виртуальный тренажер вертолета
Классы МПК: | G09B9/46 для обучения управлению вертолетами |
Автор(ы): | Меркулов В.П., Добролюбов Н.В., Маклашевский В.Я. |
Патентообладатель(и): | Войсковая часть 75360 |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-01-09 публикация патента:
20.05.2000 |
Изобретение относится к области авиационных тренажеров, а более конкретно к устройствам имитации визуальной обстановки при полете ночью. Виртуальный тренажер вертолета содержит рабочее место летчика в кабине реального вертолета. Системы объективного контроля вертолета и система управления вооружением связаны с устройствами для имитации визуальной обстановки при полете с очками ночного видения и блоком формирования звука в окружающей среде. Такое выполнение тренажера позволит приблизить имитируемую обстановку к реальным условиям полета ночью с очками ночного видения как над сушей, так и над водной поверхностью. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Виртуальный тренажер вертолета, содержащий рабочее место летчика, блок виртуальной реальности, выход которого соединен с входом защитного шлема летчика с виртуальными очками, выход которого соединен с входом блока позиционирования, выход которого соединен с входом блока виртуальной реальности, отличающийся тем, что рабочее место летчика находится в кабине реального вертолета, содержащего системы объективного контроля и систему управления вооружением, выходы которых соединены через адаптер с входами блока отображения и документирования оценок рациональной деятельности в полете и блока моделей динамики полета и силовой установки, выход блока моделей динамики полета и силовой установки соединен с входом блока виртуальной реальности, а также с входами блока формирования видеоизображений для очков ночного видения и блока формирования звука в окружающей среде, выходы которых соединены с входами блока виртуальной реальности, причем выход блока виртуальной реальности соединен с входом защитного шлема летчика с виртуальными очками через адаптер.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области авиационных тренажеров, а более конкретно - к устройствам имитации визуальной обстановки при полете вертолета ночью с очками ночного видения, расширяющим функциональные возможности тренажера. Наиболее близким к предложенному изобретению является имитатор изображений, содержащий рабочее место летчика, блок виртуальной реальности, выход которого соединен со входом защитного шлема летчика с виртуальными очками, выход которого соединен со входом блока позиционирования, выход которого соединен со входом блока виртуальной реальности (US 4303394 A, 01.12.1981). Существенным недостатком такого имитатора является отсутствие моделирования визуальной обстановки полета вертолета ночью с использованием очков ночного видения, а также то, что рабочим местом летчика является макет кабины вертолета. Подобные тренажеры требуют строительства специальных зданий. Задачей изобретения является приближение имитируемой визуальной обстановки к полетам вертолетов ночью с очками ночного видения как над сушей, так и над водной поверхностью. Поставленная цель достигается тем, что рабочее место летчика находится в кабине реального вертолета, содержащей системы объективного контроля и систему управления вооружением, выходы которых соединены через адаптер со входами блока отображения и документирования оценок рациональной деятельности в полете и блока моделей динамики полета и силовой установки, выход блока моделей динамики полета и силовой установки соединен со входом блока виртуальной реальности, а также со входами блока формирования видеоизображений для очков ночного видения и блока формирования звука в окружающей среде, выходы которых соединены со входами блока виртуальной реальности, причем выход блока виртуальной реальности соединен со входом защитного шлема летчика с виртуальными очками через адаптер. Достижение иллюзии пилотирования вертолета ночью с очками ночного видения обеспечивается:нахождением летчика в кабине реального (боевого) вертолета и управлением реальными органами (РУДы, РУС и т.д.), использованием всех элементов пультов системы управления вооружением (СУВ);
виртуальным представлением в некабинной обстановке и приборной доски вертолета;
созданием акустической обстановки шума двигателей, а также имитацией радиосвязи и др. При этом вертолет должен находиться под током, гидросистема обеспечена давлением от аэродромного источника и должны быть выполнены все требования техники безопасности по применению вооружения, уборки шасси и т.п. Блок-схема виртуального тренажера вертолета представлена на чертеже. Предлагаемый виртуальный тренажер вертолета имеет рабочее место летчика в кабине реального самолета 1, содержащей системы объективного контроля 2 и систему управления вооружением 3, адаптер 4, защитный шлем летчика с виртуальными очками 5, блок моделей динамики полета и силовой установки 6, блок виртуальной реальности 7, блок контроля и управления режимами тренажа 8, блок позиционирования 9, блок формирования видеоизображений для очков ночного видения 10, блок формирования звука в окружающей среде 11, блок отображения и документирования оценок рациональной деятельности в полете 12. Виртуальный тренажер вертолета работает следующим образом. Предварительно летчик занимает свое рабочее место в кабине вертолета 1, надевает защитный шлем летчика с виртуальными очками 5, включает (набирает) на пультах кабины вертолета элементы для конкретного полетного задания. В результате в блок адаптера 4 с блоков системы объективного контроля 2 и системы управления вооружением 3 поступают электрические сигналы в виде последовательности кодов элементов конкретного полетного задания и параметры управления полетом вертолета. При этом с помощью блока контроля и управления режимами тренажера 8 и параметров управления полетом вертолета с выхода блока адаптера 4, осуществляется запуск и настройка моделей динамики полета и силовой установки 6, а также выборка из блока адаптера 4 в блок отображения и документирования оценок рациональной деятельности в полете 12 параметров полета в соответствии с заданной последовательностью кодов полетного задания. После этого в блоке моделей динамики полета и силовой установки 6 формируются последовательности кодов, характеризующие текущие координаты места положения и параметры силовой установки вертолета, которые поступают на входы блоков 7, 10 и 11 соответственно, для выбора электронной карты пролетаемой местности, имитации видимости объектов через очки ночного видения и звуков работы силовой установки. В результате этого с выхода блока виртуальной реальности 7 последовательность кодов через блок адаптера 4 поступает на вход защитного шлема летчика с виртуальными очками 5, создавая у летчика иллюзию ночного полета с использованием очков ночного видения. При этом, в момент поворота летчиком головы, для обозрения окружающей обстановки и приборной доски вертолета, с выхода блока позиционирования 9, закрепленного на защитном шлеме летчика с виртуальными очками 5, поступает последовательность кодов на вход блока виртуальной реальности 7 с целью синхронизации видимого летчиком изображения на мониторах виртуальных очков. Применение виртуального тренажера вертолета позволит повысить эффективность обучения летчика технике пилотирования вертолета ночью с использованием очков ночного видения и расширить функциональные возможности тренажера.
Класс G09B9/46 для обучения управлению вертолетами