роторно-пластинчатый водометный движитель
Классы МПК: | B63H11/08 вращающегося типа B63H25/46 управление или динамическая постановка на якорь с использованием реактивной тяги |
Автор(ы): | Тарадонов В.С., Ростовцев Д.М., Шаманов Н.П., Шумилов А.И., Рябов В.Н., Журавлев А.В. |
Патентообладатель(и): | Тарадонов Владимир Станиславович, Ростовцев Дмитрий Михайлович, Шаманов Николай Павлович, Шумилов Алексей Иванович, Рябов Владимир Николаевич, Журавлев Алексей Валентинович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-11-19 публикация патента:
10.05.2000 |
Изобретение относится к области судостроения, в частности к движителям подводных и надводных судов. Роторно-пластинчатый водометный движитель содержит водопроточный канал, имеющий форму плоской щели, цилиндрическую нишу в одной из стенок водопроточного канала, ротор, установленный в цилиндрической нише и водопроточном канале, и по крайней мере одну пластину, установленную в роторе. Ротор с пластиной установлены перекрывающими водопроточный канал. Ротор установлен с минимальным технологическим зазором к стенке водопроточного канала, противоположной цилиндрической нише. В роторе выполнена продольная прорезь. Пластина установлена с возможностью перемещения в прорези ротора. Ометаемая поверхность, образованная продольными кромками пластины при вращении ротора, имеет такую геометрию, что длина ее хорд, проходящих через ось вращения ротора, равны ширине пластины. Ометаемая поверхность эквидистантна стенке цилиндрической ниши и имеет с ней минимальный технологический зазор. Достигается снижение энергозатрат при создании движущей силы. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Роторно-пластинчатый водометный движитель, содержащий водопроточный канал, имеющий форму плоской щели, цилиндрическую нишу в одной из стенок водопроточного канала, ротор, установленный в цилиндрической нише и водопроточном канале, и по крайней мере одну пластину, установленную в роторе, причем ротор с пластиной установлены перекрывающими водопроточный канал, отличающийся тем, что ротор установлен с минимальным технологическим зазором к стенке водопроточного канала, противоположной цилиндрической нише, в роторе выполнена продольная прорезь, а пластина установлена с возможностью перемещения в прорези ротора, причем ометаемая поверхность, образованная продольными кромками пластины при вращении ротора, имеет такую геометрию, что длины ее хорд, проходящих через ось вращения ротора, равны ширине пластины, а сама ометаемая поверхность эквидистантна стенке цилиндрической ниши и имеет с ней минимальный технологический зазор.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области судостроения, а конкретнее к движителям транспортных средств: подводных и надводных судов, а также может использоваться в качестве подруливающего устройства, позволяющего снизить энергозатраты при создании движущей силы на транспортном средстве. Известен роторно-пластинчатый водометный движитель (см. патент США N 4030442, опубликованный в 1977 году), содержащий водопроточный канал, имеющий форму плоской щели, цилиндрическую нишу в одной из стенок водопроточного канала, ротор, установленный в цилиндрической нише и водопроточном канале, и по крайней мере одну пластину, установленную в роторе, причем ротор с пластиной установлены перекрывающими водопроточный канал. Это устройство принято в качестве прототипа. Как следует из описания к изобретению-прототипу, при вращении ротора пластина, проходящая в водопроточном канале, перемещает воду, посредством чего вода засасывается через входное отверстие канала и нагнетается через выходное отверстие, создавая движущую силу на транспортном средстве. В прототипе поток в канале создается в момент прохождения пластины в водопроточной части канала. В то же время при прохождении пластины в цилиндрической нише работы по созданию потока в канале не производятся, хотя при этом затрачивается мощность на преодоление сил сопротивления взаимодействия пластины с водой в цилиндрической нише. Целью предлагаемого изобретения является снижение энергозатрат при создании движущей силы на транспортном средстве путем создания потока в водопроточном канале посредством пластины, взаимодействующей с водой в цилиндрической нише при вращении ротора. Цель достигается тем, что в роторно-пластинчатом водометном движителе, содержащем водопроточный канал, имеющий форму плоской щели, цилиндрическую нишу в одной из стенок водопроточного канала, ротор, установленный в цилиндрической нише и водопроточном канале, и по крайней мере одну пластину, установленную в роторе, причем ротор с пластиной установлены перекрывающими водопроточный канал, согласно предлагаемому техническому решению ротор установлен с минимальным технологическим зазором к стенке водопроточного канала, противоположной цилиндрической нише, в роторе выполнена продольная прорезь, а пластина установлена с возможностью перемещения в прорези ротора, причем ометаемая поверхность, образованная продольными кромками пластины при вращении ротора, имеет такую геометрию, что длины ее хорд, проходящих через ось вращения ротора, равны ширине пластины, а сама ометаемая поверхность эквидистантна стенке цилиндрической ниши и имеет с ней минимальный технологический зазор. Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где:фиг. 1 - продольный разрез роторно-пластинчатого водометного движителя;
фиг. 2 - изометрическое изображение принципиальной схемы работы варианта устройства, обеспечивающего перемещение пластины. Роторно-пластинчатый водометный движитель содержит водопроточный канал 1, имеющий форму плоской щели (фиг. 1). В одной из стенок канала 1 выполнена цилиндрическая ниша 2. В канале 1 и нише 2 установлен ротор 3 круглого сечения. Ротор 3 установлен с минимальным технологическим зазором


Принципиальная схема устройства, обеспечивающего перемещение продольных кромок пластины 5 по траектории ометаемой поверхности 6, показана на фиг. 2. Пластина 5 на каждом торце жестко крепится к штоку 7. На шток 7 установлены два колесика 8, которые имеют возможностью обкатываться по ободу 9. Обод 9 эквидистантен ометаемой поверхности 6. Стрелками U показано направление потока внутри водопроточного канала 1, стрелкой







Кроме того, целесообразно изготовить ротор 3 круглого сечения, так как при вращении ротор 3 такой формы будет испытывать в воде минимальное сопротивление трения вращения. Поток в водопроточном канале 1, реализующий движущую силу на транспортном средстве, создается вращающейся частью пластины 5, выступающей в цилиндрической нише 2. При перемещении продольной кромки пластины 5 к стенке водопроточного канала 1, противоположной нише 2, эта часть пластины 5 полностью убирается в прорезь 4 круглого ротора 3, где реализуется только сопротивление трения вращения круглого ротора 3, которое значительно меньше сопротивления взаимодействия пластины 5 с водой, что приведет к снижению энергозатрат при создании движущей силы на транспортном средстве по сравнению с прототипом. В результате предложенный роторно-пластинчатый водометный движитель за счет эффективного создания перепада давления в водопроточном канале 1 позволит получить движущую силу на транспортном средстве с минимальными энергозатратами по сравнению с прототипом.
Класс B63H11/08 вращающегося типа
центробежное тяговое устройство - патент 2455525 (10.07.2012) | ![]() |
водометный движитель - патент 2455191 (10.07.2012) | ![]() |
инерционный двигатель богданова - патент 2449170 (27.04.2012) | ![]() |
водометный движитель - патент 2427498 (27.08.2011) | ![]() |
скоростное глиссирующее судно - патент 2387569 (27.04.2010) | ![]() |
судовой движитель - патент 2381953 (20.02.2010) | ![]() |
способ преобразования центробежной силы в силу тяги - патент 2381952 (20.02.2010) | ![]() |
судно на воздушной каверне с водометным движителем - патент 2381131 (10.02.2010) | |
двухрежимный водозаборник водометного движителя судна - патент 2360832 (10.07.2009) | ![]() |
водометный движитель - патент 2357891 (10.06.2009) | ![]() |
Класс B63H25/46 управление или динамическая постановка на якорь с использованием реактивной тяги
подруливающее устройство - патент 2519610 (20.06.2014) | ![]() |
способ и система для создания потенциала по поверхности тела - патент 2350507 (27.03.2009) | ![]() |
выдвижная роторная движительно-рулевая колонка - патент 2282559 (27.08.2006) | |
водометное подруливающее устройство - патент 2248915 (27.03.2005) | ![]() |
активный носовой бульб судна - патент 2228874 (20.05.2004) | |
поворотно-откидная колонка - патент 2219101 (20.12.2003) | |
роторный водометный движитель - патент 2219098 (20.12.2003) | |
движительно-рулевое устройство судна - патент 2156206 (20.09.2000) | |
устройство для активного управления судном - патент 2142894 (20.12.1999) | |
подруливающее устройство - патент 2059529 (10.05.1996) |