устройство фиксации грузовой тележки
Классы МПК: | B65G63/02 транспортировка в горизонтальной плоскости без использования мостовых перегружателей B65G1/04 механические B63B27/00 Устройство и размещение корабельного оборудования для погрузки и разгрузки грузов или пассажиров |
Автор(ы): | Потапов В.Ф., Смирнов Б.А., Назаров В.И., Ширкин А.Б. |
Патентообладатель(и): | Конструкторское бюро специального машиностроения |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-08-11 публикация патента:
10.05.2000 |
Изобретение относится к автоматизации транспортирования грузов при производстве погрузочно-выгрузочных и складских операций и может быть использовано в корабельном оборудовании для погрузки и разгрузки грузов. Устройство содержит установленный на тележке с возможностью перемещения в направляющих штырь, взаимодействующий одним концом с гнездом, выполненным на несущей конструкции стеллажа в месте установки тележки, и через качающийся рычаг шарнирно-рычажного механизма - с приводом фиксации тележки, а также механизм фиксации положений штыря. Штырь выполнен подпружиненным и установлен с возможностью взаимодействия другим концом с гнездом тягового элемента привода перемещения тележки. Штырь снабжен ловителем, взаимодействующим с упомянутым качающимся рычагом. Шарнирно-рычажный механизм и привод фиксации тележки размещены на несущей конструкции стеллажа. Технический результат заключается в том, что обеспечиваются возможность непрерывного удержания грузовой тележки и повышение эксплуатационной безопасности при действии внешних нагрузок, например, при качке судна. 2 з.п.ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1. Устройство фиксации грузовой тележки, содержащее установленный на грузовой тележке с возможностью перемещения в направляющих штырь, взаимодействующий одним концом с гнездом, выполненным на несущей конструкции в месте остановки грузовой тележки, и через качающийся рычаг шарнирно-рычажного механизма - с приводом фиксации грузовой тележки, отличающееся тем, что оно снабжено механизмом фиксации положений штыря, последний выполнен подпружиненным с возможностью взаимодействия другим концом с гнездом тягового элемента привода перемещения грузовой тележки и снабжен ловителем, взаимодействующим с упомянутым качающимся рычагом, при этом шарнирно-рычажный механизм и привод фиксации грузовой тележки размещены на несущей конструкции. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что механизм фиксации положений штыря выполнен в виде закрепленного на корпусе грузовой тележки подпружиненного коромысла с элементом зацепления, взаимодействующим соответственно с элементами зацепления, выполненными на штыре, причем коромысло смонтировано с возможностью поворота толкателем, закрепленным на оси подпружиненного кулачка, смонтированного с возможностью поворота на корпусе грузовой тележки и взаимодействующего с тяговым элементом привода перемещения грузовой тележки, при этом подпружиненный кулачок смонтирован таким образом, что при фиксации грузовой тележки на несущей конструкции он является упором для штыря. 3. Устройство по п.1 или 2, отличающееся тем, что оно снабжено установленным на несущей конструкции с возможностью взаимодействия с качающимся рычагом шарнирно-рычажного механизма регулируемым упором и пружиной, поджимающей качающийся рычаг к регулируемому упору.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к автоматизации транспортирования грузов при производстве погрузочно-выгрузочных и складских операций и может быть использовано в корабельном оборудовании для погрузки и выгрузки грузов. Известно транспортное средство, перемещающееся по ездовому пути и снабженное устройством фиксации транспортного средства, взаимодействующим с ловителями в местах его точной остановки (авт. св. СССР N 366133, МПК B 65 G 43/08, 1970 г.). Недостатком известного устройства фиксации является то, что вне мест точной остановки транспортного средства оно не обеспечивает удержание транспортного средства от перемещений при действии возможных внешних нагрузок, например, ветровых нагрузок. Наиболее близким по совокупности существенных признаков с заявленным изобретением является устройство фиксации, охарактеризованное в описании изобретения по авт. св. ЧССР N 252421, МПК4 B 66 G 15/00, 1987 г. Известное устройство содержит установленный на грузовой тележке с возможностью перемещения в вертикальных направляющих штырь, взаимодействующий одним концом с гнедом, выполненным на несущей конструкции в месте остановки грузовой тележки. Другим концом штырь шарнирно соединен с качающимся в вертикальной плоскости рычагом шарнирно-рычажного механизма привода фиксации грузовой тележки. Качающийся рычаг удерживается в верхнем, нерабочем положении с помощью толкателя. Грузовая тележка оборудована парой таких устройств. Недостатком известного устройства является то, что оно обеспечивает фиксацию грузовой тележки только в определенном месте, вне которого грузовая тележка ничем не удерживается от перемещений под действием внешних нагрузок, например, ветровых нагрузок или нагрузок, обусловленных качкой судна, т.е. известное устройство не предполагает обеспечения непрерывного механического удержания грузовой тележки, что снижает эксплуатационную безопасность при действии внешних нагрузок. Задачей, решаемой изобретением, является создание устройства фиксации, обеспечивающего непрерывное механическое удержание грузовой тележки, в частности, при действии внешних нагрузок, например, при качке судна. Указанная задача решается благодаря тому, что известное устройство фиксации грузовой тележки, содержащее установленный на грузовой тележке с возможностью перемещения в направляющих штырь, взаимодействующий одним концом с гнездом, выполненным на несущей конструкции в месте остановки грузовой тележки, и через качающийся рычаг шарнирно-рычажного механизма с приводом фиксации грузовой тележки, согласно изобретению снабжено механизмом фиксации положения штыря. Штырь выполнен подпружиненным с возможностью взаимодействия другим концом с гнездом тягового элемента привода перемещения грузовой тележки и снабжен ловителем, взаимодействующим с упомянутым качающимся рычагом. При этом шарнирно-рычажный механизм и привод фиксации грузовой тележки размещены на несущей конструкции. Вместе с этим, механизм фиксации положений штыря может быть выполнен в виде закрепленного на корпусе грузовой тележки подпружиненного коромысла с элементом зацепления, взаимодействующим соответственно с элементами зацепления, выполненными на штыре, смонтировано с возможностью поворота толкателем, закрепленным на оси подпружиненного кулачка, смонтированного с возможностью поворота на корпусе грузовой тележки и взаимодействующего с тяговым элементом привода перемещения грузовой тележки. При этом подпружиненный кулачок смонтирован таким образом, что при фиксации грузовой тележки на несущей конструкции он является упором для штыря. Такое выполнение позволяет исключить необходимость непрерывной работы привода фиксации грузовой тележки, повышает надежность фиксации грузовой тележки на несущей конструкции и, кроме того, позволяет обеспечить всегда определенное положение ловителя при фиксации грузовой тележки на несущей конструкции. Кроме того, устройство снабжено установленным на упомянутой несущей конструкции с возможностью взаимодействия с качающимся рычагом шарнирно-рычажного механизма регулируемым упором и пружиной, поджимающей качающийся рычаг к регулируемому упору. Благодаря такому выполнению обеспечивается всегда определенное положение качающегося рычага в момент состыковки с ловителем при фиксации грузовой тележки на несущей конструкции. Технический результат использования предлагаемого устройства состоит в том, что оно обеспечивает возможность непрерывного механического удержания грузовой тележки и, таким образом, позволяет повысить эксплуатационную безопасность при действии внешних нагрузок. На фиг. 1 схематически показан общий вид устройства фиксации грузовой тележки в момент подхода каретки с грузовой тележкой к несущей конструкции стеллажа; на фиг. 2 схематически показана фиксация грузовой тележки на несущей конструкции стеллажа в присутствии каретки привода подачи; на фиг. 3 - то же в отсутствие каретки привода подачи; на фиг. 4 показан вариант выполнения устройства фиксации грузовой тележки, общий вид, продольный разрез. В варианте осуществления изобретения устройство используется в цепном приводе горизонтальной подачи грузовой тележки судового подъемника. Грузовая тележка 1 выполнена с возможностью перемещения с помощью тягового элемента 2 привода перемещения грузовой тележки (на чертеже не показан). В направляющих 3, 4 корпуса 5 грузовой тележки 1 установлен штырь 6, взаимодействующий одним концом с гнездом 7, выполненным на несущей конструкции 8 в месте остановки (хранения) грузовой тележки. Штырь 6 выполнен с возможностью взаимодействия другим концом с гнездом 9 тягового элемента 2 и подпружинен пружиной 10. В варианте выполнения тяговый элемент 2 представляет собой каретку цепного привода подачи. Штырь 6 снабжен ловителем 11, взаимодействующим с качающимся рычагом 12 шарнирно-рычажного механизма 13 привода фиксации 14 грузовой тележки. Шарнирно-рычажный механизм 13 и привод фиксации 14 размещены на несущей конструкции 8. На несущей конструкции 8 также установлен регулируемый упор 15, взаимодействующий с качающимся рычагом 12. Последний снабжен пружиной 16, поджимающей качающийся рычаг к регулируемому упору. Устройство снабжено механизмом фиксации положений штыря 6. В варианте выполнения механизм фиксации положений штыря выполнен в виде закрепленного на корпусе 5 подпружиненного коромысла 17, выполненного с элементом зацепления 18, взаимодействующим соответственно с элементами зацепления 19, 20, выполненными на подпружиненном штыре 6. Коромысло 17 подпружинено пружиной 21 и смонтировано с возможностью поворота толкателем 22. Толкатель 22 закреплен га оси 23 подпружиненного кулачка 24, смонтированного с возможностью поворота на корпусе 5 и взаимодействующего с тяговым элементом 2 привода перемещения грузовой тележки. Кулачок 24 подпружинен пружиной 25 и смонтирован таким образом, что связанный с ним толкатель 22 стремится вывести подпружиненное коромысло 17 из зацепления с подпружиненным штырем 6, а кулачок в отсутствие тягового элемента 2 занимает положение, при котором он выполняет роль упора для подпружиненного штыря 6. При работе устройства упомянутые элементы зацепления позволяют, в частности, разгрузить привод фиксации 14. Кроме того, взаимодействие элементов зацепления 18, 19 соответственно подпружиненного коромысла 17 и подпружиненного штыря 6, а также регулируемый упор 15, взаимодействующий с подпружиненным качающимся рычагом 12, обеспечивают всегда определенное взаимное положение выполненного на штыре 6 ловителя 11 и свободного конца качающегося рычага 12 в момент их состыковки при фиксации грузовой тележки на несущей конструкции 8. В варианте осуществления изобретения привод фиксации 14 грузовой тележки включает электромагниты 26, которые связаны с балансиром 27, установленным на одном из плеч двуплечего рычага 28, другое плечо которого через регулируемую тягу 29 связано с качающимся рычагом 12. Привод фиксации также включает по меньшей мере один конечный выключатель 30, связанный с качающимся рычагом 12 с помощью тяги 31. Шарнирно-рычажный механизм 13 привода фиксации грузовой тележки может быть приведен в действие как с помощью электромагнитов 26, так и с помощью ручного привода (на чертеже не показан), кинематически связанного с качающимся рычагом 12. Ручной привод предназначен для приведения в действие механизмов фиксации при отсутствии питания на электромагнитах или, например, выходе последних из строя и других возможных аварийных ситуациях. Устройство фиксации грузовой тележки работает следующим образом. Работа устройства может осуществляться как в электрическом режиме, от электромагнитов 26, так и в ручном режиме от рукоятки ручного привода (на чертеже не показано). В варианте осуществления изобретения в исходном положении грузовая тележка 1 находится на соответствующем стеллаже в месте хранения. При этом верхний конец штыря 6 входит в гнездо 7 несущей конструкции 8, а нижний конец штыря 6 своим торцом упирается в плоскую поверхность подпружиненного кулачка 24. Конечный выключатель 30 выдает на пульт управления сигнал "тележка застопорена". При выгрузке грузовой тележки со стеллажа каретку (тяговый элемент) 2 с помощью цепного привода горизонтальной подачи подают по соответствующим направляющим (на чертеже не показаны) до упора в несущую конструкцию 8. При этом каретка взаимодействует с подпружиненным кулачком 24 и отводит последний из-под нижнего торца штыря 6, поворачивая ось 23 кулачка и сжимая пружину 25. В результате толкатель 22, закрепленный на оси 23, освобождает подпружиненное коромысло 17, при этом элемент зацепления 18 подпружиненного коромысла 17 входит в зацепление с элементом 19, выполненным на штыре 6, а свободный конец качающегося рычага 12 входит во взаимодействие с ловителем 11 на штыре 6. При совмещении осей гнезда 9 каретки и штыря 6 последний своим концом под действием пружины 10 автоматически заходит в гнездо каретки и грузовая тележка фиксируется на каретке. Верхний конец штыря 6 выходит из гнезда 7 несущей конструкции 8 и посредством ловителя 11 осуществляется поворот качающегося рычага 12, который через шарнирно-рычажный механизм воздействует на вал конечного выключателя 30. При этом на пульте управления появляется сигнал "тележка отстопорена", а сигнал "тележка застопорена" пропадает. После этого каретку совместно с грузовой тележкой 1 посредством цепного привода горизонтальной подачи отводят от места хранения. В отсутствие грузовой тележки на стеллаже качающийся рычаг 12 поворачивается под действием пружины 16 и поднимается к регулируемому упору 15. При этом регулируемая тяга 29 перемещается вверх и поворачивает двуплечий рычаг 28 с балансиром 27, перемещая шток электромагнитов 26 вниз. Совместно с регулируемой тягой 29 перемещается тяга 31, связанная с конечным выключателем 30. Последний выдает на пульт управления сигнал об отсутствии грузовой тележки на стеллаже. При загрузке стеллажа грузовая тележка 1, зафиксированная на каретке (тяговом элементе) 2, подается к месту хранения до соприкосновения каретки с соответствующим упором на несущей конструкции 8. На грузовой тележке в этом момент штырь 6 пружиной 10 опущен вниз и своим нижним концом входит в гнездо 9 каретки цепного привода горизонтальной подачи, элемент зацепления 19 штыря находится в зацеплении с элементом зацепления 18 подпружиненного коромысла 17, препятствуя перемещению штыря вниз, кулачок 24 отведен кареткой и пружина 25 находится в сжатом состоянии. В результате перемещения каретки с грузовой тележкой ловитель 11 штыря входит во взаимодействие со свободным концом качающегося рычага 12 шарнирно-рычажного механизма 13 привода фиксации 14 грузовой тележки. После совмещения осей гнезда 7 и штыря 6 включаются электромагниты 26 привода фиксации 14. При включении электромагнитов привода фиксации через балансир 27 происходит поворот двуплечего рычага 28. Регулируемая тяга 29 перемещается вниз, поворачивая качающийся рычаг 12. Последний отходит от регулируемого упора 15 и сжимает пружину 16. В результате взаимодействия качающегося рычага 12 с ловителем 11 нижний конец штыря 6 выходит из гнезда 9 каретки, а верхний конец - входит в гнездо 7 на несущей конструкции 8, тем самым фиксируя грузовую тележку на несущей конструкции в месте хранения. При этом элемент зацепления 18, выполненный на подпружиненном коромысле 17, входит в зацепление с элементом зацепления 20, выполненным на штыре 6, и удерживает штырь в верхнем положении, благодаря чему, даже при обесточивании электромагнитного привода фиксации, грузовая тележка остается зафиксированной на несущей конструкции 8. При перемещении регулируемой тяги 29 вниз совместно с ней перемещается тяга 31, которая воздействует на вал конечного выключателя 30. Конечный выключатель 30 выдает на пульт управления сигнал "тележка застопорена", а сигнал "тележка отстопорена" пропадает. Электромагниты 26 отключаются, после этого каретка с помощью цепного привода подачи может быть отведена от грузовой тележки. При отводе каретки кулачок 24 под действием пружины 25 подходит под нижний торец штыря 6, а толкатель 22, поворачиваясь совместно с осью 23 кулачка, освобождает подпружиненное коромысло 17 от сцепления со штырем 6, сжимая пружину 11. Штырь под действием пружины 10 упирается в плоскую поверхность подпружиненного кулачка 24 и грузовая тележка остается зафиксированной на несущей конструкции 8 в месте хранения. Таким образом, благодаря особенности исполнения устройства фиксации грузовой тележки, изобретение позволяет обеспечить непрерывную фиксацию грузовой тележки на стеллаже в месте хранения или на каретке цепного привода подачи, что в конечном итоге позволяет повысить эксплуатационную безопасность в условиях воздействия внешних нагрузок, например, при качке судна.Класс B65G63/02 транспортировка в горизонтальной плоскости без использования мостовых перегружателей
Класс B63B27/00 Устройство и размещение корабельного оборудования для погрузки и разгрузки грузов или пассажиров