подъема мощности штатного реактора, что приводит к экономическим потерям. Значения допустимой "ступеньки" подъема мощности наиболее резко снижаются с увеличением как выгорания топлива, так и исходной линейной нагрузки. Поэтому снижение тепловых нагрузок твэлов является одним из самых эффективных путей в решении этой проблемы. Уменьшение максимальных тепловых линейных нагрузок от 40 кВт/м до 20 кВт/м практически дает неограниченные возможности в изменении мощности для существующих конструкций твэлов. Средняя линейная нагрузка описываемого твэла модернизированной активной зоны реактора ВВЭР-1000 равна, например, 9.48 кВт/м для твэлов диаметром 6.810-3 м и 8.22 кВт/м для твэлов диаметром 6.010-3 м (для штатного твэла диаметром 9.110-3 м средняя линейная нагрузка равна 15.67 кВт/м). Поэтому переход к пониженным тепловым нагрузкам в описываемых твэлах модернизированной активной зоны реактора ВВЭР-1000 принципиально расширяет диапазон маневрирования мощностью реактора. На основании вышеизложенного можно констатировать, что переход на модернизированную активную зону с описываемыми твэлами в реакторах ВВЭР-1000 дает возможность понизить тепловые нагрузки на твэл в 1.6 - 2.0 раза. Такое значительное снижение линейных тепловых нагрузок в описываемых твэлах модернизированной активной зоны реактора ВВЭР-1000:
- повысить безопасность энергоустановки с реактором ВВЭР-1000;
- обеспечить возможность решения проблемы, связанной с маневрированием мощности реактора ВВЭР-1000;
- увеличить работоспособность твэлов в нормальных условиях эксплуатации, что дает основания считать реальным достижение среднего выгорания топлива в твэлах 55-60 МВтсут/кг. Следует отметить, что описываемые стержневые твэлы могут быть использованы не только в реакторах ВВЭР-1000, но и в реакторах типа ВВЭР-440 и РБМК, а также в иных водо-водяных реакторах с кипящей водой, в водо-водяных реакторах с водой под давлением, и в тяжеловодных реакторах.
Класс G21C3/00 Реакторные топливные элементы и их блоки; выбор вещества для использования в качестве реакторных топливных элементов
Класс G21C3/02 топливные элементы
Класс G21C3/26 с порошкообразным делящимся или воспроизводящим веществом внутри неактивного кожуха
Класс G21C3/36 блоки топливных элементов в виде пластин или коаксиальных труб