состав для очистки металлических поверхностей
Классы МПК: | C23G1/14 в щелочных растворах |
Автор(ы): | Падеров А.Н., Падерова Л.В., Нохрин С.С., Хабибулин Н.Р. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество открытого типа "Уральский завод гражданской авиации" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-07-21 публикация патента:
20.09.2000 |
Изобретение относится к обработке металлической поверхности, в частности к очистке деталей. При очистке поверхности деталей из сталей и никелевых сплавов, в частности при очистке стальных топливных фильтров с никелевой сеткой на тканевой основе, используют состав, содержащий водный раствор гидроксида натрия 50-110 г/л и теллурита калия 1
10-4 - 1
10-3 г/л. Использование такого раствора позволяет повысить степень очистки. Полная очистка происходит за 1,0-1,5 ч при 50-60°С. 1 табл.
Рисунок 1
![состав для очистки металлических поверхностей, патент № 2156322](/images/patents/315/2156001/183.gif)
![состав для очистки металлических поверхностей, патент № 2156322](/images/patents/315/2156001/183.gif)
Формула изобретения
Состав для очистки металлических поверхностей преимущественно стальных топливных фильтров с никелевой сеткой на тканевой основе, содержащий водный раствор гидроксида натрия, отличающийся тем, что он дополнительно содержит теллурит калия при следующем соотношении компонентов, г/л:Гидроксид натрия - 50,0 - 110,0
Теллурит калия - 1
![состав для очистки металлических поверхностей, патент № 2156322](/images/patents/315/2156001/183.gif)
![состав для очистки металлических поверхностей, патент № 2156322](/images/patents/315/2156001/183.gif)
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к обработке металлической поверхности, в частности к очистке деталей из стали и никеля, например, топливных фильтров. Топливный фильтр представляет собой стальной цилиндр с гофрированной сеткой из ткани, на которую нанесено никелевое покрытие. В процессе эксплуатации фильтров на сетке образуются отложения топливных примесей, которые затрудняют прокачку топлива. В настоящее время топливные фильтры с отложениями на сетке поступают в брак из-за отсутствия эффективного состава для очистки. Известен состав электролита для удаления продуктов коррозии, содержащий гидроксид натрия 650-700 г/дм3, нитрат натрия 50 г/дм3 и нитрит натрия 20 г/дм3, который при 135-140oC разрыхляет стальную окалину (И.Л. Розельфельд, К. А. Жигалова. Ускоренные методы коррозионных испытаний металлов. М., 1966 г., стр. 93). Однако для очистки топливного фильтра указанный состав неприменим, так как происходит коррозионное разрушение металлизированной тканевой сетки. Кроме того, степень очистки от механических примесей низка, так как нитрат и нитрит натрия выкристаллизовываются на вогнутой поверхности гофрированной сетки и затрудняют очистку. Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является состав для очистки поверхности стали, содержащий 50-100 г/л едкого натра и 50-100 г/л перманганата калия (РЖ "Коррозия и защита от коррозии", N 11, реферат 11 К 212,1973). Однако для очистки топливного фильтра указанный состав неприменим, так как степень очистки от механических примесей низка, потому что на поверхности гофрированной сетки осаждается диоксид марганца и затрудняет очистку. Даже лучшие образцы KMnO4 на поверхности кристаллов имеют слой диоксида марганца MnO2. Загрязнения на сетке (пыль, органические соединения), обладающие восстановительными свойствами, реагируют с KMnO4, приводя к дополнительному образованию MnO2. Диоксид марганца катализирует дальнейшее разложение KMnO4 (см. Кемпбел Дж. Современная общая химия. М.: Мир, 1975, т. 2, стр. 228). Невозможность применения состава по прототипу для очистки топливного фильтра вызывает необходимость использования новых остродефицитных, дорогостоящих изделий для фильтрации нефтепродуктов, т.к. степень очистки по прототипу низка. Изобретение направлено на повышение степени очистки топливных фильтров. Это достигается тем, что известный состав, включающий водный раствор гидроксида натрия, согласно предлагаемому изобретению, дополнительно содержит теллурит калия при следующем соотношении компонентов (г/л):Гидроксид натрия (NaOH) - 50,0-110,0
Теллурит калия (K2TeO3) - 1
![состав для очистки металлических поверхностей, патент № 2156322](/images/patents/315/2156001/183.gif)
![состав для очистки металлических поверхностей, патент № 2156322](/images/patents/315/2156001/183.gif)
Качественный состав и соотношение компонентов обусловлены наличием преимуществ по сравнению с прототипом - возможностью осуществления качественной очистки топливного фильтра без повреждения материалов детали. Положительный эффект при использовании заявляемого состава обусловлен следующим: основной компонент состава - гидроксид натрия разрыхляет отложения. Теллурит калия предотвращает коррозию металлизированной тканевой гофрированной сетки, которую мог бы вызвать гидроксид натрия, и препятствует отложению частиц гидроксида натрия на тканевой основе. Содержание теллурита калия должно быть от 1
![состав для очистки металлических поверхностей, патент № 2156322](/images/patents/315/2156001/183.gif)
![состав для очистки металлических поверхностей, патент № 2156322](/images/patents/315/2156001/183.gif)
![состав для очистки металлических поверхностей, патент № 2156322](/images/patents/315/2156001/183.gif)
![состав для очистки металлических поверхностей, патент № 2156322](/images/patents/315/2156001/183.gif)
![состав для очистки металлических поверхностей, патент № 2156322](/images/patents/315/2156001/183.gif)
![состав для очистки металлических поверхностей, патент № 2156322](/images/patents/315/2156001/183.gif)
Класс C23G1/14 в щелочных растворах