способ обучения иностранному языку

Классы МПК:G09B19/06 иностранным языкам
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Ардуванов Альберт Шамильевич
Приоритеты:
подача заявки:
1999-02-15
публикация патента:

Способ предназначен для изучения иностранных языков, может быть использован для быстрого запоминания большого количества иностранных слов и выражений, формирования словарной базы иностранных слов, а также значительного увеличения уже имеющегося иностранного словарного запаса и позволяет сократить время и упростить процесс обучения. Обучение иностранному языку осуществляют путем звукозаписи на аудионоситель связок слов, состоящих из иностранного слова и его перевода с интервалом между ними 0,7-2,5 с. Интервал между иностранным словом и его переводом составляет не более 0,5 с. При записи интервал между связками слов увеличивают относительно интервала между иностранным словом и его переводом более чем в два раза. Затем запись многократно прослушивают. В интервале между связками слов может быть записан однотонный звуковой сигнал. 1 з.п. ф-лы.

Формула изобретения

1. Способ обучения иностранному языку путем звукозаписи на аудионоситель связок слов, состоящих из иностранного слова и его перевода, с последующим прослушиванием записи, отличающийся тем, что звукозапись осуществляют с интервалом между связками слов 0,7 - 2,5 с, а между иностранным словом и его переводом - не более 0,5 с, причем при записи интервал между связками слов увеличивают относительно интервала между иностранным словом и его переводом более чем в 2 раза.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в интервале между связками слов записывают однотонный звуковой сигнал.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области изучения иностранных языков и может быть использовано для быстрого запоминания большого количества иностранных слов и выражений, формирования словарной базы иностранных слов, а также значительного увеличения уже имеющегося иностранного словарного запаса.

Широко распространено обучение обычным заучиванием иностранных слов со словаря, учебника и т.п. с самостоятельным их речевым произношением по написанной транскрипции. Здесь возможны ошибки в произношении этих слов обучающимся.

Известен способ обучения с запоминанием иностранных слов по бумажным карточкам, на которых они нанесены с одной стороны, а их перевод - с другой, применяемый в вузах.

Однако эти способы требуют немалых усилий и затрат времени, особенно при усвоении большого количества иностранных слов и выражений (например, более 1000).

Известен способ обучения иностранному языку путем высокочастотной подачи видеоинформации в виде написанных иностранных слов и выражений и перевода к ним на родной язык. При этом используют так называемый эффект "25-го кадра". Информация воспринимается человеком на подсознательном уровне через органы зрения. Кроме того, указанный способ предлагает прослушивание аудиокассет со звукозаписью произношения увиденных слов на иностранном языке без перевода их на родной. Одновременно с этим рекомендуется внимательный просмотр иностранных слов и их перевода, напечатанных на бумаге. На втором этапе обучения этим способом осуществляют самоконтроль заученных слов по бумажным карточкам /1/.

Недостатком вышеприведенного способа является, во-первых, возможность ухудшения зрения у обучающегося ввиду необходимости непрерывного удерживания взгляда на телеэкране на протяжении всего периода многочасового обучения; во-вторых, "прикованность" обучаемого к одному и тому же месту (помещению) в течение всего периода обучения; в-третьих, необходимость обязательного использования обучаемым громоздкой и дорогостоящей сложнобытовой техники, такой как телевизор и видеомагнитофон. Необходимо отметить также недостаточную изученность проявления негативных последствий вмешательства в подсознание человека, которые могут отрицательно отразиться на его здоровье.

Наиболее близким предлагаемому является способ обучения иностранному языку путем звукозаписи на аудионоситель блоков (связок) иностранное слово - перевод с последующим прослушиванием записи. Иностранные слова и перевод записывают на магнитные полоски, нанесенные на карточки, а затем воспроизводят через усилительное устройство /2/.

Недостатком этого способа является большое количество времени, необходимое на усвоение слов, сложность и трудоемкость его осуществления. Особенно это ощущается при необходимости запоминания большого количества слов (например, более 1000).

Изобретение направлено на сокращение времени и упрощение процесса обучения.

Это достигается тем, что в способе обучения иностранному языку путем звукозаписи на аудионоситель связок слов, каждая из которых состоит из иностранного слова и его перевода, с последующим многократным прослушиванием записи звукозапись осуществляют с интервалом между связками слов 0,7-2,5 с, а между иностранным словом и его переводом - не более 0,5 с, причем при записи интервал между связками слов увеличивают относительно интервала между иностранным словом и его переводом более чем в 2 раза.

В интервале между связками слов может быть записан однотонный звуковой сигнал.

Выполнение записи с интервалом между связками слов 0,7-2,5 с, а между иностранным словом и его переводом - не более 0.5 с и многократным его прослушиванием позволит усилить известный эффект повторения, применяемый в обучении, что приводит в конечном итоге к автоматическому и в тоже время осознанному запоминанию всей аудиозаписи, содержащейся на аудионосителе, то есть каждого иностранного слова по отдельности с привязанным к нему его переводом на родной язык. Причем при уменьшении вышеупомянутых интервалов эффективность обучения возрастает.

Способ осуществляют следующим образом.

Записывают иностранные слова и выражения и их перевод на магнитной аудиокассете или на другом доступном носителе массового производства, например на лазерном компакт-диске, рассчитанном на продолжительность прослушивания от 30 до 120 минут. При этом записывают на аудионоситель связки слов, каждая из которых состоит из иностранного слова и его перевода, с интервалом между ними не более 0,5 с, а между связками - 0,7-2,5 с, причем при записи интервал между связками слов увеличивают относительно интервала между иностранным словом и его переводом более чем в 2 раза. В интервале между связками слов может быть записан однотонный звуковой сигнал продолжительностью, например, 0,5 с. Предпочтительно, чтобы произношение иностранного слова, а также его перевода осуществлял один и тот же голос. Скорость произношения при этом должна быть достаточно быстрой, так что одна минута такой звукозаписи должна содержать в себе от 10 до 22 связок слов и выражений. Затем звукозапись воспроизводят для прослушивания посредством соответствующего воспроизводящего устройства, например магнитофона, CD-проигрывателя или другой аналогичной широко применяемой аудиотехники.

Обучение осуществляют, например, путем многократного прослушивания звукозаписи иностранных слов с переводом, выполненной на 90-минутных или 60-минутных магнитных аудиокассетах. Вначале прослушивают первую аудиокассету с наиболее употребительными иностранными словами и выражениями. При этом прослушивание осуществляют циклически, то есть каждое следующее прослушивание начинают с того места, где было прервано предыдущее. Это проделывают до полного усвоения слушателем материала. Затем приступают к прослушиванию следующей аудиокассеты аналогичным образом. В свою очередь прослушивание каждой кассеты можно разделить на этапы, например, поочередное прослушивание каждой стороны аудиокассеты (по 30-45 мин). Необходимым условием, требуемым при прослушивании предлагаемого учебного материала, является то, что обучаемый не должен при этом думать о посторонних вещах.

Для набора словарного запаса количеством 3500 слов прослушиваются поочередно две 90-минутные или три 60-минутные магнитные аудиокассеты по 40-50 раз каждая.

Пример 1 (прототип)

Записывают на магнитные полоски иностранные слова и их перевод, а затем их наносят на карточки. Карточку вставляют в считывающее устройство и продвигающий механизм проносит ее мимо магнитной головки. Информация, записанная на магнитной полоске, воспроизводится через усилитель и прослушивается обучающимся. Обучение 10 человек в течение 40 часов показало, что обучающийся в среднем запоминает за это время 600 слов.

Пример 2 (предлагаемый способ)

Записывают иностранные слова и их перевод с интервалом между ними 0,1 с, а связки слов - с интервалом 0,9 с на 60-минутной аудиокассете. При этом в течение 1 минуты записывают 17 связок слов. Затем запись циклически воспроизводят для ее прослушивания.

Обучение 10 человек в течение 40 часов показало, что обучающийся в среднем запоминает 1000 иностранных слов.

Для набора базового словарного запаса количеством 3500 слов прослушиваются поочередно две 90-минутные или три 60-минутные магнитные аудиокассеты в течение 140 часов.

Как видно из примера, предлагаемый способ позволит по сравнению с прототипом значительно сократить время на запоминание одного и того же количества слов и ускорить процесс обучения. Кроме того, способ значительно упрощает обучение за счет легкости и экономичности его в применении, а также за счет возможности его применения обучающимся в самые различные моменты времени, например, при выполнении работы, не требующей умственных усилий.

По желанию и по мере необходимости обучаемых дополнительно к предлагаемому способу может быть рекомендован параллельный просмотр прослушиваемых слов на печатной продукции, например, по словарю иностранных слов.

Источники информации

1. Революционный прорыв в изучении иностранных языков (реклама комплектов "Intellect"), "Евразия-пресс" N 51 (115) от 21-27 декабря 1998 г., Информационно-рекламный еженедельник Башкортостана, г. Уфа

2. Заявка N 95111180, МПК6 G 01 B 16/06, 1997 г. (прототип).

Класс G09B19/06 иностранным языкам

способ работы пользовательского лингвистического интерфейса -  патент 2479867 (20.04.2013)
способ обучения грамматике английского языка -  патент 2469412 (10.12.2012)
способ постановки произношения иностранного языка -  патент 2443024 (20.02.2012)
способ запоминания слов -  патент 2436169 (10.12.2011)
способ обучения иностранному языку -  патент 2422911 (27.06.2011)
способ ускоренного изучения иностранного языка (варианты) -  патент 2393545 (27.06.2010)
способ обучения произношению букв английского алфавита, написанию слов на английском языке и проверке корректного произношения и написания этих слов -  патент 2383057 (27.02.2010)
способ калибровки аудиоинтонации -  патент 2318246 (27.02.2008)
способ "миллениум" обучения спряжению глаголов английского языка -  патент 2230372 (10.06.2004)
способ обучения иностранным языкам -  патент 2223550 (10.02.2004)
Наверх