устройство для стопорения резьбового соединения
Классы МПК: | F16B39/20 стальной проволокой и тп |
Автор(ы): | Пеленков А.И., Апанович А.А. |
Патентообладатель(и): | Озерский технологический институт Московского инженерно- физического института (технического университета) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1997-12-17 публикация патента:
20.03.2000 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к стопорению резьбовых соединений, содержащих охватывающую и охватываемую резьбовые детали. В устройстве для стопорения резьбового соединения в охватывающей резьбовой детали выполнены одно или несколько сквозных отверстий, а в охватываемой продольный паз или пазы. В совмещенные отверстие и паз устанавливается стопорный проволочный элемент, свободные концы которого либо взаимно скручиваются, либо отгибаются на охватывающую резьбовую деталь. Продольный паз или пазы в охватывающей детали заканчиваются округлением соответствующего радиуса для обеспечения самоизгиба проволочного стопорного элемента при его установке. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
Устройство для стопорения резьбового соединения, содержащее охватывающую и охватываемую резьбовые детали, а также стопорный элемент, отличающееся тем, что в охватывающей резьбовой детали выполнены одно или несколько сквозных отверстий, а в охватываемый продольный паз или пазы, в совмещенные отверстие и паз устанавливается стопорный элемент, выполненный проволочным, свободные концы которого либо взаимно скручиваются, либо отгибаются на охватывающую резьбовую деталь, продольные паз или пазы в охватываемой резьбовой детали под отверстием в охватывающей детали заканчиваются скруглением соответствующего радиуса для обеспечения самоизгиба проволочного стопорного элемента при его установке.Описание изобретения к патенту
Использование: в машиностроении при фиксации резьбовых соединений. Сущность изобретения: резьбовые детали стопорятся от самопроизвольного отворачивания стопорным проволочным элементом. Проволочный элемент проходит через отверстие в охватывающей и паз в охватываемой деталях. Концы проволочного элемента взаимно скручиваются или отгибаются на охватывающую деталь. Изобретение относится к машиностроению, в частности к стопорению резьбовых соединений, содержащих охватываемую и охватывающую резьбовые детали (болт-гайка, шпилька-гайка и др.). Известно стопорение охватываемой (болт) и охватывающей (гайка) деталей посредством проволоки, устанавливаемой в совмещенные радиальные отверстия соединяемых деталей с последующим скручиванием ее концов (Орлов П.Н. Основы конструирования. М.: Машиностроение, 1977, т.3, с.307, рис.625, III, IV). Известна фиксация взаимного положения охватывающей и охватываемой деталей с использованием шплинта, устанавливаемого в совмещенные сквозные отверстия сопрягаемых деталей (Орлов П.Н. Основы конструирования. М.: Машиностроение, 1977, т.3, с.293-294, рис. 572-574). Известно также стопорение резьбового соединения, выбранного в качестве прототипа, содержащего охватывающую и охватываемую резьбовые детали, шплинтом, устанавливаемым в совмещенные отверстие охватывающей детали (гайка) и сквозной паз, выполненный на конце детали (болт) (Орлов П.Н. Основы конструирования. М.: Машиностроение, 1977, т.3, с.294, рис. 576). Основным недостатком прототипа является сложность стопорения из-за ограничения хода гайки в пределах шплинтуемости, при увеличении хода гайки сечение болта ослабляется несколькими сквозными пазами, что снижает работоспособность соединения. Цель изобретения - упрощение стопорения резьбовых соединений и снижение трудоемкости изготовления при обеспечении требуемой работоспособности. Это достигается тем, что стопорение охватывающей резьбовой детали относительно охватываемой осуществляется посредством проволочного стопорного элемента, проходящего через совмещенные отверстия в охватывающей и паз в охватываемой резьбовых деталях, свободные концы которого, выходящие за детали соединения, либо взаимно скучиваются, либо отгибаются на охватывающую резьбовую деталь. В заявляемом устройстве в охватывающей резьбовой детали выполнены одно или несколько сквозных отверстий под острым углом или перпендикулярно к ее продольной оси; а в охватываемой - продольные паз или пазы, которые под отверстием в охватывающей детали заканчиваются округлением соответствующего радиуса для обеспечения самоизгиба проволочного стопорного элемента при его установке. Диаметр отверстий и ширина пазов в резьбовых деталях определяется из условия обеспечения свободной установки проволочного стопорного элемента. Глубина пазов в охватываемой резьбовой детали рассчитывается по зависимостигде d - наружный диаметр резьбы охватываемой детали (болт),
D1 - внутренний диаметр резьбы охватывающей детали (гайка),
dпр - диаметр проволочного стопорного элемента. Возможны варианты установки стопорного элемента 3 в зависимости от конструкции резьбовых деталей соединения, но во всех вариантах проволочный стопорный элемент 3 проходит через совмещенные отверстия в охватывающей резьбовой детали 1 и паз в охватываемой резьбовой детали 2 (на фиг. применено совмещенное изображение всех вариантов стопорения). На фиг. 1 и 2 представлены варианты, когда в охватываемой резьбовой детали 2 выполнены продольные пазы, в частности открытые и прямоугольной формы, оканчивающиеся под отверстием в охватываемой детали 1 скруглением соответствующего радиуса для самоизгиба проволочного стопорного элемента 3 при его установке, а в охватывающей детали 1 - сквозные отверстия под углом или перпендикулярно к ее продольной оси, при этом свободные концы проволочного стопорного элемента 3 взаимно скручены. Конструкция, изображенная на фиг. 3, отличается от вариантов стопорения фиг. 1 и 2 тем, что в охватываемой детали 2 пазы выполнены в форме продольного сегмента соответствующего радиуса для обеспечения самоизгиба проволочного стопорного элемента, выходящего за охватывающую резьбовую деталь 1 для обеспечения выхода конца проволочного стопорного элемента 3. На фиг. 4 показан третий вариант стопорения резьбового соединения проволочным стопорным элементом 3 отгибом его свободных концов на охватываемую деталь 1. Стопорение резьбового соединения заявляемым устройством осуществляется следующим образом. На деталях сопряжения выполняются отверстия и пазы необходимых размеров. Пазы могут быть прямоугольной или полукруглой формы. Подбирается проволока соответствующего диаметра и отрезается заготовка необходимой длины, один конец которой может быть при необходимости предварительно немного отогнут для более легкой установки его в совмещенные отверстие в охватываемой и паз в охватывающей деталях. Свободные концы проволочного стопорного элемента, которые вышли за пределы резьбового соединения, либо взаимно скручиваются, либо отгибаются на охватывающую деталь. Испытания опытного образца резьбового соединения с резьбой М10, изготовленного по варианту фиг. 1, показали положительные результаты. Использование заявляемого устройства не вызывает значительных затрат и обеспечивает надежную фиксацию резьбового соединения от самоотворачивания.
Класс F16B39/20 стальной проволокой и тп
резьбовое соединение - патент 2270377 (20.02.2006) | |
узел крепления - патент 2052678 (20.01.1996) | |
устройство для соединения деталей - патент 2042863 (27.08.1995) | |
стопорное устройство - патент 2031263 (20.03.1995) | |
стопорное резьбовое соединение - патент 2031262 (20.03.1995) |