корабельная пусковая система
Классы МПК: | F41F3/04 для ракет F41F3/042 пусковые установки-контейнеры F41F3/07 подводные пусковые установки |
Автор(ы): | Потапов В.Ф., Резников В.Ф., Николаев В.Ф., Дергачев Ф.Г., Паршуков В.Н. |
Патентообладатель(и): | Государственное унитарное предприятие "Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения "Малахит" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-06-11 публикация патента:
10.06.2000 |
Изобретение относится к области пусковых установок для ракет и реактивных снарядов. Корабельная пусковая система содержит контейнер с амортизированным опорным столом. В контейнере размещены транспортно-пусковые стаканы для запускаемых объектов со средствами их закрепления, амортизации и набором электрических контактных устройств. В контейнере размещен съемный каркас в виде набора не менее чем двух идентичных съемных колец - верхнего и нижнего, соединенных продольными жесткими связями. Кольца установлены соосно и имеют соосные сквозные отверстия для размещения с уплотнением транспортно-пусковых стаканов. По периметру верхнего кольца установлена дополнительная герметизирующая прокладка. Контактные элементы набора электрических контактных устройств установлены на нижнем кольце и опорном столе и обеспечивают присоединение к запускаемым объектам и к ответной части пусковой системы. Опорный стол снабжен средствами продольной амортизации. Изобретение позволяет расширить функциональные возможности пусковой системы за счет обеспечения запуска объектов различных классов и типоразмеров. 3 з.п.ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
1. Корабельная пусковая система содержит пусковую установку в виде контейнера с амортизированным опорным столом, размещаемые в контейнере транспортно-пусковые стаканы для запускаемых объектов со средствами их закрепления, средства горизонтальной амортизации, набор электрических контактных устройств для соединения системы с запускаемыми объектами, отличающаяся тем, что она снабжена размещаемым в контейнере съемным каркасом, который выполнен в виде набора из не менее чем двух идентичных колец - верхнего и нижнего, соединенных посредством продольных жестких связей и установленных с возможностью съема, при этом все кольца в наборе установлены соосно и имеют соосные сквозные отверстия для размещения с уплотнением транспортно-пусковых стаканов, вдоль периметра верхнего кольца каркаса дополнительно установлена прокладка для герметизации объема контейнера, а набор электрических контактных устройств содержит разнесенные контактные элементы, которые установлены на нижнем кольце и опорном столе с возможностью присоединения соответственно к запускаемым объектам и к ответной части пусковой системы, при этом опорный стол снабжен средствами продольной амортизации. 2. Система по п.1, отличающаяся тем, что средства горизонтальной амортизации установлены на каждом кольце каркаса. 3. Система по п. 1, отличающаяся тем, что прокладка для герметизации объема контейнера выполнена в виде резинокордной оболочки. 4. Система по п.1, отличающаяся тем, что число электрических контактных элементов, установленных на опорном столе, соответствует максимальному числу устанавливаемых транспортно-пусковых стаканов.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области пусковых установок и может быть эффективно использовано при создании специализированных комплексов морского базирования для запуска объектов различного назначения, вида и типоразмеров как с надводных носителей, так и с подводных транспортных средств. Известна пусковая установка для реактивного снаряда /патент N 3893366, США, МКИ F 41 F 3/02, НКИ 89-1.801, публ. 08.07.75/, которая включает переднюю и заднюю секции, причем передняя секция жестко соединена с направляющей балкой, по которой, при пуске реактивного снаряда, перемещаются его передний и задний опорные башмаки, направление движения которых задается подвижным направляющим рельсом, размещенным также внутри пусковой установки и заведенным в продольные пазы направляющего устройства, прикрепленного к задней стенке пусковой установки. Подвижный направляющий рельс в направляющем устройстве расположен на одной прямой с направляющей балкой, в которую упирается один его конец. Подвижный направляющий конец рельса вдвигается внутрь пусковой установки через ее задний конец. При пуске реактивный снаряд сначала откатывается на подвижном направляющем рельсе назад к инициирующему устройству, которое приводит в действие его двигательную установку. Известная пусковая установка обладает ограниченными функциональными и эксплуатационными характеристиками, поскольку ориентирована на пуск объектов (ракет) одних типоразмеров, и кроме того, не обеспечена средствами защиты для использования на подводной лодке, такими как герметизация, защита от воздействия гидроудара при запуске и др. Известна корабельная ракетная пусковая система /патент N 3166975, США, МКИ F 41 F 3/06, НКИ 89 - 1.7, публ. 26.01.65/, которая может быть размещена на надводных кораблях различных классов. Она включает пусковую установку в виде контейнера с амортизированным опорным столом, устройство (стеллажи) для размещения и хранения боекомплекта ракет в каркасах, снабженных средствами горизонтальной амортизации, загрузочное устройство, имеющее механизмы подъема, подачи и установки запускаемых объектов (ракет) на направляющие пусковой установки, а также транспортно-пусковые стаканы для ракет со средствами закрепления ракет, исключающими их повреждение при бортовой и килевой качке, и электрическое контактное устройство для связи пусковой системы и запускаемых ракет. В известной пусковой системе осуществлена автоматическая координация работы всех устройств и механизмов по обеспечению последовательности операций по подготовке ракеты к пуску. При этом система устройств хранения, подачи и заряжания ракет может обслуживать ракетную батарею из двух спаренных ракетных пусковых установок, одна из которых должна быть установлена на палубе несколько ниже другой. Недостатком известной системы являются ограниченные функциональные возможности, обусловленные невозможностью запуска объектов различных типоразмеров и классов, а также отсутствием средств герметизации и демпфирования при гидроударе в случае использования системы на подводной лодке. Известная корабельная пусковая система, включающая пусковую установку в виде контейнера с амортизированным опорным столом, размещаемые в контейнере транспортно-пусковые стаканы для запускаемых объектов со средствами их закрепления, средства горизонтальной амортизации, а также электрические контактные устройства для соединения системы с запускаемыми объектами, выбрана в качестве наиболее близкого аналога заявляемого изобретения. Задача изобретения состоит в расширении функциональных возможностей пусковой системы на запуск объектов различных классов и типоразмеров и обеспечении возможности применения такой системы как на надводных, так и на подводных судах. Задача решена тем, что известная корабельная пусковая система, включающая пусковую установку в виде контейнера с амортизированным опорным столом, размещаемые в контейнере транспортно-пусковые стаканы для запускаемых объектов со средствами их закрепления, средства горизонтальной амортизации, а также набор электрических контактных устройств для соединения системы с запускаемыми объектами, в соответствии с изобретением, снабжена размещаемым в контейнере съемным каркасом, который выполнен в виде набора из не менее чем двух идентичных колец - верхнего и нижнего, которые соединены посредством продольных жестких связей и установлены с возможностью съема, при этом все кольца в наборе установлены соосно и имеют соосные сквозные отверстия для размещения с уплотнением транспортно-пусковых стаканов, вдоль периметра верхнего кольца каркаса дополнительно установлена прокладка для герметизации объема контейнера, а упомянутый набор электрических контактных устройств содержит разнесенные контактные элементы, которые установлены на нижнем кольце и опорном столе с возможностью присоединения соответственно к запускаемым объектам и к ответной части пусковой системы, при этом опорный стол снабжен средствами продольной амортизации. Кроме того, средства горизонтальной амортизации установлены на каждом кольце каркаса. Кроме того, прокладка для герметизации объема контейнера выполнена в виде резинокордной оболочки. Кроме того, число упомянутых контактных элементов, установленных на опорном столе, выбрано по максимальному числу устанавливаемых транспортно-пусковых стаканов. Технический результат изобретения заключается в возможности запуска объектов различного назначения и различных габаритных размеров посредством одной, интегрированной пусковой установки, которая может быть размещена не только на надводных носителях, но и на подводных транспортных средствах. Сущность изобретения поясняется фиг. 1-5, при этом на фиг. 1 показана в разрезе пусковая установка, на фиг. 2 - 4 показана схема каркаса с набором колец для размещения пяти (фиг. 2), трех (фиг. 3) и одного (фиг. 4) транспортно-пускового стакана для запускаемых объектов разных типоразмеров, устанавливаемых в контейнере, и соответствующее расположение электрических контактных устройств, обеспечивающих связи пусковой системы с запускаемыми объектами, на фиг. 5 показано размещение и выполнение прокладки для герметизации объема контейнера пусковой установки. Корабельная пусковая система содержит пусковую установку 1 (фиг. 1), которая выполнена в виде контейнера 2 с опорным столом 3, установленным на амортизаторах 4 продольной (вдоль оси контейнера 2) амортизации. Контейнер 2 содержит съемный каркас 5 для размещения транспортно-пусковых стаканов для запускаемых объектов. Каркас 5 (фиг. 2-4) составлен съемными кольцами - нижним 6 и верхним 7 (минимальное количество) и промежуточными кольцами 8, которые соединены между собой продольными жесткими связями 9, которые могут связывать кольца в их центральной части (фиг. 2-а, 3-а) или по окружности (фиг. 4-а). В качестве жестких связей могут быть использованы, например, балки. Каркас 5 в целом амортизирован в плоскости, поперечной оси контейнера 2 (направлению пуска объекта) с помощью средств горизонтальной амортизации 10, размещенных на каждом из съемных колец 6, 7, 8. Все упомянутые кольца имеют соосные сквозные отверстия 11 для размещения в них транспортно-пусковых стаканов 12, которые устанавливаются с уплотнением 13 (по наружной стенке стакана 12) в сквозных отверстиях в верхнем кольце 7, что обеспечивает герметизацию отдельных объемов в контейнере 2. Для герметизации контейнера 2 по периметру верхнего кольца 7 между ним и внутренней стенкой контейнера 2 размещена прокладка 14, которая выполнена в виде резинокордной оболочки. Уплотнения 13 и прокладка 14 закреплены посредством втулок 15 (фиг. 5). Электрическая связь пусковой системы с запускаемыми объектами осуществляется посредством набора электрических контактных устройств (фиг. 2-б, в - 4-б, в) в виде разнесенных в пространстве контактных элементов 16 - 17, которые установлены на нижнем сменном кольце 6 с возможностью контакта с запускаемыми объектами (элементы 16) и на опорном столе 3, в ответной части пусковой системы (элементы 17), при этом число контактных элементов 17 на опорном столе 3 выбрано соответствующим максимальному числу устанавливаемых в контейнере 2 транспортно-пусковых стаканов 12. Подготовку корабельной пусковой системы к запуску объектов производят путем сборки каркаса 5 из колец 6, 7 (и промежуточного 8) и продольных жестких связей 9, в котором с помощью устройства загрузки (на фиг. 1-5 не показано) размещают транспортно-пусковые стаканы 12. При этом при сборке каркаса 5 на продольные жесткие связи - балки 9 устанавливают съемные сменные кольца - по крайней мере, нижнее 6 и верхнее 7, имеющие соответствующее количество соосных сквозных отверстий 11, с обеспечением горизонтальной амортизации путем размещения средств горизонтальной амортизации 10, взаимодействующих со стенками контейнера 2, на каждом кольце каркаса 5. Собранный каркас 5 устанавливают в контейнер 2 также с помощью устройства загрузки корабельной пусковой системы. Транспортно-пусковые стаканы 12 устанавливают в каркасе 5 с индивидуальным уплотнением 13 и с обеспечением герметизации контейнера 2 посредством размещения прокладки 14 в виде резинокордной оболочки по периметру верхнего съемного кольца 7. Прокладка 14 изолирует объем контейнера, в частности, от поступления забортной воды в случае запуска объектов с подводного технического средства или при ином влиянии внешней среды. Установка контейнера 2 с опорным столом 3 производится с соблюдением порядка электрического соединения системы и запускаемых объектов. Для этого на нижнем съемном кольце 6 устанавливают необходимое количество электрических контактных элементов 16 в соответствии с количеством запускаемых объектов. На опорном столе 3 в ответной части устанавливают также электрические контактные элементы 17, количество которых выбирают по максимальному числу устанавливаемых в каркасе 5 транспортно-пусковых стаканов 12. Электрические контактные устройства могут быть выполнены, в частности, в виде известных электроразрывных агрегатов. По окончании установки съемного каркаса 5 в контейнере 2 герметизирующие уплотнения 13 стыкуются с втулками 15 верхнего сменного кольца 7. При воздействии на систему ударной волны взрыва, как и в условиях качки корабля, работают амортизаторы устройства 4 продольной амортизации, предварительно включенные посредством устройства заштыривания 18, и устройства 10 горизонтальной амортизации, при этом прокладка для герметизации объема контейнера 14, выполненная в виде резинокордной оболочки, обеспечивает относительное перемещение каркаса с запускаемыми объектами в контейнере 2. При запуске объектов 19 из транспортно-пусковых стаканов 12 положение амортизаторов фиксировано штырями, которые выводятся в исходное убранное положение с помощью устройства 18. Таким образом, корабельная пусковая система за счет выполнения каркаса со съемными кольцами различной формы становится интегрированной системой - для размещения и запуска объектов различного класса и назначения, а также различных габаритных размеров, с использованием идентичных пусковых установок на надводных кораблях и подводных транспортных средствах.Класс F41F3/042 пусковые установки-контейнеры
Класс F41F3/07 подводные пусковые установки