устройство реверсирования тяги турбореактивного двигателя со створками в виде ковшей (варианты)
Классы МПК: | F02K1/70 путем использования щитков реверса тяги или створок, закрепленных на корпусе вентилятора |
Автор(ы): | Патрик Гонидек (FR), Ги Бернар Вошель (FR) |
Патентообладатель(и): | Испано Сюиза (FR) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1997-07-28 публикация патента:
10.02.2000 |
Устройства предназначены для реверсирования тяги двухконтурного турбореактивного двигателя. Устройство согласно первому варианту содержит поворотные створки, интегрированные при функционировании этого устройства в режиме прямой тяги в наружную стенку канала вторичного потока и образующие препятствия отклонения этого газового потока при функционировании устройства в режиме реверсирования тяги. Упомянутая створка поворачивается вокруг оси, располагающейся в ее задней по потоку части. Причем передняя сторона этой поворотной створки входит в упомянутый канал вторичного потока и вся створка остается внутри внешних обводов мотогондолы данного турбореактивного двигателя. Эта поворотная створка содержит внутреннее пространство, образующее сопло, между первым передним по потоку отверстием, внутренней панелью, наружной панелью и вторым отверстием, выполненным с задней по потоку стороны между задним по потоку краем створки и упомянутой наружной панелью. В положении функционирования в режиме реверсирования тяги по меньшей мере часть отклоняемого газового потока проходит через упомянутое внутреннее пространство поворотной створки, образующей ковш. Тогда как при функционировании в режиме прямой тяги упомянутое второе отверстие перекрывается козырьком, соединенным с неподвижной конструкцией устройства, и усилия, воздействующие со стороны газового потока на внутреннюю панель, удерживают створку в ее закрытом положении. Согласно второму варианту по меньшей мере одна створка поворачивается посредством рычага, шарнирно закрепленного на неподвижной конструкции данного устройства реверсирования тяги, вокруг оси поворота, располагающейся в ее задней по потоку части и жестко связанной с задней конструкцией, подвижной по поступательному движению в направлении по потоку. Такое выполнение устройств позволяет повысить безопасность, уменьшить собственную массу устройства реверсирования тяги и улучшить его аэродинамические характеристики при работе в режиме реверсирования тяги. 2 с. и 17 з.п.ф-лы, 38 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17, Рисунок 18, Рисунок 19, Рисунок 20, Рисунок 21, Рисунок 22, Рисунок 23, Рисунок 24, Рисунок 25, Рисунок 26, Рисунок 27, Рисунок 28, Рисунок 29, Рисунок 30, Рисунок 31, Рисунок 32, Рисунок 33, Рисунок 34, Рисунок 35, Рисунок 36, Рисунок 37, Рисунок 38
Формула изобретения
1. Устройство реверсирования тяги двухконтурного турбореактивного двигателя, содержащее поворотные створки (20), выполненные с возможностью интегрирования в их закрытом положении, в процессе функционирования устройства в режиме прямой тяги, в наружную стенку канала вторичного потока позади вентилятора турбореактивного двигателя и с возможностью поворота каждой под действием приводного средства (23) управления перемещениями для образования препятствия отклонения потока газов в процессе функционирования этого устройства в режиме реверсирования тяги, отличающееся тем, что по меньшей мере одна створка (20) выполнена с возможностью поворота вокруг оси вращения (21), располагающейся в ее задней по потоку части, причем передняя по потоку кромка этой створки входит в канал газового потока, и содержит внутреннее пространство (37), образующее сопло, между первым отверстием (36), выполненным на передней по потоку стороне этой створки между внутренней панелью (27) и наружной панелью (29), и вторым отверстием (32), выполненным с задней по потоку стороны этой створки между ее задним по потоку краем и наружной панелью, причем второе отверстие (32) перекрывается в положении функционирования данного устройства в режиме прямой тяги козырьком (33), соединенным с задней по потоку частью конструкции устройства реверсирования тяги, таким образом, что при функционировании в режиме прямой тяги усилия, воздействующими со стороны газового потока на упомянутую внутреннюю панель (27), удерживают створку (20) в ее закрытом положении, а затем в начальной фазе открытия створки усилия, воздействующие со стороны газового потока на упомянутую внутреннюю панель (27) и сопряженные с усилиями, воздействующими со стороны газового потока на внутреннюю поверхность наружной панели (29) створки, делают эту створку (20) самозакрывающейся, а при функционировании в режиме реверсирования тяги по меньшей мере часть отклоняемого газового потока проходит через упомянутое внутреннее пространство (37) створки, образующей ковш, причем упомянутая створка (20) полностью остается внутри наружных ободов мотогондолы данного турбореактивного двигателя. 2. Устройство реверсирования тяги двухконтурного турбореактивного двигателя по п.1, отличающееся тем, что козырек (33) соединен с задней по потоку неподвижной частью конструкции данного устройства реверсирования тяги и ось вращения (21), относительно которой поворачивается створка (20), закреплена на неподвижной конструкции устройства реверсирования тяги (1). 3. Устройство реверсирования тяги двухконтурного турбореактивного двигателя по п. 2, отличающееся тем, что второе отверстие (32), выполненное на створке (20), снабжено решеткой из направляющих лопаток (34), предназначенных для улучшения аэродинамических характеристик или для содействия управлению струями реверсируемого газового потока. 4. Устройство реверсирования тяги двухконтурного турбореактивного двигателя по одному из п.2 или 3, отличающееся тем, что приводные средства управления перемещениями створки образованы по меньшей мере одним домкратом (23), закрепленным шарнирным образом на передней по потоку неподвижной конструкции (1) устройства реверсирования тяги и размещенным при функционировании устройства в режиме прямой тяги в ложементе (14), выполненном в наружной в радиальном направлении части створки, причем на этом домкрате закреплен обтекатель (15), обеспечивающий непрерывность и сплошность наружных обводов мотогондолы при функционировании устройства в режиме прямой тяги. 5. Устройство реверсирования тяги двухконтурного турбореактивного двигателя по одному из п.2 или 3, отличающееся тем, что приводное средство управления перемещениями створки образовано по меньшей мере одним домкратом (23), закрепленным шарнирным образом на передней по потоку неподвижной конструкции (22) устройства реверсирования тяги и размещенным при функционировании устройства в режиме прямой тяги в ложементе (14), выполненном в наружной в радиальном направлении части створки, причем козырек (33), соединенный с задней по потоку частью неподвижной конструкции устройства реверсирования тяги обеспечивает при функционировании этого устройства в режиме прямой тяги перекрытие упомянутого ложемента, плавно продолжая наружные обводы мотогондолы или вписываясь в них. 6. Устройство реверсирования тяги двухконтурного турбореактивного двигателя по одному из п.2 или 3, отличающееся тем, что приводное средство управления перемещениями створки образовано по меньшей мере одним домкратом (23), закрепленным шарнирным образом на задней по потоку части неподвижной конструкции устройства реверсирования тяги. 7. Устройство реверсирования тяги двухконтурного турбореактивного двигателя по одному из п.2 или 3, отличающееся тем, что приводное средство управления перемещениями створки образовано по меньшей мере одним домкратом (23), расположенным внутри первичного кожуха (25) данного турбореактивного двигателя и связанным с системой рычагов, содержащей шарнирное соединение, закрепленное на упомянутом первичном кожухе (25), и шарнирное соединение, закрепленное на внутренней панели (27) данной створки (20). 8. Устройство реверсирования тяги двухконтурного турбореактивного двигателя по одному из п.2 или 3, отличающееся тем, что первое отверстие, выполненное на передней по потоку стороне данной створки, воспринимает весь объем реверсируемого газового потока при функционировании устройства в режиме реверсирования тяги. 9. Устройство реверсирования тяги двухконтурного турбореактивного двигателя по любому из пп.1 - 8, отличающееся тем, что козырек является подвижным благодаря перемещению, связанному с соответствующим перемещением створки (20), между положением прямой тяги, когда упомянутый козырек плавно вписывается в обводы наружной части мотогондолы, и положением реверсирования тяги, когда упомянутый козырек способствует управлению струями реверсируемого газового потока, причем передняя по потоку кромка этого козырька разворачивается в направлении наружу по отношению к внешним обводам мотогондолы. 10. Устройство реверсирования тяги двухконтурного турбореактивного двигателя по любому из пп.1 - 9, отличающееся тем, что несколько перегородок (35) располагаются во внутреннем пространстве створки (20) таким образом, чтобы обеспечить оптимальное управление струями реверсируемого газового потока. 11. Устройство реверсирования тяги двухконтурного турбореактивного двигателя по п.1, отличающееся тем, что козырек (33), перекрывающий упомянутое второе отверстие (32) створки (20) при функционировании устройства в режиме прямой тяги, жестко связан с задней конструкцией (40), подвижной по поступательному движению в направлении по потоку, таким образом, чтобы увеличить проходное сечение выброса газового потока на выходе из створки (20) при функционировании устройства в режиме реверсирования тяги, и ось вращения (21), относительно которой поворачивается створка (20), закреплена на силовой балке (18) неподвижной конструкции данного устройства реверсирования тяги. 12. Устройство реверсирования тяги двухконтурного турбореактивного двигателя по п.11, отличающееся тем, что створка (20) и задняя подвижная конструкция (40) связаны между собой рычагами (41). 13. Устройство реверсирования тяги двухконтурного турбореактивного двигателя по п.1, отличающееся тем, что задняя по потоку часть (40) конструкции данного устройства реверсирования тяги является неподвижной и наружная обечайка (45) реализует часть внешних обводов мотогондолы при функционировании устройства в режиме прямой тяги и перекрывает по меньшей мере часть створки (20) и переднюю по потоку часть задней по потоку неподвижной конструкции (40), тогда как упомянутая наружная обечайка (45) поступательно перемещается в направлении по потоку таким образом, чтобы освободить проходное сечение выброса газового потока при функционировании устройства в режиме реверсирования тяги. 14. Устройство реверсирования тяги двухконтурного турбореактивного двигателя по п. 13, отличающееся тем, что по меньшей мере один кронштейн (47), жестко связанный с упомянутой наружной обечайкой (45), взаимодействует с по меньшей мере одной направляющей рампой (46), располагающейся на створке (20). 15. Устройство реверсирования тяги двухконтурного турбореактивного двигателя по одному из п.13 или 14, отличающееся тем, что отклоняющие лопатки (50) установлены на створке (20). 16. Устройство реверсирования тяги двухконтурного турбореактивного двигателя по любому из пп.13 - 15, отличающееся тем, что отклоняющие лопатки установлены на неподвижной конструкции данного устройства. 17. Устройство реверсирования тяги двухконтурного турбореактивного двигателя по любому из пп.13 - 16, отличающееся тем, что по меньшей мере одно крылышко (51) с адаптированным аэродинамическим профилем установлено на передней по потоку кромке упомянутой наружной обечайки (45). 18. Устройство реверсирования тяги двухконтурного турбореактивного двигателя, содержащее поворотные створки (20), способные в закрытом положении, при функционировании данного устройства в режиме прямой тяги, интегрироваться в наружную стенку канала вторичного потока позади вентилятора данного турбореактивного двигателя, и способные каждая, кроме того, поворачиваться под действием приводного средства управления перемещениями таким образом, чтобы образовать препятствия отклонения газового потока при функционировании устройства в режиме реверсирования тяги, отличающееся тем, что по меньшей мере одна створка (20) поворачивается посредством рычага (52), шарнирно закрепленного на неподвижной конструкции (22) данного устройства реверсирования тяги, вокруг оси поворота (21), располагающейся в ее задней по потоку части и жестко связанной с задней конструкцией (40), подвижной по поступательному движению в направлении по потоку, причем передняя по потоку сторона данной поворотной створки входит в упомянутый канал вторичного потока и упомянутая поворотная створка (20) содержит внутреннее пространство (37), образующее сопло, между первым отверстием (36), выполненным на передней по потоку стороне этой створки между внутренней панелью (27) и наружной панелью (29) и вторым отверстием (32), выполненным на задней по потоку стороне этой створки между ее задним по потоку краем и упомянутой наружной панелью (29), и это второе отверстие (32) перекрывается при функционировании устройства в режиме прямой тяги козырьком (33), соединенным с задней подвижной конструкцией (40), таким образом, что при функционировании этого устройства в режиме прямой тяги усилия, воздействующие со стороны газового потока на упомянутую внутреннюю панель (27), удерживают поворотную створку (20) в ее закрытом положении, а затем в начальной стадии открытия створки усилия, воздействующие со стороны газового потока на упомянутую внутреннюю панель (27) и сопряженные с усилиями, воздействующими со стороны газового потока на внутреннюю поверхность упомянутой наружной панели (29) этой створки, делают упомянутую поворотную створку (20) самозакрывающейся, а при функционировании данного устройства в режиме реверсирования тяги по меньшей мере часть отклоняемого газового потока проходит через упомянутое внутреннее пространство (37) створки, образующей ковш, причем упомянутая поворотная створка (20) полностью остается внутри внешних обводов мотогондолы данного турбореактивного двигателя. 19. Устройство реверсирования тяги двухконтурного турбореактивного двигателя по п.1, отличающееся тем, что наружная обечайка (45) реализует часть внешних обводов мотогондолы при функционировании устройства в режиме прямой тяги и перекрывает по меньшей мере часть поворотной створки (20) и переднюю по потоку часть задней по потоку конструкции, которая содержит заднюю по потоку неподвижную обечайку (56), образующую часть наружной в радиальном направлении стенки кольцевого канала потока (28), и заднюю по потоку конструкцию (40), подвижную по поступательному движению в направлении по потоку, таким образом, что в первом режиме функционирования, то есть в режиме прямой тяги, упомянутая подвижная задняя по потоку конструкция (40) занимает переднее по потоку положение и передняя по потоку часть этой подвижной задней по потоку конструкции (40) перекрывает упомянутую заднюю по потоку неподвижную обечайку (56), во втором режиме функционирования поворотная створка (20) сохраняет свое закрытое положение, наружная обечайка (45) сохраняет свое переднее по потоку положение, перекрывающее эту поворотную створку (20), и задняя по потоку подвижная конструкция (40) после поступательного перемещения под действием приводного средства занимает свое заднее по потоку положение, реализующее изменение проходного сечения сопла выброса газового потока, и в третьем режиме функционирования задняя по потоку подвижная конструкция (40) занимает свое заднее по потоку положение, тогда как наружная обечайка (45) поступательно перемещается в направлении по потоку, освобождая проходное сечение выброса газового потока, отклоняемого створкой (20), поворачивающейся в положение формирования отклоняющего препятствия вокруг поворотной оси (21), закрепленной на неподвижной конструкции (22) данного устройства, реализуя тем самым режим реверсирования тяги данного двухконтурного турбореактивного двигателя.Описание изобретения к патенту
Изобретение касается устройства реверсирования тяги двухконтурного турбореактивного двигателя. Такой двухконтурный турбореактивный двигатель оборудован каналом позади вентилятора, который предназначен для отвода вторичного так называемого холодного потока газов. Этот канал образован внутренней стенкой, которая охватывает конструкцию собственно турбореактивного двигателя позади упомянутого вентилятора, и наружной стенкой, передняя по потоку часть которой плавно стыкуется с обтекателем двигателя, который охватывает его вентилятор. Эта наружная стенка может одновременно отводить как вторичный газовый поток, так и первичный поток газа в своей задней по потоку части, и обеспечивать это позади места выброса первичного так называемого горячего потока в случае, например, мотогондолы со смешанными потоками или со слиянием потоков. Однако в других случаях эта наружная стенка отводит только вторичный поток, как это происходит, например, в случае так называемых мотогондол с раздельными потоками. Стенка может также придавать обтекаемую форму наружным обводам данного турбореактивного двигателя, то есть наружным обводам кожуха, который охватывает вентилятор и наружную часть описанной выше наружной стенки канала, с тем чтобы минимизировать лобовое сопротивление данной силовой установки. Это, в частности, относится к случаю, когда силовые установки располагаются снаружи летательного аппарата и подвешены, например, под крыльями или в задней части фюзеляжа. В последующем изложении наружным обтекателем будет называться система, образованная наружной стенкой мотогондолы. На приведенной в приложении к данному описанию фиг. 1 схематически представлен пример известной реализации устройства реверсирования тяги турбореактивного двигателя, примененный в данном случае к двухконтурному турбореактивному двигателю. Это известное устройство реверсирования тяги двухконтурного турбореактивного двигателя образовано створками 7, которые представляют собой подвижную часть 2 этого устройства и образуют в своем исходном неактивизированном положении при функционировании данного устройства в режиме прямой тяги часть наружного обтекателя, и неподвижной конструкцией, реализующей этот наружный обтекатель перед упомянутыми створками по потоку при помощи передней по потоку части 1, позади подвижных створок по потоку при помощи задней по потоку части 3 и между этими створками 7 при помощи силовых балок, которые связывают заднюю по потоку часть 3 наружного обтекателя с его передней по потоку частью 4. Упомянутые подвижные створки 7 смонтированы по окружности наружного обтекателя и закреплены с возможностью их поворота в некоторой промежуточной зоне их боковых стенок на силовых балках 18, располагающихся по одну и по другую стороны от этих створок, причем эти боковые стенки образуют совместно с передней и задней по потоку стенками данной створки стенки, которые связывают наружную часть 9 створок 7, образующую часть наружной стенки мотогондолы, с внутренней частью 11 этих створок 7, образующей часть наружной стенки канала вторичного потока газов. Передняя по потоку часть 1 неподвижной конструкции данного устройства реверсирования тяги содержит переднюю раму 6, которая служит опорой для средств управления перемещениями подвижных створок 7, которые могут представлять собой, например, домкраты или силовые цилиндры 8. В своем активизированном положении упомянутые подвижные по вращению створки 7 отклоняются от своего исходного положения таким образом, чтобы та часть этих створок, которая располагается по потоку позади их поворотных осей, в большей или меньшей степени перекрывала упомянутый канал вторичного потока газов, и таким образом, чтобы передняя по потоку часть этих створок открывала проход в наружном обтекателе с тем, чтобы обеспечить для вторичного потока газов возможность отведения наружу в радиальном направлении по отношению к оси этого вторичного канала. В этом активизированном положении передняя по потоку часть подвижных створок 7 выступает в направлении наружу по отношению к поверхности наружного обтекателя данного турбореактивного двигателя таким образом, чтобы обеспечить необходимые размерные параметры свободного прохода, который должен быть способным пропустить этот вторичный поток газов без нарушения нормального функционирования данного турбореактивного двигателя. Угол поворота подвижных створок 7 регулируется таким образом, чтобы обеспечить возможность беспрепятственного прохождения этого вторичного потока и исключить формирование прямой тяги от этого потока с возможным началом формирования противотяги, то есть тяги, направленной в сторону полета данного летательного аппарата, создавая при этом составляющую тяги или вторичного потока, направленную навстречу набегающему потоку воздуха. Подвижные створки 7 снабжены также в их передней по потоку части носком 13, выступающим в направлении вперед в том случае, когда эти створки 7 находятся в раскрытом положении, по отношению к внутренней поверхности этих створок таким образом, чтобы отклонять газовый поток в направлении по полету и завершать тем самым формирование составляющей противотяги. Известные примеры реализации устройства реверсирования тяги двухконтурного турбореактивного двигателя проиллюстрированы, например, в источниках FR 1 482 538 или FR-A-2 030 034. Существуют также устройства реверсирования тяги типа, описанного в источнике US 3 605 411, которые обеспечивают возможность иметь выступающий по направлению вперед носок створки в том случае, когда эти подвижные створки находятся в раскрытом положении, не нарушая при этом непрерывности или сплошности наружной стенки канала вторичного потока газов в том случае, когда эти створки находятся в сложенном положении или не раскрыты. Из источника FR-A-2 618 853 известно также устройство реверсирования тяги, в котором носок створки складывается или убирается при работе этого устройства в режиме прямой тяги таким образом, чтобы оптимизировать аэродинамические характеристики данного турбореактивного двигателя. В некоторых случаях применения устройства реверсирования тяги двухконтурного турбореактивного двигателя, как это схематически показано на фиг. 1, отклоняющие носки 13 выступают по отношению к внутренней поверхности 11 поворотных створок 7 даже при работе этого устройства в режиме прямой тяги, но при этом тем не менее не выходят в канал вторичного газового потока, который в проиллюстрированном здесь примере реализации данного устройства снабжен специальными полостями 16, которые лишь незначительно ухудшают аэродинамические характеристики данного двухконтурного турбореактивного двигателя, тогда как устройство реверсирования тяги становится предельно простым по конструкции. Сочетание отклоняющих носков и кромок отклонения потока газов также позволяет оптимизировать направление выбрасывания вторичного газового потока, как указывает источник FR-A-2 680 547. И наконец, управление перемещениями подвижных створок из одного их положения в другое при помощи подъемника или силового цилиндра известно само по себе, однако в данном описании предпочтение будет отдано весьма простому техническому решению, в соответствии с которым имеется один подъемник или силовой цилиндр на каждую подвижную створку, который закреплен в своей передней по потоку части на передней по потоку неподвижной конструкции наружного обтекателя, а в своей задней по потоку части закреплен на соответствующей створке в некоторой точке, располагающейся в ее передней по потоку части, как это описано, например, в патенте Франции FR 1 482 538. Устройство реверсирования тяги двухконтурного турбореактивного двигателя описанного выше типа имеет главный недостаток, который заключается в том, что по соображениям, связанным с условиями формирования необходимых аэродинамических размерных параметров прохода для реверсируемого газового потока в отверстиях, открываемых передними по потоку частями подвижных створок, давление в канале вторичного контура оказывает на эти створки такое воздействие, которое стремится их открыть. Действительно, полное проходное сечение этих отверстий должно быть больше, чем проходное сечение канала в плоскости, располагающейся по потоку выше створок, по причине потерь давления, порождаемых отклонениями газового потока, в том случае когда проходное сечение утечки (нижняя по потоку часть канала не перекрывается полностью задними по потоку частями створок) минимизировано с тем, чтобы обеспечить требуемую противотягу. Этот описанный выше главный недостаток устройства подобного типа выражается в двух следующих аспектах:- то обстоятельство, что подвижные створки испытывают тенденцию к открытию, представляет собой существенный недостаток с точки зрения безопасности. Конструкция створок, воздействие давления в канале на которые приводило бы к тенденции их удержания в закрытом (не развернутом) положении, сделала бы данное устройство более надежным и безопасным, как и створки, воздействие давления на которые приводит к тенденции их закрытия в том случае, когда эти створки находятся в таком положении, что тяга еще не начала реверсироваться, даже если она уже частично нарушена (об этом еще будет более подробно сказано ниже);
- воздействие давления в канале на подвижные створки в некоторых известных случаях с учетом размерных параметров данного устройства реверсирования тяги порождает весьма значительные усилия, передаваемые через домкраты или силовые цилиндры между точками их крепления к передней по потоку части неподвижной конструкции данного устройства и к подвижным створкам. Вследствие этого приходится увеличивать массу конструкции, системы привода и блокировки подвижных створок, а также массу самих створок. В то же время патент США US 3612401 предлагает наружную панель канала, шарнирно закрепленную на своем заднем по потоку конце, передняя по потоку кромка которой поворачивается в кольцевом канале. В этом случае отсутствует единая моноблочная створка и наружная панель перемещается в направлении наружу по отношению к мотогондоле независимо от внутренней панели, что обеспечивает ориентирование газового потока в направлении передней части данной мотогондолы. Кроме того, патент Франции FR-A-2121563 предлагает моноблочное сопло, в котором циркулирует газовый поток при работе данного устройства в режиме реверсирования тяги. Однако в этом случае в процессе поворота задняя по потоку кромка этого сопла входит в кольцевой канал, открывая заднюю по потоку створку. Это позволяет не иметь воздействия потока в режиме прямой тяги на канал. В этой концепции весь расход реверсируемого потока газов проходит через сопло и некоторая часть этого потока переливается наружу по отношению к мотогондоле в режиме реверсирования тяги. Цель данного изобретения состоит в том, чтобы предложить средство, которое позволяет повысить безопасность и/ или уменьшить собственную массу устройства реверсирования тяги этого типа или улучшить его аэродинамические характеристики при работе в режиме реверсирования тяги. В соответствии с предлагаемым изобретением поставленные цели достигаются при помощи устройства реверсирования тяги с поворотными створками упомянутого выше типа, которое отличается тем, что по меньшей мере одна створка поворачивается вокруг оси вращения, закрепленной на неподвижной конструкции данного устройства и располагающейся в ее задней по потоку части, причем передняя по потоку кромка створки входит в канал вторичного газового потока и содержит внутреннее пространство, образующее сопло, между первым отверстием, выполненным на переднем по потоку краю створки между ее внутренней панелью и ее наружной панелью, и вторым отверстием, выполненным с задней по потоку стороны этой створки между задним по потоку выступом и упомянутой наружной панелью, причем это второе отверстие при работе данного устройства в режиме прямой тяги перекрывается козырьком, жестко связанным с задней по потоку частью неподвижной конструкции данного устройства реверсирования тяги таким образом, чтобы в положении работы в режиме прямой тяги усилия, воздействующие со стороны газового потока на упомянутую внутреннюю панель створки, удерживали эту створку в ее закрытом положении, а затем, в начальной стадии раскрытия, воздействующие со стороны газового потока на упомянутую внутреннюю панель и сопряженные с усилиями, воздействующими со стороны газового потока на внутреннюю поверхность наружной панели этой створки, делали упомянутую створку самозакрывающейся, и в положении работы данного устройства в режиме реверсирования тяги по меньшей мере некоторая часть отклоняемого газового потока проходила через упомянутое внутреннее пространство створки, образующей ковш, причем упомянутая подвижная створка полностью остается внутри наружных обводов данной мотогондолы. Другие характеристики и преимущества предлагаемого изобретения будут лучше поняты из приведенного ниже описания примеров его практической реализации, где даются ссылки на приведенные в приложении фигуры, среди которых:
фиг. 1 представляет собой схематический вид в продольном разрезе по плоскости, проходящей через ось вращения данного двухконтурного турбореактивного двигателя, половины устройства реверсирования тяги с поворотными створками, показанными в закрытом положении, в соответствии с существующим уровнем техники в данной области, причем об этом устройстве реверсирования тяги уже было сказано выше в данном описании;
фиг. 2 представляет собой схематический вид, аналогичный виду, показанному на фиг. 1, устройства реверсирования тяги с поворотными створками в форме ковшей в положении функционирования этого устройства в режиме прямой тяги в соответствии с одним из возможных способов реализации предлагаемого изобретения;
фиг. 3 представляет собой схематический вид устройства реверсирования тяги в соответствии со способом реализации предлагаемого изобретения, показанным на фиг. 2, в положении его функционирования в режиме реверсирования тяги;
фиг. 4 и 5 представляют собой схематические виды способа приведения в движение поворотной створки при помощи центрального домкрата или силового цилиндра в положении функционирования данного устройства реверсирования тяги в режиме прямой тяги и в режиме реверсирования тяги соответственно;
фиг. 6 представляет собой схематический вид в разрезе по линии VI-VI, показанной на фиг. 4, устройства реверсирования тяги при его работе в режиме прямой тяги;
фиг. 7 и 8 представляют собой схематические виды способа приведения в движение поворотной створки с ее задней по потоку стороны в режиме прямой тяги и в режиме реверсирования тяги соответственно;
фиг. 9 и 10 представляют собой схематический вид способа приведения в движение поворотной створки при помощи шатунно-кривошипного механизма, представленный в режиме прямой тяги и в режиме реверсирования тяги соответственно;
фиг. 11 и 12 представляют собой схематические виды другого возможного способа реализации предлагаемого изобретения в режиме прямой тяги и в режиме реверсирования тяги соответственно;
фиг. 13 и 14 представляют собой схематические виды системы подвижного козырька, связанного со створкой, в положении функционирования данного устройства в режиме прямой тяги и в режиме реверсирования тяги соответственно,
фиг. 15, 16 и 17 представляют собой схематические виды примеров реализации подвижных створок;
фиг. 18 представляет собой схематический перспективный вид спереди половины мотогондолы;
фиг. 19 представляет собой схематический вид в перспективе сбоку половины мотогондолы;
фиг. 20 и 21 представляют собой схематические виды еще одного возможного варианта реализации устройства реверсирования тяги в соответствии с предлагаемым изобретением при его функционировании в режиме прямой тяги и в режиме реверсирования тяги соответственно;
фиг. 22 представляет собой схематический вид, аналогичный виду, показанному на фиг. 1, устройства реверсирования тяги с поворотными створками в виде ковшей в положении функционирования в режиме прямой тяги в соответствии с другим возможным вариантом реализации предлагаемого изобретения;
фиг. 23 представляет собой схематический вид способа реализации предлагаемого изобретения, показанного на фиг. 22, при функционировании в режиме реверсирования тяги;
фиг. 24 представляет собой схематический перспективный вид спереди устройства реверсирования тяги, схематически представленного на фиг. 22;
фиг. 25 представляет собой схематический перспективный вид спереди устройства реверсирования тяги в соответствии с предлагаемым изобретением, показанного на фиг. 23;
фиг. 26 представляет собой схематический вид, аналогичный виду, показанному на фиг. 1, устройства реверсирования тяги с поворотными створками в виде ковшей в положении функционирования в режиме прямой тяги в соответствии с еще одним возможным способом реализации предлагаемого изобретения;
фиг. 27 представляет собой схематический вид способа реализации предлагаемого изобретения, показанного на фиг. 26, в положении функционирования в режиме реверсирования тяги;
фиг. 28 представляет собой схематический перспективный вид спереди устройства реверсирования тяги в соответствии с предлагаемым изобретением, показанного на фиг. 26;
фиг. 29 представляет собой схематический перспективный вид спереди устройства реверсирования тяги в соответствии с предлагаемым изобретением, показанного на фиг. 27;
фиг. 30 и 31 представляют собой схематические виды устройства содействия направлению газового потока, связанного с устройством реверсирования тяги в соответствии с предлагаемым изобретением, соответственно в режиме прямой тяги и в режиме реверсирования тяги;
фиг. 32 и 33 представляют собой схематические виды примера реализации устройства содействия направлению газового потока, связанного с устройством реверсирования тяги в соответствии с предлагаемым изобретением, соответственно в режиме прямой тяги и в режиме реверсирования тяги;
фиг. 34 представляет собой схематический вид, аналогичный виду, показанному на фиг. 1, устройства реверсирования тяги с поворотными створками в виде ковшей, связанными с подвижными элементами, в положении прямой тяги и в соответствии с другим возможным способом реализации предлагаемого изобретения;
фиг. 35 представляет собой схематический вид способа реализации предлагаемого изобретения, показанного на фиг. 34, в положении реверсирования тяги;
фиг. 36 представляет собой схематический вид, аналогичный виду, показанному на фиг. 1, устройства реверсирования тяги с поворотными створками в виде ковшей в положении функционирования в режиме прямой тяги в соответствии с еще одним способом реализации предлагаемого изобретения;
фиг. 37 представляет собой схематический вид устройства по способу реализации изобретения, показанному на фиг. 36, в фазе регулирования проходного сечения сопла;
фиг. 38 представляет собой схематический вид устройства реверсирования тяги по способу реализации изобретения, показанному на фиг. 36, в положении реверсирования тяги. В соответствии со способом реализации предлагаемого изобретения, схематически представленным на фиг. 2 и 3, створка-сопло 20, шарнирно закрепленная на оси поворота 21, установленной на силовых балках неподвижной конструкции 22 данного устройства реверсирования тяги, приводится в движение при помощи приводного средства 23, которое может представлять собой механический, гидравлический или электрический силовой привод, в направлении против часовой стрелки таким образом, что передняя по потоку часть 24 створки-сопла 20 приближается вплотную к наружному кожуху 25 собственно турбореактивного двигателя. Упомянутый силовой привод 23 в зависимости от расположения точки его крепления к створке 20 по отношению к точке поворота 22 может быть либо тянущим, либо толкающим. В положении функционирования данного устройства в режиме прямой тяги герметичность примыкания створки обеспечивается при помощи уплотнительной прокладки 26. Внутренняя панель 27 створки-сопла 20 образует часть наружной поверхности кольцевого канала 28. Часть наружной панели 29 этой створки-сопла 20 образует часть наружной поверхности мотогондолы 30. В положении функционирования в режиме реверсирования тяги передняя по потоку часть створки-сопла 20 входит в канал 28 и как бы "зачерпывает" своим первым отверстием 36 часть газового потока. Эта часть потока отводится во внутреннюю полость 37, образующую сопло, выполненное в створке 20, вплоть до второго отверстия 32 этой створки-сопла 20. Длина и ширина этого второго отверстия 32 определяется таким образом, чтобы удовлетворить потребности эффективности реверсирования тяги, и внутреннее пространство 37 выполняется таким образом, чтобы обеспечить возможность прохождения через него желаемого расхода газов. При функционировании данного устройства в режиме прямой тяги наружная поверхность внутренней панели 27 створки 20 воспринимает давление потока в канале, которое автоматически удерживает эту створку в закрытом положении. В момент начала открытия створок, когда часть потока врывается во внутреннюю полость створки 20, эта створка продолжает оставаться самозакрывающейся на протяжении некоторого углового хода ее поворота. Действительно, в том случае, когда данная створка уже не находится в герметичном контакте с неподвижной конструкцией устройства, давление потока прикладывается к внутренней части внутренней панели 27 и придает створке 20 составляющую усилия открытия. Однако эта составляющая полностью компенсируется и реверсируется при помощи давления потока, приложенного к наружной части внутренней панели 27, совместно с давлением потока, приложенным к внутренней части наружной панели 29 этой створки 20 (в начальной стадии поворота). Угол раскрытия створки 20, на протяжении которого эта створка продолжает оставаться самозакрывающейся, зависит от геометрических параметров наружной части внутренней панели 27, которая воспринимает давление потока, проходящего между передней по потоку кромкой 24 этой внутренней панели 27 и наружным кожухом 25 двигателя, и это свойство самозакрытия сохраняется до тех пор, пока эта составляющая усилия самозакрытия на внутренней панели совместно с составляющей самозакрытия на внутренней поверхности наружной панели 29 уже не сможет противостоять составляющей открытия створки, приложенной к внутренней части внутренней панели 27 этой створки 20. Здесь большую роль играет замкнутая конструкция створки, размеры внутренней поверхности наружной панели 29 и точка расположения центра давления на этой поверхности по отношению к оси поворота 21 створки 20. Следует отметить, что в положении функционирования в режиме реверсирования тяги в данном устройстве никакие части створки-сопла 20 не выступают за пределы внешних обводов мотогондолы 30, что может оказаться весьма полезным обстоятельством в том случае, когда данная мотогондола располагается очень близко от земли или геометрически слишком близко к конструкции крыла или фюзеляжа данного летательного аппарата. При функционировании данного устройства в режиме реверсирования тяги часть газового потока проходит между наружной панелью 29 створки-сопла 20 и кромкой отклонения 12 неподвижной конструкции 1. Направление движения потока изменяется в сторону передней части мотогондолы под действием потока, выходящего из створки-сопла 20. При функционировании данного устройства в режиме прямой тяги козырек 33, образованный частью наружного обтекателя мотогондолы 30, перекрывает и обеспечивает плавное обтекание отверстия 32 створки-сопла 20. Этот козырек может в большей или меньшей степени заходить на отверстие 32 створки-сопла 20 в положении функционирования устройства в режиме реверсирования тяги для того, чтобы обеспечить возможность более или менее выраженного воздействия на реверсируемый поток газов. Обработка этого козырька 33 по заданному профилю может быть выполнена на параллельных между собой или эволютивных кромках. Она может быть реализована на одной или на нескольких частях. Эта система может быть сопряжена со стандартными створками устройства реверсирования тяги близких или различных размеров для того, чтобы обеспечить наилучшее управление струями потока и наименьшее влияние на управляемость самолета со стороны реверсируемого потока газов, в частности, в случае несвоевременного и несанкционированного раскрытия створок. Створки устройства реверсирования тяги, выполненные в форме ковшей, кроме того, могут быть отличными друг от друга по размерам, по ширине, по длине, они могут иметь отличные друг от друга положения их поворотных осей. Углы раскрытия также могут быть различными для каждой створки. Все это может быть сделано для того, чтобы обеспечить оптимальное управление потоком газов и минимальное возмущение обтекания крыла. Как можно видеть на фиг. 4, 5 и 6, по меньшей мере один силовой привод 23, связанный с неподвижной конструкцией 1 данного устройства реверсирования тяги, приводит в движение створку-сопло 20. Пространство выполнено в этой створке для того, чтобы в нем мог разместиться этот силовой привод. Обтекатель 15, связанный с этим силовым приводом 23, позволяет сгладить наружную часть мотогондолы 11 при функционировании данного устройства в режиме прямой тяги. Створка 20 может также приводиться в движение при помощи одного или двух силовых приводов, установленных в силовых балках и воздействующих на эту створку с боков. На фиг. 7 и 8 схематически представлен пример управления створкой-соплом 20 при помощи одного или нескольких силовых приводов 23, размещенных в задней по потоку части неподвижной конструкции 22 мотогондолы. В зависимости от расположения точки крепления силового привода к этой створке 20 она может быть заключена в пространстве, выполненном в упомянутой створке. На фиг. 9 и 10 схематически представлен пример силового привода створки, реализованного при помощи кривошипно-шатунного механизма 16, связывающего систему привода (здесь это силовой привод 23) с внутренней панелью 27 створки-сопла 20. Преимущество такой конструкции заключается в повышенной безопасности и защищенности створки в положении функционирования данного устройства в режиме прямой тяги. В этом положении створка находится в состоянии заклинивания при помощи механической системы, предотвращающем возможность внезапного и неожиданного перемещения этой створки. В этом варианте реализации неподвижная конструкция 22 больше не удерживает данный силовой привод и соответственно не воспринимает усилия от этого силового привода, вследствие чего она может быть облегчена. Используемый в данном случае силовой привод может быть как тянущим, так и толкающим в зависимости от ориентации, заданной ему в отсеке двигателя. На фиг. 11 и 12 схематически представлена створка-сопло 20, конструкция которой позволяет воспринимать в передней по потоку части кольцевого канала практически все поперечное сечение подлежащего реверсированию потока газа во внутреннюю конструкцию этой створки 20. На фиг. 13 и 14 схематически представлена система 18 управления перемещением козырька 33, связанного со створкой 20. Это управление перемещением обеспечивается при помощи одного или нескольких рычагов. Этот козырек 33 может быть шарнирно закреплен на неподвижной конструкции 22 и может быть приведен в движение при помощи одного или нескольких рычагов 19, присоединенных к произвольной точке створки-сопла 20, что позволит обеспечить поворот этого козырька в направлении наружу по отношению к поверхности мотогондолы при раскрытии створки. Однако любая другая система, известная специалисту в данной области техники, может быть применена в качестве привода при помощи контакта задней по потоку части створки-сопла 20 с частью этого козырька 33, располагающейся по потоку спереди от оси его поворота, причем этот козырек может возвращаться в свое исходное положение при помощи пружинной возвратной системы, располагающейся по потоку позади оси его поворота. Внутренняя часть козырька 33 в этом случае может иметь различные геометрические формы, а также может содержать дефлекторы, установленные таким образом, чтобы они способствовали управлению струями потока газов. Отличительная характеристика концепции упомянутой створки-сопла 20 состоит в том, что все линии или обводы внутренних стенок могут быть приспособлены таким образом, чтобы отвечать требуемым задачам в отношении эффективности реверсирования вторичного газового потока. Как можно видеть на фиг. 15, отверстие 32 может быть полностью открытым и свободным от каких-либо направляющих решеток. Как можно видеть на фиг. 16, это отверстие может содержать решетку из направляющих лопаток 34. Эти решетки обычно имеют известную конструкцию и форму, а их ориентация выбирается таким образом, чтобы отвечать заданным аэродинамическим требованиям. Для того чтобы обеспечить желаемые характеристики управления реверсируемым газовым потоком, ориентация направляющих решеток может быть продольной, диагональной, эти решетки могут содержать сплошные части или могут содержать одну или несколько таких комбинаций. Как показано на фиг. 17, во внутренней полости створки-сопла 20 могут быть установлены перегородки 35. Количество, ориентация, пространственное расположение и длина этих перегородок 35 определяются таким образом, чтобы обеспечить оптимальное управление газовым потоком. На фиг. 20 и 21 схематически представлена возможность расширения козырька 33 вплоть до передней по потоку неподвижной конструкции 22 данного устройства для случая приведения створки в движение при помощи переднего центрального силового привода 23. Такое расширение позволяет отказаться от использования обтекателя силового привода 15, схематически показанного на фиг. 4 и 5, и обеспечить наилучшую плавность обводов наружной поверхности мотогондолы. Задняя по потоку кромка отверстия выброса потока 32 створки 20 может быть нелинейной или наклонной или иметь произвольный вырез в зависимости от требуемых аэродинамических характеристик при функционировании данного устройства в режиме реверсирования тяги. Профильная обработка козырька 33 может принимать те же обводы выреза. Задняя по потоку кромка отверстия выброса потока 32 створки и/или задняя по потоку конструкция самой этой створки 20 может быть нелинейной, или наклонной, или вырезанной произвольным образом в зависимости от требуемых характеристик устройства в режиме реверсирования тяги. В некоторых случаях применения ограничение проходного сечения выброса потока на выходе из створки 20, накладываемое в процессе функционирования устройства в режиме реверсирования тяги наличием козырька 33 мотогондолы, может оказаться неблагоприятным фактором по отношению к требуемым аэродинамическим характеристикам. Способ реализации предлагаемого изобретения, схематически представленный на фиг. 22, 23, 24 и 25, позволяет устранить эти недостатки, обеспечивая возможность увеличения проходного сечения выброса потока на выходе из створки 20 и сохраняя при этом все преимущества способов реализации предлагаемого изобретения, описанных выше со ссылками на фиг. с 2 по 21. В соответствии с этим способом реализации предлагаемого изобретения, проиллюстрированным на фиг. 22-25, створка-сопло 20, шарнирно закрепленная на оси поворота 21, установленной на силовых балках 18 неподвижной конструкции 22 данного устройства, связана с задней подвижной конструкцией 40 при помощи одного или нескольких рычагов 41. Эти рычаги связаны, с одной стороны, со створкой 20 в виде ковша в точке 42, а с другой стороны, с подвижной конструкцией 40 в точке 43. Эта задняя подвижная конструкция 40 перемещается поступательным образом в направлении, показанном стрелкой 44, к задней по потоку части мотогондолы в соответствии со способом, известным специалистам в данной области техники, например, по рельсам между неподвижной конструкцией 22 и подвижной конструкцией 40 и/или при помощи систем типа силовой привод/направляющая, установленных, например, в силовых балках мотогондолы. Управление перемещением этой системы может осуществляться либо при помощи створки 20, которая приводит в движение подвижную конструкцию 40 посредством рычагов 41, либо при помощи этой подвижной конструкции 40, которая в этом случае приводит упомянутую створку 20 во вращательное движение посредством тех же рычагов 41. В этом случае системы силового привода могут располагаться в силовых балках мотогондолы или в любом другом месте неподвижной конструкции 22. Привод задней подвижной конструкции 40 и привод поворотной створки 20 в форме ковша могут быть независимыми друг от друга и могут быть синхронизированными между собой или могут не обладать такой синхронизацией. Тип конструкции, на которой может быть применено предлагаемое изобретение, представляет собой либо полную мотогондолу или мотогондолу типа "О", либо мотогондолу, реализованную из двух половин, или мотогондолу типа "D", как это чаще всего используется на двигателе. Протяженность поступательного перемещения подвижной конструкции 40 представляет собой функцию длины перекрытия отверстия 32 створки-сопла 20 козырьком 33 этой подвижной конструкции, причем эта протяженность будет тем больше, чем больше должно быть проходное сечение выброса потока газа через створку 20 в форме ковша. Соответствующая кинематическая схема отвечает потребностям поступательного перемещения подвижной конструкции 40 и поворотному движению створки 20. Имеется возможность реализовать закрытие обтекателем отверстия 32 створки-сопла 20 при помощи подвижного козырька, перекрывающего некоторую часть упомянутой задней конструкции 40, которая в этом случае является неподвижной, причем створка 20 в форме ковша сохраняет ту же конструкцию, что схематически представлена на фиг. 22 и 23. На фиг. 26-29 схематически представлен другой возможный способ реализации предлагаемого изобретения. Подвижная наружная обечайка 45 реализует некоторую часть наружных обводов мотогондолы. Эта обечайка частично или полностью перекрывает створку 20 в форме ковша и переднюю по потоку наружную часть задней неподвижной конструкции 40. Эта обечайка 45 приводится в поступательное движение в направлении, показанном стрелкой 44 на фиг. 27, при помощи любой подходящей в данном случае приводной и направляющей системы, известной специалисту в данной области техники. Пример приведения во вращательное движение створки 20 в форме ковша посредством подвижной обечайки 45 схематически представлен на фиг. 26 и 27. Этот привод в данном случае образован направляющей рампой 46, размещенной в представленном здесь примере реализации в боковых частях створки и имеющей форму, которая может обеспечить возможность соответствующего управления поворотом этой створки 20 в конце поступательного перемещения наружной обечайки 45, как это показано на упомянутых выше фигурах, или может быть реализован любым другим подходящим в данном случае способом. Одна или несколько направляющих рамп могут быть также смонтированы внутри конструкции поворотной створки 20 в форме ковша. Один или несколько кронштейнов 47 системы управления створкой 48 жестко связаны с наружной обечайкой 45 и обеспечивают связь перемещения этой обечайки 45 с перемещением направляющей рампы 46, приводящей створку 20 в форме ковша во вращательное движение вокруг ее неподвижной оси поворота 21 в соответствии с кинематикой, определяемой формой используемой в данном случае направляющей рампы 46. Конструкция поворотной створки в форме ковша, как это схематически показано на упомянутых выше фигурах, содержит некоторую наружную конструкцию 29. В некоторых случаях применения эта наружная конструкция 29 может быть исключена и в этом случае поперечное сечение створки принимает U-образную форму. При этом любое поперечное сечение канала для отклоняемого газового потока при функционировании данного устройства в режиме реверсирования тяги оказывается свободным от препятствий. Очевидно, что и другие технологии управления приведением в движение, известные специалистам в данной области техники, могут быть применимы здесь. Так, например, может быть применен привод створки при помощи одной или нескольких кривошипно-шатунных систем, установленных между подвижной обечайкой 45 и поворотной створкой 20 в форме ковша, причем в этом случае один рычаг шарнирно закреплен на передней по потоку внутренней части подвижной обечайки 45, второй рычаг шарнирно закреплен на внутренней части или на боковой части конструкции поворотной створки 20 в форме ковша и оба эти рычага шарнирно соединены между собой в их противоположных точках. Передний по потоку вырез в подвижной обечайке является прямолинейным или может иметь специфический профиль, отвечающий аэродинамическим требованиям, заданным специалистом в данной области техники. На фиг. 30 и 31 схематически представлена возможность использования, как уже было сказано ранее со ссылками на фиг. 16, направляющих лопаток, обеспечивающих возможность наилучшего управления реверсируемым потоком газов, причем эти направляющие лопатки 50 могут быть установлены уже в передней по потоку части конструкции поворотной створки 20. Одна или несколько таких направляющих лопаток располагаются внутри обводов данной мотогондолы. При работе данного устройства в режиме реверсирования тяги эти направляющие лопатки непосредственно встречают поток газов, движущийся в кольцевом канале 28, и ориентируют этот поток в направлении требуемого реверсирования. Количество этих направляющих лопаток, их размеры, пространственная ориентация, места размещения и геометрические формы могут быть различными для различных створок данного устройства реверсирования тяги и для различных лопаток. Эти направляющие лопатки в продольном направлении могут быть связаны одними и теми же эволютивными параметрами. Здесь следует отметить, что эти направляющие лопатки 50 могут быть установлены как на поворотной створке 20 в форме ковша, так и на неподвижной конструкции 22 либо на боковых кромках силовых балок, либо в любом другом месте этой неподвижной конструкции 22. На фиг. 32 и 33 схематически представлен пример использования крылышка 51 с аэродинамическим профилем, жестко связанного с подвижной обечайкой 45. Одно или несколько таких крылышек 51 связаны спереди по потоку с внутренней частью подвижной обечайки 45 при помощи локальных опор. Эти крылышки могут быть полными или частичными. Их размещение в данном устройстве реверсирования тяги и другие их параметры соответствуют выбранным аэродинамическим критериям управления реверсируемым газовым потоком. Эти крылышки, имеющие соответствующую аэродинамическую форму, могут реализовать непрерывность или сплошность внутренней кривизны поворотной створки 20 в форме ковша или могут быть смещены по отношению к ней. Они могут быть также связаны с отклоняющими лопатками 50, описанными выше со ссылками на фиг. 30 и 31. Все описанные выше способы практической реализации предлагаемого изобретения применяются для поворотных створок 20 в форме ковша с осями поворота 21, жестко связанными с неподвижной конструкцией 22 данного устройства реверсирования тяги. Те же самые упомянутые выше параметры могут применяться для концепции устройства реверсирования тяги с поворотными створками 20 в форме ковша, шарнирно закрепленными на осях поворота 21, связанных с задней подвижной конструкцией 40. На фиг. 34 и 35 схематически представлен способ реализации предлагаемого изобретения в соответствии с этим последним определением. Здесь один или несколько рычагов 52 связывают поворотную створку 20 в форме ковша в точке шарнирного соединения 53 на внутренней поверхности конструкции этой створки 20 или на ее боковых частях с неподвижной конструкцией 22 в точке шарнирного соединения 54. В результате приведения в поступательное движение в направлении назад по отношению к мотогондоле задняя подвижная конструкция 40 заставляет поворачиваться створку 20 в форме ковша вокруг ее оси поворота 21 посредством рычага 52, соединенного с неподвижной конструкцией 22 в точке 54 и приводящего в движение упомянутую створку в точке 53. Во всех описанных выше примерах реализации предлагаемого изобретения внутренняя часть 27 поворотной створки 20 в форме ковша может быть реализована в виде формы, адаптированной специальным образом и позволяющей обеспечить оптимальное управление реверсируемым потоком газов. Эта адаптированная форма может быть дополнена одной или несколькими рампами 55, как это схематически показано, например, на фиг. 33, и может содержать одну или несколько направляющих перегородок, размеры и форма которых обеспечивают возможность управления реверсируемым газовым потоком в соответствии с аэродинамическими критериями, выбранными специалистом в данной области техники. Все примеры практической реализации предлагаемого изобретения, схематически представленные на фиг. 22-35, могут быть объединены с конструкцией, обеспечивающей возможность изменения проходного сечения сопла без нарушения требуемых аэродинамических характеристик реверсирования вторичного газового потока. На фиг. 36, 37 и 38 схематически представлен один из вариантов реализации данного изобретения, связанный с осуществлением этой концепции. В примере реализации данного изобретения, предложенном на упомянутых выше фигурах, устройство реверсирования тяги образовано сзади по потоку от поворотных створок 20 задней по потоку подвижной конструкцией 40 и неподвижной задней по потоку обечайкой 56. Задняя по потоку подвижная конструкция 40 реализует некоторую часть наружных обводов мотогондолы и некоторую часть обводов наружной части канала 28. Эта подвижная конструкция полностью или частично перекрывает заднюю по потоку наружную неподвижную конструкцию обечайки 56. Эта задняя по потоку неподвижная обечайка 56 реализует некоторую часть наружных обводов канала 28. Направляющие, обеспечивающие заданное поступательное движение задней по потоку подвижной конструкции 40, имеют конструкцию, известную специалистам в данной области техники. В частности, это могут быть направляющие, которые связаны с задней по потоку неподвижной обечайкой 56 или которые непосредственно интегрированы в переднюю по потоку неподвижную конструкцию 22. Герметизирующая уплотнительная прокладка 57 данной конструкции может располагаться на внутренней передней по потоку части задней по потоку неподвижной обечайки 56. При функционировании данного устройства в режиме прямой тяги упомянутая задняя по потоку подвижная конструкция 40 имеет переднюю по потоку часть 58 своей конструкции, перекрытую задней по потоку частью подвижной обечайки 45. Протяженность этого перекрытия представляет собой функцию длины поступательного перемещения в направлении назад задней по потоку подвижной конструкции 40 в режиме изменения проходного сечения сопла. В режиме изменения проходного сечения сопла, схематически представленном на фиг. 37, задняя по потоку подвижная конструкция 40 приводится в движение при помощи системы управления, наилучшим образом отвечающей требованиям, выдвинутым в данном случае специалистом в этой области техники. Управление перемещениями задней по потоку подвижной конструкции 40 может быть независимым от управления перемещениями подвижной обечайки 45. Это управление может иметь один и тот же силовой привод двойного действия. Эта система управления перемещениями может также обеспечивать возможность непосредственного реверсирования газового потока 28 без перехода через фазу изменения проходного сечения сопла при помощи системы, связанной с общим контуром управления данного устройства реверсирования тяги в соответствии с предлагаемым изобретением. Блокировка по поступательному движению задней по потоку подвижной конструкции 40 может быть предусмотрена на внутренней части подвижной обечайки 45, на наружной части задней по потоку неподвижной обечайки 56 или в любом другом месте, связанном с любой другой конструкцией данного устройства реверсирования тяги. На фиг. 38 схематически представлено конечное положение основной части конструкции данного устройства реверсирования тяги при его функционировании в режиме реверсирования тяги. В этом положении обечайка 45 представлена с перекрытием передней по потоку части задней по потоку подвижной конструкции 40, более значительным, чем аналогичное перекрытие при функционировании этого устройства в режиме прямой тяги. Однако это расположение может изменяться, в частности, в том случае, когда существует возможность одновременного перемещения между двумя этими конструкциями. Это перекрытие также может быть менее значительным в том случае, когда необходимо уменьшенное поступательное перемещение подвижной обечайки 45.
Класс F02K1/70 путем использования щитков реверса тяги или створок, закрепленных на корпусе вентилятора