железнодорожная платформа для перевозки колесной техники и контейнеров
Классы МПК: | B61D3/18 транспортных средств B60P3/06 для перевозки транспортных средств |
Автор(ы): | Андрюшин Иван Сергеевич (UA), Барбашов Валентин Михайлович (UA), Задеев Евгений Павлович (UA), Левицкая Татьяна Ивановна (UA), Довбня Владислав Васильевич (UA), Мочалова Нина Ивановна (UA), Приходько Владимир Иванович (UA), Воронович Виктор Петрович (UA), Плютин Иван Иванович (UA) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Крюковский вагоностроительный завод" (UA) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-04-02 публикация патента:
27.06.2000 |
Изобретение относится к производству транспортных средств. Железнодорожная платформа включает несущую раму 2 с хребтовой балкой, с двухколейной проезжей частью, оборудованной настилом 6, и шарнирно соединенными торцевыми бортами с колесоотбоем. Настил выполнен с колесоотбоем и с понижением относительно верха хребтовой балки. Проезжая часть оборудована съемными тормозными башмаками и убирающимися с уровня настила поворотом к боковой поверхности рамы опорами контейнера, которые в месте понижения настила снабжены шарнирно закрепленными опорными стойками. Тормозные башмаки выполнены высотой, обеспечивающей возможность их размещения на пониженной части настила под контейнером. Изобретение позволяет обеспечить безопасность погрузки колесной техники и расширить технологические возможности. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1. Железнодорожная платформа, включающая несущую раму с хребтовой балкой, с двухколейной проезжей частью, оборудованной настилом, и шарнирно соединенными торцевыми бортами, отличающаяся тем, что настил выполнен с колесоотбоем и с понижением относительно верха хребтовой балки, а проезжая часть оборудована съемными тормозными башмаками и убирающимися с уровня настила поворотом к боковой поверхности рамы опорами контейнера, которые в месте понижения настила снабжены шарнирно закрепленными опорными стойками. 2. Платформа по п.1, отличающаяся тем, что тормозные башмаки выполнены высотой, обеспечивающей возможность их размещения на пониженной части настила под контейнером.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области производства транспортных средств для перевозки колесной техники и контейнеров по железной дороге. Известна четырехосная буферная платформа (платформа, оборудованная буферами) с несущей рамой [1] для перевозки контейнеров различной длины. Платформа выполнена с опорами контейнеров, убирающимися с плоскости грузовой площадки наружу поворотом вокруг продольной оси. Известен сцеп из четырехосных буферных платформ с пониженной погрузочной площадкой высотой 600 мм, несущими центрирующими боковыми бортами высотой 395 мм, отворачивающимися буферными брусами на крайних платформах [2]. Сцеп предназначен для перевозки колесной техники, закрепляемой от продольных перемещений треугольными тормозными башмаками, устанавливаемыми под колеса, и контейнеров, устанавливаемых на убирающиеся опоры. Центрирующие борта позволяют производить погрузку колесной техники передним и задним ходом, а малая из высота существенно не затрудняет установку тормозных башмаков при креплении колесной техники. Известна буферная платформа [3] с погрузочной площадкой высотой 430 мм и несущими центрирующими бортами высотой 640 мм для перевозки колесной техники и контрейлеров. С уменьшением высоты погрузочной площадки платформы с несущими бортами увеличивается высота бортов, что затрудняет крепление колесной техники. Известен сцеп из буферных платформ пониженной высоты с несущей рамой и без боковых бортов для перевозки колесной техники [4]. Крайние платформы выполнены с торцовым откидным бортом, буферным брусом, жестко соединенным с рамой, с наклонным участком проезжей части, плавно поднимающимся к концу платформы на стандартную высоту погрузки. Откинутый торцовой борт служит для проезда техники на платформу. Крупногабаритная по высоте колесная техника размещается на горизонтальном участке сцепа, а малогабаритная может размещаться на наклонных участках. Крепление колесной техники от продольного и поперечного смещений осуществляется тормозными башмаками в форме равнобедренных треугольников, прикрепленных к настилу под углом к продольной оси платформы. Недостатком сцепа является отсутствие боковых ограждений, что снижает безопасность движения по платформе, исключает возможность погрузки и разгрузки колесной техники задним ходом. Известен настил военной дороги из бревен [5, с.51], оборудованный по сторонам проезжей части колесоотбоем из продольно уложенных бревен. При косом наезде на колесоотбой оно соскальзывает по наклонной поверхности на проезжую часть. Случайный съезд с проезжей части автомобиля при движении вдоль дороги исключен. Известен паромно-мостовой парк [6], где суживающийся короткий участок проезжей части при въезде на мост оборудован колесоотбоем с вертикальной стенкой, центрирующим машину. Недостатком проезжей части, оборудованной колесоотбоем с вертикальной стенкой, является неуправляемость автомобиля при притирании управляемых колес к стенке. Известна платформа с несущей рамой и центрально расположенным ударно-тяговым устройством для перевозки контрейлеров [7, с.31]. В месте расположения колес контрейлера деревянный настил снабжен наклонным боковым ограждением, воспринимающим поперечные силы. На другой части платформы размещено приспособление для крепления контрейлера за тягово-сцепное устройство. Недостатками платформы являются узкая специализация, невозможность перевозки контрейлера вместе с тягачом, невозможность погрузки на сцеп из нескольких платформ ввиду отсутствия торцевых бортов. Известна буферная платформа пониженной высоты с несущими бортами для перевозки седельных прицепов [8]. Платформа оборудована двухколейной проезжей частью с опускающимся в средней части платформы настилом. Настил выполнен с окнами для установки упоров треугольных тормозных башмаков. В транспортном положении тормозные башмаки крепятся на борту платформы. Недостатками платформы являются узкая специализация, длительность погрузки, выполняемой задним ходом, и разгрузки, выполняемой передним ходом, необходимость маневрирования составом для его ориентации под разгрузку. Известен "Вагон с корзиной для комбинированных перевозок" [9] с несущей рамой, предназначенный для перевозки тягачей, полуприцепов и съемных кузовов, загружаемых на погрузочной площадке в корзину (такелажное устройство) тягачом, после чего корзина краном грузится на специальную платформу с пониженной высотой грузовой площадки между ходовыми частями. Разгрузка выполняется в обратной последовательности. "Вагон с корзиной..." позволяет выполнять погрузку и разгрузку в любой последовательности, разделять маршрутный поезд на части. Недостатками его являются большая длительность погрузки, необходимость использования грузоподъемных средств и выполнения операций по соединению (рассоединению) тягача с прицепом. Известна платформа для перевозки контейнеров и колесной техники [10] с автосцепкой в хребтовой балке, торцовыми бортами, пониженной погрузочной площадкой между ходовыми тележками в виде двух прямоугольных желобов с деревянным настилом и опорами контейнеров на поворотных щитах, поднимаемых вертикально над боковыми балками рамы при перевозке колесной техники. Недостатками платформы являются затруднительное управление автомобилем при притирании колес к вертикальной стенке прямоугольного желоба, не обеспечена безопасность движения по сцепу платформ ввиду отсутствия ограждений проезжей части на горизонтальных участках двух смежных платформ, большая трудоемкость крепления колесной техники к деревянному полу, неудобство выполнения крепежных работ ввиду ограничения рабочего пространства вертикально расположенными поворотными щитами, длительность подачи состава под разгрузку ввиду необходимости его ориентации относительно разгрузочной площадки. Прототип изобретения - железнодорожная универсальная площадка [11] для перевозки различных грузов и колесной техники, содержащая ходовые части, несущую раму с хребтовой балкой и автосцепкой в ней, с двухколейной проезжей частью, оборудованной деревянным настилом на одном уровне, шарнирно соединенные с рамой на уровне настила откдывающиеся торцовые борта для проезда колесной техники. Крепление колесной техники выполняется деревянными трапециевидными тормозными башмаками, прибиваемыми к настилу гвоздями. На ней обеспечен свободный доступ к колесам перевозимой техники при ее закреплении. Прототипу присущи следующие недостатки:- не обеспечена безопасность движения колесной техники по платформе;
- большие затраты времени на погрузку, крепление и разгрузку колесной техники;
- невозможность погрузки (выгрузки) автопоездов задним ходом на сцеп из платформ, а следовательно, большие затраты времени на маневры для ориентации при подаче маршрутного состава с колесной техникой под разгрузку;
- ограниченные технологические возможности ввиду неприспособленности для перевозки контейнеров. Задачей изобретения является обеспечение безопасности погрузки колесной техники, снижение трудоемкости крепления колесной техники, уменьшение затрат времени на операцию перевозки колесной техники в целом, расширение технологических возможностей обеспечением перевозки контейнеров. Поставленная задача решается тем, что платформа, включающая общие с прототипом элементы - ходовые части, несущую раму с хребтовой балкой, с двухколейной проезжей частью с настилом, шарнирно соединенные с рамой борта, содержит новые технические решения. Платформа снабжена тормозными башмаками с упорами на основании, настил и торцовые борта выполнены с наклонным колесоотбоем, а настил снабжен окнами под упоры тормозных башмаков. Настил проезжей части выполнен с понижением относительно верха хребтовой балки. Проезжая часть оборудована убирающимися с уровня настила поворотом к боковой поверхности рамы опорами контейнера, снабженными в месте понижения настила шарнирно закрепленными стойками. Выполнение настила с окнами для крепления тормозных башмаков и колесоотбоем, использование тормозных башмаков снижает трудоемкость установки и закрепления колесной техники на платформе. Оборудование настила и торцовых бортов колесоотбоем обеспечивает безопасность движения колесной техники по платформе, что позволяет выполнять погрузку (разгрузку) автопоезда передним и задним ходом при повышенных скоростях движения автопоезда. Обеспечение движения колесной техники передним и задним ходом, увеличение скоростей движения колесной техники на платформе сокращает время выполнения операций, исключает необходимость маневр для ориентации платформ и состава при подаче его под разгрузку. Выполнение настила с понижением относительно верха хребтовой балки обеспечивает возможность транспортировки крупногабаритной колесной техники, автопоездов с полуприцепами (прицепами), обеспечивает минимальный вес несущей рамы и минимальную высоту колесоотбоев (боковых ограждений) платформы с горизонтальной или пониженной между ходовыми частями хребтовой балкой за счет реализации максимальной строительной высоты хребтовой балки, определяемой дорожным просветом колесной техники. Выполнение проезжей части с опорами контейнеров обеспечивает перевозку контейнеров, расширяет технологические возможности. Выполнение опор контейнеров убирающимися наружу к борту платформы поворотом вокруг продольной оси и снабжение их в месте понижения настила шарнирно связанными с ними опорными стойками, приближающимися поворотом к борту для вхождения в транспортный габарит, освобождает проезжую часть, расширяя зону возможной установки тормозных башмаков, обеспечивает свободное рабочее пространство для манипуляций башмаками при их подаче на платформу и установке под колеса перевозимой техники. Заявляемое изобретение повышает безопасность погрузочно-разгрузочных операций с колесной техникой, сокращает их сроки и трудоемкость, расширяет технологические возможности платформы и существующего погрузочного комплекса товарных станций, сокращает общее время транспортной операции. Выполнение тормозных башмаков высотой, обеспечивающей их размещение на пониженной части настила под контейнером, позволяет хранить тормозные башмаки на пониженной части настила при перевозке контейнеров. Заявляемое изобретение обладает расширенными технологическими возможностями, большей производительностью перевозок колесной техники в сравнении с аналогами и прототипом. Сущность изобретения поясняется чертежами:
на фиг. 1 показана платформа с автопоездом, состоящим из тягача и полуприцепа, вид сбоку;
на фиг. 2 показан настил проезжей части с окнами (фиг. 1, вид А);
на фиг. 3 показана проезжая часть с установленными на настиле упорами (фиг. 1, разрез Б-Б);
на фиг. 4 показана опора контейнера в нерабочем (транспортном) положении (фиг. 1, разрез В-В). Железнодорожная платформа для перевозки колесной техники и контейнеров выполнена следующим образом. На ходовых частях 1 (фиг. 1) установлена несущая рама 2 с хребтовой балкой 3, автосцепкой 4. Рама оборудована откидными торцовыми бортами 5, двухколейной проезжей частью с настилом 6. Торцовые борта 5 шарнирно соединены с несущей рамой 2 и откидываются на уровне настила наружу, образуя переходной мостик между платформами. Проезжая часть для колесной техники оборудована настилом 6. Настил 6 и откидные торцовые борта 5 по проезжей части оборудованы колесоотбоями 7. Перевозимая колесная техника 8 крепится тормозными башмаками 9, устанавливаемыми под колеса 10. На колесоотбое 7 настила 6 шарнирно закреплены убирающиеся поворотом к наружной стороне рамы 2 опоры 11 контейнеров. Для крепления тормозных башмаков 9 настил 6 оборудован двумя рядами цилиндрических окон 12 (фиг. 2). Между ходовыми частями 1 (фиг. 1) настил 6 выполнен пониженным относительно верха 13 (фиг. 3) хребтовой балки 3 на величину минимального дорожного просвета перевозимой техники. Колесоотбои 7 выполнены с наклоном, обеспечивающим соскальзывание колеса вниз при косом наезде на него. Они ограничивают ширину проезжей части настила 6 в соответствии с максимальной шириной колеи (следа) перевозимой колесной техники. Основание тормозного башмака 9 оснащено цилиндрическими упорами 14, входящими в окна 12 (фиг. 2) настила 6. Опоры 11 контейнеров (фиг. 1) выполнены с основанием 15 (фиг. 4), соединенным продольным шарниром 16 с несущей рамой 2. В области пониженного настила 6 основание 15 упора оборудовано соединенной шарниром 17 цилиндрической опоры стойкой 18, а настил оборудован центрирующей шайбой 19. Для закрепления опоры 11 контейнера в транспортном положении опора 11 контейнера и боковая конструкция несущей рамы 2 оборудованы стопорным устройством 20 из проушин, соединяемых между собой болтом. Конструктивное исполнение платформы может включать также понижение самой хребтовой балки и понижение настила относительно верха хребтовой балки в районе тележек, установку торцового борта под наклоном, что расширит технологические возможности по перевозке крупногабаритной колесной техники. Платформа используется следующим образом. При перевозке колесной техники опоры контейнеров закреплены в транспортном положении на борту платформы (фиг. 4). Платформа (фиг. 1) устанавливается к торцевой погрузочной площадке, опускается торцовый борт 5, образуя переходной мостик на платформу. Перевозимая колесная техника 8 заезжает своим ходом по торцовому борту 5 и настилу 6 на платформу. При движении колесоотбои 7 на торцовом борту 5 и настиле 6 проезжей части центрируют движущуюся машину, компенсируя неточности управления водителя. После остановки в требуемой по условиям погрузки зоне платформы с одной стороны колес 10 устанавливают тормозные башмаки 9, фиксируясь упорами 14 (фиг. 3) в окнах 12 (фиг. 2) настила 6. Далее перевозимая колесная техника 8 своим ходом наезжает на тормозные башмаки 9, выбирая зазоры между колесами 10 и тормозными башмаками 9, и тормозится. В таком положении устанавливаются тормозные башмаки 9 с другой стороны колес 10. На колесной технике 8 отпускаются тормоза, колеса 10 скатываются частично с передних тормозных башмаков 9, распределяя более равномерно зазоры между колесами 10 и тормозными башмаками 9. После чего перевозимая колесная техника 8 ставится на стояночный тормоз и включается передача. Платформа с грузом готова к движению. Погрузка единиц колесной техники на сцеп платформ выполняется последовательно, начиная с дальней платформы. Колесоотбои 7 на настиле 6 и торцовых бортах образуют направляющий желоб, из которого колесная техника выехать не может, что позволяет выполнять погрузку с меньшими ограничениями скорости движения на платформе. Из отдельных платформ или сцепов платформ, загруженных самоходной колесной техникой на различных погрузочных площадках или товарных станциях, может быть собран сборный маршрутный состав без выполнения маневров для одинаковой ориентации колесной техники в составе. Разгрузка колесной техники выполняется следующим образом. Платформа подается к торцовой погрузочной площадке, отбрасывается в горизонтальное положение торцовый борт. Перевозимая колесная техника 8 (фиг. 1) своим ходом подается вперед или назад до упора в тормозные башмаки 9, освобождая их с другой стороны колес 10 до возможности извлечения упоров 14 (фиг. 3) тормозных башмаков 9 из окон 12 (фиг. 2) в настиле 6. После извлечения тормозных башмаков 9 колесная техника 8 (фиг. 1) подается в противоположную сторону, освобождая оставшиеся тормозные башмаки 9, которые снимаются. Перевозимая колесная техника 8 готова к съезду с платформы. В зависимости от ориентации относительно погрузочной площадки перевозимая техника съезжает передним или задним ходом, двигаясь в желобе, образованном колесоотбоями 7 на границе проезжей части платформы. При перевозке контейнеров выполняются подготовительные работы. Тормозные башмаки 9 устанавливаются на пониженной части настила 6, опоры 11 освобождаются в стопорном устройстве 20 (фиг. 4) на борту рамы 2, поворачиваются в шарнире 16 и опускаются на настил 6. При установке опоры 11 контейнера на пониженной части настила 6 опорная стойка 18 поворачивается в шарнире 17 на 180o и опускается на настил 6, охватывая центрирующую шайбу 19. Погрузка контейнеров выполняется крановым оборудованием с установкой на четыре опоры контейнера, воспринимающие все нагрузки. Трансформация платформы для перевозки колесной техники выполняется в обратной последовательности. Литература
1. Проспект фирмы WAGGON UNION. 4-achsigev Container tragwagen mit Stossverzehreinrichtung, Bauart Sgjss 712. Niraustrabe 30, 1000 Berlin 27. 2. Проспект фирмы WAGGON UNION. Niederflurenheit Saas-z 706, "Rollenge Landstrasse", Niederflurwagen fur" den Huckepackverkehr. Miraustrabe 30, 1000 Berlin 27. 3. Проспект фирмы WAGGON UNION. 10 achsiger Niederflurwagen fur die Beforderung von Lastkrafwagen und Sattelanhangern. Miraustrabe 30, 1000 Berlin 27. 4. Проспект VEB Kombinat Schienenfahrzeugbau DDR. KOMPLEX. DDR-1100 Berlin, Otztaler Strasse 5, 1984. 5. Наставление для инженерных и дорожных войск. /Военные дороги и колонные пути. - М.: Воениздат, 1958. 6. Понтонно-мостовой парк (Проект 65). - СКБ завода п/я 31, 1962. 7. Шибер Р.А., Круглый Г.Т. Устройство и ремонт вагонов./Изд. 3-е. - М.: Транспорт, 1971. 8. Проспект фирмы WAGGON UNION. Vierachsiger Niederflurwagen furden Transport von Sattelaufliegern Bauart Sdrkmmss 692. Miraustrabe 30, 1000 Berlin 27. 9. Вагон с корзиной для комбинированных перевозок. /Экспортер - технические и коммерческие информации: PLES BORSODNADASD Rt. H-1055 Budapest, Balfssi Balint u. 9/11. Проспект. 10. Платформа для контейнеров и колесной техники. Заявка в Украину N 96124645 от 12.12.96 г, заявка в РФ N 97104736 от 02.04.97 г. 11. Железнодорожная универсальная платформа. А. с. SU N 977244 от 30.11.82 г., БИ 1982/44.
Класс B61D3/18 транспортных средств
Класс B60P3/06 для перевозки транспортных средств