электрическая машина постоянного тока
Классы МПК: | H02K1/10 дополнительные (вспомогательные) полюсы H02K23/02 отличающиеся по выполнению системы возбуждения |
Автор(ы): | Хван Ю.Я., Хван Д.В., Хван А.Д., Горячев А.А., Бачурин В.И. |
Патентообладатель(и): | Воронежский государственный технический университет, Воронежское отделение Российской инженерной академии |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-04-06 публикация патента:
10.08.2000 |
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при проектировании и производстве электрических машин. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительные полюса машин включают в себя выполненный в форме подковы магнитопровод. При этом его один полюс устанавливается между линией геометрической нейтрали машины и ее главным полюсом. Техническим результатом конструкции дополнительного полюса в электрических машинах является значительное повышение удельной мощности электрических машин. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Электрическая машина постоянного тока с добавочными полюсами, отличающаяся тем, что магнитопровод добавочных полюсов выполнен в форме подковы, при этом его один полюс установлен между линией геометрической нейтрали машины и ее главным полюсом.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к электротехнике, а именно к машинам постоянного тока с добавочными полюсами, и может быть использовано при проектировании и производстве указанных машин. Известна конструкция машины постоянного тока [1], снабженной добавочными полюсами, представляющими собой электромагниты с прямым магнитопроводом и установленными между главными полюсами по линии геометрической нейтрали электрической машины. Эти машины обладают следующими недостатками:1. достаточно высоким коэффициентом рассеяния добавочных полюсов (кр = 2,5 - 3,5) из-за противоположной направленности магнитных потоков последних и якоря,
2. весьма высокой протяженностью проходящих по всему периметру магнитопровода статора магнитных потоков добавочных полюсов, что приводит к необходимости увеличения м.д.с. последних,
3. дополнительные полюса практически не влияют на величину создаваемого двигателем вращающего момента (или вырабатываемой генератором электрической энергии), что позволяет считать их "лишними" с точки зрения функционального назначения электрической машины. Изобретение направлено на уменьшение коэффициента рассеяния добавочных полюсов и расширение их функциональных возможностей. Это достигается тем, что магнитопровод добавочных полюсов выполнен в форме подковы, при этом его один полюс установлен между линией геометрической нейтрали машины и ее главным полюсом. На чертеже представлена конструктивная схема добавочных полюсов в электрической машине постоянного тока. Добавочные полюса включают в себя следующие основные элементы: выполненные в форме подковы магнитопровод 1 с полюсами 2; соединенную последовательно с якорной цепью обмотку возбуждения 3. Между дополнительными полюсами и магнитопроводом 4 размещена немагнитная прокладка 5. При этом его один полюс 2 установлен между линией геометрической нейтрали машины и ее главным полюсом, а другой - строго по указанной линии. Добавочные полюса электрической машины (рассматриваемой, например, в качестве генератора) работают следующим образом. В случае вращения якоря 8 по часовой стрелке в его цепи возникает электрический ток, который в свою очередь создает реакцию якоря 9 и магнитный поток 10 в дополнительных полюсах. При этом магнитный поток должен быть всегда направлен против реакции якоря 9 и согласно потоку возбуждения 11 главного полюса 7. На основе анализа чертежа можно заключить:
1. траектории магнитных потоков 10 добавочных полюсов и реакции якоря 9 не совпадают, а протяженность потоков 10 намного меньше, чем протяженность магнитных потоков у добавочных полюсов с прямым магнитопроводом, что в целом приводит к уменьшению коэффициента расширения,
2. добавочные полюса выполняют одновременно помимо своей основной функции и другую - возбудителя. При этом в случае смешанного возбуждения машины они будут выполнять функцию последовательной обмотки, а последовательного возбуждения - как часть обмотки главного полюса 7. Таким образом, рассмотренные обстоятельства могут привести к значительному снижению веса электрической машины в сравнении с аналогом. Применение предлагаемой конструкции добавочных полюсов в электрических машинах позволит существенно увеличить их удельную мощность. Источник информации
1. Пиотровский Л.М. Электрические машины. Москва. 1958 г. 510 с.
Класс H02K1/10 дополнительные (вспомогательные) полюсы
Класс H02K23/02 отличающиеся по выполнению системы возбуждения