контейнер погружной аккумуляторной батареи для электропитания подводных технических средств
Классы МПК: | H01M2/02 футляры, кожухи, корпусы |
Автор(ы): | Дикарев Н.Ф. |
Патентообладатель(и): | АО "ЦКБ "Лазурит" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-06-09 публикация патента:
27.07.2000 |
Контейнер погружной аккумуляторной батареи, предназначенный для электропитания плавучих подводно-технических средств (ПТС), имеет промежуточное днище, на которое устанавливаются аккумуляторы, выполненное по высоте контейнера в районе плоскости раздела "тяжелого" диэлектрика, имеющего удельный вес больше, чем у электролита аккумуляторов, и "легкого" диэлектрика, имеющего удельный вес меньше, чем у электролита аккумуляторов. В одном из углов промежуточного днища имеется отверстие, соединяющее верхнюю и нижнюю полости контейнера через трубу, проложенную под днищем по диагонали. Технический результат - расширение допустимых углов крена и дифферента ПТС, что увеличивает функциональные возможности ПТС и допустимую баллность моря для эксплуатации. 1 з.п ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Контейнер, предназначенный для размещения в нем погружных аккумуляторных батарей, устанавливаемых на плавучие подводно-технические средства, имеющий корпус, заполненный жидкими диэлектриками с различной плотностью, причем в верхней части контейнера - "легким" диэлектриком с плотностью меньше, чем у электролита аккумуляторов, а в нижней части - "тяжелым" диэлектриком с плотностью больше плотности электролита аккумуляторов, отличающийся тем, что в контейнере в районе раздела "тяжелого" и "легкого" диэлектриков установлено промежуточное днище, на котором установлены аккумуляторы и в одном из углов которого имеется отверстие, соединяющее верхнюю и нижнюю части контейнера. 2. Контейнер по п.1, отличающийся тем, что под промежуточным днищем проложена по диагонали труба, один конец которой соединен с отверстием, а другой заканчивается в противоположном углу контейнера.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области подводной техники, в частности к аккумуляторным батареям для электропитания потребителей энергии плавучих подводно-технических средств различного назначения (таких, как обитаемые и необитаемые подводные аппараты и подводные лодки). Известна конструкция погружной аккумуляторной батареи в контейнере, заполненном в верхней части диэлектрической жидкостью, удельный вес которой меньше удельного веса электролита аккумуляторов, а в нижней части - "тяжелой" диэлектрической жидкостью, с плотностью больше плотности электролита аккумуляторов и морской воды. При этом нижняя часть контейнера соединена трубопроводом с компенсационным бачком, заполненным также "тяжелой" диэлектрической жидкостью, а на верхней крышке контейнера установлен невозвратно-запорный клапан, обеспечивающий выпуск газов, выделяющихся из аккумуляторов, и препятствующий проникновению забортной воды внутрь контейнера (см. патент РФ N 2070352 с приоритетом от 22.11.1993 г., опубликованный в Официальном бюллетене комитета РФ по патентам и товарным знакам "Изобретения" N 34, ВНИИПИ, Москва, 1996 г.). При установке погружной аккумуляторной батареи по патенту N 2070352 на плавучие подводно-технические средства, которые в процессе эксплуатации могут создавать дифференты (наклонения в направлении нос-корма) и крены или подвергаться качке в у казанных направлениях, допустимые углы дифферентов и кренов должны быть ограничены из-за возможности попадания в аккумуляторы "тяжелой" диэлектрической жидкости через отверстия в пробках для выхода газов из аккумуляторов и вытеснения из аккумуляторов электролита с замещением его "тяжелой" диэлектрической жидкостью. Уменьшение допустимых углов крена и дифферента плавучих подводно-технических средств снижает их функциональные возможности и приводит к ограничению допустимого волнения моря, при котором обеспечивается их эксплуатация. Цель данного предлагаемого изобретения заключается в создании конструкции контейнера для погружной аккумуляторной батареи для электропитания подводно-технических средств, заполненного "легкой" и "тяжелой" диэлектрическими жидкостями, обеспечивающими возможность расширения допустимых углов наклона аккумуляторной батареи при дифферентах и качке подводного технического средства, на котором она установлена. Указанная цель достигается установкой в контейнере промежуточного днища в зоне раздела "тяжелой" и "легкой" диэлектрических жидкостей, на котором размещаются аккумуляторы. При этом в промежуточном днище в одном из углов контейнера выполнено отверстие, соединяющее верхнюю полость контейнера, заполненную "легкой" диэлектрической жидкостью, с нижней, заполненной "тяжелой" диэлектрической жидкостью. Если подводно-техническое средство в процессе эксплуатации может создавать наклоны только в одном направлении (например, дифференты на корму), то отверстие выполняется около стенки контейнера, противоположной по направлению углу наклонения, т.е. у носовой стенки контейнера; - если подводно-техническое средство в процессе эксплуатации может создавать наклоны в двух направлениях (например, дифференты на корму и нос), - то отверстие, выполненное около одной из стенок (например, кормовой) должно быть соединено с нижней полостью контейнера трубой, проложенной под промежуточным днищем и заканчивающейся у противоположной (носовой) стенки контейнера; - если подводно-техническое средство в процессе эксплуатации может создавать как дифференты, так и крены на любой из бортов, то отверстие должно быть выполнено в одном из углов промежуточного днища контейнера, а труба, соединяющая верхнюю и нижнюю полости контейнера и проложенная под этим днищем, должна заканчиваться в противоположном отверстию по диагонали углу контейнера. Таким образом, отличия предложенной конструкции контейнера от аналога являются существенными, так как они влияют на получение конечного результата - расширение допустимых углов наклона аккумуляторной батареи при дифферентах и качке подводного технического средства, на котором она установлена. Конструкция такого контейнера представлена на чертеже. Аккумуляторы 1, имеющие пробки 2 с отверстиями для выхода газов, установлены в контейнере 3 на промежуточное днище 4, в одном из углов которого вварена труба 5, соединяющая полость А, заполненную "легким" диэлектриком с плотностью меньше плотности электролита аккумуляторов, с полостью Б, заполненной "тяжелым" диэлектриком с плотностью больше, чем у электролита аккумуляторов. При этом труба 5 проходит под промежуточным днищем 4 и заканчивается в полости Б контейнера в углу, противоположном тому, в районе которого она вварена. При наклоне контейнера "тяжелый" диэлектрик не может попасть в полость А или попадает туда в очень ограниченном объеме, что обеспечивает незаливаемость аккумуляторов "тяжелым" диэлектриком и исключает возможность проникновения его внутрь аккумуляторов через отверстие в пробке 2.Класс H01M2/02 футляры, кожухи, корпусы