колейный катковый минный трал
Классы МПК: | F41H11/16 самоходные минные разградители |
Автор(ы): | Собко В.Ф., Дружинин В.Г., Кузнецов В.А., Барышев А.В., Камшилов Г.Д., Ширинкин В.А., Жданов А.М. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Станкомаш" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-09-07 публикация патента:
20.03.2000 |
Изобретение относится к области военно-инженерного дела и предназначено для использования при преодолении минных полей и заминированных участков. Техническим результатом изобретения является снижение массы каткового трала и обеспечение копирования им поверхности грунта. Сущность: трал выполнен с возможностью обеспечения продольного и поперечного копирований неровностей грунта и безударного гашения взрыва мины катковыми секциями и снабжен механизмом аварийной отцепки трала. 2 з. п. ф-лы, 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
1. Колейный катковый минный трал, содержащий две катковые секции, выполненные с возможностью размещения перед соответствующими гусеничными лентами базовой машины и установленные на тяговых рамах, связанных с базовой машиной посредством цапф, соединенных с нижними кронштейнами, закрепленными на базовой машине, отличающийся тем, что он снабжен поддерживающими тросами, связанными с тяговыми рамами и дополнительно введенными верхними кронштейнами, закрепленными на базовой машине, каждая катковая секция снабжена рычагом подвески, передними и задними гибкими связями и амортизатором сжатия, а каждая тяговая рама снабжена передней и задней балками, при этом рычаг подвески своей верхней частью шарнирно закреплен на передней балке тяговой рамы, нижней частью связан посредством передних гибких связей с передней частью катковой секции и установлен с возможностью взаимодействия своей центральной частью с амортизатором сжатия, встроенным в переднюю балку тяговой рамы, а задняя часть катковой секции связана с задней балкой тяговой рамы посредством соответствующих гибких связей, длина которых выполнена большей, чем передних гибких связей, на величину, равную высоте и глубине продольных неровностей грунта, причем тяговая рама размещена сбоку от катковой секции со смещением в сторону продольной оси системы базовая машина - трал. 2. Трал по п.1, отличающийся тем, что каждая катковая секция выполнена в виде трех и более катков, установленных посредством промежуточных разделительных втулок на одной оси с возможностью вращения, при этом катки установлены на оси с зазором, а крайние катки выполнены одинакового диаметра, меньшего, чем диаметр центральных катков, причем величина зазора равна величине разницы диаметров центральных и крайних катков и высоте и глубине поперечных неровностей грунта. 3. Трал по п.1, отличающийся тем, что он снабжен механизмом аварийной отцепки трала, выполненным в виде поршня пирозаряда, установленного в корпусе верхнего кронштейна, шарнирного звена, захвата опорного крюка, размещенного на оси с возможностью вращения, тяги, одним своим концом связанной посредством дополнительно введенного рычага с валом, на котором закреплен опорный крюк с возможностью вращения совместно с последним в проушинах корпуса верхнего кронштейна, а другим - с замковым звеном нижнего кронштейна шарнирного крепления цапф тяговой рамы, и замыкающего звена, шарнирно размещенного в нижней части нижнего кронштейна, на котором шарнирно установлен запорный крюк замкового звена, предназначенный для взаимодействия с фиксатором закрытого положения нижнего кронштейна, при этом поршень пирозаряда установлен с возможностью взаимодействия с шарнирным звеном, предназначенным для фиксации захвата опорного крюка, связанного посредством элемента крепления с поддерживающим тросом, причем шарнир крепления упомянутого звена размещен эксцентрично относительно вала опорного крюка и оси его захвата и установлен ниже последних, а проушины нижнего кронштейна выполнены с открытым пазом, высота которого равна диаметру цапфы.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области военно-инженерного дела и предназначено для использования при продолжении минных полей и заминированных участков местности объектов бронетанковой техники. Известны конструкции колейных катковых минных тралов, устройство которых изложено, например, в рефератном журнале "Изобретения стран мира" N 4-6 до 1991 год, выпуск 80, МКИ F 41, патент US N 4 909 128, МКИ 4 F 41 H 11/12 на "Минный трал", где трал, присоединяемый к боевой машине, содержит раму, к которой прикрепляется устройство для соединения трала с машиной. С рамой соединен поперечный элемент с двумя параллельными балками, проходящими в переднем направлении от машины. Между концами балок на расстоянии от поперечного элемента проходит присоединенный к ним поперечный стержень. Трал имеет два диска, которые установлены для эксцентричного вращения на поперечном стержне. На периферии каждого диска установлено с возможностью вращения зубчатое колесо, контактирующее с поверхностью земли. К недостаткам указанной конструкции трала следует отнести:1) рама тяговая, с размещенными на ней двумя тралящими дисками, воспринимает весь импульс взрывной нагрузки мины, что потребует значительной материалоемкости для обеспечения необходимой взрывоустойчивости всей конструкции трала;
2) отсутствие в конструкции тралящего оборудования аварийной отцепки трала от базовой машины при его разрушении. Предлагаемая конструкция колейного минного трала решает задачи снижения массы катковых тралов при требуемой взрывоустойчивости с обеспечением необходимого копирования рабочими органами-катками грунта и оборудована узлами дистанционной аварийной отцепки от базовой машины при разрушении трала в боевых условиях без выхода экипажа из машины. Общие признаки предлагаемого колейного каткового трала: катковая секция, размещаемая перед каждой гусеничной лентой танка, связана с рамой тяговой, прикрепленной к базовой машине посредством цапф с нижним шарнирным кронштейном и тросом поддерживающим, закрепленным к верхнему кронштейну базовой машины и к стойке рамы. Отличительные (достаточные) признаки:
1) катковая секция закреплена посредством передних гибких связей с нижней частью шарнирно установленного в раме тяговой рычага подвески, который центральной частью, размещенной ниже шарнира крепления к раме, взаимодействует с амортизатором сжатия, встроенным в переднюю балку рамы тяговой, задняя часть катковой секции связана гибкими связями с задней балкой рамы тяговой, причем задние гибкие связи выполнены большей длины чем передние на величину, равную высоте и глубине продольных неровностей грунта, а рама тяговая размещена сбоку от секции катковой со смещением в сторону продольной оси системы машина - трал;
2) катковая секция выполнена в виде катков, закрепленных посредством промежуточных разделительных втулок на единой оси, где два крайних катка выполнены одного диаметра и шарнирно установлены по краям оси, а центральные катки - между ними, где последние выполнены большего диаметра и установлены на оси с зазором, причем величина зазора равна величине разницы диаметров центрального катка с крайним и равна высоте и глубине поперечных неровностей грунта;
3) элемент крепления поддерживающего троса рамы тяговой катковой секции к базовой машине зафиксирован на шарнирно установленном в проушинах корпуса верхнего кронштейна опорном крюке, который посредством дополнительного шарнирного звена застопорен захватом, причем шарнир крепления звена размещен эксцентрично относительно оси вращения опорного крюка и оси захвата, установлен ниже последних и взаимодействует с поршнем пирозаряда отцепки, а вал опорного крюка связан посредством тяги с замковым звеном нижнего кронштейна шарнирного крепления рамы тяговой с базовой машиной, где проушины кронштейна выполнены с открытым пазом, высота которого равна диаметру цапф рамы тяговой, в нижней части кронштейна шарнирного размещено замыкающее звено, на котором шарнирно установлен запорный крюк замкового звена, взаимодействующий с фиксатором закрытого положения нижнего кронштейна. Закрепление катковой секции посредством передних гибких связей с рычагом подвески, взаимодействующим с амортизатором сжатия, встроенным в передней балке рамы тяговой и задних гибких связей - с задней балкой рамы, где длина задних гибких связей больше передних и размещение рамы тяговой сбоку от секции катковой со смещением в сторону продольной оси машины - трал обеспечивает безударное гашение энергии взрыва мины при подлете катковой секции, что повышает взрывоустойчивость конструкции трала и обеспечивает необходимое продольное копирование неровностей грунта при движении системы машина - трал, причем длина задних гибких связей определяет параметры преодолеваемых препятствий. Выполнение каждой катковой секции трала в виде катков, закрепленных посредством промежуточных разделительных втулок на единой оси, где два крайних катка выполнены одного диаметра и шарнирно установлены по краям оси, а центральные - между ними и где последние выполнены большего диаметра и установлены на оси с зазором по величине, равным величине разницы диаметров центрального катка с крайним, позволяет обеспечить поперечное копирование катками неровностей грунта в пределах полосы траления, при этом величина зазора установки центрального катка на единой оси секции, а следовательно, и величина разницы диаметров центральных и крайних катков будут определять параметры протравливаемых поперечных неровностей грунта в пределах полосы травления. Фиксация элемента крепления поддерживающего троса рамы тяговой каждой секции к базовой машине на шарнирно установленном в проушинах корпуса верхнего кронштейна опорном крюке, зафиксированного захватом посредством дополнительного шарнирного звена, размещаемого эксцентрично относительно оси вращения опорного крюка и оси захвата и взаимодействующего с поршнем пирозаряда отцепки, где вал опорного крюка связан тягой с замковым звеном нижнего кронштейна, у которого проушины выполнены с открытым пазом по высоте, равным диаметру цапф тяговой, и где в нижней части кронштейна шарнирно размещено замыкающее звено с шарнирно установленным на нем запорным крюком замкового звена, взаимодействующим с фиксатором закрытого положения нижнего кронштейна, позволяет обеспечить проведение дистанционной аварийной отцепки трала от машины при его разрушении без выхода экипажа из машины на минное поле. Колейный катковый минный трал схематично изображен на прилагаемом чертеже, где на фиг. 1 представлен общий вид колейного каткового минного трала, вид сбоку; на фиг. 2 - общий вид колейного каткового минного трала, вид сверху; на фиг. 3 - сечение А-А; на фиг. 4 - сечение Б-Б; на фиг. 5 - сечение В-В; на фиг. 6 - общий вид узлов аварийной отцепки трала от базовой машины. Колейный катковый минный трал установлен на базовую машину 1 и содержит катковую секцию 2, раму тяговую 3, центральный каток 4, крайние катки 5, передние гибкие связи 6, рычаг подвески 7, амортизатор сжатия 8, задние гибкие связи 9, верхний кронштейн 10, поддерживающий трос 11, нижний кронштейн 12, опорный крюк 13, дополнительное шарнирное звено 14, захват 15, поршень пирозаряда 16, пирозаряд 17, вал опорного крюка с рычагом 18, тягу 19, замковое звено 20, замыкающее звено 21, фиксатор закрытого положения 22, разделительные промежуточные втулки 23, цапфы рамы тяговой 24. Работает трал следующим образом. Во время движения машины с тралом по минному полю катковые секции имеют возможность копировать продольные неровности грунта (с обеспечением силового контактного воздействия катков на грунт) или преодолевать препятствие в диапазоне +H - -H (фиг.1), поперечные неровности в пределах полосы траления секции копируются катками секции в пределах зазора установки на оси центральных катков, при этом силовое воздействие на грунт под ним обеспечивается массой центральных катков (под каждым крайним катком - половиной массы секции без массы центральных катков). При подрыве мины под катком 4 или 5 катковой секции 2, импульс взрыва воспринимается секцией, которая, поднимаясь вверх через передние гибкие связи 6, через рычаг подвески 7 воздействует на амортизатор сжатия 8, после чего продолжается подъем катковой секции с рамой тяговой 3 до гашения энергии взрыва. При этом смещение рам тяговых в направление продольной оси машина - трал обеспечивает безударный подлет катковых секций. При разрушении трала - выработка ресурса взрывоустойчивости, подрыв фугасов повышенной мощности, для освобождения машины от поврежденного трала, предложена конструкция дистанционной аварийной отцепки. Из корпуса машины (без выхода) член экипажа пультом управления подает электрический сигнал на электровоспламенитель пирозаряда отцепки 17, под действием пороховых газов поршень 16, перемещаясь вниз, поворачивает шарнирное звено 14, которое, вращаясь, освобождает захват 15 и опорный крюк 13. Опорный крюк, приводимый в движение весом рамы тяговой, передаваемый через поддерживающий трос, поворачивается, освобождая от фиксации элемент крепления поддерживающего троса 11, и валиком опорного крюка с рычагом 18 перемещает тягу 19, которая откидывает замковое звено 20 c фиксатора 22 и открывает замыкающее звено 21. Движением машины задним ходом цапфы рамы тяговой 24 выходят из открытого паза проушин нижних кронштейнов.
Класс F41H11/16 самоходные минные разградители