способ снятия тормозного барабана легкового автомобиля и устройство для его осуществления

Классы МПК:B25B27/02 для сборки или разборки деталей с прессовой посадкой 
B23P19/02 для соединения изделий запрессовкой или для разборки запрессованных изделий
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Пивоваров Павел Евдокимович
Приоритеты:
подача заявки:
1997-04-14
публикация патента:

Изобретение относится к инструментальному оборудованию и может быть использовано при техническом обслуживании тормозных систем барабанного типа легковых автомобилей. Для снятия тормозного барабана с полуоси используют устройство, содержащее корпус с резьбовым отверстием, в котором установлен резьбовой силовой элемент. На корпусе смонтированы захваты, а соосно с резьбовым элементом размещен стопор полуоси. Со стопором связана опора с компенсаторами, которая обеспечивает соосность устройства с полуосью. Корпус имеет прижимные площадки для зажима барабана и снабжен пальцами с натяжителями для приложения радиальных усилий к отверстиям барабана. Корпус вращается вместе с резьбовым силовым элементом относительно стопора. Последний имеет наконечник для фиксации его в фасонной выемке на торце полуоси и буртиком. К поверхностям отверстий в стенке барабана пальцами устройства прикладывают радиальные уравновешивающиеся усилия из условия обеспечения упругого расширения посадочного отверстия. К полуоси и торцу барабана прикладывают действующие вдоль полуоси усилия. В процессе приложения усилий барабан проворачивают относительно полуоси, обеспечивая их соосность. В результате обеспечивается повышение производительности и качества демонтажа. 2 с. и 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

1. Способ снятия тормозного барабана легкового автомобиля, при котором к полуоси и торцу расположенного на ней барабана, имеющего отверстия в стенке, прикладывают действующие вдоль полуоси усилия с помощью захватного устройства с резьбовым силовым элементом, отличающийся тем, что к поверхностям отверстий в стенке барабана пальцами устройства прикладывают радиальные уравновешивающиеся усилия из условия обеспечения упругого расширения посадочного отверстия барабана с включением возникающих между поверхностями отверстий и пальцев сил трения в сумму сил, прикладываемых устройством вдоль полуоси к барабану, а в процессе приложения усилий барабан проворачивают относительно полуоси, обеспечивая при этом их соосность.

2. Устройство для снятия тормозного барабана легкового автомобиля, содержащее корпус с резьбовым отверстием, в котором установлен резьбовой силовой элемент, захваты торца барабана, смонтированные на корпусе, отличающееся тем, что оно снабжено стопором полуоси, размещенным соосно с резьбовым силовым элементом с возможностью взаимодействия с последним для передачи осевого усилия на полуось при вращении силового элемента, опорой с компенсаторами, связанной со стопором и обеспечивающей соосность устройства с полуосью установкой на полу гаража и фиксацию стопора резьбовым фиксатором, пальцами, которые снабжены натяжителями для приложения радиальных усилий к отверстиям барабана, корпус выполнен с прижимными площадками для зажима барабана между захватами и корпусом, для чего захваты выполнены с резьбовыми силовыми элементами, установлен с возможностью вращения вместе с резьбовым силовым элементом относительно стопора и оснащен приемником для средств, передающих корпусу вращение от оператора, стопор выполнен с наконечником для фиксации его в предусмотренной на торце полуоси фасонной выемке и буртиком, а резьбовой силовой элемент установлен с возможностью взаимодействия своим торцом с упомянутым буртиком.

3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что оно снабжено гидравлическими цилиндрами, связанными с натяжителями пальцев для создания усилий на них.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к инструментальному оборудованию и применимо при техническом обслуживании тормозных систем барабанного типа легкового автомобиля, а также для снятия деталей типа тонких дисков малой жесткости с неразвитой ступицей, но имеющих отверстия вблизи ступицы.

Наиболее близким аналогом предлагаемого способа является приведенный в (1) на стр. 196, рис. 155 в, г, при котором к полуоси и торцу расположенного на ней барабана прикладывают усилия, направленные в противоположные стороны, с помощью захватного устройства с резьбовым силовым элементом.

При применении такого способа захватами к торцу обечайки барабана и резьбовым силовым элементом к центру полуоси прикладывается уравновешенная и симметричная в первый момент, но неустойчивая система направленных параллельно оси вала сил. Усилия от захватов съемника, собираясь в свою равнодействующую на поверхности ступицы, вследствие малой жесткости стенки барабана и большой удаленности захватов от ступицы производят значительную деформацию стенки барабана в виде сложного пространственного изгиба, что приводит к зажиму ступицы на валу полуоси.

Неустойчивость системы сил подталкивает к лавинообразному развитию даже небольшой случайный перекос и асимметрию сил, что приводит к заклиниванию. Процесс заклинивания и зажима усугубляется при наличии дополнительных сил "прилипания" ступицы к валу от накопившихся продуктов коррозии на посадочных поверхностях.

В этих условиях дальнейшее увеличение осевых усилий ведет к еще большим деформациям и даже разрушению барабана. Это является причиной того, что при техническом обслуживании тормозных систем легковых автомобилей захватные устройства с резьбовым силовым элементом не применяются.

Предлагаемый способ направлен на максимальное уменьшение сил трения между посадочными поверхностями барабана и полуоси механическими способами и создание условий, не допускающих развития деформации стенки барабана, зажима и заклинивания при приложении осевых сил к барабану и полуоси.

Для уменьшения сил трения к стенке барабана в ее плоскости прикладывают радиально направленные и взаимно уравновешенные усилия, упруго расширяющие посадочное отверстие барабана. Эти усилия передаются с корпуса устройства на поверхности отверстий, предназначенных для прохода болтов крепления колесных дисков, через цилиндрические пальцы, шарнирно закрепленные на устройстве. Силы трения между поверхностями отверстий и пальцев, возникающие при приложении радиальных сил, действуют в одном направлении с силами от захватов, прикладываемых к торцу барабана, и уменьшают их сумму на величину своей суммы. Уменьшение это в зависимости от условий трения может быть значительным, сводящим силы от захватов к нулю, чем предотвращается деформация стенки барабана, зажим ступицы барабана на полуоси и возрастание сил трения между ними, зависящее от величины сил, приложенных к торцу барабана.

Таким образом, приложение радиальных сил не только предотвращает рост сил сопротивления снятию барабана, но и обеспечивает некоторое их уменьшение в результате упругого расширения посадочного отверстия.

Далее следует второй этап уменьшения сил трения путем замены сил трения покоя на силы трения движения вращением барабана вокруг полуоси. Преодолеть иногда очень значительные силы трения покоя и "прилипания" удается приложением достаточного момента вращения, прилагаемого через корпус устройства к зафиксированному на его прижимных площадках барабану. Реактивный момент полуоси при этом передается через стопор и далее через опору на пол гаража в виде пары сил реакции опоры. Этот стопор и опора обеспечивают также соосность устройства с полуосью в процессе снятия барабана, чем предотвращается заклинивание. Проворачивание барабана, производимое одновременно с приложением осевых и радиальных сил, обеспечивает энергетической подпиткой условия трения движения ступицы на полуоси, что значительно уменьшает необходимую для снятия барабана осевую силу.

На чертеже представлено предлагаемое устройство.

Устройство состоит из корпуса 1 с резьбовым отверстием, в котором расположен резьбовой силовой элемент 2, соосно с которым расположен стопор полуоси 3, имеющий буртик для упора силового элемента и наконечник 11 для фиксации его в фасонном торце полуоси. На корпусе смонтированы пальцы 4 с натяжителями 5, он имеет площадки 6 для прижима к ним барабана захватами 7 по числу захватов, но не менее двух, а также приемник вращательного момента 8 от средств оператора. Захваты имеют резьбовые силовые элементы для прижима барабана к корпусу устройства. Стопор подвижно соединен с опорой 9, имеющей резьбовые компенсаторы для передачи реактивного момента на пол гаража через резьбовой фиксатор 10, расположенный на опоре.

При установке устройства на барабан наконечник стопора вводят в центр полуоси, пальцы вводят в отверстия, барабан прижимают к прижимным площадкам корпуса захватами, опору компенсаторами устанавливают на полу гаража и фиксируют стопор. При снятии барабана при помощи натяжителей передают на стенку барабана радиальные усилия и фиксируют на пальцах стенку барабана возникшими силами трения, силовым элементом создают осевое усилие, и одновременно монтажными ломиками через трубчатый приемник создают момент вращения и проворачивают барабан.

Опыт показывает, что съем даже очень "прилипшего" барабана не вызывет трудностей и требует нескольких минут. Упругая деформация посадочного отверстия при не очень сильной затяжке резьбовых натяжителей "от ключа" для барабана ВАЗ-2101 составляет 0,01+0,012 мм без видимого снятия поверхностей отверстий.

Гидравлический привод натяжителей позволит применять устройство с очень высокой производительностью труда.

Источники информации:

1. Семенов В.М. Нестандартный инструмент для разборочно-сборочных работ. -М.: Агропромиздат, 1985, с. 196.

Класс B25B27/02 для сборки или разборки деталей с прессовой посадкой 

способ эксплуатации гидравлического запрессовочного устройства, а также гидравлическое запрессовочное устройство с гидравлическим насосом -  патент 2428301 (10.09.2011)
гидравлическое опрессовочное устройство, а также способ опрессовки фитинга -  патент 2421293 (20.06.2011)
устройство удаления уплотняющей пробки -  патент 2400349 (27.09.2010)
механический съемник -  патент 2271922 (20.03.2006)
съемник кривошипа -  патент 2267397 (10.01.2006)
съемник детали большого диаметра -  патент 2236935 (27.09.2004)
съёмник гидравлический для демонтажа деталей -  патент 2236340 (20.09.2004)
съемник -  патент 2222422 (27.01.2004)
винтовой съёмник -  патент 2204468 (20.05.2003)
съемник для демонтажа деталей -  патент 2198783 (20.02.2003)

Класс B23P19/02 для соединения изделий запрессовкой или для разборки запрессованных изделий

способ соединения гофрированного шланга с корпусом, система с гофрированным шлангом и соединенным с ним корпусом и воздушное средство сообщения, по меньшей мере, с одной указанной системой -  патент 2493470 (20.09.2013)
запрессовочный пресс для колесных пар -  патент 2476303 (27.02.2013)
способ установки втулки вокруг части вала по прессовой посадке -  патент 2475925 (20.02.2013)
устройство для снятия подшипника с вала -  патент 2433030 (10.11.2011)
приспособление для сборки деталей -  патент 2433029 (10.11.2011)
устройство для гидрораспрессовки и гидронапрессовки переднего и заднего колец подшипников с шейкой оси колесной пары -  патент 2429959 (27.09.2011)
способ индукционной распрессовки соединения вал-втулка -  патент 2399474 (20.09.2010)
устройство для индукционной разборки прессового соединения вала с рабочим колесом ротора паровой турбины, имеющим лопатки -  патент 2388584 (10.05.2010)
съемник -  патент 2374042 (27.11.2009)
способ соединения деталей с натягом -  патент 2357111 (27.05.2009)
Наверх