система автоматического управления полетом летательного аппарата

Классы МПК:B64C13/18 с автопилотом
G05D1/08 управление пространственным положением объекта, например управление по крену, тангажу и(или) скольжению 
Автор(ы):, , , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Раменское приборостроительное конструкторское бюро"
Приоритеты:
подача заявки:
1999-01-20
публикация патента:

Изобретение относится к области авиационных систем, обеспечивающих управление и наведение летательных аппаратов. Технический результат заключается в повышении точности работы системы. Система содержит блок алгебраического суммирования, контур стабилизации, блок информационных датчиков, блок формирования заданных параметров движения, формирующий заданные траектории движения и их параметрические производные, и блок формирования заданных сигналов управления, обеспечивающие в замкнутом контуре управления точное движение по заданным пространственно-временным траекториям. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Система автоматического управления полетом летательного аппарата, содержащая последовательно соединенные блок алгебраического суммирования и контур стабилизации, а также блок информационных датчиков, первый выход которого подключен соответственно к первому входу блока алгебраического суммирования, причем на третий вход контура стабилизации подключен пятый выход блока информационных датчиков, отличающаяся тем, что в нее дополнительно введены последовательно соединенные по первому, ..., n-му входам - выходам блок формирования заданного сигнала управления и блок формирования заданных параметров движения, на третий вход которого подключен шестой выход блока информационных датчиков, седьмой выход которого подключен к (n+1)-му входу блока формирования заданного сигнала управления, выход которого подключен к пятому входу блока алгебраического суммирования.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области авиастроения, в частности к замкнутым контурам управления движения летательных аппаратов.

Известны системы управления боковым и продольным движением летательных аппаратов, описание которых приведены в книге [1] В.А.Боднера "Теория автоматического управления полетом", М., 1964 г., стр. 178, 194, в книге [2] И. А.Михалева и др. "Системы автоматического управления самолетом". М.: Машиностроение, 1976 г. , стр. 259, 394, в книге [3] Г.И.Загайнова, Ю.П.Гуськов "Управление полетом самолетом". М.: Машиностроение, 1980 г., стр. 161 - 172.

Наиболее близким аналогом принимается система, описанная в книге [3] на стр. 161 - 163, структурная схема которой приведена на стр. 161 (рис. 6.2.1. б). Эта система содержит блок алгебраического суммирования БАС, контур стабилизации КС, блок информационных датчиков БИД. При заданном сигнале отклонения x3, в БАС на вход которого поступает сигнал текущей координаты x=x(t) с первого выхода БИД, формируется сигнал (x3-x), который с выхода БАС поступает на вход КС, имеющего передаточную функцию ([3], стр. 162, зависимость (6.2.2) при постоянных времени T1, T2, T3, T4:

(x3-x)(T44p4+T33 p3+T22p2+T1p)-1=x,

здесь p-оператор дифференцирования, координата x=x(t) измеряется БИД.

В замкнутом контуре

система автоматического управления полетом летательного   аппарата, патент № 2147009

или

система автоматического управления полетом летательного   аппарата, патент № 2147009

тогда при x3=const и параметрах Tii, обеспечивающих устойчивость и качество управления, x--->x3, однако, при изменяющемся во времени x3(t), например x3= A0+A1система автоматического управления полетом летательного   аппарата, патент № 2147009t, имеет место погрешность управления система автоматического управления полетом летательного   аппарата, патент № 2147009x _система автоматического управления полетом летательного   аппарата, патент № 2147009 A1система автоматического управления полетом летательного   аппарата, патент № 2147009T1, что при A1=50 м/с, T1= с составляет система автоматического управления полетом летательного   аппарата, патент № 2147009x = 25 м.

Техническим результатом, достигаемым при использовании предлагаемого технического решения, является повышение точности работы системы.

Обеспечивается технический результат тем, что в систему автоматического управления полетом летательного аппарата, содержащую последовательно соединенные блок алгебраического суммирования и контур стабилизации, а также блок информационных датчиков, первый выход которого подключен к первому входу блока алгебраического суммирования, причем на третий вход контура стабилизации подключен пятый выход блока информационных датчиков, дополнительно введены последовательно соединенные по первому,...,n-ому входам-выходам, блок формирования заданного сигнала управления и блок формирования заданных параметров движения, на третий вход которого подключен шестой выход блока информационных датчиков, седьмой выход которого подключен к (n+1)-ному входу блока формирования заданного сигнала управления, выход которого подключен к пятому входу блока алгебраического суммирования.

На чертеже представлена блок-схема предлагаемой системы, где:

1 - блок алгебраического суммирования БАС,

2 - контур стабилизации КС,

3 - блок информационных датчиков БИД,

4 - блок формирования заданного сигнала управления БФЗСУ,

5 - блок формирования заданных параметров движения БФЗПД.

Пунктирной линией обозначена естественная связь КС 2 с БИД 3.

Система работает следующим образом.

БИД 3 (см. , например, [4] И.И.Помыкаев и др. "Навигационные приборы и устройства", М. : Машиностроение, 1983 г. , стр. 403) измеряет параметры движения летательного аппарата:

- сигнал текущей координаты во времени t x=x(t), который с первого выхода БИД 3 поступает на первый вход БАС 1;

- параметры стабилизации (углы и угловые скорости), которые с пятого выхода (например, в последовательном коде) БИД 3 поступают на третий вход КС 2;

- сигнал продольной координаты y=y(t), который с шестого выхода БИД 3 поступает на третий вход БФЗПД 5,

- сигнал продольной скорости движения система автоматического управления полетом летательного   аппарата, патент № 2147009 который с седьмого выхода БИД 3 поступает на (n+1)-ный вход БФЗСУ 4.

БФЗПД 5 по техническому исполнению является арифметическим устройством ([5] , Л.Н.Преснухин, П.В.Нестеров "Цифровые вычислительные машины", М.: Высшая школа, 1981 г., стр. 16, 17), выполняющим операции запоминания, суммирования, вычитания, умножения, деления.

В оперативном запоминающем устройстве (ОЗУ) БФЗПД 5 заполнены координаты опорных точек заданной траектории x1, y1, x2, y2,...,xк, yк.

Затем в БФЗПД 5 при представлении заданной траектории в виде степенного ряда x3(y)=a0+a1y+...+amym=f1

- посредством вычислительной процедуры интерполяции (см., например, [6] И. Н. Бронштейн, К.А. Семендяев "Справочник по математике", М.: Наука, 1986 г. , стр. 502 - 504) на операциях разности, умножения, деления, суммирования формируются коэффициенты интерполяционного многочлена степени mсистема автоматического управления полетом летательного   аппарата, патент № 2147009(K+I):

a0(x1,y1,...,xк,yк), a1(x1,y1,...,xк,yк),...,

am=(x1,y1,...,xк,yк)

- посредством операций умножения (возведения в степень) и сложения формируется степенной интерполяционный многочлен f1 координат заданной траектории и ее параметрические производные f2,...,f(m+1):

f1=a0+a1y+a2y2+...+ amym,

система автоматического управления полетом летательного   аппарата, патент № 2147009

система автоматического управления полетом летательного   аппарата, патент № 2147009

Параметры f1, ...,fn)nсистема автоматического управления полетом летательного   аппарата, патент № 2147009m+1) с первого,..., n-20 выходов БФЗПД 5, например, в последовательном коде выдаются потребителям (например, в систему индикации) и поступают на первый, ..., n-ый входы БФЗСУ 4, на (n+1)-ный вход которого поступает сигнал продольной скорости движения система автоматического управления полетом летательного   аппарата, патент № 2147009 с седьмого выхода БИД 3.

Производные интерполяционного многочлена "f1" по времени имеют вид:

система автоматического управления полетом летательного   аппарата, патент № 2147009

система автоматического управления полетом летательного   аппарата, патент № 2147009

так как вторая и высшие производные f1 по времени рассчитываются на каждом расчетном шаге с система автоматического управления полетом летательного   аппарата, патент № 2147009 то система автоматического управления полетом летательного   аппарата, патент № 2147009 тогда

система автоматического управления полетом летательного   аппарата, патент № 2147009

В БФЗСУ 4 по техническому исполнению, являющемуся арифметическим устройством (см. [5] , стр. 16, стр. 315 - 320), на операциях умножения (возведение в степень) и сложения при (n-1)=i и постоянных известных коэффициентах C1,...,Ci формируется сигнал заданного управления

система автоматического управления полетом летательного   аппарата, патент № 2147009

который с выхода БФЗСУ 4 поступает на пятый вход БАС 1, в котором формируется сигнал (x3y-x), поступающий на первый вход КС 2, являющегося контуром стабилизации летательного аппарата, застабилизированного по углам и угловым скоростям, поступающим на третий вход КС 2 с пятого выхода БИД 3. КС 2 имеет передаточную функцию ([3], стр. 162, зависимость (6.2.2))

(x3y-x)=x(T1p+T22p2+ T33p3+T44p4),

соответственно в замкнутом контуре при i=4

система автоматического управления полетом летательного   аппарата, патент № 2147009

система автоматического управления полетом летательного   аппарата, патент № 2147009

т. е. текущие координаты отслеживают заданные без погрешностей, присущих наиболее близкому аналогу, что свидетельствует о достижении технического результата.

Класс B64C13/18 с автопилотом

способ автоматического пилотирования летательного аппарата с несущим винтом, содержащего, по меньшей мере, один толкающий винт, устройство автоматического пилотирования и летательный аппарат -  патент 2513189 (20.04.2014)
способ захода самолета на посадку в аварийных условиях (варианты) -  патент 2509684 (20.03.2014)
система автоматического управления углом курса и ограничения нормальной перегрузки летательного аппарата -  патент 2503585 (10.01.2014)
стартовая система предупреждения критических режимов одновинтового вертолета -  патент 2497718 (10.11.2013)
способ формирования сигнала управления системой стабилизации беспилотного летательного аппарата -  патент 2487052 (10.07.2013)
система управления углом тангажа летательного аппарата -  патент 2461041 (10.09.2012)
система автоматического управления углом тангажа и ограничения угла атаки летательного аппарата -  патент 2434785 (27.11.2011)
система автоматического управления углом крена и ограничения угловой скорости крена летательного аппарата -  патент 2430858 (10.10.2011)
способ пилотирования летательного аппарата в фазе захода на посадку -  патент 2389647 (20.05.2010)
система поддержки принятия решений экипажа воздушного судна по предотвращению особых ситуаций -  патент 2386569 (20.04.2010)

Класс G05D1/08 управление пространственным положением объекта, например управление по крену, тангажу и(или) скольжению 

комплексная система управления траекторией летательного аппарата при заходе на посадку -  патент 2520872 (27.06.2014)
система терморегулирования космического аппарата -  патент 2513321 (20.04.2014)
система и способ активной и пассивной стабилизации судна -  патент 2507105 (20.02.2014)
способ управления самолетом и устройство для его осуществления -  патент 2504815 (20.01.2014)
способ управления летательным аппаратом при заходе на посадку -  патент 2496131 (20.10.2013)
способ формирования цифроаналогового сигнала стабилизации углового положения летательного аппарата по курсу и устройство для его осуществления -  патент 2491602 (27.08.2013)
способ формирования цифроаналогового адаптивного сигнала управления летательным аппаратом с переменной структурой и устройство для его осуществления -  патент 2491601 (27.08.2013)
способ переориентации и управления тягой вращающегося космического аппарата с солнечным парусом -  патент 2480387 (27.04.2013)
способ формирования прогноза вектора скорости полета -  патент 2466911 (20.11.2012)
способ посадки самолета при боковом ветре и устройство для его осуществления -  патент 2466445 (10.11.2012)
Наверх