автоматический регулятор зазора

Классы МПК:F16D65/54 путем непосредственной линейной регулировки
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество Авиационная корпорация "РУБИН"
Приоритеты:
подача заявки:
1998-04-22
публикация патента:

Изобретение относится к регуляторам зазора тормозов. Автоматический регулятор зазора содержит элемент фиксации штока, выполненный в виде цилиндрической винтовой пружины с поджатыми друг к другу витками, обжимающей деформирующий элемент штока, с возможностью ее упругой деформации деформирующим элементом штока. Технический результат - расширение эксплуатационных возможностей регулятора. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Автоматический регулятор зазора, содержащий втулку, возвратную пружину, шток с деформирующим элементом и элемент фиксации штока, зафиксированный во втулке с возможностью его деформации деформирующим элементом штока, отличающийся тем, что элемент фиксации штока выполнен в виде цилиндрической винтовой пружины, с поджатыми друг к другу витками, обжимающей деформирующий элемент штока, с возможностью ее упругой деформации деформирующим элементом штока.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к регуляторам зазора тормозов, предназначенным для поддержания постоянного зазора между фрикционными дисками по мере их износа, и может найти применение в тормозах колес автомобилей и самолетов.

Известен автоматический регулятор зазора, содержащий втулку, возвратную пружину, шток с деформирующим элементом, связанный с диском тормоза, и элемент фиксации штока, зафиксированный во втулке с зазором по цилиндрическим поверхностям, обеспечивающим возможность его деформации деформирующим элементом штока. Элемент фиксации выполнен с возможностью пластического деформирования в виде разрезного трубчатого элемента, на одном конце которого предусмотрен фланец, а на другом - паз V-образной формы, обеспечивающий одинаковое сопротивление трубчатого элемента по всей его длине при движении деформирующего элемента (см. патент США N 4171036 A, 16.10.79, кл. F 16 D 65/54).

Недостатком данной конструкции является то, что деформированный в процессе отслеживания заданного тормозного зазора трубчатый элемент не обеспечивает фиксацию штока при возврате его в исходное положение, вследствие чего регулятор зазора не может быть использован для дальнейшего применения без замены трубчатого элемента. Замена же трубчатого элемента приводит к повышению трудозатрат по техобслуживанию транспортного средства.

Другим недостатком известной конструкции является то, что она не может быть использована в пневматических тормозных системах, в которых отсутствует противодавление, так как постоянное возвращение штока в исходное положение, в силу отсутствия его фиксации в сторону растормаживания, приводит к потере функционального назначения устройства как регулятора зазора.

Технический результат от использования предлагаемого технического решения выражается в расширении эксплуатационных возможностей регулятора зазора за счет обеспечения дальнейшего его использования после возврата в исходное положение, а также возможности использования регулятора зазора в тормозах как с гидравлическим, так и с пневматическим приводами.

Кроме того, предложенное техническое решение позволяет существенно снизить трудозатраты по техобслуживанию транспортного средства, так как дальнейшее его использование, после возврата в исходное положение, осуществляется без демонтажа регулятора, поскольку устранена необходимость замены элемента фиксации штока.

Указанный технический результат достигается за счет того, что в предложенной конструкции регулятора зазора элемент фиксации штока выполнен в виде цилиндрической винтовой пружины с поджатыми друг к другу витками, обжимающей деформирующий элемент штока, с возможностью ее упругой деформации деформирующим элементом штока. Благодаря упругой деформации элемента фиксации штока обеспечивается обжим деформирующего элемента штока и тем самым фиксация его как в сторону торможения, так и в сторону растормаживания, что позволяет использовать регулятор зазора как в гидравлических, так и в пневматических тормозных системах, а также устраняет необходимость замены элемента фиксации при возврате регулятора зазора в исходное положение.

На чертеже изображен предложенный регулятор зазора в разрезе.

Автоматический регулятор зазора содержит установленные в расточке 1 тормозного блока 2 втулку 3, возвратную пружину 4, расположенную между фланцем 5 втулки 3 и крышкой 6, шток 7 с деформирующим элементом в виде цилиндрического утолщения 8 и элемент фиксации в виде цилиндрической винтовой пружины 9 с поджатыми друг к другу витками с возможностью ее упругой деформации деформирующим элементом. Пружина 9 установлена во втулке 3 с зазором относительно ее внутренней цилиндрической поверхности и зафиксирована в ней с помощью шайбы 10 и стопорного кольца 11. Шток 7 связан с нажимным диском 12, а его цилиндрическое утолщение 8 обжимается пружиной 9.

Между торцом втулки 3 и крышкой 6 имеется зазор "а", равный рабочему зазору между фрикционными тормозными элементами (не показаны), то есть ходу замыкания тормоза.

Автоматический регулятор зазора работает следующим образом.

При подаче рабочего давления в тормоз, связанный с нажимным диском 12, шток 7 вместе с пружиной 9 и втулкой 3 перемещается, сжимая возвратную пружину 4 и выбирая при этом зазор "а" между крышкой 6 и внешним торцом втулки 3.

По мере износа фрикционных элементов втулка 3 своим внешним торцом упрется в крышку 6, а шток 7, преодолевая действующие на его утолщение 8 радиальные усилия сжатия со стороны пружины 9, сместится на величину износа.

При сбросе рабочего давления возвратная пружина 4 перемещает втулку 3 с пружиной 9 и штоком 7 до упора в дно расточки 1 в блоке 2, выдерживая тем самым неизменным зазор "а".

При необходимости возврата регулятора зазора в исходное положение достаточно приложить осевое усилие к штоку 7, превышающее усилие обжатия пружиной 9 утолщения 8 штока 7.

Таким образом, благодаря выполнению элемента фиксации упругодеформируемым и обжатию им деформирующего элемента штока обеспечивается дальнейшее использование регулятора зазора после возврата его в исходное положение без демонтажа, а также использование его в тормозах как с гидравлическим, так и с пневматическим приводами, что расширяет эксплуатационные возможности регулятора и снижает трудозатраты по техобслуживанию транспортного средства.

Класс F16D65/54 путем непосредственной линейной регулировки

подъемник с тормозным устройством и способ торможения в подъемнике -  патент 2441831 (10.02.2012)
зажимной тормоз транспортного средства -  патент 2429393 (20.09.2011)
тормоз с компенсатором износа -  патент 2153610 (27.07.2000)
тормоз с компенсатором износа -  патент 2153609 (27.07.2000)
устройство для измерения и управления зазором тормоза -  патент 2069283 (20.11.1996)
Наверх