автоматизированная система для предоставления телекоммуникационных услуг и способ предоставления указанных услуг, с использованием билета московского метрополитена с магнитной полосой
Классы МПК: | G07B15/00 Устройства для сбора платы за проезд или платы за вход у контрольного пункта H04M17/00 Телефонные системы с предварительной оплатой B42D15/00 Печатные материалы специального формата или назначения, не отнесенные к другим подклассам |
Автор(ы): | Казовский Н.И. |
Патентообладатель(и): | Казовский Наум Иосифович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-08-13 публикация патента:
10.09.2000 |
Изобретения предназначены для использования на Московском метрополитене. Технический результат достигается за счет обеспечения возможности доступа к услугам телекоммуникационной системы при продаже транспортных билетов Московского метрополитена. Способ заключается в том, что на билет Московского метрополитена с магнитной полосой, предназначенной для записи индивидуального кода, дающего возможность проезда на Московском метрополитене, нанесена совокупность символов, составляющая идентификационный код, закрытая непрозрачным защитным покрытием, выполненным с возможностью механического удаления, а нанесенный на билет идентификационный код предназначен для обеспечения возможности доступа к платным услугам телекоммуникационной системы. Представлено выполнение системы для предоставления указанных услуг. 3 с. и 22 з.п. ф-лы, 9 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9
Формула изобретения
1. Билет Московского метрополитена с магнитной полосой, предназначенной для записи индивидуального кода, дающего возможность доступа к транспортным услугам транспортной системы, отличающийся тем, что на билет Московского метрополитена нанесена совокупность символов, составляющая идентификационный код, закрытая непрозрачным защитным покрытием, выполненным с возможностью механического удаления, а нанесенный на билет Московского метрополитена идентификационный код предназначен для обеспечения возможности доступа к платным услугам телекоммуникационной системы, причем индивидуальный код однозначно соответствует идентификационному коду. 2. Билет Московского метрополитена по п.1, отличающийся тем, что на билет Московского метрополитена нанесена индивидуальная маркировка, однозначно соответствующая индивидуальному коду. 3. Билет Московского метрополитена по п.1 или 2, отличающийся тем, что индивидуальный код является номером билета Московского метрополитена. 4. Билет Московского метрополитена по п.1 или 2, или 3, отличающийся тем, что индивидуальная маркировка соответствует номеру билета Московского метрополитена. 5. Билет Московского метрополитена по п.1, или 2, или 3, или 4, отличающийся тем, что на один из слоев материала, из которого выполнен билет Московского метрополитена, нанесена маска, обеспечивающая невозможность определения последовательности символов при наличии на билете Московского метрополитена неповрежденного защитного покрытия. 6. Билет Московского метрополитена по любому из пп.1 - 5, отличающийся тем, что на одном из слоев материала, из которого выполнен билет Московского метрополитена, напечатана маска, обеспечивающая невозможность определения последовательности символов при наличии на билете Московского метрополитена неповрежденного защитного покрытия. 7. Билет Московского метрополитена по любому из пп.1 - 6, отличающийся тем, что каждый из символов идентификационного кода однозначно соответствует определенной клавише или кнопке клавиатуры терминальных устройств сервисной компании, предоставляющей телекоммуникационные услуги. 8. Билет Московского метрополитена по любому из пп.1 - 7, отличающийся тем, что каждый из символов идентификационного кода однозначно соответствует определенной клавише или кнопке клавиатуры терминальных устройств, используемых для доступа к услугам сервисной компании, предоставляющей телекоммуникационные услуги. 9. Билет Московского метрополитена по любому из пп.1 - 8, отличающийся тем, что каждый из символов идентификационного кода соответствует одной из цифр от 0 до 9. 10. Билет Московского метрополитена по любому из пп.1 - 9, отличающийся тем, что символы идентификационного кода и соответственно защитное покрытие расположены на части билета Московского метрополитена, не имеющей механического контакта с кардридером пункта оплаты транспортной системы, используемого при продаже билета Московского метрополитена, для записи на магнитную полосу информации. 11. Билет Московского метрополитена по любому из пп.1 - 10, отличающийся тем, что защитное покрытие и магнитная полоса расположены на одной стороне билета Московского метрополитена. 12. Билет Московского метрополитена по любому из пп.1 - 11, отличающийся тем, что защитное покрытие и магнитная полоса расположены на разных сторонах билета Московского метрополитена. 13. Билет Московского метрополитена по любому из пп.1 - 12, отличающийся тем, что на него нанесена информация, характеризующая объем услуг, предоставляемых телекоммуникационной подсистемой. 14. Билет Московского метрополитена по любому из пп.1 - 13, отличающийся тем, что на него нанесена информация, характеризующая условия доступа к услугам телекоммуникационной подсистемы. 15. Билет Московского метрополитена по любому из пп.1 - 14, отличающийся тем, что каждому индивидуальному коду соответствует определенное число "сервисных единиц", определяющих объем услуг, предоставляемых телекоммуникационной подсистемой. 16. Автоматизированная система для предоставления транспортных услуг Московского метрополитена и телекоммуникационных услуг, содержащая транспортную подсистему, выполненную содержащей средства записи индивидуального кода на билеты Московского метрополитена с магнитной полосой, средства считывания индивидуального кода с магнитной полосы билетов Московского метрополитена, и автоматизированные рабочие места кассира, содержащие блок считывания индивидуального кода с магнитной полосы продаваемых билетов Московского метрополитена и средства согласования, предназначенные для передачи сообщений о проданных транспортных картах с магнитной полосой по информационному каналу транспортной подсистемы, причем информационные выходы некоторых из средств считывания индивидуального кода с магнитной полосы билета Московского метрополитена соединены с информационными входами соответствующих анализаторов индивидуального кода, выходы которых соединены с управляющими входами устройств управления доступом к платформам Московского метрополитена, отличающаяся тем, что, по крайней мере, одно автоматизированное рабочее место кассира выполнено обеспечивающим возможность оплаты услуг телекоммуникационной подсистемы, в транспортную подсистему введены средства определения индивидуальных кодов проданных билетов Московского метрополитена, на которые нанесены идентификационные коды, предназначенные для обеспечения возможности доступа к платным услугам телекоммуникационной подсистемы, средства передачи в телекоммуникационную подсистему промежуточных кодов, однозначно соответствующих индивидуальных кодам, определенным с помощью средств определения, телекоммуникационная подсистема выполнена обеспечивающей предоставление телекоммуникационных услуг потребителю, сообщившему идентификационный код, нанесенный под непрозрачное защитное покрытие билета Московского метрополитена, проданного с помощью автоматизированного рабочего места кассира, при этом телекоммуникационная подсистема содержит средства определения идентификационного кода, нанесенного на билет Московского метрополитена по индивидуальному номеру билета Московского метрополитена, переданному с помощью средства передачи индивидуальных кодов, а непрозрачное защитное покрытие выполнено с возможностью механического удаления. 17. Автоматизированная система по п.16, отличающаяся тем, что в качестве кода, соответствующего проданному билету Московского метрополитена используется индивидуальный код билета Московского метрополитена. 18. Автоматизированная система по п.16 или 17, отличающаяся тем, что в качестве кода, соответствующего проданному билету Московского метрополитена, используется зашифрованный индивидуальный код транспортной карты. 19. Автоматизированная система по п.16, или 17, или 18, отличающаяся тем, что каждому билету Московского метрополитена соответствует уникальный номер, а идентификационный код и уникальный номер связаны для каждого билета Московского метрополитена по известному оператору телекоммуникационной подсистемы алгоритму. 20. Автоматизированная система по п.16, или 17, или 18, или 19, отличающаяся тем, что в нее введены средства раздельного хранения информации о поступлении денежных средств за проезд на Московском метрополитене и услуги телекоммуникационной подсистемы. 21. Способ предоставления транспортных услуг Московским метрополитеном и телекоммуникационных услуг, заключающийся в том, что изготавливают билет Московского метрополитена с магнитной полосой, на магнитную полосу билета Московского метрополитена записывают индивидуальный код, а на билет Московского метрополитена наносят совокупность символов, составляющую идентификационный код, область билета Московского метрополитена, на которую нанесен идентификационный код, покрывают непрозрачным защитным покрытием, выполненным с возможностью механического удаления, при продаже билета Московского метрополитена в кассе Московского метрополитена производят определение индивидуального кода, нанесенного на магнитную полосу, принимают плату за проезд на Московском метрополитене и услуги телекоммуникационной полсистемы, после чего код, однозначно соответствующий индивидуальному коду проданного билета Московского метрополитена, передают на средства формирования базы данных идентификационных кодов проданных билетов Московского метрополитена, с помощью которых определяют идентификационный код, нанесенный на проданный билет Московского метрополитена, и указанный код заносят в базу данных идентификационных кодов проданных билетов Московского метрополитена, с проданного билета Московского метрополитена удаляют защитное покрытие, и после передачи сведений об идентификационном коде в телекоммуникационную подсистему предоставляют услуги телекоммуникационной подсистемы, кроме того, предоставляют возможность доступа к транспортным услугам Московского метрополитена после считывания информации с магнитной полосы билета Московского метрополитена. 22. Способ по п.21, отличающийся тем, что для каждого идентификационного кода устанавливают объем услуг, предоставляемых телекоммуникационных подсистемой. 23. Способ по п.21 или 22, отличающийся тем, что объем услуг, предоставляемых телекоммуникационной подсистемой после передачи ей идентификационного кода, устанавливается в соответствии с видом билета Московского метрополитена. 24. Способ по п.21, или 22, или 23, отличающийся тем, что после передачи сведений об идентификационном коде в телекоммуникационную подсистему до начала предоставления услуг телекоммуникационной подсистемой формируют сообщение об объеме услуг, который может предоставить телекоммуникационная подсистема. 25. Способ по п.21, или 22, или 23, или 24, отличающийся тем, что производят раздельный учет средств, поступивших в счет оплаты проезда на Московском метрополитене и телекоммуникационных услуг.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к системам цифровой обработки данных для сферы обслуживания, предназначено для предоставления доступа к телекоммуникационным услугам с помощью билета, дающего доступ к транспортным услугам Московского метрополитена, и может быть использовано на Московском метрополитене, который является уникальным инженерно-техническим сооружением, расположенным на территории Российской Федерации. Известен способ предоставления телекоммуникационных (телефонных) услуг [1] , при котором пользователь покупает телефонную карту, комбинированную с лотерейной картой с нанесенным на карту идентификационным кодом, а для доступа к услугам пользователь передает (сообщает) оператору телефонной системы идентификационный код и получает возможность пользования телефонными услугами. Недостатком данного способа и самой карты является то, что невозможно выявление идентификационных кодов проданных телефонных карт, так как нанесенный на карту код защищен от просмотра защитным покрытием, удаляемым потребителем после покупки карты. Кроме того, продажа таких карт невозможна в автоматизированном режиме, а предоставление телекоммуникационных услуг и проведение лотереи осуществляется одной компанией, что затрудняет распространение карт. Также известен способ предоставления транспортных услуг [2], при котором изготавливают билет с магнитной полосой, на магнитную полосу которого записывают индивидуальный код билета; принимают плату за транспортные услуги и формируют основную совокупность данных, позволяющую получать транспортные услуги после считывания информации с магнитной полосы билета в объеме, соответствующем принятой плате за транспортные услуги; считывают сведения с магнитной полосы билета для определения возможности предоставления транспортных услуг в соответствии со считанными сведениями и основной совокупностью данных, а при установлении возможности предоставления транспортных услуг формируют сигнал возможности доступа к транспортным услугам, обеспечивающий блокировку системы блокировки доступа к транспортным услугам. Указанный способ не обеспечивает возможность доступа к услугам телекоммуникационной системы при продаже транспортных билетов, не пригоден для продажи карт телекоммуникационной системы (телефонных карт) в автоматизированном режиме и не дает возможности оперативного сбора информации о проданных картах телекоммуникационной системы. Известен [3] транспортный билет двойного назначения. Недостатком данного билета является то, что он не дает доступа к услугам телекоммуникационной системы. Кроме того, конструкция билета не дает возможности автоматизации учета кодов, нанесенных на билет под защитное покрытие. Настоящее изобретение, в отличие от вышеприведенных аналогов, при использовании на Московском метрополитене обеспечивает автоматизацию учета предоплаченных услуг телекоммуникационной подсистемы, приводит к экономии средств на выпуск телекоммуникационных карт, позволяет уменьшить количество действующих идентификационных кодов, дающих доступ к услугам телекоммуникационной подсистемы, обеспечивает высокую степень защиты от использования идентификационных кодов посторонними лицами и дает возможность принимать плату за услуги телекоммуникационной подсистемы в режиме максимальной автоматизации. Кроме того, изобретение позволяет оперативно выявлять потребность в билетах, продаваемых в кассах (пунктах оплаты) Московского метрополитена, дающих возможность доступа к услугам телекоммуникационной подсистемы и передавать необходимое их количество на пункты оплаты. Также изобретение дает возможность использовать торговые (дистрибутивные) мощности Московского метрополитена без ущерба основной деятельности Московского метрополитена (регулирование пассажиропотоков). При этом информация о проданных Московским метрополитеном билетах остается конфиденциальной, так как телекоммуникационная подсистема не имеет доступа к информации о проданных билетах, не имеющих доступа к телекоммуникационной подсистеме. Для достижения указанного выше технического результата билет Московского метрополитена с магнитной полосой (далее - билет с магнитной полосой или билет), предназначенной для записи индивидуального кода, дающего возможность доступа к транспортным услугам Московского метрополитена, выполняется с нанесенной на билет совокупностью символов, составляющей идентификационный код, закрытой непрозрачным защитным покрытием, выполненным с возможностью механического удаления, а нанесенный на билет идентификационный код предназначен для обеспечения возможности доступа к платным услугам телекоммуникационной подсистемы. Возможность достижения указанного выше технического результата обеспечивается тем, что автоматизированная система предоставления услуг на Московском метрополитене, содержащая транспортную подсистему, выполненную содержащей средства записи индивидуального кода на билеты с магнитной полосой, средства считывания индивидуального кода с магнитной полосы билетов с магнитной полосой, и автоматизированные рабочие места кассира, содержащие блок считывания индивидуального кода с магнитной полосы продаваемых билетов с магнитной полосой и средства согласования, предназначенные для передачи сообщений о проданных билетах с магнитной полосой по информационному каналу транспортной подсистемы, причем информационные выходы некоторых из средств считывания индивидуального кода с магнитной полосы билета с магнитной полосой соединены с информационными входами соответствующих анализаторов индивидуального кода, выходы которых соединены с управляющими входами устройств управления доступом к платформам Московского метрополитена, в отличие от известных аналогов выполнена таким образом, что, по крайней мере, одно автоматизированное рабочее место кассира выполнено обеспечивающим возможность оплаты услуг телекоммуникационной подсистемы, в транспортную подсистему введены средства определения индивидуальных кодов проданных билетов с магнитной полосой, на которые нанесены идентификационные коды, предназначенные для обеспечения возможности доступа к платным услугам телекоммуникационной подсистемы, средства передачи в телекоммуникационную подсистему промежуточных кодов, однозначно соответствующих индивидуальным кодам, определенным с помощью средств определения, телекоммуникационная подсистема выполнена обеспечивающей предоставление телекоммуникационных услуг потребителю, сообщившему идентификационный код, нанесенный под непрозрачное защитной покрытие билета с магнитной полосой, проданного с помощью автоматизированного рабочего места кассира, при этом телекоммуникационная подсистема содержит средства определения идентификационного кода, нанесенного на билет с магнитной полосой по промежуточному коду, переданному с помощью средства передачи промежуточных кодов, а непрозрачное защитное покрытие выполнено с возможностью механического удаления. Для обеспечения возможности реализации указанного технического результата в способе предоставления телекоммуникационных услуг, заключающемся в том, что изготавливают билет Московского метрополитена с магнитной полосой, на магнитную полосу билета записывают индивидуальный код, дополнительно, на билет наносят совокупность символов, составляющую идентификационный код, область билета, на которую нанесен идентификационный код, покрывают непрозрачным защитным покрытием, выполненным с возможностью механического удаления, после чего при продаже билета в пункте оплаты Московского метрополитена производят определение индивидуального кода, нанесенного на магнитную полосу, принимают плату за проезд на Московском метрополитене и услуги телекоммуникационной подсистемы, после чего код, однозначно соответствующий индивидуальному коду проданного билета с магнитной полосой, передают на средства формирования базы данных идентификационных кодов проданных билетов с магнитной полосой, с помощью средств формирования базы данных идентификационных кодов определяют идентификационный код, нанесенный на проданный билет с магнитной полосой и указанный код заносят в базу данных идентификационных кодов проданных билетов с магнитной полосой, с проданного билета с магнитной полосой удаляют защитное покрытие, и после передачи сведений об идентификационном коде в телекоммуникационную подсистему предоставляют услуги телекоммуникационной подсистемы. В частных случаях выполнения билет может быть выполнен с нанесенной на него индивидуальной маркировкой, однозначно соответствующей индивидуальному коду. При этом индивидуальный код может однозначно соответствовать идентификационному коду, а в качестве индивидуального кода может использоваться номер (порядковый номер) билета. Или индивидуальная маркировка может соответствовать номеру билета. Для повышения надежности защиты идентификационного кода на один из слоев материала, из которого выполнен билет, может быть нанесена маска, обеспечивающая невозможность определения последовательности символов при наличии на билете неповрежденного защитного покрытия. Указанная маска может быть нанесена в виде отдельного слоя или напечатана на одном из слоев материала, из которого выполнен билет. Каждый из символов идентификационного кода может однозначно соответствовать определенной клавише или кнопке клавиатуры терминальных устройств сервисной компании, предоставляющей телекоммуникационные услуги, или каждый из символов идентификационного кода может однозначно соответствовать определенной клавише или кнопке клавиатуры терминальных устройств, используемых для доступа к услугам сервисной компании, предоставляющей телекоммуникационные услуги. В частном случае, каждый из символов идентификационного кода соответствует одной из цифр от 0 до 9. Для исключения возможности повреждения защитного покрытия на билете при его продаже символы идентификационного кода и, соответственно, защитное покрытие расположены на части билета, не имеющей механического контакта с устройством считывания и записи кода на магнитную полосу билета с магнитной полосой автоматизированного рабочего места кассира транспортной подсистемы. При этом защитное покрытие и магнитная полоса могут быть расположены на одной стороне билета или на разных сторонах билета. Также на билет может быть нанесена информация, характеризующая объем услуг, предоставляемых телекоммуникационной подсистемой и/или информация, характеризующая условия доступа к услугам телекоммуникационной подсистемы. Каждому из нанесенных на билеты идентификационному коду может соответствовать определенное число "сервисных единиц", определяющих объем услуг, предоставляемых телекоммуникационной системой. В частных случаях реализации автоматизированной системы в качестве кода, соответствующего проданному билету с магнитной полосой, используется индивидуальный код билета с магнитной полосой. Или в качестве кода, соответствующего проданному билету с магнитной полосой, используется зашифрованный индивидуальный код билета. Кроме того, каждому билету может соответствовать уникальный номер, а идентификационный код и уникальный номер могут быть связаны, для каждого билета, по известному оператору телекоммуникационной подсистемы алгоритму, находящемуся в соответствующей базе данных. Кроме того, в автоматизированную систему могут быть введены средства раздельного хранения информации о поступлении денежных средств за проезд на Московском метрополитене и услуги телекоммуникационной системы. В частном случае реализации способа для каждого идентификационного кода устанавливают объем услуг, предоставляемых телекоммуникационной подсистемой. Объем услуг, предоставляемых телекоммуникационной подсистемой после передачи ей идентификационного кода, может быть установлен в соответствии с видом билета с магнитной полосой. Для удобства потребителя телекоммуникационных услуг, после передачи сведений об идентификационном коде в телекоммуникационную подсистему, но до начала предоставления услуг телекоммуникационной подсистемой, формируют сообщение об объеме услуг, который может предоставить телекоммуникационная подсистема. В частном случае реализации способа производят раздельный учет средств, поступивших в счет оплаты проезда на Московском метрополитене и телекоммуникационных услуг. Ниже изобретение рассмотрено на примерах различных билетов с магнитной полосой и систем, предназначенных для осуществления способа с использованием билета Московского метрополитена с магнитной полосой. На фиг. 1 изображен билет Московского метрополитена с магнитной полосой со стороны магнитной полосы без защитного покрытия. На фиг. 2 изображен билет с магнитной полосой со стороны магнитной полосы с защитным покрытием, нанесенным поверх напечатанного на билете идентификационного кода. На фиг. 3 показана оборотная сторона билета с напечатанной на билете информацией о доступном объеме телекоммуникационных услуг. На фиг.4 представлена структурная схема автоматизированной системы оплаты проезда, проверки проездных документов и предоставления услуг телекоммуникационной подсистемы, где телекоммуникационная подсистема выполнена в виде телефонной сети, на фиг. 5 представлена структурная схема автоматизированной системы оплаты проезда, проверки проездных документов и предоставления услуг телекоммуникационной подсистемы, где телекоммуникационная подсистема выполнена в виде компьютерной сети, на фиг. 6 - функциональная схема станционного комплекса (входящего в состав транспортной подсистемы) Московского метрополитена, предназначенного для продажи и проверки билетов с магнитной полосой. На фиг. 7 - одна из схем реализации автоматизированного рабочего места кассира, на фиг. 8 - функциональная схема автоматического контрольного пункта, на фиг. 9 - блок-схема устройства кодирования билетов. На фиг. 1 - 3 показан билет, дающий возможность доступа к услугам телекоммуникационной подсистемы с магнитной полосой 1, предназначенной для записи индивидуального кода, дающего возможность проезда на Московском метрополитене. На лицевую (фиг. 1) сторону билета нанесена совокупность символов 2, составляющая идентификационный код, предназначенный для обеспечения возможности доступа к платным услугам телекоммуникационной подсистемы. Индивидуальный код, записанный на магнитную полосу 1, может соответствовать номеру 3 билета, напечатанному на билете. Каждый из символов идентификационного кода 2 может соответствовать определенной клавише или кнопке клавиатуры терминальных устройств (например, телефонных аппаратов), либо, при использовании в телекоммуникационной системе терминалов с нестандартной клавиатурой, каждый из символов идентификационного кода 2 может однозначно соответствовать определенной клавише или кнопке клавиатуры терминальных устройств сервисной компании, предоставляющей телекоммуникационные услуги. Также каждый из символов идентификационного кода может соответствовать либо одной из цифр от 0 до 9, либо и цифрам и буквам латинского алфавита, нанесенным на клавиатуру или диск телефонного аппарата. В том случае, если предусматривается продажа только определенного объема телекоммуникационных услуг, число "сервисных единиц" 5, соответствующее объему оплаченных при покупке билета услуг (например, доступное время телефонных переговоров), может не указываться на билете, либо наноситься билет при его изготовлении (фиг. 1 - 2). В противном случае, соответствующая информация 5, характеризующая объем услуг, предоставляемых телекоммуникационной подсистемой, наносится на билет при продаже или при проходе пассажира на платформу Московского метрополитена и печати на билет сведений транспортной подсистемы (фиг. 3). Для удобства клиентов на билет может быть нанесена информация, характеризующая условия доступа к услугам телекоммуникационной подсистемы. После печати на билете идентификационного кода поверх напечатанного кода наносится непрозрачное защитное покрытие 6 (фиг. 2), препятствующее прочтению идентификационного кода. Указанное покрытие может быть выполнено, например, из пигментированного каучука, другого пластичного материала или клеевой ленты и должно хорошо удаляться с билета для обеспечения возможности доступа к идентификационному коду. Для предотвращения возможности выявления нанесенного на билет идентификационного кода при наличии на нем защитного покрытия, например путем просвечивания билета, на билет наносится специальная маска. Маска находится в области билета, в которой напечатан идентификационный код, и может быть выполнена из металлической фольги, наклеенной на билет или вклеенной между слоями листового материала, из которого изготовлен билет. Также указанная маска может быть нанесена методом глубокой печати, а краситель, из которого она выполняется, должен иметь оптическую плотность, достаточную для предотвращения возможности просвечивания билета. При нанесении идентификационного кода со стороны, противоположной магнитной полосе, в качестве маски может быть использована магнитная полоса билета. Автоматизированная система для предоставления транспортных услуг Московского метрополитена и телекоммуникационных услуг (АС) (фиг. 4) состоит из центрального сервера 7 транспортной подсистемы 8, соединенного системным мультиплексным информационным каналом 9 со станционными комплексами (СК) 10 Московского метрополитена. Центральный сервер транспортной подсистемы соединен информационным каналом 11 с центральным сервером 12 телекоммуникационной подсистемы 13, под управлением которого работает центральная автоматическая телефонная станция (АТС) 14 телекоммуникационной подсистемы, к которой линиями связи 15 подключены терминалы 16 телекоммуникационной подсистемы, например обычные телефонные аппараты или сотовые телефоны. АТС 14 через информационный канал 17 может иметь выход на одну или несколько районных АТС 18 и, через соответствующий информационный канал 19, может иметь доступ к междугородней и/или международной телефонной сети. Районная АТС 18 через соответствующие линии связи 20 соединена с абонентскими телефонными установками 21. На схеме, изображенной на фиг. 5, показан вариант АС, обеспечивающей возможность доступа к сети Интернет. В этом случае центральный сервер 12 телекоммуникационной подсистемы 13 объединяет компьютеры 23 пользователей в локальную сеть через каналы 22. Через информационный канал 24 центральный сервер 12 соединен с сервером 25, через каналы 27 объединяющим в локальную сеть компьютеры 28, а через канал 26 центральный сервер 12 имеет доступ в сеть Интернет. Центральный сервер 7 транспортной системы так же, как и в предыдущем примере, соединен информационным каналом 11 с центральным сервером 12 телекоммуникационной подсистемы. Станционные комплексы 10 (фиг. 6) содержат станционный сервер 29, подключенный к системному мультиплексному каналу 9, а также к первому станционному мультиплексному информационному каналу 30, к которому подключаются автоматизированные рабочие места 31 кассиров, и ко второму станционному мультиплексному каналу 32, к которому подключаются автоматические контрольные пункты 33. Автоматизированное рабочее место 31 кассира содержит (фиг. 7) кассовый аппарат, выполненный в виде персонального компьютера 34, содержащего встроенные клавиатуру, устройство отображения (например, жидкокристаллическую матрицу или дисплей с электронно-лучевой трубкой) и принтер. Компьютер 34 с помощью встроенного устройства сопряжения (например, модема) подключен к мультиплексному каналу 30, кроме того к компьютеру 34 подключен блок считывания 35 кода с магнитной полосы билета с магнитной полосой. При необходимости, блок 35 может осуществлять запись нового кода на магнитную полосу билета с магнитной полосой. Автоматический контрольный пункт 33 (фиг. 8) содержит модуль 36 центрального процессора, подключенный ко второму станционному мультиплексному информационному каналу 32 через устройство сопряжения 37 (например, модем). К модулю 36 через соответствующие устройства сопряжения подключены блок 38 считывания кода с магнитной полосы билета с магнитной полосой. Блок 38 считывания кода, при необходимости, может осуществлять запись кода на магнитную полосу билета. Автоматический контрольный пункт также содержит печатающее устройство 39, предназначенное для нанесения информации транспортной подсистемы и, при необходимости, доступного числа "сервисных единиц" телекоммуникационной подсистемы, блок памяти 40, блок управления 41 приводом турникета и турникет 42. Блок памяти 40 предназначен для хранения программ и данных, необходимых для нормальной работы автоматического контрольного пункта 30. Устройство для кодирования билетов (фиг. 9) содержит модуль 43 центрального процессора, к которому подключен первый блок памяти 44, предназначенный для хранения программ и данных, необходимых для формирования индивидуальных кодов билетов и управления работой блоков, подключенных к модулю центрального процессора. К модулю центрального процессора также подключен второй блок памяти 45, предназначенный для хранения программ и/или данных, необходимых для формирования идентификационных кодов, однозначно соответствующих индивидуальным кодам билетов с магнитной полосой. Также к модулю центрального процессора 43 подключено печатающее устройство 46, предназначенное для нанесения идентификационных кодов на билеты, и устройство 47 записи индивидуальных кодов на магнитные полосы билетов. Ниже рассмотрены примеры реализации заявленного способа предоставления транспортных услуг Московским метрополитеном и телекоммуникационных услуг с использованием автоматизированной системы для предоставления транспортных услуг Московского метрополитена и телекоммуникационных услуг и билета Московского метрополитена с магнитной полосой. На начальном этапе реализации способа изготавливают заготовки билетов с магнитной полосой. Задают способ формирования таблицы соответствия индивидуальных кодов билетов и идентификационных кодов, предназначенных для нанесения на билет. Соответствие индивидуальных кодов может быть задано как в табличном виде, так и виде шифровального алгоритма с соответствующим ключом. Сведения, позволяющие установить связь индивидуальных кодов с идентификационными кодами, хранят в соответствующей базе данных телекоммуникационной подсистемы и, при необходимости, в базе данных транспортной подсистемы и заносят во второй блок памяти 45. При поступлении заготовок билетов с магнитной полосой для кодирования с помощью модуля 43 центрального процессора устройства для кодирования билетов для каждого билета формируют индивидуальный код, например уникальный или порядковый номер билета, и в соответствии с данными, хранящимися во втором блоке памяти 45, формируют идентификационные коды, однозначно соответствующие индивидуальным кодам. Затем с помощью печатающего устройства 46 и устройства 47 записи на билетах печатают идентификационные коды, и индивидуальные коды записывают на магнитные полосы билетов. Также с помощью печатающего устройства на билеты могут наноситься данные, соответствующие индивидуальным кодам билетов. Кроме того, на магнитную полосу билета может быть записана информация, характеризующая вид билета (месячный или квартальный проездной билет или билет на одну или несколько поездок), а также стоимость билета и срок его действия. Указанная информация или ее отдельные составляющие могут быть использованы как часть индивидуального кода билета. Возможен вариант, при котором формирование индивидуальных кодов билетов и запись указанных кодов на магнитные полосы билетов осуществляется на отдельном устройстве, а устройство для кодирования билетов считывает записанную на магнитные полосы информацию и в соответствии со считанной информацией формирует идентификационные коды, которые затем печатаются на билетах. В этом случае в устройстве для кодирования билетов устройство 47 записи индивидуальных кодов заменяется устройством для считывания индивидуальных кодов. Затем поверх нанесенного идентификационного кода на каждый билет наносят непрозрачное защитное покрытие, которое может быть выполнено из пигментированного каучука или другого эластичного вещества. Также покрытие может быть выполнено из непрозрачной клейкой пластиковой ленты или непрозрачной ленты, края которой привариваются к билету. Для использования в транспортной подсистеме, при необходимости, изготавливаются билеты с магнитной полосой без идентификационного кода, которые могут быть использованы только при проходе пассажиров на посадку на поезда Московского метрополитена. Билеты с нанесенным идентификационным кодом и без нанесенного кода поступают для продажи на пункты оплаты транспортной подсистемы (кассы Московского метрополитена), на которых установлены автоматизированные рабочие места кассиров. При покупке билета пассажир выбирает вид билета (месячный или разовый и т. п.) и тип билета (с кодом или без кода) и, при необходимости, объем услуг телекоммуникационной подсистемы. На пунктах оплаты с помощью автоматизированных рабочих мест 28 кассира принимают плату за транспортные услуги и формируют основную совокупность данных, позволяющую получать доступ к транспортным услугам (осуществлять проход на посадку на поезда Московского метрополитена) в объеме, соответствующем принятой плате за транспортные услуги или виду билета, после считывания информации с магнитной полосы билета. Данные указанной совокупности, например число оплаченных поездок или срок действия месячного проездного билета, могут быть записаны на магнитную полосу билета. Вместо записи на магнитную полосу билета данные основной совокупности данных могут быть занесены в память станционного сервера или центрального сервера транспортной подсистемы. При желании покупателя оплатить услуги телекоммуникационной подсистемы кассир принимает деньги за услуги Московского метрополитена и телекоммуникационной подсистемы и обеспечивает ввод в память компьютера 34 с помощью клавиатуры необходимой информации, например указание суммы оплаты услуг телекоммуникационной подсистемы и суммы, предъявленной для оплаты. Затем кассир обеспечивает определение индивидуального кода билета транспортной подсистемой путем считывания кода с магнитной полосы 1 с помощью блока считывания 35. (Для предотвращения повреждения защитного покрытия блоком считывания защитное покрытие располагают в части билета, не имеющей механического контакта с блоком считывания кода.) В случае возможности удовлетворения всех условий, например, если предъявленная сумма не менее требуемой, компьютер 34 запрашивает подтверждение и после подтверждения печатает торговый чек, на котором указываются все необходимые реквизиты произведенной операции, например сумма оплаты услуг телекоммуникационной подсистемы, предъявленная сумма, сумма сдачи, номер и вид билета. Далее компьютер 34 формирует дополнительную совокупность данных, подтверждающую принятие платы за телекоммуникационные услуги. Данные дополнительной совокупности данных заносятся в память станционного сервера или центрального сервера транспортной подсистемы. Предпочтительным вариантом с точки зрения затрат на предоставление услуг телекоммуникационной подсистемы и защиты от несанкционированных воздействий является занесение данных дополнительной совокупности данных в память станционного сервера. При необходимости, может быть организован раздельный учет денежных средств, поступивших для оплаты транспортных и телекоммуникационных услуг. В одном из вариантов реализации способа возможно соответствие вида билета и объема телекоммуникационных услуг, доступных владельцу билета. Например, может быть задано, что доступное время телефонных переговоров прямо пропорционально числу поездок, на которое рассчитан билет. После продажи билета с нанесенным на него идентификационным кодом, данные, однозначно соответствующие индивидуальному коду билета, которых достаточно для восстановления идентификационного кода, передаются в банк данных телекоммуникационной подсистемы (например, на центральный сервер 12 телекоммуникационной подсистемы) по информационному каналу 11. В качестве таких данных может быть использован идентификационный код, передаваемый по защищенному, например, криптографическому каналу или исходные данные, на основании которых идентификационный код был сформирован, например индивидуальный код билета. Поступившая на сервер 12 информация обрабатывается средствами формирования базы данных идентификационных кодов проданных билетов с магнитной полосой для определения (восстановления) идентификационного кода и, при необходимости, числа "сервисных единиц" или суммы оплаты, соответствующей каждому идентификационному коду. В частном случае, идентификационный код восстанавливается из уникального номера билета по известному оператору (серверу) телекоммуникационной подсистемы криптографическому алгоритму. Из идентификационных кодов, переданных из транспортной подсистемы в телекоммуникационную подсистему или восстановленных в телекоммуникационной подсистеме, и данных, характеризующих соответствующий каждому идентификационному коду объем оплаченных услуг, формируется база данных идентификационных кодов проданных билетов, используемая при предоставлении услуг телекоммуникационной подсистемы. Для доступа к транспортным услугам Московского метрополитена (прохода на платформу или посадки на поезд) потребитель загружает билет в блок 38 считывания кода автоматического контрольного пункта 33, который считывает код, записанный на магнитную полосу билета, и передает считанную информацию для обработки модулем 36 центрального процессора. Модуль 36 центрального процессора восстанавливает основную совокупность данных, для чего, при необходимости, через устройство сопряжения 37 и соответствующие мультиплексные информационные каналы запрашивается информация у станционного сервера или центрального сервера транспортной подсистемы. После этого определяется возможность предоставления транспортных услуг в соответствии со считанными сведениями и основной совокупностью данных, например, устанавливается число неиспользованных поездок, соответствующее билету, или срок его действия. При установлении возможности предоставления транспортных услуг Московского метрополитена модуль 36 центрального процессора формирует сигнал (например, путем установки соответствующего системного флага) возможности доступа к транспортным услугам, обеспечивающий блокировку системы блокировки доступа к транспортным услугам. Сигнал блокировки поступает на блок управления 41 приводом турникета 42, привод турникета отключается, и пассажир может беспрепятственно проходить на посадку на платформу Московского метрополитена. При отсутствии возможности предоставления транспортных услуг привод турникета не отключается и турникет препятствует попыткам пройти на посадку. В том случае, если билет, используемый для прохода на посадку, является билетом на определенное число поездок, при формировании сигнала блокировки обеспечивается списание одной поездки путем изменения сведений в базе данных транспортной подсистемы или путем записи новых данных на магнитную полосу билета. Сведения, считанные с магнитной полосы билета при проходе пассажира на посадку, могут быть использованы для определения доступного владельцу билета объема телекоммуникационных услуг или для определения суммы, потраченной владельцем билета на оплату услуг телекоммуникационной подсистемы. Информация, необходимая для установления суммы оплаты или доступного объема услуг телекоммуникационной подсистемы, может быть запрошена у центрального сервера 12 телекоммуникационной подсистемы через станционный сервер 26 и центральный сервер 7. Сообщение о доступном пользователю объеме услуг телекоммуникационной подсистемы формируется сервером 12, передается на автоматический контрольный пункт и число "сервисных единиц", соответствующее сумме оплаты услуг или оставшемуся в распоряжении пользователя объема услуг, печатается с помощью печатающего устройства 39 на билете одновременно со служебной информацией транспортной подсистемы (например, номер автоматического контрольного пункта, время и дата прохода через автоматический контрольный пункт, оставшееся число поездок). В частном случае реализации способа, определяется некоторое количество билетов, при покупке которых может быть произведена оплата телекоммуникационных услуг. При этом считается, что идентификационные коды, которые нанесены на билеты в пределах указанного количества билетов, соответствуют оплаченным услугам телекоммуникационной подсистемы. При доступе к услугам телекоммуникационной подсистемы такие коды считаются действующими. Транспортная подсистема указанным выше образом формирует базу данных индивидуальных кодов в пределах установленного количества, а сведения о проданных билетах накапливаются и время от времени передаются в телекоммуникационную подсистему для нескольких билетов одновременно. Сведения о проданных билетах могут передаваться в телекоммуникационную подсистему периодически, например раз в сутки, или при продаже определенного количества билетов. Переданные таким образом сведения учитываются при уточнении базы данных действующих идентификационных кодов. Для получения услуг телекоммуникационной подсистемы пользователь удаляет защитное покрытие с идентификационного кода билета и получает доступ к коду. После этого пользователь подключается к телекоммуникационной подсистеме. Для этого могут быть использованы терминалы 16 (телефонные установки или компьютеры, оснащенные модемами) телекоммуникационной подсистемы, подключаемые к центральному серверу 12 телекоммуникационной подсистемы через АТС 14 (фиг. 4) или компьютеры 23, имеющие прямое подключение к центральному серверу 12 телекоммуникационной подсистемы. Также могут быть использованы терминалы, не имеющие прямого соединения с телекоммуникационной подсистемой, например телефонные установки 21 или компьютеры 28, подключаемые к телекоммуникационной подсистеме через соответственно АТС 18 или сервер 25. При использовании терминалов, не имеющих прямого подключения к телекоммуникационной подсистеме, пользователь выполняет операции, необходимые для установления соединения терминала с телекоммуникационной подсистемой, например набирает соответствующий телефонный номер или указывает URL или IP адрес сервера 12 в Интернете. Последовательность операций, которые надо произвести для доступа к телекоммуникационным услугам, может быть указана на билете. Например: "Для междугородного разговора с домашнего телефонного аппарата наберите 10-100, затем после длинного гудка идентификационный код, затем код города и номер абонента". После установления соединения пользователь набирает на клавиатуре компьютера или телефонного аппарата или путем вращения телефонного диска символы идентификационного кода. Набранный код передается оператору телекоммуникационной подсистемы (например, на сервер 12), который сверяет переданный код со сведениями базы данных действующих идентификационных кодов и определяет возможность предоставления услуг телекоммуникационной подсистемы и объем доступных услуг. После этого, при возможности выбора, пользователь выбирает услуги телекоммуникационной подсистемы и пользуется ими в объеме, соответствующем принятой плате за телекоммуникационные услуги. В качестве услуг могут быть предложены: справочно-информационные услуги, услуги Интернет, услуги междугородной или международной телефонной связи, услуги по бронированию или заказу билетов и т.д. Вид предоставляемых услуг может быть выбран пользователем путем набора соответствующего кода на терминальном устройстве, а сведения о доступном пользователю объеме услуг могут передаваться на соответствующих стадиях доступа к услугам телекоммуникационной подсистемы. Например, при выборе пользователем услуг международной связи ему передается информация о доступном времени телефонных переговоров. По окончании сеанса доступа пользователя к услугам телекоммуникационной подсистемы, например после окончания телефонных переговоров, происходит учет расхода пользователем "сервисных единиц" и в том случае, если объем оплаты превысил стоимость использованных услуг, в базе данных телекоммуникационной подсистемы корректируются сведения о доступном объеме услуг. В том случае, если пользователь воспользовался услугами телекоммуникационной подсистемы в объеме, соответствующем оплате, идентификационный код исключается из базы данных действующих идентификационных кодов. Источники информации:1. Патент Великобритании N 2316910, опубликован 11.03.98. 2. Патент РФ N 2121163, опубликован 27.10.98. 3. Заявка на патент ЕПВ N 0471896, опубликована 26.02.92.
Класс G07B15/00 Устройства для сбора платы за проезд или платы за вход у контрольного пункта
Класс H04M17/00 Телефонные системы с предварительной оплатой
Класс B42D15/00 Печатные материалы специального формата или назначения, не отнесенные к другим подклассам