бронированная машина
Классы МПК: | F41H7/00 Боевые или бронированные машины B60P1/14 с канатной, цепной и тп передачей |
Автор(ы): | Василевич О.В., Волков Я.В., Старостин М.М., Ткаченко Н.В., Ткаченко В.И., Шульга С.В. |
Патентообладатель(и): | Общевойсковая академия вооруженных сил РФ |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-09-08 публикация патента:
27.03.2000 |
Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к бронированным транспортным средствам, предназначенным для транспортировки и разгрузки грузов. Техническим результатом изобретения является расширение возможностей использования бронированной машины для транспортировки опасных грузов и повышения при этом безопасности личного состава и окружающей среды. Сущность изобретения заключается в том, что в средней части корпуса бронированной машины между отделением управления и силовой установкой выполнены вырезы и размещены поворотный в поперечной плоскости кузов, шарнирно закрепленный в соосных опорах, установленных вдоль ее продольной оси, торсион, соединенный посредством рычага с кузовом, сигнализирующее устройство, датчик которого соединен с кузовом, а индикатор расположен в отделении управления, перегородки силовой установки и отделения управления, кронштейны с блоками, размещенные на днище и стенках корпуса, через которые трос лебедки соединен с нижней частью кузова, и стопор кузова, установленный на днище корпуса бронированной машины. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Бронированная машина, содержащая установленный на ходовой части броневой корпус с отделением управления и силовой установкой, размещенными соответственно в его передней и задней частях и связанными между собой посредством приводов управления, и лебедку, расположенную в отделении управления, отличающаяся тем, что в средней части ее корпуса между отделением управления и силовой установкой выполнены вырезы и размещены поворотный в поперечной плоскости кузов, шарнирно закрепленный в соосных опорах, установленных вдоль ее продольной оси, торсион, соединенный посредством рычага с кузовом, сигнализирующее устройство, датчик которого соединен с кузовом, а индикатор расположен в отделении управления, перегородки силовой установки и отделения управления, кронштейны с блоками, размещенные на днище и стенках корпуса, через которые трос лебедки соединен с нижней частью кузова, и стопор кузова, установленный на днище корпуса бронированной машины. 2. Бронированная машина по п.1, отличающаяся тем, что перегородки отделения управления и силовой установки выполнены бронированными, герметичными и оснащены смотровыми люками, а кузов оснащен цапфами, установленными снаружи на его передней и задней стенках, на верхних краях которых шарнирно укреплены и подпружинены створки двухстворчатой крышки, упором, соединенным с датчиком сигнализирующего устройства, двумя проушинами с пальцами, первая из которых шарнирно соединена с рычагом торсиона, а вторая - с тросом лебедки, размещенными соответственно в верхней и нижней частях кузова, боковые стенки которого выполнены наклонными.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортным средствам, а более конкретно к бронированным транспортным средствам, преимущественно для транспортирования и разгрузки ответственных или опасных грузов. Известны различные транспортные средства для перевозки грузов, прежде всего автомобили (см., например, Агейкин Я.С. и др."Боевые колесные машины, М. : Воениздат МО СССР, 1974, с. 3-12). Автомобили являются одним из самых массовых транспортных видов техники, используемых как в народном хозяйстве страны, так и в Вооруженных Силах (особенно в Сухопутных войсках). Автомобиль ЗИЛ-131 (см. там же с. 11) содержит ходовую часть (шасси), установленные на ней кабину, кузов и силовую установку. Такое транспортное средство имеет недостатки: открытое размещение груза в кузове (если нет дополнительных средств), сложность и неудобство разгрузки, необходимость использования для разгрузки личного состава, повышенная опасность для личного состава и обслуживающего персонала при транспортировке и разгрузке опасных грузов, например радиоактивных, химических, ограниченная проходимость и др. Известны транспортные средства, у которых разгрузка грузов механизирована (см. , например, "Самосвальное транспортное средство", а.с. N 821249, опубл. 15.1.81 г., бюлл. N 14; а.с. N 709421, опубл. 15.1.80 г., бюлл. N 2; а. с. N 1537580, опубл. 23.01.90 г., бюлл. N 3). В этих транспортных средствах по сравнению с предшествующими не требуется участие личного состава при разгрузке, что ускоряет последнюю. Однако другие недостатки остались неустраненными. Известно также транспортное средство, в состав которого включен броневой корпус (см. , например, "Бронетранспортер БТР-70". Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М.: Воениздат МО СССР, 1981, с. 3-47, 103 - 119, 316 - 320, 432 - 438). Это средство представляет собой бронированную машину и является прототипом предлагаемого. Оно содержит установленный на ходовой части броневой корпус с отделением управления и силовой установкой, размещенными соответственно в его передней и задней частях и связанными между собой посредством приводов управления, и лебедку, расположенную в отделении управления. В этой бронированной машине в существенной степени устранены недостатки предшествующих транспортных средств. Поскольку она предназначена в первую очередь для размещения и транспортировки экипажа, десанта, вооружения и защиты их от огня стрелкового оружия, а также от непосредственного воздействия светового излучения, радиоактивных и отравляющих веществ, то в ней практически опасность для экипажа и другого личного состава при действиях (работе) в опасных внешних условиях сводится к минимуму. Кроме того, эта машина является не только высокопроходимой, но и обладает плавучестью. Вместе с тем такие недостатки, как сложность, неудобство и большое время разгрузки, необходимость использования для разгрузки личного состава, характерны и для нее. Кроме того, при перевозке опасных грузов внутри самой машины опасность для экипажа (водителя) не только не уменьшилась, но еще и увеличилась. Целью настоящего технического решения является расширение возможностей использования бронированной машины для транспортировки опасных грузов и повышения безопасности личного состава и окружающей среды. Эта цель достигается тем, что в средней части корпуса бронированной машины между отделением управления и силовой установкой выполнены вырезы и размещены поворотный в поперечной плоскости кузов, шарнирно закрепленный в соосных опорах, установленных вдоль ее продольной оси, торсион, соединенный посредством рычага с кузовом, сигнализирующее устройство, датчик которого соединен с кузовом, а индикатор расположен в отделении управления, перегородки силовой установки и отделения управления, кронштейны с блоками, размещенные на днище и стенках корпуса, через которые трос лебедки соединен с нижней частью кузова, и стопор кузова, установленный на днище корпуса бронированной машины. При этом перегородки отделения управления и силовой установки выполнены бронированными, герметичными и оснащены смотровыми люками, а кузов оснащен цапфами, установленными снаружи на его передней и задней стенках, на верхних краях которых шарнирно укреплены и подпружинены створки двухстворчатой крышки, упором, соединенным с датчиком сигнализирующего устройства, двумя проушинами с пальцами, первая из которых шарнирно соединена с рычагом торсиона, а вторая - с тросом лебедки, размещенными соответственно в верхней и нижней частях кузова, боковые стенки которого выполнены наклонными. Существенным отличием от прототипа в заявляемом техническом решении является возможность дистанционной механизированной разгрузки кузова без участия личного состава и использования традиционных технических средств (гидроцилиндры, насосы и т.д.), что повышается с одной стороны безопасность личного состава, а с другой - экономию средств, так как разгрузка осуществляется с помощью лебедки, являющейся табельным (штатным) средством прототипа. Кроме того, установка поперечных бронированных перегородок обеспечивает защиту экипажа (водителя) не только от внешних неблагоприятных условий (например, повышенная радиация), но и от перевозимого груза (ОВ, радиоактивная пыль и др.). Использование бронированной защиты и закрытого кузова повышает и безопасность окружающей среды при транспортировке груза, а при вывозе зараженной почвы - способствует очищению территории, то есть повышению безопасности региона. Таким образом, в предлагаемом техническом решении обеспечивается получение существенного положительного эффекта, не предусмотренного ни в прототипе, ни в аналогичных технических решениях. Авторам не известны другие технические решения, в которых решалась бы поставленная задача. Сущность предлагаемого технического решения поясняется двумя фигурами. На фиг. 1 показан вид предлагаемого транспортного средства сбоку, а на фиг. 2 представлен вид сзади по сечению А-А. На фигурах приняты следующие обозначения:1 - кузов транспортного средства,
2 - силовая установка (в задней части корпуса),
3 - опора кузова,
4 - цапфа кузова (в подшипнике опоры),
5 - лебедка,
6 - люк водителя (над отделением управления),
7 - датчик (концевой выключатель) сигнализирующего устройства,
8 - блоки (на кронштейнах, не показаны на рисунке),
9 - трос лебедки,
10 - рычаг,
11 - торсион,
12 - пальцы. На фигурах все элементы показаны условно без строгого соблюдения относительных размеров. Поперечные герметичные перегородки на рисунке не показаны. Они установлены на границах отделения управления и силовой установки, прилегающих к кузову, перпендикулярно продольной оси, с тем чтобы изолировать и защитить водителя и силовую установку от вредного действия перевозимого груза. Рычаг 10 выполнен телескопическим. Работа предлагаемой бронированной машины происходит следующим образом. При загрузке и транспортировке груза ее кузов под действием торсиона и стопора (на рисунке не показанного) устанавливается параллельно (соосно) ее вертикальной оси. При разгрузке водитель включаете лебедку 5 и под ее действием кузов 1 посредством троса 9 опрокидывается в сторону, чем обеспечивается свободная, под действием собственного веса, через раскрытые створки крышки (не показанной на рисунке) выгрузка содержимого кузова. Рычаг 10 при этом, поворачиваясь вместе с кузовом, производит закрутку торсиона 11. При полном опрокидывании кузова 1 срабатывает концевой выключатель 7, отключает лебедку и индикатор сигнализирующего устройства, расположенный в отделении управления. После освобождения кузова от груза створки его крышки под действием пружин закрываются. При обратном включении лебедки 5 торсион 11, раскручиваясь, устанавливает кузов в исходное положение, а трос лебедки выдается и сматывается с ее барабана. При возвращении в исходное положение концевым выключателем выключается лебедка и индикатор. Бронированная машина готова к последующей загрузке. Предлагаемая бронированная машина позволяет в комплексе решить сложную задачу перевозки и разгрузки опасных грузов с обеспечением безопасности обслуживающего персонала, другого оборудования бронированной машины и окружающей среды. С учетом высокой проходимости, возможности движения по воде предлагаемая бронированная машина обладает уникальными возможностями в перевозке и разгрузке грузов (в том числе зараженных, радиоактивных и др.) на зараженной и труднодоступной местности (в зонах аварий атомных электростанций, при наводнениях и др. ). Кроме того, она может выполнять обычные задачи народного хозяйства, особенно на пересеченной и труднопроходимой местности. Учитывая необходимость конверсии военной техники, предлагаемая бронированная машина окажется экономически выгодной и в существенной степени обеспечит решение как военных, так и народнохозяйственных задач.
Класс F41H7/00 Боевые или бронированные машины
Класс B60P1/14 с канатной, цепной и тп передачей
погрузочно-транспортное средство - патент 2449902 (10.05.2012) | |
грузовое транспортное средство - патент 2117590 (20.08.1998) |