способ изготовления монотипии
Классы МПК: | B41M1/10 глубокая печать B41M1/00 Нанесение краски и получение оттисков с печатных форм B41M5/04 с использованием растворимых красителей, наносимых на лист оригинала, например растворимых в спирте |
Автор(ы): | |
Патентообладатель(и): | Дворников Анатолий Григорьевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-08-31 публикация патента:
27.04.2000 |
Способ изготовления монотипии: для расширения изобразительных возможностей и упрощения способа ксерокопию лицевой стороной прикладывают к оконечному носителю, обратную сторону ксерокопии слегка пропитывают, например, скипидаром и, одновременно применяя давление, снимают о
Формула изобретения
Способ изготовления монотипии, включающий изготовление оригинала изображения на бумаге, изготовление ксерокопии с оригинала и печатание оттиска с ксерокопии на оконечный носитель, отличающийся тем, что ксерокопию лицевой стороной прикладывают к оконечному носителю, обратную сторону ксерокопии слегка пропитывают, например, скипидаром и, одновременно применяя давление, снимают оОписание изобретения к патенту
Изобретение относится к искусству графики и может быть использовано в оригинальном художественном творчестве, в художественно-промышленных, декоративно-прикладных или иных целях. Известен способ изготовления гравюрных оттисков с плоских печатных форм, когда на печатной форме нет выступов или углублений и изображение на печатной форме находится в одной плоскости: литография и ее разновидности, монотипия и другие способы. Прототипом предлагаемого способа является монотипия. Монотипия - широко известный способ изготовления гравюрных оттисков. Выдающимися мастерами монотипии были, например, А.В. Шевченко, его ученик Р.Н. Барто, Е.С. Кругликова и многие другие художники. Техника монотипии описана во многих книгах по искусству, например, Г.В. Беда. Основы изобразительной грамоты. - М.: Просвещение, 1981, с. 235,Ю.В. Максимов. Родник творчества. - М.: Просвещение, 1988, с. 59,
В.В. Турова. Что такое гравюра. - М.: Изо, 1986, и др. В монотипии изображение от руки наносится на гладкую поверхность печатной формы, полученный оттиск всегда является единственным. Изготавливают монотипию следующим образом. Гладкую стеклянную или металлическую поверхность пластины с помощью, например, фотовалика ровно закатывают черной типографской краской, затем с помощью, например, остро заточенной деревянной палочки процарапывают изображение. Графическими средствами здесь являются белые линии на черном фоне /как в линогравюре или ксилографии/. Закончив рисунок к полученной печатной форме прикладывают слегка увлажненный лист бумаги и, применяя давление, снимают оттиск. Аналогично изготавливают цветную монотипию: пластину покрывают тонким слоем крестьянского масла, а затем кистью осуществляют живопись жидко разведенными масляными красками. Оттиск также печатают на слегка увлажненной бумаге. Основными недостатками монотипии являются:
1. Ограниченные изобразительные возможности, особенно в черно-белом варианте исполнения. 2. Сложность выполнения работы. 3. Невозможность тиражирования, т.е. получения идентичных оттисков. 4. Невозможность осуществления печати на твердых материалах, таких, как дерево, картон, пластмасса или на таком хрупком материале, как гипс. Чтобы устранить эти и другие недостатки монотипию изготавливают следующим образом. На белом листе бумаги выполняют оригинал изображения. Изображение выполняют, например, тушью пером, кистью с применением самых разнообразных приемов работы: штриховка, отмывка, заливка и т.д. /с применением, например аэрографа/. В случае необходимости изображение делают зеркальным /обратным/. В качестве оригинала изображения может служить и фотоснимок /пейзаж, портрет натюрморт .../. С оригинала изображения изготавливают ксерокопию. Ксерокопию используют в качестве печатной формы /плоская печать, как в литографии/. Чтобы ксерокопию возможно было применить в качестве печатной формы, краске, несущей изображение, необходимо придать печатающее свойство, восстановить свойство адгезии. Свойство адгезии может быть восстановлено термически, путем разогрева печатной формы /ксерокопии/, однако этот способ малопродуктивен и некачествен. Для осуществления качественной печати печатную форму /ксерокопию/ лицевой стороной прикладывают к оконечному носителю /гипс, дерево, картон, пластмасса/, тампоном, слегка пропитанным скипидаром или иным соответствующим растворителем, несильно пропитывают обратную сторону ксерокопии /при этом краска восстанавливает свойство адгезии/. Одновременно, применяя небольшое давление, снимают оттиск. Если необходимо, оттиск раскрашивают и покрывают лаком или иной защитной пленкой. Способ имеет следующие преимущества. 1. Тиражирование печатной формы с помощью ксерокса позволяет изготавливать какое угодно количество идентичных оттисков - монотипов. 2. Гравюрные оттиски можно получать на любых материалах-носителях. 3. Гравюрные оттиски можно печатать не только на прямых, но и на кривых поверхностях, например на промышленных изделиях из дерева, гипса, пластмасс. 4. Расширяются изобразительные возможности монотипии. 5. Способ позволяет изготавливать тончайшие миниатюры /например, экслибрис размером в почтовую марку/.
Класс B41M1/10 глубокая печать
Класс B41M1/00 Нанесение краски и получение оттисков с печатных форм
Класс B41M5/04 с использованием растворимых красителей, наносимых на лист оригинала, например растворимых в спирте