электрическая машина постоянного тока

Классы МПК:H02K1/10 дополнительные (вспомогательные) полюсы 
H02K23/02 отличающиеся по выполнению системы возбуждения 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Воронежский государственный технический университет,
Воронежское отделение Российской инженерной академии
Приоритеты:
подача заявки:
1999-04-06
публикация патента:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при проектировании и производстве электрических машин. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительные полюса машин включают в себя выполненный в форме подковы магнитопровод. При этом его один полюс устанавливается между линией геометрической нейтрали машины и ее главным полюсом. Техническим результатом конструкции дополнительного полюса в электрических машинах является значительное повышение удельной мощности электрических машин. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Электрическая машина постоянного тока с добавочными полюсами, отличающаяся тем, что магнитопровод добавочных полюсов выполнен в форме подковы, при этом его один полюс установлен между линией геометрической нейтрали машины и ее главным полюсом.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к электротехнике, а именно к машинам постоянного тока с добавочными полюсами, и может быть использовано при проектировании и производстве указанных машин.

Известна конструкция машины постоянного тока [1], снабженной добавочными полюсами, представляющими собой электромагниты с прямым магнитопроводом и установленными между главными полюсами по линии геометрической нейтрали электрической машины. Эти машины обладают следующими недостатками:

1. достаточно высоким коэффициентом рассеяния добавочных полюсов (кр = 2,5 - 3,5) из-за противоположной направленности магнитных потоков последних и якоря,

2. весьма высокой протяженностью проходящих по всему периметру магнитопровода статора магнитных потоков добавочных полюсов, что приводит к необходимости увеличения м.д.с. последних,

3. дополнительные полюса практически не влияют на величину создаваемого двигателем вращающего момента (или вырабатываемой генератором электрической энергии), что позволяет считать их "лишними" с точки зрения функционального назначения электрической машины.

Изобретение направлено на уменьшение коэффициента рассеяния добавочных полюсов и расширение их функциональных возможностей.

Это достигается тем, что магнитопровод добавочных полюсов выполнен в форме подковы, при этом его один полюс установлен между линией геометрической нейтрали машины и ее главным полюсом.

На чертеже представлена конструктивная схема добавочных полюсов в электрической машине постоянного тока.

Добавочные полюса включают в себя следующие основные элементы: выполненные в форме подковы магнитопровод 1 с полюсами 2; соединенную последовательно с якорной цепью обмотку возбуждения 3. Между дополнительными полюсами и магнитопроводом 4 размещена немагнитная прокладка 5. При этом его один полюс 2 установлен между линией геометрической нейтрали машины и ее главным полюсом, а другой - строго по указанной линии.

Добавочные полюса электрической машины (рассматриваемой, например, в качестве генератора) работают следующим образом.

В случае вращения якоря 8 по часовой стрелке в его цепи возникает электрический ток, который в свою очередь создает реакцию якоря 9 и магнитный поток 10 в дополнительных полюсах. При этом магнитный поток должен быть всегда направлен против реакции якоря 9 и согласно потоку возбуждения 11 главного полюса 7.

На основе анализа чертежа можно заключить:

1. траектории магнитных потоков 10 добавочных полюсов и реакции якоря 9 не совпадают, а протяженность потоков 10 намного меньше, чем протяженность магнитных потоков у добавочных полюсов с прямым магнитопроводом, что в целом приводит к уменьшению коэффициента расширения,

2. добавочные полюса выполняют одновременно помимо своей основной функции и другую - возбудителя. При этом в случае смешанного возбуждения машины они будут выполнять функцию последовательной обмотки, а последовательного возбуждения - как часть обмотки главного полюса 7.

Таким образом, рассмотренные обстоятельства могут привести к значительному снижению веса электрической машины в сравнении с аналогом.

Применение предлагаемой конструкции добавочных полюсов в электрических машинах позволит существенно увеличить их удельную мощность.

Источник информации

1. Пиотровский Л.М. Электрические машины. Москва. 1958 г. 510 с.

Класс H02K1/10 дополнительные (вспомогательные) полюсы 

Класс H02K23/02 отличающиеся по выполнению системы возбуждения 

явнополюсный коллекторный электрический двигатель -  патент 2414796 (20.03.2011)
явнополюсная коллекторная электрическая машина -  патент 2414795 (20.03.2011)
коллекторный электродвигатель -  патент 2392725 (20.06.2010)
способ измерения биения и овальности коллектора электрических машин -  патент 2387065 (20.04.2010)
коллекторная электрическая машина с полюсным якорем -  патент 2359392 (20.06.2009)
коллекторный электродвигатель -  патент 2345467 (27.01.2009)
коллекторный электродвигатель постоянного тока -  патент 2334343 (20.09.2008)
тяговый электродвигатель постоянного тока -  патент 2324279 (10.05.2008)
способ и устройство управления тиристорами реверсивного преобразователя для питания обмотки возбуждения генератора постоянного тока (варианты) -  патент 2313893 (27.12.2007)
электродвигатель постоянного тока -  патент 2191460 (20.10.2002)
Наверх