комплексная система навигации

Классы МПК:G01C23/00 Комбинированные приборы, определяющие более чем одну навигационную величину, например для авиации; комбинированные устройства для измерения двух и более параметров движения, например расстояния, скорости, ускорения
Автор(ы):, , , , , , ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество Раменское приборостроительное конструкторское бюро
Приоритеты:
подача заявки:
1998-11-05
публикация патента:

Изобретение может быть использовано в области авиационного приборостроения, в частности для информационного обеспечения навигации, прицеливания и пилотирования летательных аппаратов. В комплексную систему навигации, содержащую систему воздушных сигналов, блок преобразования координат, блок алгебраического суммирования, корректирующую систему, блок коррекции и блок формирования координат, дополнительно введены блок запаздывания, блок идентификации погрешностей, блок оптимальной фильтрации, блок формирования составляющих скорости ветра, обеспечивающие в результате повышения точности определения воздушных параметров (истиной воздушной скорости, углов атаки и скольжения, выделения составляющих скорости ветра), выдаваемых потребителям в систему прицеливания, в систему индикации и в систему управления летательным аппаратом. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Комплексная система навигации, содержащая последовательно соединенные по первым-третьим выходам-входам систему воздушных сигналов, блок преобразования координат, блок алгебраического суммирования, блок коррекции, подключенную первым-третьим выходами к четвертому-шестому входам блока преобразования координат корректирующую систему, четвертый-шестой выходы которой подключены соответственно к четвертому-шестому входам блока алгебраического суммирования, блок формирования координат, на первый-третий входы которого подключены соответственно четвертый-шестой выходы блока алгебраического суммирования, на седьмой-девятый входы которого подключены соответственно первый-третий выходы блока коррекции, отличающаяся тем, что в нее дополнительно введены подключенный соответственно первым-девятым входами к четвертому-двенадцатому выходам блока преобразования координат блок запаздывания, на десятый-двенадцатый входы которого подключены соответственно седьмой-девятый выходы блока алгебраического суммирования, на десятый-двенадцатый входы которого подключены соответственно первый-третий выходы системы воздушных сигналов, блок идентификации погрешностей, первый-сорок пятый входы которого подключены соответственно к первому-сорок пятому выходам блока запаздывания, тринадцатый-пятнадцатый входы которого подключены к первому-третьему выходам блока формирования координат, подключенный первым-восемнадцатым входами соответственно к первому-восемнадцатому выходам блока идентификации погрешностей блока оптимальной фильтрации, первый-третий выходы которого подключены соответственно к тринадцатому-пятнадцатому входам блока алгебраического суммирования, подключенный первым-третьим входами соответственно к первому-третьему выходам блока формирования координат блока формирования составляющих скорости ветра, четвертый-девятый входы которого подключены к четвертому-девятому выходам блока оптимальной фильтрации.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиационному приборостроению, в частности к информационным средствам навигации, прицеливания и пилотирования летательных аппаратов.

Из известных комплексных систем навигации на основе комплексной обработки данных системы воздушных сигналов и данных корректирующей системы в качестве прототипа выбирается комплексная система навигации, описание которой приведено в книге [1] Помыкаева И.И. и др. "Навигационные приборы и системы", Москва, Машиностроение, 1983 г., стр. 385-388. Структурная схема прототипа приведена на фиг. 1, где обозначено:

СВС - система воздушных сигналов, БПК - блок преобразования координат, БАС - блок алгебраического суммирования, КС - корректирующая система, БК - блок коррекции, БФК - блок формирования координат.

В БПК по поступившим на первый-третий входы с первого-третьего выходов СВС воздушным параметрам V, комплексная система навигации, патент № 2146803, комплексная система навигации, патент № 2146803 (модуль истинной воздушной скорости, углы атаки и скольжения) и на четвертый-шестой входы с первого-третьего выходов КС углам эволюций летательного аппарата комплексная система навигации, патент № 2146803, комплексная система навигации, патент № 2146803, комплексная система навигации, патент № 2146803 (углы курса, крена и тангажа) формируются соответствующие воздушные скорости в земной системе координат V1, V2, V3, которые с первого-третьего выхода БПК поступают на первый-третий входы БАС, на четвертый-шестой входы которого поступают составляющие путевой скорости в земной системе координат V1п, V2п, V3п. На седьмой-девятый входы БАС поступают корректирующие сигналы X1, X2, X3 с первого-третьего выходов БК, на первый-третий входы которого поступают сигналы (Vi - Xi - Viп) (здесь i = 1, 2, 3), по которым формируются корректирующие сигналы xi = (TP)-1 комплексная система навигации, патент № 2146803 (Vi - Xi - Viп),

где T - постоянная времени;

P - оператор дифференцирования.

При комплексная система навигации, патент № 2146803 (здесь Vi0 - точное значение составляющих путевой скорости; комплексная система навигации, патент № 2146803i - погрешность; Ui, комплексная система навигации, патент № 2146803 - систематическая и флуктуационная (порывы ветра) центрированная погрешности).

Например, при комплексная система навигации, патент № 2146803i = const , Ui = const с течением времени осуществляется подавление флуктуационной погрешности комплексная система навигации, патент № 2146803 до любого близкого к нулю уровня и выделение (комплексная система навигации, патент № 2146803i-ui)

комплексная система навигации, патент № 2146803

В БАС формируются откорректированные составляющие путевой скорости Vik = Vi - Xi = V + Ui, которые с четвертого-шестого выходов БАС выдаются потребителям и поступают на пятый-шестой входы БФК, где формируются координаты местоположения комплексная система навигации, патент № 2146803i = комплексная система навигации, патент № 2146803 vdt , которые с первого-третьего выходов БФК выдаются потребителям. Сигналы xi = (комплексная система навигации, патент № 2146803i-ui) ) с первого-третьего выходов БК также выдаются потребителям (в систему управления, в систему индикации, в прицельную систему), но систематические составляющие скорости ветра Ui выдаются с погрешностью комплексная система навигации, патент № 2146803i , что является недостатком прототипа.

Техническим результатом, достигаемым при использовании предлагаемого технического решения, является повышение точности работы системы.

Достигается технический результат тем, что в комплексную систему навигации, содержащую последовательно соединенные по первым-третьим выходам - входам систему воздушных сигналов, блок преобразования координат, блок алгебраического суммирования, блок коррекции, подключенную первым-третьим выходами к четвертому-шестому входам блока преобразования координат корректирующую систему, четвертый-шестой выходы которой подключены соответственно к четвертому-шестому входам блока алгебраического суммирования, блок формирования координат, на первый-третий входы которого подключены соответственно четвертый-шестой выходы блока алгебраического суммирования, на седьмой-девятый вход которого подключены первый-третий выходы блока коррекции, дополнительно введены блок запаздывания, блок идентификации погрешностей, блок оптимальной фильтрации и блок формирования составляющих скорости ветра, на первый-третий входы которого подключены первый-третий выходы блока формирования координат. Четвертый-двенадцатый выходы блока преобразования координат подключены к первому-девятому входам блока запаздывания, на десятый-двенадцатый выходы которого подключены седьмой-девятый выходы блока алгебраического суммирования. Первый-третий выходы системы воздушных сигналов подключены также к десятому-двенадцатому входам блока алгебраического суммирования, на тринадцатый-пятнадцатый входы которого подключены первый-третий выходы блока оптимальной фильтрации, четвертый-девятый выходы которого подключены к четвертому-девятому входам блока формирования составляющих скорости ветра. На первый-восемнадцатый входы блока оптимальной фильтрации подключены первый-восемнадцатый выходы блока идентификации погрешностей, на первый-сорок пятый входы которого подключены первый-сорок пятый выходы блока запаздывания, на тринадцатый-пятнадцатый входы которого подключены первый-третий выходы блока формирования координат.

На фиг. 1 представлена структурная схема прототипа.

На фиг. 2 представлена структурная схема предлагаемой системы, содержащей: 1 - система воздушных сигналов СВС, 2 - блок алгебраического суммирования БАС, 3 - корректирующая система КС, 4 - блок преобразования координат БПК, 5 - блок коррекции БК, 6 - блок формирования координат БФК, 7 - блок запаздывания БЗ, 8 - блок идентификации погрешностей БИП, 9 - блок оптимальной фильтрации БОФ, 10 - блок формирования составляющих скорости ветра БФВ.

В качестве КСЗ используется, например, инерциально-спутниковая система (см. книгу [2] Бабича О.А. "Обработка информации в навигационных комплексах", Москва, "Машиностроение", 1991 г., стр. 476-478).

Составляющие скорости ветра принимаются в виде (см. книгу [3] Загайнова Г. И. "Управление полетом самолета", Москва, Машиностроение, 1980 г., стр. 132) комплексная система навигации, патент № 2146803 , где Ui0 = const, Ui1 = const, комплексная система навигации, патент № 2146803 - центрированные независимые случайные процессы; комплексная система навигации, патент № 2146803i - координаты местоположения летательного аппарата.

Система работает следующим образом.

СВС1 измеряет и выдает с первого-третьего выходов параметры модуля путевой скорости v = v0+комплексная система навигации, патент № 21468031 , угла атаки комплексная система навигации, патент № 2146803 = комплексная система навигации, патент № 21468030+комплексная система навигации, патент № 21468032 , угла скольжения комплексная система навигации, патент № 2146803 = комплексная система навигации, патент № 21468030+комплексная система навигации, патент № 21468033 (здесь с индексом "0" обозначены точные значения параметров, комплексная система навигации, патент № 2146803i = const - погрешности), поступающие на первый-третий входы БПК4 и на десятый-двенадцатый входы БАС2.

КСЗ формирует параметры углов курса комплексная система навигации, патент № 2146803 , крепа комплексная система навигации, патент № 2146803 и тангажа комплексная система навигации, патент № 2146803 и составляющих путевой скорости, Vin = Vi0 + Ui.

Параметры комплексная система навигации, патент № 2146803, комплексная система навигации, патент № 2146803, комплексная система навигации, патент № 2146803 с первого-третьего выходов КСЗ поступают на четвертый-шестой входы БПК4. Параметры Vin = Vi0 + Ui (i = 1, 2, 3) четвертого-шестого выходов КСЗ поступают на четвертый-шестой входы БАС2. В БПК4 по поступившим параметрам формируются составляющие истинной воздушной скорости в осях летательного аппарата

комплексная система навигации, патент № 2146803

и соответственно составляющие истинной воздушной скорости в осях летательного аппарата ([3], стр. 129)

комплексная система навигации, патент № 2146803

и параметры функций

комплексная система навигации, патент № 2146803

Параметры Vi с первого-третьего выходов БПК4 поступают на первый-третий входы БАС2. Параметры fi1, fi2, fi3 с четвертого-двенадцатого выходов БПК4 поступают на первый-девятый входы БЗ7.

На седьмой-девятый входы БАС2 поступают корректирующие сигналы xi.

В БАС2 формируются параметры:

(Vi - Vin - Xi), которые с первого-третьего выходов поступают на первый-третий входы БК5;

Vik = Vi - Xi, которые с четвертого-шестого выходов поступают на первый-третий входы БФК6;

комплексная система навигации, патент № 2146803

которые с седьмого-девятого выходов поступают на десятый-двенадцатый входы БЗ7. БК5 является блоком интеграторов, в нем формируются корректирующие сигналы Xi = (TP)-1 комплексная система навигации, патент № 2146803 (Vi - Vin - xi), которые с первого-третьего выходов БК5 поступают на седьмой-девятый входы БАС2, тогда

Vi-Vin-Xi=TpXi

комплексная система навигации, патент № 2146803

откуда следует, что, например, при (комплексная система навигации, патент № 21468031fi1+комплексная система навигации, патент № 21468032fi2+комплексная система навигации, патент № 21468033fi3) = комплексная система навигации, патент № 2146803i = const, Ui0 = const, Ui1 = 0, комплексная система навигации, патент № 2146803 - флуктуационной центрированный высокочастотный шум, xi _комплексная система навигации, патент № 2146803 комплексная система навигации, патент № 2146803i-ui0. , соответственно Vik = Vi - Xi ---> Vi0 + Ui0 = Vin, тогда в БФК6, являющегося блоком интеграторов, формируются координаты местоположения комплексная система навигации, патент № 2146803i = комплексная система навигации, патент № 2146803viпdt, которые с первого-третьего выходов БФК6 выдаются потребителям, поступают на первый-третий входы БФВ10 и на тринадцатый-пятнадцатый входы БЗ7.

В БЗ7 на элементах запаздывания ([4], Тетельбаум И.М., Шнейдер Ю.Р. "Практика аналогового моделирования динамических систем", Москва, Энергоиздат, 1987 г., стр. 257) при i = 1,; 2; 3; K = 1; 2; 3 формируются:

девять сигналов

yik комплексная система навигации, патент № 2146803 комплексная система навигации, патент № 21468031, комплексная система навигации, патент № 21468032, комплексная система навигации, патент № 21468033 - постоянные времени запаздывания;

десять сигналов fi1(t-комплексная система навигации, патент № 2146803к) ;

девять сигналов fi2(t-комплексная система навигации, патент № 2146803к) ;

девять сигналов fi3(t-комплексная система навигации, патент № 2146803к) ;

девять сигналов комплексная система навигации, патент № 2146803i(t-комплексная система навигации, патент № 2146803к) , которые с первого-сорок пятого выходов БЗ7 поступают на первый-сорок пятый входы БИП8.

По образующим алгебраическую модель погрешностей девяти сигналам y(t-комплексная система навигации, патент № 2146803к) ([5] , Кузовков Н.Т., Салчев О.С. "Инерциальная навигация и оптимальная фильтрация", Москва, Машиностроение, 1982 г., стр. 107) в БИП8 формируются сигналы, идентифицирующие погрешности при независимых комплексная система навигации, патент № 2146803 :

комплексная система навигации, патент № 2146803

комплексная система навигации, патент № 2146803

и сигналы

Fj(f,комплексная система навигации, патент № 2146803) = Fj, Fi0(f,комплексная система навигации, патент № 2146803) = Fi0, Fi1(f,комплексная система навигации, патент № 2146803) = Fi1,

которые с первого-восемнадцатого выходов БИП8 поступают на первый-восемнадцатый входы БОФ9, содержащего девять оптимальных фильтров первого порядка ([5] Сейдж Э. "Теория оценивания и ее применение в связи и управлении", Москва, Связь, 1976 г., стр. 288), формирующих оптимальные оценки погрешностей, например, при комплексная система навигации, патент № 2146803 - центрованный белый шум,

комплексная система навигации, патент № 2146803

комплексная система навигации, патент № 2146803

комплексная система навигации, патент № 2146803

при комплексная система навигации, патент № 2146803 aj = const, a0i = const, a1i = const.

Например, при Fj = 1, aj = комплексная система навигации, патент № 2146803, Cj(t) = (t+комплексная система навигации, патент № 2146803)-1 комплексная система навигации, патент № 2146803

при этом дисперсия, определяемая белым шумом комплексная система навигации, патент № 2146803 с единичной спектральной плотностью, имеет вид

Dj = (t+комплексная система навигации, патент № 2146803)-1 _комплексная система навигации, патент № 2146803 0.

Оптимальные оценки погрешностей комплексная система навигации, патент № 2146803 с первого-третьего выходов БОФ9 поступают на трицадцатый-пятнадцатый входы БАС2, где формируются уточненные параметры

комплексная система навигации, патент № 2146803

которые с десятого-двенадцатого выходов БАС2 выдаются потребителям.

Оптимальные оценки комплексная система навигации, патент № 2146803 с четвертого-девятого выходов БОФ9 поступают на четвертый-девятый входы БФВ10, на первый-третий входы которого поступают сигналы текущих координат комплексная система навигации, патент № 2146803i/ .

В БФВ10 ([5], стр. 105) формируются составляющие скорости ветра

комплексная система навигации, патент № 2146803

которые с первого-третьего выходов БФВ10 выдаются потребителям.

Таким образом обеспечивается достижение технического результата - повышение точности воздушных сигналов v, комплексная система навигации, патент № 2146803, комплексная система навигации, патент № 2146803 и ui - составляющих скорости ветра.

Класс G01C23/00 Комбинированные приборы, определяющие более чем одну навигационную величину, например для авиации; комбинированные устройства для измерения двух и более параметров движения, например расстояния, скорости, ускорения

способ подготовки инерциальной навигационной системы к полету -  патент 2529757 (27.09.2014)
система управления общесамолетным оборудованием -  патент 2528127 (10.09.2014)
комплексная корреляционно-экстремальная навигационная система -  патент 2525601 (20.08.2014)
способ и бортовая система обеспечения минимумов дистанций продольного эшелонирования по условиям турбулентности вихревого следа -  патент 2525167 (10.08.2014)
многофункциональный тяжелый транспортный вертолет круглосуточного действия, комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, используемый на данном вертолете -  патент 2524276 (27.07.2014)
информационно-управляющая система робототехнического комплекса боевого применения -  патент 2523874 (27.07.2014)
комплекс бортового оборудования вертолета -  патент 2520174 (20.06.2014)
система и способ определения пространственного положения и курса летательного аппарата -  патент 2505786 (27.01.2014)
малогабаритная бесплатформенная инерциальная навигационная система средней точности, корректируемая от системы воздушных сигналов -  патент 2502049 (20.12.2013)
способ функционирования топопривязчика в режиме контрольно-корректирующей станции -  патент 2498223 (10.11.2013)
Наверх