движительно-рулевое устройство судна

Классы МПК:B63H25/46 управление или динамическая постановка на якорь с использованием реактивной тяги
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Благирев Алексей Вячеславович
Приоритеты:
подача заявки:
1999-01-27
публикация патента:

Изобретение относится к судостроению и касается создания движительно-рулевых судовых устройств. Движительно-рулевое устройство предназначено преимущественно для скоростного катера. Движительно-рулевое устройство содержит водометный движитель, сопло, закрепленную на нем заслонку заднего хода и систему управления. Сопло выполнено поворотным вокруг вертикальной оси. Система управления включает в себя рычаг управления. Рычаг кинематически соединен с осями. Оси расположены продольно и поперечно относительно продольной оси судна и соответственно связаны с исполнительным механизмом поворота сопла и одновременно с исполнительным механизмом поворота заслонки заднего хода и механизмом управления двигателем. Механизм управления двигателем выполнен таким образом, что при перемещении рычага управления из нейтрального положения в положение "вперед" и "назад" увеличивается число оборотов двигателя. Оси поворота сопла и заслонки могут быть взаимно перпендикулярными в проекции на вертикальную поперечную плоскость. Технический результат реализации изобретения заключается в создании простой и удобной конструкции движительно-рулевого устройства, позволяющей эффективно управлять судном. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

1. Движительно-рулевое устройство судна, преимущественно скоростного катера, содержащее водометный движитель, сопло, закрепленную на нем заслонку заднего хода и систему управления, отличающееся тем, что сопло управления включает в себя рычаг управления, кинематически соединенный с осями, расположенными продольно и поперечно относительно продольной оси судна и соответственно связанными с исполнительным механизмом поворота сопла и одновременно с исполнительным механизмом поворота заслонки заднего хода, и механизм управления двигателем, а механизм управления двигателем выполнен таким образом, что при перемещении рычага управления из нейтрального положения в положение "вперед" и "назад" увеличивается число оборотов двигателя.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что оси поворота сопла и заслонки заднего хода взаимно перпендикулярны в проекции на вертикальную поперечную плоскость.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению, в частности к узлам скоростных катеров.

Известно движительно-рулевое устройство судна (см. Авторское свидетельство СССР N441196, кл. В 63 H 25/08 от 30.08.74), содержащее водометный движитель и две заслонки, смонтированные на соосных валах, систему управления.

Недостатком известного устройства является сложность конструкции и, как следствие этого, низкая эффективность управляющего комплекса.

Наиболее близким к предлагаемому устройству является движительно-рулевое устройство судна (см. Авторское свидетельство СССР N977280, кл. В 63 H 25/46 от 30.12.82), содержащее водометный движитель, сопло, закрепленную на нем заслонку заднего хода и систему управления.

Указанное устройство имеет те же недостатки, что и предыдущее устройство, которые в большей степени обусловлены сложностью системы управления.

Технический результат, который достигается от использования предлагаемого предложения, заключается в создании простой и удобной конструкции, позволяющей эффективно управлять судном.

Указанный технический результат достигается тем, что в движительно-рулевом устройстве судна, содержащем водометный движитель, сопло, закрепленную на нем заслонку заднего хода и систему управления, сопло выполнено поворотным вокруг вертикальной оси, а система управления включает в себя рычаг управления, кинематически соединенный с осями, расположенными продольно и поперечно относительно продольной оси судна и соответственно связанными с исполнительным механизмом поворота сопла и одновременно с исполнительным механизмом поворота заслонки заднего хода и механизмом управления двигателем, механизм управления двигателем выполнен таким образом, что при перемещении рычага управления из нейтрального положения в положение "вперед" и "назад" увеличивается число оборотов двигателя. Кроме того, оси поворота сопла и заслонки заднего хода взаимно перпендикулярны в проекции на вертикальную поперечную плоскость.

Сущность предложения поясняется чертежом, где представлена схема движительно-рулевого устройства.

Движительно-рулевой комплекс катера 1 состоит из двигателя 2, водометного движителя 3, рычага 4 управления движением катера. Водометный движитель состоит из водозаборника 5, рабочего колеса 6 с валом 7, спрямляющего аппарата 8, поворотного сопла 9, реверсивной камеры 10 и заслонки заднего хода 11, причем реверсивная камера и заслонка заднего хода находятся на поворотном сопле.

Поворотное сопло имеет возможность поворачиваться вокруг своей вертикальной оси 12. Заслонка заднего хода имеет возможность поворачиваться вокруг своей оси 13, перпендикулярной оси сопла. Вал двигателя 1 через компенсирующую муфту 14 связан с валом водометного движителя. Рычаг 4 управления движением катера 1 имеет возможность поворота вокруг двух взаимно перпендикулярных осей 15 и 16, причем одна из осей 15 направлена вдоль осевой линии катера.

Работает устройство следующим образом.

При повороте рычага управления вокруг оси 15 в направлении, перпендикулярном осевой линии катера, вправо или влево происходит передача этого движения (механическим, электрическим или гидравлическим способом) через механизм привода 17 и механизм исполнения 18 на поворотное сопло 9 водометного движителя 2, которое, в свою очередь, поворачивает струю воды; возникает боковая сила и, как результат, катер совершает маневр соответственно вправо или влево.

При повороте рычага 4 управления вокруг оси 16 в направлении движения катера вперед происходит передача этого движения (механическим, электрическим или гидравлическим способом) через механизм привода 19 и механизм исполнения 20 на заслонку 11 заднего хода, а также через механизм 21 регулирования оборотов двигателя, причем передача движения на заслонку заднего хода происходит сразу после начала движения рычага 4 управления вперед, заслонка 11 поднимается в верхнее открытое положение и не препятствует прямому выходу струи воды из сопла 9, появляется реактивная тяга, катер начинает двигаться вперед. При дальнейшем движении рычага управления вперед происходит постепенное увеличение оборотов двигателя от минимальных до максимальных, соответственно увеличивается скорость катера на прямом ходу. При повороте рычага управления вокруг оси 16 в направлении движения катера назад происходит передача этого движения (механическим, электрическим или гидравлическим способом) через механизм привода 19 и механизм исполнения 20 на заслонку 11 заднего хода, а также через механизм 21 регулирования оборотов двигателя, причем передача движения на заслонку 11 заднего хода происходит сразу после начала движения рычага 4 управления назад, заслонка 11 опускается в нижнее закрытое положение и закрывает реверсивную камеру 10 для прямого выхода струи воды из сопла. Из реверсивной камеры струя воды выходит через выбросное окно 22, появляется реактивная тяга заднего хода, катер начинает двигаться назад. При дальнейшем движении рычага 4 управления назад происходит постепенное увеличение оборотов двигателя от минимальных до максимальных, соответственно увеличивается скорость катера на заднем ходу. Таким образом, при повороте рычага 4 управления вокруг двух осей 15 и 16 происходит управление всеми системами катера, отвечающими за его движение и маневрирование, причем все системы в такой связи не зависят друг от друга.

Класс B63H25/46 управление или динамическая постановка на якорь с использованием реактивной тяги

подруливающее устройство -  патент 2519610 (20.06.2014)
способ и система для создания потенциала по поверхности тела -  патент 2350507 (27.03.2009)
выдвижная роторная движительно-рулевая колонка -  патент 2282559 (27.08.2006)
водометное подруливающее устройство -  патент 2248915 (27.03.2005)
активный носовой бульб судна -  патент 2228874 (20.05.2004)
поворотно-откидная колонка -  патент 2219101 (20.12.2003)
роторный водометный движитель -  патент 2219098 (20.12.2003)
роторно-пластинчатый водометный движитель -  патент 2148525 (10.05.2000)
устройство для активного управления судном -  патент 2142894 (20.12.1999)
подруливающее устройство -  патент 2059529 (10.05.1996)
Наверх