способ сцепки тягача с машиной и устройство для его осуществления
Классы МПК: | B60D1/26 для дистанционного управления, например для расцепления |
Автор(ы): | Ковалев В.П., Окунев И.Г., Старостин М.М. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество закрытого типа "Премиксы" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-10-15 публикация патента:
10.07.2000 |
Областью применения способа и устройства является механизированная сцепка тягача с машиной при ее эвакуации из опасных зон без выхода экипажей. Особенностью способа является взаимодействие свободного конца упругого троса тягача с защелкой буксирного троса при его перемещении в зев буксирного крюка машины. Поворот защелки производят посредством перемещения конца троса по ее внешней поверхности, при маневрировании тягача и управлением тросом изнутри тягача. Возврат защелки в исходное положение - за счет взаимодействия упругого элемента защелки с корпусом машины. Для этого внешняя поверхность защелки выполнена с подъемом от корпуса машины в сторону зева, упругий элемент защелки расположен между осью ее вращения и корпусом с возможностью прижатия нижней части защелки к корпусу машины, а стопор оси установлен внутри кронштейна. Технический результат - способ и устройство сокращают продолжительность и повышают надежность сцепки и живучесть защелки троса, без выхода экипажей в опасных зонах. 2 с.п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. Способ сцепки тягача с машиной, при котором с тягачом соединяют один конец буксирного троса, прикладывают силу к защелке буксирного крюка машины, поворачивают защелку, перемещают другой конец троса в зев крюка, снимают силу и возвращают защелку в исходное положение, отличающийся тем, что на тягаче устанавливают сошник, управляемый изнутри тягача приводом и имеющий рычаг с захватом, другой конец троса устанавливают в захвате рычага так, чтобы петля троса была перпендикулярна плоскости крюка машины, перемещают тягач к машине, управляя его перемещением по горизонтали, а перемещением рычага - по вертикали, располагают свободный конец троса за защелкой на корпусе машины или в любом месте защелки, опускают рычаг с захватом и прижимают петлю троса к корпусу или защелке силой упругости троса, образующего петлю, перемещают петлю троса в направлении зева крюка перемещением тягача или уменьшением длины рычага с захватом до поворота защелки и входа петли в зев крюка. 2. Устройство для осуществления способа сцепки тягача с машиной по п.1, содержащее закрепленный на ее корпусе буксирный крюк и кронштейн с подпружиненной защелкой зева, отличающееся тем, что внешняя поверхность защелки выполнена с подъемом от корпуса машины в сторону зева крюка, а кронштейн защелки имеет прорезь для размещения пружины и прорезь для размещения защелки и защиты ее оси от действия сил, не совпадающих с плоскостью поворота защелки.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области техники и может быть использовано для соединения тягача с эвакуируемой машиной. Непосредственной областью применения способа и устройства является механизированная сцепка тягача с машиной без выхода экипажей при эвакуации из опасных зон (обстрелов, заражений, пожаров). Известен способ сцепки тягача с эвакуируемой машиной жесткой буксирной штангой. При этом способе соединяют один конец штанги с тягачом, совмещают отверстие другого конца штанги с крюком машины, надевают штангу на крюк и стопорят ее на крюке (патент ФРГ N 3407897 от 5.09.85 г. по кл. B 60 D 1/20). Однако этот способ имеет низкие показатели надежности сцепки на пересеченной местности, обеспечивает малые тяговые усилия и требует сложного конструктивного исполнения. Известен способ сцепки тягача с эвакуируемой машиной буксирным тросом, взятый за прототип, включающий соединение одного конца буксирного троса с тягачом, приложение силы к подпружиненной защелке крюка машины, поворот защелки с освобождением зева крюка, перемещение другого конца троса в зев крюка, снятие силы и возврат защелки в исходное положение (Инструкция по эксплуатации объекта 765. Ч.1. М.: Воениздат, 1971, с. 44). Недостатком данного способа является необходимость точного позиционирования петли троса напротив зева крюка. Это увеличивает время и снижает надежность сцепки, а также вызывает неудобство при работе. Задачей настоящего изобретения является сокращение времени и повышение надежности сцепки без выхода экипажей. Поставленная задача решается тем, что в способе сцепки тягача с машиной, при котором с тягачом соединяют один конец буксирного троса, прикладывают силу к защелке буксирного крюка машины, поворачивают защелку, перемещают другой конец троса в зев крюка, снимают силу и возвращают защелку в исходное положение, на тягаче устанавливают сошник, управляемый изнутри тягача приводом и имеющий рычаг с захватом, другой конец троса устанавливают в захвате рычага так, чтобы петля троса была перпендикулярна плоскости крюка машины, перемещают тягач к машине, управляя ее перемещением по горизонтали, а перемещением рычага - по вертикали, располагают свободный конец троса за защелкой на корпусе машины или в любом месте защелки, отпускают рычаг с захватом и прижимают петлю троса к корпусу или защелке силой упругости троса, образующего петлю, перемещают петлю троса в направлении зева крюка перемещения тягача или уменьшением длины рычага с захватом до поворота защелки и входа петли в зев крюка. Известно устройство механизированной сцепки, управляемой изнутри тягача (см. патент N 2038225 по заявке N 93018647 от 08.04.93). Ее применение с использованием штатных буксирных крюков машин требует точного позиционирования петли троса относительно зева крюка, что увеличивает время и снижает надежность сцепки, а также приводит к разрушению кронштейна защелки. Известно устройство для сцепки тягача с эвакуируемой машиной, содержащее закрепленный на ее корпусе буксирный крюк (Руководство по эвакуации бронетанковой техники. М. : Воениздат, 1981, с. 72). Отсутствие надежной фиксации коуша (петли) буксирного троса в зеве крюка устройства может привести к самопроизвольному расцеплению тягача и буксируемого объекта. За прототип взято устройство для сцепки, представляющее собой закрепленный на корпусе машины буксирный крюк с подпружиненной поворотной защелкой зева крюка (Руководство по эвакуации бронетанковой техники. М.: Воениздат, 1981, с. 81). Недостаток устройства заключается в том, что для поворота защелки необходимо точно прикладывать силу к части защелки, расположенной в зеве крюка. Это увеличивает время механизированной сцепки, а при неточном позиционировании коуша троса возможно повреждение кронштейна защелки. Кроме того, кронштейн, заделка и винтовая пружина часто поворачиваются при соприкосновении корпуса машины с грунтом, растительностью и т.д. (например, защелки передних буксирных крюков БМП-1, расположенные на нижнем наклонном броневом листе), а также коушами тросов при буксировании. Задача настоящего изобретения - сокращение времени и повышение надежности сцепки, а также повышение живучести защелки в предлагаемом устройстве. Задача решается тем, что в устройстве, содержащем закрепленный на ее корпусе буксирный крюк и кронштейн с подпружиненной защелкой зева, внешняя поверхность защелки выполнена с подъемом от корпуса машины в сторону зева крюка, а кронштейн защелки имеет прорезь для разрезания пружины и прорезь для размещения защелки и защиты ее оси от действия сил, не совпадающих с плоскостью поворота защелки. Способ и устройство поясняются на фиг. 1, 2 и 3. Фиг. 1. Способ сцепки тягача с машиной и устройство для его осуществления. Конструкция устройства и схема взаимодействия конца троса с защелкой, при расположении буксирного крюка на верхнем наклонном листе. Фиг. 2. Способ сцепки тягача с машиной и устройство для его осуществления. Конструкция устройства и схема взаимодействия конца троса с защелкой, при расположении буксирного крюка на нижнем наклонном листе. Фиг. 3. Способ сцепки тягача с машиной и устройство для его осуществления. Конструкция буксирного крюка устройства. На фиг. 1 - 3 обозначено:1 - тягач;
2 - сошник;
3 - привод сошника;
4 - скоба;
5 - рычаг;
6 - захват;
7 - машина;
8 - буксирный крюк;
9 - кронштейн;
10 - ось;
11 - цилиндр;
12 - стопор;
13 - защелка;
14 - основание;
15 - болт;
16 - пружина;
17 - трос;
18 - петля троса. В исходном положении на тягаче 1 установлен сошник 2, управляемый изнутри тягача приводом 3. На корпусе тягача закреплена скоба 4, а на сошнике - рычаг 5 с захватом 6. На корпусе машины 7 закреплены крюк 8 и кронштейн 9. На кронштейне посредством оси 10 закреплен цилиндр 11. Стопор 12 фиксирует ось в кронштейне и установлен внутри последнего. На цилиндре закреплена защелка 13, образующая наклонную плоскость с подъемом в сторону зева крюка, а между цилиндром и защелкой крепится основание 14. Образующая наклонной плоскости может быть непрямолинейной. На основании болтами 15 закреплена пружина 16, которая прижимает часть защелки к корпусу машины. Кронштейн имеет прорези размещения пружины и поворота защелки. Реализация способа работы устройства происходит следующим образом. Один конец стального упругого буксирного троса 17 соединяют со скобой 4 тягача. Другой конец троса устанавливают в захвате 6 рычага 5, так чтобы петля 18 была перпендикулярна плоскости крюка 8. Перемещают тягач к машине и, управляя его перемещением по горизонтали, а рычага - по вертикали, располагают свободный конец троса за защелкой 13 на корпусе машины 7 или в любом месте защелки. Опускают рычаг и прижимают петлю к корпусу или защелке троса в направлении зева крюка 8, например, перемещением тягача, на котором посредством рычага закреплен буксирный трос или уменьшением длины этого рычага. Когда конец петли троса упрется в часть защелки 13, запирающей зев крюка, и сила упругости петли троса превысит усиление изгиба пружины 16, защелка поворачивается, петля выпрямляется и входит в зев крюка и тягач сцепляется с эвакуируемой машиной. При повороте защелка входит в верхнюю прорезь кронштейна, которая обеспечивает защиту ее от оси действия сил, не совпадающих с плоскостью поворота защелки. После прекращения взаимодействия троса с защелкой, последняя под действием пружины возвращается в исходное положение и предохраняет трос от выпадания из зева крюка. При буксировании машины пружина и ось 10 защелки защищены от повреждения петлей троса кронштейном 9. Сцепку с бортовыми крюками машины производят аналогично. При этом приложение силы к защелке крюка осуществляют поворотом тягача по горизонтали. Свободный конец троса может содержать жесткий коуш. В этом случае трос закрепляют в захвате так, чтобы между последним и коушем оставалась часть буксирного троса. Приложение силы к корпусу или защелке крюка машины осуществляют за счет гибкости этой части троса. Предлагаемый способ и устройство сцепки тягача с эвакуируемой машиной позволяет сократить продолжительность и повысить надежность механизированной сцепки за счет снижения точности позиционирования троса тягача на буксирном крюке эвакуируемой машины и защиты основных элементов защелки крюка от повреждения буксирным тросом. Сокращение продолжительности сцепки позволяют повысить живучесть тягача и защиту его экипажа при сцепке без выхода экипажей в опасных зонах: заражений, обстрелов и пожаров. Библиографические данные источников информации, содержащие приведенные аналоги
1. Патент ФРГ N 3407897 от 5.09.85 г. по кл. B 60 D 1/20. 2. Инструкция по эксплуатации объекта 765. Ч.1. М.: Воениздат, 1971, с. 44. Прототип. 3. Патент N 2038225 по заявке N 93018647 от 8.04.93. 4. Руководство по эвакуации бронетанковой техники. М.: Воениздат, 1981, с. 72. 5. Руководство по эвакуации бронетанковой техники. М.: Воениздат, 1981, с. 81. Прототип.
Класс B60D1/26 для дистанционного управления, например для расцепления