подшипник качения с уплотнением

Классы МПК:F16C33/78 с диафрагмой, диском или кольцом, с упругими деталями или без таковых 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Саратовский подшипниковый завод"
Приоритеты:
подача заявки:
1998-05-21
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковой промышленности при изготовлении подшипников качения с уплотнением. Подшипник содержит наружное (1) и внутреннее (2) кольца, тела качения (3), резиноармированное уплотнение (3), которое состоит из двух ступенчато расположенных уплотнительных кромок (6) и (7) и дополнительной уплотнительной кромки (9), направленной внутрь подшипника и расположенной с возможностью контакта с поверхностью бортика (10) наружного кольца (1). Технический результат - повышение герметичности подшипника и ресурса его работы. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Подшипник качения с уплотнением, содержащий наружное и внутреннее кольца, размещенные между ними тела качения и резиноармированное уплотнение, расположенное с натягом в канавке наружного кольца и выполненное с двумя уплотнительными кромками, направленными в сторону внутреннего кольца, отличающийся тем, что уплотнение выполнено с дополнительной уплотнительной кромкой, направленной внутрь подшипника и расположенной с возможностью контакта с поверхностью бортика наружного кольца.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниковой промышленности при изготовлении подшипников качения с уплотнением, применяемых, в частности, в автомобилестроении.

Известен подшипник качения с уплотнением (патент RU N 2059122, F 16 C 33/78, опубл. 27.04.96), содержащий наружное и внутреннее кольца, размещенные между ними тела качения и резиноармированное уплотнение, установленное с натягом в наружном кольце. Резиноармированное уплотнение включает губки с уплотнительными кромками, две из которых направлены в сторону внутреннего кольца, две другие - в сторону, противоположную телам качения. При этом одна из губок, направленных в сторону внутреннего кольца, установлена с возможностью контакта с наружной цилиндрической поверхностью внутреннего кольца, а вторая - с зазором.

Недостатком такой конструкции является недостаточно надежное удержание рабочей смазки в подшипнике в зоне контакта наружной поверхности резиноармированного уплотнения с поверхностью наружного кольца подшипника при вращающемся с высокими оборотами наружном кольце.

Известен подшипник качения с уплотнением (патент US N 5133609, F 16 C 33/72, опубл. 1992 г.), содержащий наружное и внутреннее кольца, размещенные между ними тела качения и установленное с натягом в канавке наружного кольца резиноармированное уплотнение, включающее три уплотнительные кромки, направленные в сторону внутреннего кольца. При этом центральная кромка установлена с возможностью контакта с наружной боковой поверхностью канавки внутреннего кольца, внутренняя кромка - с зазором относительно внутренней боковой поверхности канавки, а наружная кромка - с зазором относительно бортика внутреннего кольца.

Данная конструкция подшипника обладает тем же недостатком - недостаточно надежное удержание рабочей смазки в подшипнике.

Наиболее близкой конструкцией подшипника к заявляемому изобретению по совокупности признаков является подшипник качения с уплотнением (патент FR N 2574881, F 16 C 33/78, опубл. 20.06.86 - прототип), содержащий наружное и внутреннее кольца, размещенные между ними тела качения и расположенное с натягом в канавке наружного кольца резиноармированное уплотнение, включающее две уплотнительные кромки, направленные в сторону внутреннего кольца. При этом одна из уплотнительных кромок размещена с возможностью контакта по внутренней боковой поверхности канавки внутреннего кольца, а вторая - с зазором относительно бортика внутреннего кольца.

Недостатком известной конструкции является то, что при вращении наружного кольца подшипника смазка за счет центробежной силы отбрасывается на дорожку качения и борта наружного кольца. С дорожки качения смазка выдавливается телами качения в зону бортов наружного кольца между сепаратором и резиноармированным уплотнением, за счет чего повышается давление смазки на резиноармированное уплотнение. Вследствие разжижения консистентной смазки под действием повышенной температуры повышается ее текучесть, что приводит к выдавливанию смазки через зазор между поверхностью канавки наружного кольца и контактирующей поверхностью кромки уплотнения.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение герметичности подшипника и ресурса его работы.

Поставленная задача достигается тем, что в известном подшипнике качения с уплотнением, содержащем наружное и внутреннее кольца, размещенные между ними тела качения и расположенное с натягом в канавке наружного кольца резиноармированное уплотнение, включающее две уплотнительные кромки, направленные в сторону внутреннего кольца, уплотнение выполнено с дополнительной уплотнительной кромкой, направленной внутрь подшипника и расположенной с возможностью контакта с поверхностью бортика наружного кольца.

На чертеже представлен подшипник качения с уплотнением, продольный разрез.

Подшипник качения содержит наружное 1 и внутреннее 2 кольца, размещенные между ними тела качения 3. В канавке 4 наружного кольца 1 с натягом размещено резиноармированное уплотнение 5, выполненное с уплотнительными кромками 6 и 7, направленными в сторону внутреннего кольца 2. Кромка 6 направлена в сторону тел качения 3 и размещена с зазором по отношению к наружной поверхности внутреннего кольца 2, а кромка 7 размещена с зазором в канавке 8 внутреннего кольца 2. Ступенчато расположенные уплотнительные кромки 6 и 7 образуют осевой лабиринт, что способствует при вращении подшипника созданию в зоне внутреннего кольца турбулентного движения смазки. Уплотнение 5 выполнено с дополнительной уплотнительной кромкой 9, размещенной с возможностью контакта с поверхностью бортика 10 наружного кольца 1 и направленной внутрь подшипника.

При сборке подшипник заполняется смазкой.

При вращении наружного кольца смазка выдавливается телами качения 3 в зону бортов наружного кольца 7, давление смазки внутри подшипника растет и создавшимся избыточным давлением дополнительная кромка 9 уплотнения плотно прижимается к поверхности бортика 10 наружного кольца 1, создавая герметичное уплотнение.

Класс F16C33/78 с диафрагмой, диском или кольцом, с упругими деталями или без таковых 

узел кольцевой прокладки роликового подшипника (варианты) -  патент 2526306 (20.08.2014)
уплотнение роликового подшипника -  патент 2522196 (10.07.2014)
герметичное направляющее устройство вращения -  патент 2472986 (20.01.2013)
уплотнение подшипника -  патент 2472046 (10.01.2013)
узел подшипниковый с термокомпенсационной мембраной -  патент 2401952 (20.10.2010)
уплотнение для подшипника качения -  патент 2353833 (27.04.2009)
узел крепления подшипника качения -  патент 2352830 (20.04.2009)
уплотнение -  патент 2345258 (27.01.2009)
уплотнение для подшипника качения -  патент 2342575 (27.12.2008)
уплотнительное устройство подшипникового узла -  патент 2313011 (20.12.2007)
Наверх