машина для измерения геометрических параметров железнодорожных цельнокатаных колес в потоке производства
Классы МПК: | G01B11/24 для измерения контуров или кривых G01B7/28 для измерения контуров или кривых G01B5/20 для измерения контуров или кривых |
Автор(ы): | Козловский Альфред Иванович (UA), Пахомов Генадий Ефимович (UA), Староселецкий Михаил Ильич (UA), Буряк Анатолий Викторович (UA), Шифрин Евгений Исаевич (UA), Мирошниченко Николай Григорьевич (UA), Крашевич Виктор Наумович (UA), Кузьменко Владимир Алексеевич (UA), Ганжа Валерий Владимирович (UA), Сидорин Генадий Николаевич (UA), Ободан Владимир Яковлевич (UA), Чернихов Юрий Вениаминович (UA), Скрипниченко Анатолий Иванович (UA), Сологуб Борис Васильевич (UA), Бердянский Ефим Натан-Анатольевич (UA), Морозов Павел Эдуардович (UA), Новосадов Валерий Александрович (UA) |
Патентообладатель(и): | ОАО Нижнеднепровский трубопрокатный завод (UA) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1997-10-23 публикация патента:
20.08.2000 |
Изобретение относится к измерительной технике, а именно для измерения геометрических параметров колес и т.п., в частности, с помощью оптических методов. Устройство содержит блок датчиков положения поверхностей колеса с механизмом перемещения, кантователь колес, механизм подачи колеса, механизм поворота колеса, выполненный в виде приводного и неприводного роликов, электронную схему обработки информации на основе ЭВМ, индикатор. Блок датчиков положения может включать два лазерных дальномера, сканирующую оптоэлектронную систему с использованием фотодиодных линеек или матриц, коллимированный источник света. Контролируемое колесо механизмом подачи колес вводится в кантователь, после чего колесо кантуется на определенный угол и под действием собственного веса прижимается ободом к опорной поверхности кантователя, а поверхностью катания - к опорным роликам. Затем механизм перемещения блока датчиков, установленный под тем же углом к горизонту, начинает опускать блок датчиков вниз до упора на весь диаметр колеса. Происходит сканирование колеса оптоэлектронным датчиком и вычисляется профиль поверхности катания и гребня, диаметр обхода по кругу катания. Определенные параметры запоминаются ЭВМ. Затем колесо поворачивают на 90o и снова происходит определение параметров. Технический результат - контроль всей номенклатуры параметров колеса при повышении точности измерений и скорости перестройки на новый типоразмер. 3 з.п.ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Машина для измерения геометрических параметров железнодорожных цельнокатаных колес в потоке производства, содержащая блок датчиков положения поверхностей колеса, основание, установленные на основании механизм подачи колес и кантователь колес, механизм поворота колес, связанную с ними схему обработки первичной информации и подключенный к ней индикатор результатов измерения, отличающаяся тем, что машина снабжена механизмом перемещения блока датчиков, установленным под углом к горизонту, а угол поворота кантователя равен углу наклона механизма перемещения. 2. Машина по п.1, отличающаяся тем, что механизм поворота колеса размещен в кантователе и выполнен в виде приводного и неприводного роликов, установленных с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном оси колеса. 3. Машина по п.1, отличающаяся тем, что блок датчиков положения поверхностей колеса выполнен в виде двух лазерных дальномеров, расположенных по обе стороны колеса, сканирующей оптоэлектронной системы, первой и второй оптопары, при этом оси дальномеров и первой оптопары расположены в вертикальной плоскости симметрии колеса и перпендикулярны боковой поверхности скантованного колеса, а оси сканирующей оптоэлектронной системы и второй оптопары горизонтальны и параллельны боковой поверхности скантованного колеса. 4. Машина по п.1, отличающаяся тем, что угол установки механизма перемещения блока датчиков выбирают в диапазоне 75 - 88o к горизонту.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области измерительной техники и может быть применено при измерении геометрических параметров железнодорожных цельнокатаных колес, колец, бандажей и тому подобных осесимметричных изделий в потоке производства. В действующем производстве размеры цельнокатаных железнодорожных колес и других подобных изделий в горячем состоянии устанавливаются на прессах и стане с помощью механических указателей, учитывающих перемещение инструмента деформации. При этом в связи с износом инструмента, повышенными люфтами, перекосами и другими причинами размеры изделий могут выходить за пределы допусков. Количество контролируемых геометрических параметров, например, горячего колеса равно 12. Поскольку контроль геометрии горячих изделий производится выборочно и в тяжелых условиях, имеют место случаи выпуска довольно большого количества брака, не устраняемого механической обработкой. Размеры готовых холодных колес и других подобных изделий после механической обработки в настоящее время контролируются ручным штангенинструментом и скобами, количество геометрических параметров, например, колеса - 19. При этом из-за низкой точности контроля имеет место пропуск бракованных изделий. Особенно опасен пропуск колес с заниженной толщиной диска, заниженным диаметром и толщиной обода, поскольку может приводить к разрушению колес во время эксплуатации. Основными требованиями, предъявляемыми производством к контролю геометрии как горячих, так и холодных изделий, являются:1) полная автоматизация контроля всех параметров, 2) высокая точность контроля, 3) быстрая перестройка аппаратуры контроля на новый сортамент, 4) контроль в потоке производства. Ранее предпринимались попытки автоматизации контроля геометрии отдельных элементов колес и других осесимметричных изделий. Обзор методов и средств приведен в [1]. Известна автоматизированная установка контроля размеров колеса в составе линии механической обработки колес, выпускаемой фирмой ФРГ "Hegensheidt" [1, стр. 34]. В состав линии входят машины и механизмы для автоматической подачи колес, их продвижения, контроля геометрии, обработки и складирования в кассеты. Контроль геометрии осуществляют при поступлении колеса и после обработки его с наружной стороны. Измеряют наружный диаметр по поверхности катания, диаметр по гребню, эксцентриситет ступицы и выступание ступицы как с внутренней, так и с наружной стороны. Измерение диаметра осуществляется трехточечной самоустанавливающейся измерительной схемой, в качестве датчика используют преобразователь "угол-код", установленный на шайбе со спиральными прорезями, которая поворачивается гидроцилиндром. Для измерения других величин применены бесконтактные индуктивные датчики с возможностью поворота вокруг неподвижного колеса на 360 градусов в одну сторону с последующим возвратом в исходное положение. Недостаток установки заключается в малом количестве контролируемых параметров (5 из 19), а также в сложности перестройки установки при смене типоразмеров колес и в невозможности контроля горячих колес. Известна также аналогичная установка для замера стальных колец фирмы ФРГ "Kurt Seibel AG" [1, стр. 35], включающая в себя механизмы подачи и снятия колец, продвижения и контроля геометрии. Замер размеров стальных колец осуществляется пятью измерительными каналами. Для измерения используются вихретоковые датчики расстояния, установленные на вращающейся шайбе, результаты измерений выдаются в виде полных значений измеряемых величин на цифровом табло. Недостатки установки аналогичны предыдущей. Прототипом предлагаемого изобретения выбрана система для измерения колец типа WRV 100 фирмы ФРГ "Ferrostahl AG" [1, стр. 33]. Система может использоваться для контроля как горячих, так и холодных колец, а также колес, бандажей. В дальнейшем тексте заявки будем использовать только термин "колесо", как изделия с наиболее сложной геометрией. Прототип включает блок датчиков положения поверхностей колеса, механизмы подачи, кантовки и поворота колес, связанную с блоком датчиков схему обработки первичной информации и индикатор результатов измерения. Блок датчиков состоит из телекамеры с твердотельным преобразователем для измерения ширины обода и триангуляционного лазерного датчика расстояния для измерения положения одной верхней стороны обода. Механизмы кантовки и поворота выполнены в виде подъемно-поворотной горизонтальной крестовины. Недостатком прототипа являются большая погрешность измерения при контроле цельнокатанных колес, недостаточная номенклатура контролируемых параметров, а также сложность переналадки на другой типоразмер. Большая погрешность измерения вызвана тем, что колесо при контроле горизонтально и в его вогнутую часть попадают охлаждающая вода при контроле горячих колес или стружка от мехобработки при контроле холодных колес, влияющие на работу оптоэлектронных или лазерных датчиков. Кроме того, выполнение механизма поворота в виде поворотной крестовины препятствует измерению поверхностей колеса с обеих сторон, т.к. крестовина заслоняет нижнюю часть колеса и ступицу и не позволяет разместить датчики для контроля всей номенклатуры размеров, в т.ч. для контроля ступицы и отверстия в ней. Крестовина также не позволяет перемещать эти датчики при смене типоразмера колеса. Задача изобретения - обеспечение контроля всей номенклатуры подлежащих контролю геометрических параметров при повышении точности измерений и скорости перестройки на новый типоразмер. Поставленная задача может быть выполнена путем создания машины, содержащей блок датчиков положения поверхностей колеса, основание, установленные на основании механизм подачи колес и кантователь колес, механизм поворота колес и механизм перемещения блока датчиков, связанную с ними схему обработки первичной информации и подключенный к ней индикатор результатов измерения. При этом механизм перемещения блока датчиков установлен под углом 75 - 88 градусов к горизонту, угол поворота кантователя равен углу наклона механизма перемещения, а механизм поворота колеса размещен в кантователе и выполнен в виде приводного и неприводного роликов, установленных с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном оси колеса. Блок датчиков положения поверхностей колеса выполнен в виде двух лазерных дальномеров, расположенных по обе стороны колеса, сканирующей оптоэлектронной системы, первой и второй оптопары, причем оси дальномеров и первой оптопары находятся в вертикальной плоскости симметрии колеса и перпендикулярны боковой поверхности скантованного колеса. Блок датчиков смонтирован на подвижной раме механизма перемещения. Реализация изобретения позволяет измерять все 19 искомых параметров колеса: координаты боковых поверхностей колеса, толщины диска, обод, профиль поверхности катания и гребня, диаметр колеса по гребню, внутренний диаметр обода, диаметр ступицы, диаметр отверстия в ступице, наружный диаметр обода, эксцентриситеты и др. Время измерения с кантовкой и опусканием колеса 30 - 40 с, что позволяет устанавливать машину в потоке производства за прессопрокатной линией и на стендах окончательной приемки колес без снижения темпа подачи колес. Машина пояснена чертежами. На фиг. 1 показан общий вид машины, на фиг. 2 - вид по стрелке А на блок датчиков и вид по стрелке Б на кантователь. Машина для измерения геометрических параметров железнодорожных цельнокатаных колес в потоке производства содержит блок 1 датчиков положения поверхностей колеса, выполненный в виде двух лазерных дальномеров 2, сканирующей оптоэлектронной системы 3, первой 4 и второй 5 оптопары. На основании 6 установлены механизм 7 перемещения блока датчиков, кантователь 8 колес и механизм 9 подачи колес. Механизм 7 перемещения блока датчиков и блок 1 датчиков электрически связаны со схемой 10 обработки первичной информации, к ее выходу подключен индикатор 11 результатов измерения. Механизм поворота колеса размещен в кантователе 8 и выполнен в виде приводного 12 и неприводного 13 роликов, установленных с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном оси колеса 14, вдоль линии С-С (приводы вращения и перемещения роликов не показаны). На приводном ролике 13 закреплен датчик угла поворота (не показан). Механизм 7 перемещения блока 1 датчиков установлен под фиксированным углом , выбранным в диапазоне от 75 до 88 градусов к горизонту. Угол поворота кантователя 8 равен углу наклона механизма перемещения (привод кантователя и ограничивающий упор не показаны). Оси двух лазерных дальномеров 2 и первой оптопары 4 находятся в вертикальной плоскости симметрии колеса и перпендикулярны боковой поверхности скантованного колеса, а оси сканирующей оптоэлектронной системы 3 и второй оптопары 5 горизонтальны и параллельны боковой поверхности скантованного колеса. Лазерные дальномеры 2 размещены по разные стороны колеса. Работает машина следующим образом. В исходном положении блок 1 датчиков находится в верхнем положении, ролики 12 и 13 отведены к оси поворота кантователя, а кантователь 8 горизонтален (показано сплошными линиями). Контролируемое колесо 14 механизмом 9 подачи колес вводится в кантователь 8, после чего по команде датчика наличия колеса включается привод перемещения опорных роликов 12 и 13. Ролики 12 и 13 перемещаются до касания с колесом и стопорятся в таком положении (показаны пунктиром). После этого колесо 14 кантуется на угол и под действием собственного веса прижимается ободом к опорной поверхности кантователя 8, а поверхностью катания - к опорным роликам 12 и 13. Затем механизм 7 перемещения блока датчиков, установленный также под углом к горизонту, начинает опускать блок 1 датчиков вниз до упора на весь размер (диаметр) колеса 14. При этом оси лазерных дальномеров 2 и первой 4 оптопары находятся в вертикальной плоскости симметрии колеса 14 и перпендикулярны боковой поверхности скантованного колеса 14, что позволяет измерить диаметр отверстия в ступице. Оси сканирующей оптоэлектронной системы 3 и второй 5 оптопары горизонтальны и параллельны боковой поверхности скантованного колеса 14, что позволяет измерить профиль поверхности катания и гребня, диаметр обода по кругу катания. В ходе движения блока 1 датчиков вниз сигналы датчиков 2 - 5 и сигналы о положении блока 1 датчиков запоминаются схемой 10, а после остановки блока вычисляются необходимые геометрические параметры. Кроме того, после остановки блока 1 колесо 14 с помощью приводного ролика 12 начинает поворачиваться, после поворота колеса на 90 градусов датчик поворота колеса (не показан) на неприводном ролике 13 дает команду на остановку. Затем блок 1 датчиков поднимается в верхнее положение, повторяя снятие координат для измерений параметров колеса в другой плоскости. Сигналы датчиков 2-5 и сигналы о положении блока 1 также запоминаются, после чего вычисляются необходимые геометрические параметры в перпендикулярной плоскости, а также эксцентриситет отверстия относительно обода, смещение внутренних диаметров обода относительно друг друга и половинок ступицы относительно друг друга. Результаты измерения выводятся на индикатор 11. После занятия блоком 1 датчиков верхнего положения кантователь 8 опускает колесо на механизм 9 подачи, ролики 12 и 13 отходят от колеса, колесо освобождается и уводится из зоны измерения механизмом 9 подачи. Цикл измерения закончен и машина готова к приему следующего колеса. В качестве лазерных дальномеров 2 могут быть использованы известные дальномеры триангуляционного типа, импульсные или с модуляцией. Оптоэлектронная система 3 для контроля поверхности катания выполняется с использованием фотодиодных линеек или матриц и состоит из оптоэлектронного преобразователя и коллимированного источника света; поле зрения системы охватывает всю ширину обода. Оптопары 3 и 4 собраны на основе свето- и фотодиодов. В кантователе 8 имеются окна по обеим узким сторонам кармана для ввода и вывода колеса 14 и просмотра поверхности катания оптопарой 5 и оптоэлектронной системой 3. Кроме того, имеются окна вдоль оси С-С с обеих широких сторон кармана для просмотра всего вертикального диаметра колеса в кантователе лазерными дальномерами 2 и оптопарой 4. Предложенная машина обеспечивает автоматический бесконтактный контроль всех необходимых геометрических параметров колес с высокой точностью во всем диапазоне типоразмеров выпускаемых колес в потоке производства без перестройки ее механических узлов. Точность в потоке производства обеспечивается тем, что:
1) при кантовке колеса на 75 - 88 градусов из него выливается охлаждающая вода и высыпается стружка и окалина (значение угла определяется окончательно в процессе опытной эксплуатации);
2) колесо после кантовки независимо от его типоразмера занимает всегда однозначное положение, т. к. его ось совпадает с осью симметрии С-С кантователя; поэтому линия измерения лазерных дальномеров 2 и первой оптопары 4 всегда проходит через центр колеса, т.е. по его диаметру, а не хорде. Кроме того, поскольку колесо всегда опирается на стенку кантователя, то и плоскости контроля второй оптопарой 5 и оптоэлектронной системой 3 всегда находятся на постоянном расстоянии от опорной стороны колеса. Время перестройки машины при переходе с одного типоразмера на другой определяется только временем замены программы работы схемы 10 обработки первичной информации на основе ЭВМ (не превышающим 1 минуты при использовании дискет для записи программ или долей секунды при хранении программ в энергонезависимом запоминающем устройстве). Никаких механических или юстировочных работ выполнять не нужно, т.к. блок датчиков в своем верхнем положении обеспечивает кантовку колеса максимального диаметра, а при движении вниз он доходит до нижней кромки колеса любого размера. Надежность контроля обеспечивается применением бесконтактных лазерных и оптоэлектронных датчиков. Полная автоматизация контроля обеспечивается использованием ЭВМ в составе схемы 10 обработки первичной информации, наличием необходимых датчиков положения и схем управления приводами. Предлагаемая машина может быть использована для контроля геометрических параметров цельнокатаных колес, колец, бандажей и других тому подобных осесимметричных изделий. В настоящее время заявителями разработаны технические проекты машины для контроля геометрии как горячих, так и холодных колес. Выполняется с окончанием в 1996 г. рабочий проект машины для контроля холодных колес. Изготовление машины планируется в 1996 - 97 г.г. Источники информации:
1. В.Я. Ободан, Р.С. Чудновская, М.Ю. Шифрин. Современные методы и средства автоматического контроля геометрии катаных колес, колец и бандажей //Черная металлургия. Бюллетень ЦНИИТЭИЧМ, 1991. - N 9. - с. 27-38.
Класс G01B11/24 для измерения контуров или кривых
Класс G01B7/28 для измерения контуров или кривых
Класс G01B5/20 для измерения контуров или кривых