тормоз с компенсатором износа
Классы МПК: | F16D65/54 путем непосредственной линейной регулировки |
Автор(ы): | Бакин А.И., Максимов В.А., Макаров Ю.И., Николаев В.А. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество Авиационная корпорация "Рубин" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-07-23 публикация патента:
27.07.2000 |
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к тормозам с компенсатором износа, и может найти применение в колесных тормозных системах транспортных средств. Тормоз содержит поршень с кольцеобразной нарезкой на внутренней цилиндрической поверхности и коаксиально установленные в нем цангу с буртиком и наружными зубьями, пружину растормаживания, втулку и жестко связанный с цилиндром шток с упором. Втулка и пружина растормаживания расположены между буртиком цанги и упором штока. Втулка установлена с возможностью осевого смещения на величину допустимого зазора между поршнем и фрикционными дисками. Технический результат заключается в повышении эксплуатационной надежности тормоза с одновременным упрощением его конструкции и снижением трудозатрат на изготовление. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Тормоз с компенсатором износа, содержащий цилиндр, поршень, шток с упором, цангу с зубьями, взаимодействующими с ответными впадинами, элемент отслеживания хода поршня, пружину растормаживания и фрикционные диски, отличающийся тем, что зубья цанги расположены на ее внешней поверхности, ответные впадины выполнены на внутренней поверхности поршня, а элемент отслеживания хода поршня выполнен в виде втулки, расположенной подвижно на штоке между его упором и внутренним буртиком цанги, при этом пружина растормаживания установлена коаксиально втулке.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к дисковым тормозам с компенсатором износа, и может быть использовано как в колесах летательных аппаратов, так и в колесах наземных транспортных средств. Известен тормоз, содержащий цилиндр, поршень, в полости которого размещены шток с кольцевыми выступами и впадинами, цанга с опорным буртиком и цилиндрическим выступом, зафиксированная своими зубьями на штоке элементом отслеживания хода поршня, выполненном в виде подпружиненного ходового кольца, скользящего по цилиндрическому выступу цанги, пружину растормаживания, установленную между ходовым кольцом и опорным буртиком, и фрикционные диски (1). Такая конструкция недостаточно надежна из-за возможного в процессе работы заклинивания поршня на штоке ходовым кольцом в момент совпадения вершин выступов цанги с вершинами выступов штока, что исключает возможность растормаживания тормоза и может привести к его разрушению. Кроме того, конструкция достаточно сложна и трудоемка в изготовлении. Технический результат от использования предлагаемого технического решения выражается в повышении эксплуатационной надежности тормоза с одновременным упрощением его конструкции и снижением трудозатрат на изготовление. Указанный результат достигается за счет того, что в дисковом тормозе с компенсатором износа, содержащем цилиндр, поршень, шток с упором, цангу с зубьями, взаимодействующими с ответными впадинами, элемент отслеживания хода поршня и пружину растормаживания, зубья цанги расположены на ее внешней поверхности, ответные впадины выполнены на внутренней поверхности поршня, а элемент отслеживания хода поршня выполнен в виде втулки, расположенной подвижно на штоке между его упором и внутренним буртиком цанги, при этом пружина растормаживания установлена коаксиально втулке. На рисунке представлен дисковый тормоз с компенсатором износа в сечении. Тормоз содержит цилиндр 1, поршень 2 с кольцеобразной нарезкой на внутренней поверхности и коаксиально установленные в нем цангу 3 с внутренним буртиком 4 и наружными зубьями 5, пружину растормаживания 6, элемент отслеживания в виде втулки 7 и неподвижный шток 8 с упором в виде шайбы 9 с гайкой 10. Втулка 7 расположена на штоке 8 между шайбой 9 и буртиком 4 цанги 3 с возможностью осевого смещения на величину "а" суммарного зазора между фрикционными дисками 11. Тормоз с компенсатором износа работает следующим образом. При подаче давления рабочей жидкости поршень 2 и находящаяся с ним в зацеплении цанга 3 перемещаются в осевом направлении, сжимают пружину растормаживания и одновременно смещают в осевом направлении втулку 7, выбирая при этом установленный зазор "а" между свободным торцем втулки 7 и шайбой 9. При сбросе давления цанга 3 с поршнем 2 пружиной растормаживания возвращаются в исходное положение. При износе фрикционных дисков 11 втулка 7, переместившись на величину зазора "а", упрется в шайбу 9 и цанга 3 остановится, а поршень 2 продолжает перемещаться и под действием создаваемой им радиальной силы лепестки цанги сжимаются, и ее зубья выйдут из зацепления с кольцеобразной впадиной поршня 2 и по мере перемещения последнего войдут в последующие впадины. По мере накопления величины износа фрикционных дисков 11 поршень 2 выдвигается из цилиндра 1 каждый раз на один шаг, чем и обеспечивается при растормаживании постоянный зазор "а" между поршнем 2 и пакетом фрикционных дисков. Таким образом, предлагаемая кинематическая связь "поршень - цанга -втулка - пружина растормаживания - шток" обеспечивает упрощение конструкции тормоза и одновременно исключает заклинивание поршня на штоке, что повышает надежность работы и срок службы тормоза. Источники информации1. Авторское свидетельство СССР N 305291 кл. F 16 D 65/54, 1969 г.
Класс F16D65/54 путем непосредственной линейной регулировки