пневмоклапан
Классы МПК: | F01D17/10 конечные исполнительные механизмы F16K31/143 с воздействием жидкости или газа на поршень |
Автор(ы): | Коленко Н.Н., Духанин Ю.И., Шмытов Н.А. |
Патентообладатель(и): | Закрытое акционерное общество Научно-производственное объединение "Аркон" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-01-28 публикация патента:
27.12.1999 |
Пневмоклапан предназначен для запорной арматуры, в которой для пневмоуправления используется рабочий газ. Пневмоклапан включает корпус с седлом, клапан с уплотнителем, проточную часть, поршневой пневмопривод с щелевым уплотнением поршня. Клапан установлен непосредственно в проточную часть и управляется с помощью рабочей среды. Поршневой пневмопривод выполнен одностороннего действия. Диаметр поршня пневмопривода меньше диаметра клапана. На клапане имеется буртик, защищающий уплотнитель от эрозии. Такое выполнение клапана позволит повысить надежность его работы в условиях заданного перепада давления и снижения расхода управляющего газа. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Пневмоклапан, включающий корпус с седлом, клапан с уплотнителем, проточную часть, поршневой пневмопривод с щелевым уплотнением поршня и штока, установленный непосредственно в проточную часть и управляемый с помощью рабочей среды, отличающийся тем, что поршневой пневмопривод одностороннего действия, а диаметр поршня пневмопривода меньше диаметра клапана, на котором имеется буртик, защищающий уплотнитель от эрозии.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области турбостроения и, в частности, к запорной трубопроводной арматуре с пневмоприводом, приводимым в действие давлением рабочей среды. Изобретение может быть широко применимо в энергетических установках, в которых наряду с рабочими установлены резервные газовые или паровые турбины. Известны пневмоклапаны с поршневым пневмоприводом двустороннего или одностороннего действия, применяемые в обвязке газотурбинных и паротурбинных установок и обеспечивающие автоматический режим их работы [1]. Недостатками данной арматуры являются:- сложность и громоздкость;
- наличие специальной системы пневмоуправления, требующей отдельного источника управляющего давления;
- возможность открытия арматуры при больших перепадах давления на клапане, что может привести к выходу из строя или разрушению турбины в процессе ее пуска или останова, а также при пуске резервных турбинных агрегатов, что, в свою очередь, требует установки дополнительной регулирующей арматуры и введения защитных блокировок. Известна также конструкция пневмоклапана, в которой в качестве поршневого привода используется сам клапан, приводимый в действие с помощью рабочего технологического потока [2]. Указанная конструкция отличается простотой, но обладает тремя существенными недостатками:
- открытие клапана осуществляется при наличии перепада давления на нем, равного рабочему, что может привести к выходу из строя всего турбинного агрегата или отдельных его элементов, например подшипников;
- невозможность автономной работы пневмоклапана при отсутствии рабочего давления в проточной части пневмоклапана, что делает чрезвычайно сложным проведение пуско-наладочных и ремонтных работ;
- уплотнительные поверхности клапана и седла подвержены эрозии за счет потока технологической среды вследствие отсутствия защиты этих поверхностей. Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является пневмоклапан, включающий корпус с седлом, клапан с уплотнителем, проточную часть, поршневой пневмопривод с щелевым уплотнением поршня и штока, установленный непосредственно в проточную часть и управляемый с помощью рабочей среды, при этом давление управляющего газа равно давлению рабочей среды [3]. Недостаток данного пневмоклапана заключается в том, что в нем используется поршневой пневмопривод двустороннего действия, при этом диаметр поршня пневмопривода выполнен больше, чем диаметр клапана. Такое исполнение требует при использовании пневмоклапанов в обвязке паровых или газовых турбин установки автоматической защитной блокировки на открытие в случае, если перепад давления на клапане выше величины, безопасной для конструкции турбины. Кроме того, такое конструктивное решение приводит к значительному расходу управляющего газа, требует сложной системы пневмоуправления, а также применения специальных материалов, технологических производственных процессов для получения эрозионностойких уплотнительных поверхностей (например, в виде твердосплавных наплавок) клапана, что, в свою очередь, приводит еще к большей мощности привода. Решаемая задача - повышение надежности срабатывания при заданном перепаде давления на клапане, безопасном для турбины, без усложнения системы управления и уменьшение расхода управляющего газа. С этой целью установлен поршневой пневмопривод одностороннего действия, а диаметр поршня пневмопривода выполнен меньше диаметра клапана, на котором имеется буртик, защищающий уплотнитель от эрозии. Такое конструктивное решение позволяет устранить недостатки, характерные для известных клапанов. По фондам РПТБ и ГПНТБ был проведен поиск для выявления аналогичных технических решений. Решений, совпадающих по отличительным признакам, обнаружено не было, на основании чего был сделан вывод о том, что заявленное техническое решение соответствует критерию изобретения "новизна". На чертеже изображено заявляемое устройство. Пневмоклапан содержит корпус 1, седло 2, клапан 3, проточную часть 4, поршневой пневмопривод, выполненный в виде цилиндра 5, поршня 6 и штока 7, соединяющего клапан 3 с поршнем 6. Уплотнение рабочего и управляющего газа по штоку 7 и поршню 6 осуществляется за счет диаметральных зазоров, выполненных по рабочей длине цилиндра 5. Предварительное уплотнение клапана 3 создается за счет пружины 8, а необходимая герметичность - за счет усилия, возникающего от разности давления над и под клапаном 3. Камера 9 над поршнем 6 с помощью трубопровода 10 подключена к дренажу, а камера 11 под поршнем 6 - с помощью трубопровода 12 к источнику рабочей среды. При этом давление управляющего газа равно давлению рабочей среды. Для защиты уплотнителя 13, установленного в клапане 3, в последнем выполнен защитный буртик 14, предохраняющий уплотнитель от эрозии потоком рабочей среды. Пневмоклапан работает следующим образом. При подаче управляющего давления из трубопровода 12 в камеру 11 открытие клапана 3 произойдет только тогда, когда будет выполнено условие:
F1 > F2+F3+Fпр-F4+F5
F1 = 0,785dп2/Pу - усилие, действующее на поршень 6 со стороны камеры 11;
F2 = 0,785Dк2/(P1 - P2) - усилие, действующее на клапан 3 от перепада давления;
F3 = 0,785dп2P3 - усилие, действующее на поршень 6 со стороны камеры 9;
Fпр - усилие пружины 8;
F4= 0,785dш2P1 - усилие, действующее на шток 7 от давления со стороны проточной части 4;
F5=0,785dш2P3 - усилие, действующее на шток 7 со стороны камеры 9,
где dп - диаметр поршня 6,
dш - диаметр штока 7,
Dк -диаметр клапана 3,
P1 - давление рабочего газа над клапаном 3,
P2 - давление рабочего газа под клапаном 3,
P3 - давление в камере 9, равное давлению рабочего газа в дренаже,
Pу - давление управляющего газа в камере 11, равное давлению рабочего газа, например P1. Так как диаметр поршня 6 выполнен меньше диаметра клапана 3, то отрыв клапана 3 от седла 2 может произойти только при появлении определенного перепада давления на клапане 3. Как только такой перепад на клапане 3 создается, он под действием усилия, действующего на поршень 6 пневмопривода, открывается. После открытия клапана 3 давление над и под клапаном (гидравлические потери в самом клапане не учитываются) может выравниваться. При этом вследствие наличия буртика 14 на клапане 3 конечной длины поток движущейся среды не создает какого-либо динамического воздействия на уплотнитель 13, которое могло бы привести к разрушению последнего. Для закрытия клапана 3 достаточно отключить подачу управляющего газа в камеру 11. В результате этого давление в камере 11 через некоторое время сравняется с давлением в камере 9, соединенной трубопроводом 10 с дренажом. Уменьшение давления в камере 11 происходит из-за утечек управляющего газа по щелевому зазору между поршнем 6 и цилиндром 5. После выравнивания давлений в камерах 11 и 9, клапан 3 под действием пружины 8 садится на седло 2, перекрывая расход газа в проточной части 4. Предварительное уплотнение клапана 3 создается пружиной 8, а окончательная герметизация затвора достигается за счет перепада давления на клапане 3, образующегося после его закрытия. Как видно из описания работы пневмоклапана, утечки управляющего газа имеют место в период, когда клапан находится в открытом состоянии. При этом величина утечки управляющего газа значительно сокращена за счет уменьшения щелевого зазора между поршнем б и цилиндром 7, что, в свою очередь, обусловлено уменьшением диаметра поршня 6, диаметр которого всегда меньше диаметра клапана 3. Необходимо также отметить, что в период, когда клапан находится в закрытом положении, утечки рабочего газа из проточной части 4 по щелевым зазорам штока 7 и поршня 6 не происходит, что достигается за счет перекрытия дренажа на трубопроводе 10. Сравнение существенных признаков предложенного и известных технических решений дает основание считать, что предложенное техническое решение отвечает критериям "изобретательский уровень" и "промышленная применимость". Использование предлагаемого технического решения позволяет:
- существенно повысить надежность работы пневмоклапана в условиях заданного перепада давлений на клапане;
- сократить расход управляющего газа;
- упростить систему управления пневмоклапаном;
- повысить ресурс пневмоклапана и надежность его герметизации;
использовать пневмоклапан в других отраслях техники.
Класс F01D17/10 конечные исполнительные механизмы
Класс F16K31/143 с воздействием жидкости или газа на поршень
аппарат регулирующий - патент 2485381 (20.06.2013) | |
задвижка с дублирующим приводом - патент 2418221 (10.05.2011) | |
исполнительный механизм запорного устройства - патент 2412391 (20.02.2011) | |
механический блок защиты технических трубопроводов по давлению - патент 2272208 (20.03.2006) | |
невозвратно-запорный или запорный клапан - патент 2219411 (20.12.2003) | |
отсечной кран - патент 2173808 (20.09.2001) | |
задвижка - патент 2166684 (10.05.2001) | |
пневмопривод со стабилизатором поперечной устойчивости пружин - патент 2083903 (10.07.1997) | |
пневмопривод с ручным дублером - патент 2073157 (10.02.1997) | |
механический дублер пневмо- или гидропривода - патент 2011097 (15.04.1994) |