способ формирования и развития абсолютного музыкального слуха
Классы МПК: | G09B15/00 Обучение музыке |
Автор(ы): | Бережанский П.Н. |
Патентообладатель(и): | Бережанский Павел Николаевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-10-23 публикация патента:
10.08.2000 |
Способ формирования и развития абсолютного музыкального слуха для повышения эффективности заключается в том, что в качестве мелодий для пения используют мелодии, основанные на моноладотональных интонациях тяготений ступеней к тонике. Техническим результатом заявленного способа является повышение эффективности формирования и развития абсолютного слуха.
Формула изобретения
Способ формирования и развития абсолютного музыкального слуха, заключающийся в пении обучающимся мелодий и последующем запоминании звуков мелодий, отличающийся тем, что в качестве мелодий для пения используют мелодии, основанные на моноладотональных интонациях тяготений ступеней к тонике.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области музыки и предназначено для обучения восприятию музыки. Музыкальный слух является одной из основных музыкальных способностей. Он проявляется в двух качествах: относительный музыкальный слух и абсолютный музыкальный слух. Природа и способы развития относительного слуха известны и широко используются в музыкально-педагогической практике (1-3). Психологическая природа, генезис и способ формирования абсолютного музыкального слуха остаются спорными, несмотря на более чем 100-летнюю историю его изучения. Абсолютный слух встречается крайне редко, примерно у 3% людей. Вместе с тем, практически все выдающиеся музыканты являлись обладателями абсолютного слуха. Выполняя аналитическую функцию, абсолютный слух обеспечивает осознание модуляций, развитие мелодического и гармонического слуха, в 8-9 раз увеличивает объем музыкальной памяти, облегчает обучение музыке, способствует развитию музыкальности и достижению высоких творческих результатов. Абсолютный слух, как правило, сопровождает музыкальную одаренность. Во всех известных случаях абсолютный слух естественным путем вырабатывался у детей дошкольного возраста. Этот процесс протекает легко, быстро и скрыт от наблюдения. С другой стороны, все попытки искусственно сформировать абсолютный слух у лиц, его не имеющих, предпринимавшиеся с 1889 года, оказались безуспешными. Это привело к необоснованному, но широко распространенному мнению об обусловленности абсолютного слуха неизвестными врожденными особенностями в строении слуховых центров мозга (1). Но процесс формирования музыкальных слуховых способностей связан не столько с функционированием слухового анализатора, сколько с координированием работы разных анализаторных систем, функционально объединенных в соответствующих отделах головного мозга. Психофизиологической основой формирования способностей является образование так называемых функциональных мозговых систем, динамических стереотипов. Такие функциональные системы характеризуются большой прочностью и устойчивостью, они могут сохраняться и при отсутствии подкрепления в течение десятков лет (2). Т.е. основой формирования музыкального слуха является построение в мозге особой слуходвигательной системы. Эта система не может быть врожденной, а формируется у каждого человека онтогенетически, в процессе его жизни. Развитие звуковысотного восприятия осуществляется посредством двигательного отражения высоты звука, обычно голосом. При этом интонирование не просто воспроизводит воспринятое, а входит во внутренний, интимный мир самого восприятия (3). Воспроизведение высоты звука формирует отпечаток слышимых звуков в мозге и фиксирует обобщенный образ, представление каждого конкретного комплекса звуков, которое, сформировавшись, служит основой для одномоментного, симультанного восприятия всего звукокомплекса без отражения составляющих его элементов. Так формируется ладовое чувство, являющееся основой музыкального слуха. Ладовое чувство выражается в том, что постепенно усваивается интонационое место каждого звука лада, переживаются его характер и степень напряженности, ощущается направление тяготения к центру лада - тонике. Ладовые представления подразделяются на два вида: ступеневые-слуховые представления относительно тоники и интервальные-слуховые представления относительно предшествующих и последующих звуков. Многоладовая и многотональная, т.е. полиладотональная природа музыки с постоянно меняющимся ладовым центром и ладовым качеством звуков не создает условий для формирования слухового представления неизменного, абсолютного, индивидуализирующего звук качества, а ведет к формированию слухового представления изменяющегося, относительного, неиндивидуализирующего звук качества. Что с неизбежностью приводит к формированию полиладотональных интервальных представлений и развитию относительного музыкального слуха. Известен способ формирования и развития музыкального слуха по системе Жака Далькроза (4,5). Эта система заключается в пении учеником всех гамм от "До". Благодаря этому тон "До" запечатлевается с такой силой, что абсолютный слух является естественным результатом упражнений. Т.е. все остальные звуки размещаются в памяти уже относительного этого "До" (4). Предложенная Ж.Далькрозом система развития слуха создает предпосылки для формирования абсолютного музыкального слуха. Однако принципиальная верность основной монотональной идеи Ж.Далькроза является не достаточной для развития абсолютного слуха и нуждается в следующих существенных уточнениях и дополнениях. 1. Не все гаммы нужно петь от "До", а только одну. Пение всех гамм создает многоладовую, т.е. полиладовую установку, при которой каждый звук, даже монототональности предстает во многообразии оттенков ладовых качеств. Монотональный принцип развития абсолютного слуха нужно дополнить моноладовым, так как абсолютный слух имеет моноладотональную основу. 2. Формировать надлежит не интервальные, а ступеневые представления, т. е. слуховые представления каждой ступени звука моноладотональности. Абсолютный слух формируется на основе моноладотональных ступеневых слуховых представлений. 3. Неверное понимание сущности абсолютного слуха заложено в выражении, что абсолютный слух можно приобрести лишь через относительный. Становление относительного слуха, основанного на интервальных представлениях с каждым этапом своего развития лишь уменьшает возможность формирования абсолютного слуха, т. е. приучает воспринимать не абсолютно индивидуализирующее звук качество, а только относительное. Не относительный слух предшествует абсолютному, а наоборот, абсолютный - относительному. 4. Одно "До" запечатлеть в себе невозможно, т.к. абсолютное индивидуализирующее качество одного звука выявляется в сравнении с другими как соотношение степени напряженности и взаимотяготений в системе лада. Кроме того, если Ж.Далькроз допускает возможность запечатлеть в себе "До", то почему нельзя запечетлевать в себе и другие звуки? Именно этот подход и лежит в основе предлагаемого способа. Психологической природой абсолютного слуха являются эмоциональные переживания степени напряженности и взаимотяготения звуков, принимающие форму симультанного ступеневого моноладотонального слухового представления, придающего звуку определенную, однозначную, абсолютную, гармоническую и мелодичную характеристику, подлинный и неизменный музыкальный смысл. Таким образом, способ развития абсолютного слуха по методу Ж.Далькроза должен формулироваться следующим образом: "интонации тяготений всех звуков поются с разрешением в "До". Благодаря этому постепенно все звуки с такой силой запечатлеваются в восприятии, что абсолютный слух является естественным результатом упражнений". Известен способ формирования и развития абсолютного музыкального слуха, заключающийся в пении обучающимся мелодий и последующем запоминании звуков мелодий (RU 2075785, 20.03.97 - прототип). Недостатком известного способа является низкая эффективность обучения. Техническим результатом заявленного способа является повышение эффективности формирования и развития абсолютного музыкального слуха. Достигается это тем, что в качестве мелодий для пения используют мелодии, основанные на моноладотональных интонациях тяготений ступеней к тонике. Сущность способа по формированию и развитию абсолютного музыкального слуха заключается в следующем:1. Развитие абсолютного слуха должно предшествовать развитию относительного музыкального слуха. 2. Слуховые представления должны быть ступеневыми, а не интервальными. 3. Ступеневые представления должны быть одного определенного лада, т.е. моноладовые. 4. И наконец, ступеневые представления должны быть одной определенной тональности, т.е. монотональными. Итак, абсолютный слух - это моноладотональный ступеневый слух, и в основе его лежит моноладотональное чувство. Следовательно, работа по развитию абсолютного слуха представляет собой последовательный процесс слухового усвоения и различения индивидуальных моноладотональных качеств отдельных ступеней и формирования симультанных моноладотональных ступеневых слуховых представлений. Вся работа по формированию и развитию абсолютного музыкального слуха с первого урока и до выработки абсолютного слуха ведется в мажорном ладу "До". И все 12 ступеней - звуков "До" мажорного лада осваиваются в следующей последовательности: сначала диатонические ступени, а потом - хроматические. 1. Диатонические ступени:
- сначала усваивается I-я устойчивая ступень, тоника;
- затем относительно устойчивые ступени: III-я и V-я;
- далее неустойчивые ступени с полутоновым ходом при разрешении: VII-я и IV-я ступени;
- наконец, осваиваются неустойчивые ступени с тоновым ходом при разрешении: II-я и VI-я;
2. Хроматические ступени:
- с изменением вида лада: VIн и VIIн,
- собственно хроматические ступени: IVв, IIн, IIв. Первый этап работы направлен на развитие пассивного абсолютного слуха, который характеризуется способностью узнавать отдельные звуки в пределах октавы. Освоение ступеней происходит в процессе последовательного разучивания, пения, исполнения на инструменте и угадывания на слух специальных мелодий, основанных на характерных моноладотональных интонациях тяготений неустойчивых ступеней к относительно устойчивым и их разрешения в тонику. Конкретные мелодии, их очередность и методика разучивания представляют собой "но-хау" автора и в данной заявке не рассматриваются. По окончании всей работы по формированию и развитию абсолютного музыкального слуха для проверки сформированности пассивного абсолютного слуха используется следующий тест. Ученика настраивают в любой тональности, кроме "До", не сообщая ему об этом. После такой скрытой ладотональной перестройки ученику для узнавания предъявляют отдельные звуки. Если ученик верно узнает звуки, то это свидетельствует о сформированности пассивного абсолютного слуха. Если он неправильно называет звуки, но правильно называет ступени, то это свидетельствует о сформированности относительного слуха. Если же ученик не узнает ни звуки, ни ступени, то у него музыкальный слух не сформирован. Следующий этап работы направлен на развитие активного абсолютного слуха, который характеризуется способностью узнавать звуки в разных регистрах, разных тембрах и воспроизводить звуки голосом по памяти. Для этого проводится параллельная работа по трем направлениям. 1. Повторяется вся работа первого этапа обучения, но в других октавах. 2. Повторяется вся работа первого этапа на других музыкальных инструментах и с голоса. 3. Развивается способность воспроизводить голосом те же мелодии по памяти. Третий этап направлен на узнавание звуков интервала в гармоническом изложении. Дальнейшая работа направлена на развитие способности узнавать звуки в 4-х, 5-ти и 6-ти звучных гармонических созвучиях. Литература
1. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.- Л. АПН, 1947, стр.130. 2. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1959. 3. Леонтьев А.Н., О социальной природе психики человека. Вопросы философии. 1961, N 1, стр.35. 4. Шторк К. Система Далькроза. - М.-Л., Петроград, 1924, стр.65. 5. Волконский С. Художественные отклики. С-Петербург, 1912, стр.156.
Класс G09B15/00 Обучение музыке