способ переключения танковых генераторов для выполнения сварочных работ

Классы МПК:F41H7/02 сухопутные, например танки
B23K9/06 схемы или устройства для зажигания или устойчивости дуги, например созданием напряжения зажигания
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации
Приоритеты:
подача заявки:
1999-04-28
публикация патента:

Изобретение относится к ремонту бронетанкового вооружения и техники с использованием сварочного устройства. Техническим результатом изобретения является возможность переключения генератора любого танка за 4 - 5 мин в сварочный режим непосредственно с места механика-водителя, исключая повреждение потребителей бортсети. Сущность изобретения заключается в том, что обмотку возбуждения генератора отключают вручную путем вывинчивания штепсельного разъема с места механика-водителя. Гнездо разъема, соответствующее обмотке возбуждения, соединяют изолированным проводом с проводом от якоря генератора, другой конец которого предварительно отсоединяют от клеммы "Я" реле-регулятора. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Способ переключения танковых генераторов для выполнения сварочных работ при работающем приводном двигателе, включающий отключение обмотки возбуждения генератора от реле-регулятора и ее соединение с якорем генератора и сварочным кабелем с держателем, отличающийся тем, что обмотку возбуждения генератора от реле-регулятора отключают вручную путем вывинчивания штепсельного разъема с места механика-водителя, гнездо разъема, соответствующее обмотке возбуждения, соединяют изолированным проводом с проводом от якоря генератора, другой конец которого предварительно отсоединяют от клеммы "Я" реле-регулятора.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области ремонта бронетанкового вооружения и техники (БТВТ).

До 20% ремонтных работ, выполняемых в полевых условиях на БТВТ, составляют электросварочные работы и работы по электродуговой резке. Основные сварочные работы, выполняемые в полевых условиях: ремонт брони, грязезащитных щитков и подкрылков, подготовка машин к эвакуации (резка траков, ведущих колес, балансиров).

Существующие подвижные мастерские на базе автомобилей ЗИЛ-131 со сварочными генераторами (5 единиц) не обеспечивают всего объема работ в полевых условиях.

Способ использования сварочного генератора ГД-304УЗ на танкоремонтной мастерской (см. Танкоремонтная мастерская ТРМ-80. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. - М.: Воениздат, 1984, с. 65-66) заключается в обеспечении привода генератора постоянного тока ГД-304УЗ от силовой установки автомобиля, сварочный ток регулируется изменением сопротивления реостата дистанционного управления в обмотке принудительного возбуждения от выпрямителя, подключенного к линейной сети 220 В от генератора электросиловой установки. Сварочный генератор громоздкий, тяжелый и по силе тока (315 А) не позволяет ремонтировать броневую защиту и производить резку большинства деталей.

Известен также способ электросварки от бортового генератора СГ-10 (см. Изделие 608. Инструкция по эксплуатации. 608. ИЭ-2, с. 121-123). Недостатком прототипа является использование релейного блока ЭСА-1 для переключения генератора в режим самовозбуждения и отключения бортсети от генератора. При неисправных аккумуляторных батареях или элементах блока ЭСА-1 сварка не работает и переключить генератор невозможно.

Система электроснабжения современных танков, включая генератор и реле-регулятор, конструктивно не приспособлена для выполнения сварочных работ, но это возможно принципиально.

Задачей предлагаемого изобретения является разработка способа переключения танковых генераторов без конструктивных изменений системы электроснабжения для выполнения сварочных работ.

Эта задача решается отключением стартера-генератора СГ-10 в генераторном режиме от потребителей бортсети и переключением его в режим самовозбуждения путем соединения якоря с обмоткой возбуждения (ОВ) при работающем двигателе, так как пуск двигателя производится СГ-10 в стартерном режиме. Сила тока регулируется изменением частоты вращения дизельного двигателя танка.

Изобретение поясняется фиг. 1 (принципиальная схема), фиг. 2 (монтажная схема), где:

1 - стартер-генератор СГ-10;

2 - реле-регулятор Р-10ТМ;

3 - провод, соединяющий клемму ЯГ с клеммой "Я" реле-регулятора;

4 - провод, соединяющий ОВ (фиг. 1) генератора (клемма Ш) с разъемом Р-10ТМ;

5 - штепсельный разъем Р-10ТМ;

6 - гнездо N 3 разъема Р-10ТМ;

7 - соединительный провод;

8 - сварочный кабель с держателем.

Для переключения танкового генератора СГ-10 с целью выполнения сварочных работ необходимо запустить дизельный двигатель (СГ-10 работает в стартерном режиме), установить частоту вращения холостого хода, на реле-регуляторе Р-10ТМ (2) вывинтить штепсельный разъем 5, при этом выключается дифференциально-минимальное реле Р-10ТМ и аккумуляторные батареи с потребителями отключаются от генератора. От клеммы "Я" Р-10ТМ отсоединяется провод 3 и соединяется со сварочным кабелем 8. В гнезде N 3 (6) разъема 5 вставляется соединительный провод 7, который соединяет ОВ генератора через провод 4 с якорем генератора "ЯГ" (провод 3).

Сила сварочного тока генератора СГ-10, подключенного в режиме самовозбуждения, регулируется изменением частоты вращения коленчатого вала приводного двигателя.

Способ прост, позволяет с места механика-водителя в течение 5-10 минут осуществить все переключения. Дополнительно к имеющейся аппаратуре танка потребуется сварочный кабель с держателем 8 и изолированный соединительный провод 7 сечением 3-5 мм.

Техническим результатом использования способа переключения танковых генераторов для выполнения сварочных работ является возможность быстрого выполнения сварочных работ и электродуговой резки (ток до 500 А) на объекте силами экипажа без использования подвижных мастерских, которые по проходимости шасси и возможности сварочных генераторов уступают генератору СГ-10.

Класс F41H7/02 сухопутные, например танки

устройство для измерения количества топлива, израсходованного двигателем внутреннего сгорания при эксплуатации военной гусеничной машины -  патент 2529753 (27.09.2014)
способ стрельбы комплекса вооружения боевой машины по цели и система для его осуществления, способ определения экспериментальной зависимости угловой скорости линии визирования -  патент 2529241 (27.09.2014)
устройство для предупреждения выхода из строя (аварий) силовой установки и трансмиссии военной гусеничной машины -  патент 2529119 (27.09.2014)
способ повышения эффективности наблюдения из бмп-2 -  патент 2529117 (27.09.2014)
бронированная бескапотная кабина с противоминной защитой -  патент 2517935 (10.06.2014)
способ удаления пороховых газов из обитаемых отделений военных гусеничных машин -  патент 2498197 (10.11.2013)
механизм установки гранатомета на боевую машину -  патент 2479816 (20.04.2013)
способ демонтажа анкерной плиты бронированной ремонтно-эвакуационной машиной и быстросъемное грузозахватное устройство для реализации способа -  патент 2458312 (10.08.2012)
гусеничный движитель -  патент 2446073 (27.03.2012)
способ изготовления беговой дорожки в погоне с загрузочным окном для тел качения опорно-поворотного устройства башни танка -  патент 2439468 (10.01.2012)

Класс B23K9/06 схемы или устройства для зажигания или устойчивости дуги, например созданием напряжения зажигания

Наверх