спусковое устройство
Классы МПК: | A62B1/14 с тормозами, скользящими по тросу |
Автор(ы): | Дрожжин Ю.С. |
Патентообладатель(и): | Дрожжин Юрий Сергеевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-05-05 публикация патента:
20.02.2000 |
Изобретение относится к спасательным средствам, а именно к портативным спасательным средствам, применяемым при экстренной эвакуации людей и груза из высотных объектов, горных склонов, а также может быть применено для спуска десантников с вертолетов и других случаях. В изобретении обеспечивается повышение надежности устройства, безопасности при эксплуатации, удобства в пользовании. Спусковое устройство содержит корпус со средством управления торможением и проходящим сквозь него тросом. Корпус выполнен в виде монолитной детали со сквозным каналом, имеющим форму ломаной линии П-образной формы. Средство управления торможением имеет сквозной канал в корпусе с тросом, степень натяжения которого регулируется спасателем или лебедкой, либо без натяжения. Оси ломаной линии П-образной формы расположены вдоль корпуса и под углом 60 - 80o к нему, а участки канала имеют соотношение длин от 1 : 1 до 1 : 1,3. 2 з.п.ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Спусковое устройство, содержащее корпус в виде монолитной детали со средством управления торможением, имеющим выполненный в корпусе сквозной канал в форме ломаной линии с тросом, отличающееся тем, что оси ломаной линии канала, имеющего П-образную форму, расположены вдоль корпуса и под углом 65 - 80o к нему, а участки канала имеют соотношение длин от 1 : 1 до 1 : 1,3. 2. Спусковое устройство по п.1, отличающееся тем, что трос установлен с возможностью регулирования степени натяжения посредством спасателя или лебедки, расположенных внизу. 3. Спусковое устройство по п.1, отличающееся тем, что корпус выполнен из литого чугуна, а трос - из металлического сплава, имеющего более высокую степень к истиранию, чем чугун.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к спасательным средствам, а именно к портативным спасательным средствам, применяемым при экстренной эвакуации людей и груза из высотных объектов, горных склонов, а также может быть применено для спуска десантников с вертолетов и др. случаях. Известно спасательное устройство (патент Франции N 2035664, A 62 B 1/00, 1971 г.), содержащее трос, одним концом прикрепленный к объекту, а другим - к опоре на земле, и, размещенный на тросе, тормозной механизм. При эвакуации с объекта, человек надевает пояс, присоединяет его к бегунку на тросе и покидает объект. Под действием веса человека бегунок скользит по спасательному тросу к земле. Для предотвращения удара о землю или предмет, на котором закреплен трос, предусмотрен гаситель удара. Недостатком спускового устройства является сложность конструкции и большие затраты времени на подготовительные работы, что затрудняет его применение в реальной обстановке. Наиболее близким к предлагаемому изобретению является известное из пат. ФРГ N 2602073, кл. A 62 B 1/14, 1987 г., содержащее корпус в виде монолитной детали со средством управления торможением, имеющим выполненный в корпусе сквозной канал в формоломаной линии с тросом. Недостатками этого устройства являются то, что оно при спуске людей не гарантирует безопасность работы с ним, а также неудобство пользования из-за необходимости регулирования шнура по весу спасаемого. В изобретении обеспечивается технический результат - повышение надежности, безопасности при эксплуатации, удобства в использовании. Указанный технический результат достигается тем, что в спусковом устройстве, содержащем корпус в виде монолитной детали со средством управления торможением, имеющим выполненный в корпусе сквозной канал в форме ломаной линии с тросом, согласно изобретению, оси ломаной линии канала, имеющего П-образную форму, расположены вдоль корпуса и под углом 65 - 80o к нему, а участки канала имеют соотношение длин от 1:1 до 1:1,3. Корпус устройства выполнен из литого чугуна, а трос - из металлического сплава, имеющего более высокую степень к истиранию, чем чугун. На чертеже схематично изображен продольный разрез предлагаемого устройства. Устройство состоит из корпуса 1, выполненного из литого чугуна, в форме параллелепипеда, цилиндра или др., с просверленным в нем сквозным каналом 2. Канал 2 имеет форму ломаной, например, П-образной линии, причем оси канала расположены вдоль корпуса и под углом 65 - 80o к образующей его. Участки канала имеют соотношение длин от 1:1 до 1:1,3, например, 15 мм : 15 мм или 15 мм : 19 мм, количество изгибов канала 2 должно быть не менее трех. Корпус 1 имеет крепежное отверстие 3 для крепления карабина. Сквозь канал 2 корпуса 1 протянут трос 4, выполненный из металла или сплава, степень твердости которого выше, чем у чугуна, например, стали. Верхний конец троса 4 закреплен к неподвижной опоре 5 (стена, скала и т.д.) на высоте расположения спасаемого, а нижний конец троса 4 держится спасателем, либо крепится к лебедке, либо без крепления. На тросе 4 может быть расположено несколько единиц корпусов 1, что позволит эвакуировать поочередно всех нуждающихся в помощи. Устройство работает следующим образом. Трос 4, на котором расположено спусковое устройство, закреплен к неподвижной опоре 5, спасаемый человек или спускаемый груз с надетым на них ремнем, с карабином закрепляется в отверстии 3 корпуса спасательного устройства, покидает объект, при этом происходит его движение вниз вдоль наружной стены под действием силы тяжести. Скорость спускаемого человека при небольшой высоте, до 15 м и весе до 80 кг будет примерно постоянной и безопасной для гашения скорости достаточно сил трения, возникающих между корпусом и тросом, а также благодаря конфигурации отверстий, в этом случае степень натяжения троса не нужно регулировать V = 0,15 - 0,2 м/с. При больших значениях высоты, веса спускаемого объекта скорость может возрасти до значений, равных V = 0,6 - 0,7 м/с. Для гашения скорости спуска, спускового устройства с грузом по торсу необходимо его натяжение спасателем, либо лебедкой внизу. У спасателя при этом есть возможность постоянного визуального контроля за скоростью спускаемого объекта, при необходимости, она может быть сведена к нулю, для остановки спасаемого напротив окна здания (пример). Спасатель может отвести трос в сторону. Например, балкона, козырька, обеспечивая безопасность спускаемого. Таким образом, предлагаемое устройство обеспечивает надежность и безопасность спускаемых объектов в изготовлении и пользовании, не требует дополнительной подготовки персонала и может быть стационарно размещено в высотных зданиях и является надежным средством индивидуального спасения.Класс A62B1/14 с тормозами, скользящими по тросу