способ контроля скорости транспортного средства

Классы МПК:G01P3/50 для измерения линейной скорости
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Ростовщиков Анатолий Владимирович,
Паршин Евгений Васильевич
Приоритеты:
подача заявки:
1998-08-10
публикация патента:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля скоростного режима транспортного средства представителями службы безопасности движения. В стековой памяти запоминающего устройства запоминают последовательность из N ненулевых значений скорости, измеренных с заданной дискретностью до остановки транспортного средства. Определяют среди них максимальное значение скорости и показывают его на индикаторе. Обеспечивается расширение функциональных возможностей. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Способ контроля скорости транспортного средства, снабженного датчиком скорости, запоминающим устройством и индикатором, при котором по сигналам датчика скорости с заданной дискретностью измеряют скорость транспортного средства, записывают измеренное значение в память запоминающего устройства и показывают его на индикаторе, отличающийся тем, что в память запоминающего устройства записывают первые N ненулевых значений скорости, где N > 1, после чего запись каждого последующего значения скорости выполняют одновременно с удалением из памяти значения с наибольшим временем хранения, определяют остановку транспортного средства по отсутствию сигнала датчика скорости в течение заданного интервала времени, после чего определяют максимальное из записанных значений скорости и показывают его на индикаторе.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля скоростного режима транспортного средства представителями службы безопасности движения.

Информация о скоростном режиме транспортного средства необходима как водителю транспортного средства, так и представителям службы безопасности движения для контроля соблюдения установленных скоростных режимов движения и определения степени виновности (или невиновности) водителя транспортного средства при аварии.

Известен [1] способ контроля скорости транспортного средства с помощью радара, устанавливаемого вне транспортного средства.

Недостатками данного способа являются ограниченный участок пути, на котором возможен контроль скорости транспортного средства, неоднозначность результатов контроля при нахождении в зоне действия радара нескольких движущихся транспортных средств, и высокая стоимость применяемого оборудования, так как помимо радара используют фото- или видеокамеру для документального фиксирования нарушения скоростного режима контролируемым транспортным средством. Перечисленные недостатки способа обусловлены местом установки и принципом работы радара.

Известен [2] способ контроля скоростного режима транспортного средства с помощью тахографа, устанавливаемого на транспортном средстве. В состав тахографа входят часовой механизм и механизм записи скорости. При таком способе измеряют текущие значения скорости транспортного средства и записывают их на сменных носителях информации - диаграммных дисках. Достоинством способа является возможность контроля скоростного режима транспортного средства представителями службы безопасности движения. Способ имеет ограниченное применение, что обусловлено низкой надежностью механизмов тахографа и применением расходных материалов (диаграммных дисков и чернил).

За прототип заявляемого способа взят [3] способ контроля скорости транспортного средства с помощью датчика скорости и электронного спидометра, размещенных на транспортном средстве. В состав электронного спидометра входят устройство обработки данных, запоминающее устройство, тактирующее устройство и индикатор. Способ заключается в измерении по сигналам датчика скорости с заданной дискретностью скорости транспортного средства и индикации текущего значения скорости. При таком способе измеренное значение скорости сохраняют в памяти запоминающего устройства до появления результата последующего измерения, после чего новое значение скорости записывают в память запоминающего устройства и показывают его на индикаторе, а старое значение скорости удаляют из памяти запоминающего устройства.

Недостатком способа является его непригодность для контроля скоростного режима транспортного средства представителем службы безопасности движения, что обусловлено малым временем хранения результатов измерения в устройстве контроля скоростного режима транспортного средства.

Задачей заявляемого изобретения является расширение функциональных возможностей способа контроля скорости транспортного средства.

Указанная задача решается в способе измерения скорости транспортного средства, снабженного датчиком скорости, запоминающим устройством и индикатором, при котором по сигналам датчика скорости с заданной дискретностью измеряют скорость транспортного средства, записывают измеренное значение в память запоминающего устройства и показывают его на индикаторе.

Задача решается тем, что в память запоминающего устройства записывают первые N ненулевых значений скорости, где N>1, после чего запись каждого последующего значения скорости выполняют одновременно с удалением из памяти запоминающего устройства значения с наибольшим временем хранения, определяют остановку транспортного средства по отсутствию сигнала датчика скорости в течение заданного интервала времени, после чего определяют максимальное из записанных значений скорости и показывают его на индикаторе.

При предлагаемом способе определяют максимальное значение скорости за заданное время перед проверкой скоростного режима или перед аварией транспортного средства, например, за минуту, что дает объективную картину соблюдения водителем транспортного средства положенного скоростного режима движения. Достоинством предлагаемого способа является возможность считывания из запоминающего устройства последовательности из N значений скорости, измеренных с заданной дискретностью перед остановкой транспортного средства, в результате чего можно построить график скоростного режима транспортного средства.

Изобретение поясняется чертежом, на котором изображено устройство бортового контроля скоростного режима транспортного средства.

Способ может быть реализован в устройстве бортового контроля скоростного режима транспортного средства (см. фиг. 1), включающем в себя датчик 1 скорости транспортного средства, устанавливаемый на коробке передач, устройство 2 управления, запоминающее устройство 3, снабженное стековой памятью [термин см. 4], тактирующее устройство 4, устройство 5 обработки данных и индикатор 6.

Датчик 1 скорости выдает сигналы, содержащие информацию о скорости транспортного средства. В качестве датчика 1 скорости может быть использован, например, импульсный датчик скорости на эффекте Холла.

Устройство 2 управления предназначено для управления работой запоминающего устройства 3 и устройства 5 обработки данных.

Запоминающее устройство 3 предназначено для хранения измеренных значений скорости транспортного средства. В запоминающем устройстве 3 аппаратно или программно реализуют стековую память. Емкость стека выбирают, исходя из дискретности измерений, желаемого количества запоминаемых значений скорости N и интервала времени, в течение которого необходимо контролировать скоростной режим транспортного средства.

Тактирующее устройство 4 предназначено для задания дискретности проведения измерений устройством 5 обработки данных и синхронизации работы устройства бортового контроля скоростного режима транспортного средства.

Измерение скорости транспортного средства может проводиться в устройстве 5 обработки данных, например, подсчетом количества импульсов датчика 1 скорости за заданный интервал времени, при этом в состав устройства 5 обработки данных включают счетчик импульсов.

Индикатор 6 предназначен для индикации максимального значения скорости транспортного средства. В качестве индикатора может быть использован, например, цифровой матричный светодиодный индикатор.

Для осуществления способа выполняют следующие действия.

С началом движения транспортного средства сигналы датчика 1 скорости подают через устройство 2 управления в устройство 5 обработки данных.

В устройстве 5 по сигналам датчика скорости определяют значения скорости транспортного средства через задаваемые тактирующим устройством 4 моменты времени.

Измеренные значения записывают в стековой памяти запоминающего устройства 3. При этом в стековую память записывают сначала N первых ненулевых значений скорости транспортного средства. Каждое последующее значение скорости записывают одновременно с удалением из стековой памяти значения с наибольшим временем хранения (в соответствии с принципом работы стека).

При отсутствии сигнала датчика скорости (скорость транспортного средства равна нулю) в стековой памяти сохраняют последовательность из N последних измеренных значений скорости.

По отсутствию в течение заданного интервала времени сигнала датчика 1 скорости устройством 5 обработки данных определяют остановку транспортного средства. Интервал времени задают, исходя из однозначности определения остановки транспортного средства.

Считывают после остановки транспортного средства хранящиеся в стековой памяти запоминающего устройства 3 значения скорости.

Определяют максимальное значение скорости движения из значений, хранящихся в стековой памяти.

Показывают на индикаторе 6 максимальное значение скорости транспортного средства. Индикацию максимального значения сохраняют до вытеснения из стековой памяти данного максимального значения новыми результатами измерения скорости, которые записывают в стековую память при возобновлении движения транспортного средства.

После остановки транспортного средства из стековой памяти может быть считана последовательность из N хранящихся там значений скорости, например, для построения графика скоростного режима транспортного средства перед аварией.

При возобновлении движения транспортного средства в стековую память, заполненную предыдущими результатами измерений скорости, записывают новые результаты измерения скорости. Содержимое стека полностью обновляется при записи N-ного значения скорости, измеренного после возобновления движения.

Список использованной литературы

1. Журнал "12 вольт", N 2/97 г., стр. 16.

2. Акимов С.В., Боровских Ю.И., Чижков Ю.П. Электрическое и электронное оборудование автомобилей.- М.: Машиностроение, 1988 г., стр. 175.

3. X. Сига, С. Мидзутани. Введение в автомобильную электронику: Пер. с японск. - М.: Мир, 1989 г., стр. 157.

4. Майоров С. А. и др. Введение в микроЭВМ. - Л.: Машиностроение. Ленинградское отд-ние, 1988 г., стр. 109.

Класс G01P3/50 для измерения линейной скорости

способ измерения скорости движения проводника с током -  патент 2477489 (10.03.2013)
способ определения скорости движения наземного транспортного средства -  патент 2431847 (20.10.2011)
способ измерения скорости движения проводника с током -  патент 2381509 (10.02.2010)
устройство для измерения скорости объекта -  патент 2307356 (27.09.2007)
емкостный датчик -  патент 2285266 (10.10.2006)
индукционный датчик скорости линейного перемещения -  патент 2271544 (10.03.2006)
способ измерения параметров движения торцов лопаток ротора турбомашины и устройство для его реализации -  патент 2231750 (27.06.2004)
способ измерения скорости движения проводника с током -  патент 2208793 (20.07.2003)
способ определения линейной скорости -  патент 2186398 (27.07.2002)
способ контроля скоростного режима транспортного средства -  патент 2156978 (27.09.2000)
Наверх