тормоз с компенсатором износа
Классы МПК: | F16D65/54 путем непосредственной линейной регулировки |
Автор(ы): | Бакин А.И., Максимов В.А., Макаров Ю.И., Николаев В.А. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество Авиационная корпорация "Рубин" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-07-06 публикация патента:
27.07.2000 |
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к тормозам с компенсатором износа, и может найти применение в колесных тормозных системах транспортных средств. Тормоз содержит цилиндр, поршень с внутренней кольцевой канавкой, в полости которого размещен компенсатор износа фрикционных накладок, включающий втулку с внутренним буртиком и кольцевыми проточками на внешней поверхности, шток, жестко связанный с цилиндром, упругое кольцо, установленное в кольцевой канавке поршня, и пружину возврата, установленную между буртиком втулки и шайбой, закрепленной гайкой на штоке. Техническим результатом является упрощение конструкции тормоза, уменьшение габаритов с одновременным обеспечением постоянного усилия обжатия пружины возврата, вследствие чего снижаются потери давления рабочей жидкости при торможении и тем самым повышается надежность в работе тормоза. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Тормоз, содержащий цилиндр, поршень с пружиной возврата и размещенный в поршне компенсатор износа фрикционных накладок, включающий втулку с кольцеобразными проточками, входящими поочередно в зацепление с упругим кольцом, и шток с жестко закрепленным на нем упором, отличающийся тем, что кольцеобразные проточки выполнены на внешней поверхности втулки, упругое кольцо установлено в кольцевой канавке, выполненной в поршне, а пружина возврата размещена на штоке между упором и внутренним буртиком, выполненным на втулке, при этом шток жестко связан с цилиндром, а втулка установлена с возможностью аксиального перемещения относительно штока.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозам с компенсатором износа, и предназначено для использования в тормозных системах колес транспортных средств. Известен тормоз, содержащий цилиндр, поршень, пружину возврата и компенсатор износа фрикционных накладок, установленный в поршне и включающий жестко связанную с цилиндром втулку, внутри которой размещены связанный с поршнем шток с упором и средство фиксации поршня в виде упругого кольца, установленного на штоке и взаимодействующего с кольцеобразными переточками, предусмотренными на внутренней поверхности втулки (1). Недостаток известной конструкции тормоза заключается в том, что она не обеспечивает по мере износа фрикционных накладок усилие обжатия пружины постоянным, что приводит к потере тормозного давления и, как следствие, к уменьшению тормозного момента, снижая тем самым эксплуатационную надежность тормоза. Кроме того, кинематика данной конструкции усложняет конструкцию тормоза и увеличивает его габариты. Технический результат от использования предлагаемого технического решения выражается в повышении эксплуатационной надежности тормоза с одновременным упрощением его конструкции и уменьшением габаритов. Указанный результат достигается за счет того, что в тормозе, содержащем цилиндр, поршень с пружиной возврата и размещенный в поршне компенсатор износа фрикционных накладок, включающий втулку с кольцеобразными проточками, входящими поочередно в зацепление с упругим кольцом, и шток с жестко закрепленным на нем упором, кольцеобразные проточки выполнены на внешней поверхности втулки, упругое кольцо установлено в кольцевой канавке, выполненной в поршне, а пружина возврата размещена на штоке между упором и внутренним буртиком, выполненным во втулке, при этом шток жестко связан с цилиндром, а втулка установлена с возможностью аксиального перемещения относительно штока. На чертеже представлен тормоз с компенсатором износа в сечении. Тормоз с компенсатором износа содержит цилиндр 1, поршень 2 с внутренней кольцевой канавкой 3, пружину возврата 4 и фрикционные накладки 5. В поршне 2 размещен компенсатор износа, включающий втулку 6 с внутренним буртиком 7 и кольцеобразными проточками 8, шток 9, жестко связанный с цилиндром 1, и упругое кольцо 10, установленное в канавке 3 поршня 2 с возможностью поочередного зацепления с кольцеобразными проточками 8 втулки 6. Пружина возврата 4 установлена между буртиком 7 втулки 6 и шайбой 11, закрепленной на штоке 9 с помощью гайки 12. Тормоз с компенсатором износа работает следующим образом. При подаче давления рабочей жидкости поршень 2 совместно с втулкой 6, связанной с ним упругим кольцом 10, перемещаясь в осевом направлении, сжимает пружину возврата 4 и выбирает установленный зазор "а" между свободным торцем втулки 6 и шайбой 11, после чего втулка упрется в шайбу 11, а поршень 2, продолжая перемещаться, разжимает и выводит упругое кольцо 10 из зацепления с втулкой 6 с последующим зацеплением его с очередной кольцеобразной проточкой 8. Возможен вариант реализации обеспечения упора втулки 6 в шайбу 11 посредством буртика (на чертеже не показан), выполненного на внутренней поверхности втулки 6 со стороны ее свободного торца. Реализация этого варианта обеспечивает более компактную конструкцию приводного узла и тормоза в целом. Остальные варианты изобретения будут очевидны специалистам и вытекают из индивидуальных условий применения изобретения. Таким образом, благодаря предложенному решению, происходит автоматическое поддержание установленного зазора в пакете фрикционных накладок, при этом за счет предложенной кинематической связи "цилиндр - поршень - втулка - пружина возврата - шток" обеспечивается упрощение конструкции тормоза, уменьшение его габаритов и одновременно обеспечивается постоянным усилие обжатия пружины возврата, вследствие чего снижаются потери давления рабочей жидкости при затормаживании и тем самым повышается надежность работы тормоза. Источники информации1. Патент США N 3482664, фиг. 3, 4, 5, кл. 188-196, 1967 г.
Класс F16D65/54 путем непосредственной линейной регулировки