энергетическая установка
Классы МПК: | B64D41/00 Силовые установки вспомогательного назначения F16H41/00 Гидравлические или пневматические передачи вращения гидродинамического типа |
Автор(ы): | Родионов В.П., Думов В.И., Михайлов Ю.Н., Слугин В.Г., Белоусов Ю.С. |
Патентообладатель(и): | Родионов Виктор Петрович, Думов Виктор Израилевич, Михайлов Юрий Николаевич, Слугин Валерий Георгиевич, Белоусов Юрий Сергеевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-02-18 публикация патента:
20.09.2000 |
Изобретение относится к области энергетического машиностроения и может быть использовано в энергетических установках летательных аппаратов и наземных транспортных средств. Энергетическая установка содержит гидродинамические преобразователи одинакового направления вращения, генератор переменного тока стабильной частоты, устройство переключения подачи рабочей жидкости в гидродинамические преобразователи, насос подачи рабочей жидкости с приводным валом. Гидродинамические преобразователи, связанные шестеренными передачами, применяются в качестве привода генератора. При этом каждый гидродинамический преобразователь работает при изменении передаточных отношений не более чем в 1,7 раз. Такое выполнение установки позволит обеспечить работу с высоким КПД в широком диапазоне частоты вращения и полную нагрузку генератора. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Энергетическая установка, преимущественно для транспортного средства, включающая гидродинамические преобразователи одинакового направления вращения, насосные колеса которых связаны с валом приводного двигателя, а турбинные колеса связаны с валом генератора переменного тока стабильной частоты, устройство переключения подачи рабочей жидкости в гидродинамические преобразователи, насос подачи рабочей жидкости с приводным валом, отличающаяся тем, что в ней количество гидродинамических преобразователей Z, связанных между собой при помощи устройства переключения подачи рабочей жидкости, выбирается из условияnдв max/ nдв min

где nдв max - максимальная частота вращения вала приводного двигателя;
nдв min - минимальная частота вращения вала приводного двигателя,
а приводной вал насоса подачи рабочей жидкости связан с валом генератора, и его напорная полость каналами соединена с устройством подачи рабочей жидкости во внутренние полости гидродинамических преобразователей. 2. Энергетическая установка транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что для работы на режимах отключения генератора от электросети, она снабжена дополнительным насосом, приводимым от вала приводного двигателя, и дополнительным струйным насосом, сопло которого связано с напорной полостью дополнительного насоса, а камера всасывания струйного насоса соединена каналами, через устройство переключения подачи рабочей жидкости, с внутренними полостями гидродинамических преобразователей и внутренней полостью генератора.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области энергетического машиностроения и может быть использовано в энергетических установках летательных аппаратов и наземных транспортных средств. Широко известны энергетические установки, применяемые в летательных аппаратах, в которых используется гидродинамический преобразователь крутящего момента, насосное колесо которого связано с валом приводного авиационного двигателя, а турбинное колесо связано с валом генератора переменного тока стабильной частоты (См. SU 1420864, 15.07.94). В известных энергетических установках с гидродинамическими преобразователями на летательных аппаратах диапазон изменения частоты вращения приводного вала двигателя примерно равен двум. В этих энергетических установках происходит существенное снижение КПД с 88% до 65% из-за большого диапазона изменения частоты вращения входного вала. Кроме того, в известных энергетических установках при минимальных значениях частоты вращения приводного вала на валу турбины гидродинамического преобразователя снижается мощность примерно в два раза. Чтобы обеспечить номинальную мощность генератора на всех режимах обычно производят переразмеривание рабочих колес насоса и турбины, что приводит к еще большему снижению КПД известных энергетических установок. При работе в более широком диапазоне частоты вращения входного вала в межлопаточных каналах рабочих колес гидродинамических преобразователей могут возникать кавитационные явления, вызывающие колебания частоты тока генератора. В известных энергетических установках, на режимах работы генератора в выключенном состоянии и с отключением от электросети летательного аппарата частота вращения генератора сохраняется постоянной, что приводит к уменьшению ресурса генератора и дополнительным энергетическим затратам. В наземных транспортных средствах работа энергетической установки с нагрузкой генератора обычно составляет не более 20% от времени работы маршевых двигателей. Для повышения ресурса и КПД энергетических установок режимы работы с остановленным или вращающимся с низкой частотой валом генератора при работающем маршевом двигателе являются целесообразными. Проведенные нами исследования показали, что гидродинамический преобразователь крутящего момента в составе энергетической установки может обеспечить высокий КПД (более 80%) и полную нагрузку генератора, когда диапазон изменения передаточных отношений(nm/nнас)max/(nm/nнас)min составляет величину не более 1,7
(nm - частота ращения турбинного колеса,
nнас - частота вращения насосного колеса). Поэтому в наземных транспортных средствах с бензиновыми или дизельными двигателями, в которых частота вращения вала изменяется в два и более раз, для обеспечения полной мощности применение энергетических установок с одним гидродинамическим преобразователем становится не эффективным из-за низкого КПД и высокого тепловыделения в рабочую жидкость. Мы предлагаем для достижения высокого КПД энергетической установки в полном диапазоне изменения частоты вращения входного вала в качестве привода одного генератора применять несколько гидродинамических преобразователей, связанных шестеренными передачами, каждый из которых работает при изменении передаточных отношений (nm/nнас)max/(nm/nнас)min не более чем в 1,7 раз. Таким образом, если обозначить количество гидродинамических преобразователей в энергетической установке буквой Z, то диапазон изменения передаточных отношений для обеспечения режимов работы с высоким КПД каждого гидродинамического преобразователя должен составлять величину не более (1,7)z. Если частоту вращения входного вала гидродинамического преобразователя обозначить буквой nдв, то при постоянстве частоты вращения вала генератора nгconst и, следовательно, nmconst диапазон изменения передаточных отношений гидродинамического преобразователя (nm/nдв)max/(nm/nдв)min можно записать так nдв max/nдв min. Тогда диапазон частоты вращения входного вала для обеспечения работы гидродинамических преобразователей с КПД выше 80% можно записать так
nдв max/nдв min

где nдв max - максимальная частота вращения вала приводного двигателя,
nдв min - минимальная частота вращения вала приводного двигателя,
Z - количество гидродинамических преобразователей. Для удобства выбора оптимального числа гидродинамических преобразователей условие (1) выразим так:
log(nдв max/nдв min)



4,4 log(nдв max/nдв min). Целью изобретения является обеспечение работы энергетической установки с высоким КПД в широком диапазоне частоты вращения вала приводного двигателя и обеспечения полной нагрузки генератора, а также повышения надежности, ресурса и КПД на режимах отключения генератора от электросети транспортного средства. Поставленная цель достигается тем, что в энергетической установке, включающей насос подачи рабочей жидкости с приводным валом, гидродинамические преобразователи одинакового направления вращения, в которых насосные колеса соединены с валом приводного двигателя, а турбинные колеса связаны с валом генератора переменного тока стабильной частоты, и содержащей устройство переключения подачи рабочей жидкости в каждый гидродинамический преобразователь, количество которых выбирается из условия
nдв max/nдв min

где nдв max - максимальная частота вращения вала приводного двигателя;
nдв min - минимальная частота вращения вала приводного двигателя,
а приводной вал насоса подачи рабочей жидкости связан напрямую или через шестеренную передачу с валом генератора, и его напорная полость поочередно соединена каналами через устройство переключения подачи рабочей жидкости во внутренние полости гидродинамических преобразователей. Кроме того, на режимах отключения генератора от электросети энергетическая установка снабжена дополнительным насосом, приводимым от вала приводного двигателя и дополнительным струйным насосом, сопло которого связано с напорной полостью дополнительного насоса, а камера всасывания струйного насоса каналами соединена через устройство переключения подачи рабочей жидкости с внутренними полостями гидродинамических преобразователей. На чертеже схематически изображена в качестве примера предлагаемая энергетическая установка транспортного средства. Представленная энергетическая установка содержит два гидродинамических преобразователя 1 и 2, насосные колеса 3, 4 которых связаны шестеренными передачами 5, 6 с входным валом 7, соединенным с раздаточной коробкой приводного двигателя, а турбинные колеса 8, 9 через шестеренные передачи 10, 11, 12 соединены с валом 13, который связан при помощи рессоры 14 с валом 15 генератора 16. На валу генератора 16 установлен насос подачи рабочей жидкости 17, который каналами 18, 19 соединен с выходом дополнительного центробежного насоса 20, вход которого соединен каналом 21 с емкостью 22 рабочей жидкости. Дополнительный центробежный насос 20 шестеренной передачей 23 связан с валом 7. Выход 24 насоса подачи рабочей жидкости 17 каналами 25, 26 соединен с краном 27, управляемым электромагнитом 28, а каналом 29 соединен с системой регулирования 30 частоты тока генератора 16. Кран 27 каналом 31 соединен с выходом 32 из внутренней полости 33 гидродинамического преобразователя 1 и каналом 34 соединен с выходом 35 из внутренней полости 36 гидродинамического преобразователя 2. Кроме того, каналами 37, 38 кран 27 подключен к камере всасывания дополнительного струйного насоса 39, сопло 40 которого соединено каналом 19 с выходом насоса 20, а выход струйного насоса 39 каналом 41 соединен с емкостью рабочей жидкости 22. Каналами 42 и 43 кран 27 соединен с соплами 44,45 струйного насоса 46 генератора 16, а каналом 47 - с устройством 48 переключения подачи рабочей жидкости в гидродинамические преобразователи 1 и 2. Устройство 48 переключения подачи рабочей жидкости соединено каналами 49 и 19 с выходом дополнительного насоса 20 и каналом 50 с входом 51 во внутреннюю полость 33 гидродинамического преобразователя 1, а каналом 52 с входом 53 во внутреннюю полость 36 гидродинамического преобразователя 2. Во внутренней полости 33 гидродинамического преобразователя 1 установлен направляющий аппарат 54, лопатки 55 которого поворачиваются при помощи зубчатых секторов 56, жестко закрепленных на осях лопаток 55. Зубчатые сектора 56 соединены внутренним зацеплением с зубчатым венцом 57, связанным со штоком-рейкой 58 сервопоршня 59. На сервопоршень 59 воздействует давление рабочей жидкости, поступающей по каналам 60 и 61 от системы регулирования 30 частоты тока генератора 16. Со штоком-рейкой 58 сервопоршня 59 связан также зубчатый венец 62, зубчатые сектора 63 и лопатки 64 направляющего аппарата 65 гидродинамического преобразователя 2. На валу 15 генератора 16 размещен насос-сепаратор 66, который отделяет воздух из рабочей жидкости, поступающей из струйного насоса 46. Чистая жидкость по каналу 68 направляется в емкость рабочей жидкости 22, а воздух и пары по каналам 69 возвращаются во внутреннюю полость 67 генератора 16. Электромагнит 28 крана 27 соединен проводом 70 с системой управления энергетической установкой (не показана). Предлагаемая энергетическая установка имеет два режима работы. Первый режим - режим обеспечения генератором электрической нагрузки. Этот режим может включаться на стоянке транспортного средства при работающем двигателе или при движении транспортного средства на любом режиме работы двигателя. Подключение и контроль нагрузки генератора производится путем подачи сигнала (например +27В) на электромагнит 28 с пульта управления из кабины транспортного средства. Электромагнит 28 перемещает кран 27 в положение включения нагрузки генератора 16. В этом положении крана 27 соединяются каналы 26 и 47, через которые жидкость поступает к устройству 48 переключения подачи рабочей жидкости во внутренние полости 33, 36 гидродинамических преобразователей 1, 2. Устройство 48 подает рабочую жидкость на вход 51 или 53 гидродинамических преобразователей 1, 2 в зависимости от давления за насосом 20, величина которого, в свою очередь, зависит от частоты вращения входного вала 7. Каждый гидродинамический преобразователь работает в зоне максимального КПД выше 80%. Так, гидродинамический преобразователь 1 работает в диапазоне частоты вращения входного вала
nдв1/nдв min = 1,7, а гидродинамический преобразователь 2 работает в следующем диапазоне изменения частоты вращения входного вала
nдв max/nдв 1


nдв max/nдв min



Устройство 48 переключения подачи рабочей жидкости работает таким образом, что в диапазоне изменения частоты вращения входного вала
nдв max/nдв min


Класс B64D41/00 Силовые установки вспомогательного назначения
Класс F16H41/00 Гидравлические или пневматические передачи вращения гидродинамического типа