автоматическое тягово-сцепное устройство
Классы МПК: | B60D1/14 буксирные устройства, отличающиеся их типом |
Автор(ы): | Цыпцын В.И., Гамаюнов П.П., Подольский Е.А., Алексеев С.А., Цыпцын М.В. |
Патентообладатель(и): | Цыпцын Валерий Иванович, Гамаюнов Павел Петрович, Подольский Евгений Александрович, Алексеев Сергей Александрович, Цыпцын Максим Валерьевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-07-05 публикация патента:
27.09.2000 |
Изобретение относится к тягово-сцепным устройствам для транспортного машиностроения. Автоматическое тягово-сцепное устройство содержит тяговый элемент, который состоит из металлического корпуса, выполненного в форме полого цилиндра с конусом - ловушкой с одной стороны и крышкой, соединенной с корпусом посредством резьбы и имеющей полость, куда помещается геркон с другой. Как в корпусе, так и в крышке имеются упоры, которые удерживают резиновый бандаж от смещения. Бандаж имеет полость для заливки масла и горловину с жестко вставленным в нее штуцером с резьбой, к которому приворачивается шланг, соединяющий распределитель гидросистемы тягача с полостью бандажа. Сцепной элемент выполнен в виде металлического пальца, шарнирно соединенного с дышлом, на который жестко насажен резиновый элемент с полостью, в которой находится воздух под давлением в несколько атмосфер, а также с полостью в носовой части резинового элемента, куда засыпан магнитный порошок, воздействующий на контакты геркона, входящего в состав гидравлической схемы включения тягово-сцепного устройства, имеющей, кроме того, тумблер, контрольную лампу и электромагнит, связанный с распределителем гидросистемы тягача. Технический результат - автоматизация сцепа и расцепа, жесткое беззазорное сцепление и демпфирование ударных нагрузок, что позволяет уменьшить тормозной путь, снизить расход топлива, повысить производительность транспортного поезда и улучшить условия труда водителя. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
Автоматическое тягово-сцепное устройство, содержащее тяговый элемент и сцепной элемент, соединенный с дышлом, отличающееся тем, что тяговый элемент снабжен металлическим корпусом, выполненным в форме полого цилиндра с конусом-ловушкой с одной стороны и крышкой, соединенной с корпусом посредством резьбы и имеющей полость, куда помещен геркон, с другой стороны, при этом как корпус, так и крышка снабжены упорами, удерживающими резиновый бандаж от смещения, в свою очередь, имеющий полость для заливки масла и горловину с жестко вставленным в нее штуцером с резьбой, к которому привернут шланг с соединяющимися посредством последнего распределителем гидросистемы тягача и полостью бандажа, а сцепной элемент выполнен в виде металлического пальца, шарнирно соединенного с дышлом, на который жестко насажен резиновый элемент с полостью, в которой находится воздух под давлением в несколько атмосфер, и с полостью в его носовой части с магнитным порошком, воздействующим на контакты геркона, входящего в состав гидравлической схемы включения тягово-сцепного устройства, имеющей, кроме того, тумблер, контрольную лампу и электромагнит, связанный с распределителем гидросистемы тягача.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к тягово-сцепным устройствам транспортных средств и предназначено для сцепки тягача с прицепом или сельскохозяйственной машиной. Известно сцепное устройство, содержащее снабженную стабилизатором поворота тяговую вилку, шарнирно соединенный с последней стержень с поперечным отверстием, буфер, состоящий из корпуса и размещенного внутри него упругого элемента, охватывающего упомянутый стержень, и фиксатор, выполненный в виде подпружиненных штырей, размещенных в указанном поперечном отверстии стержня, причем в корпусе буфера имеются канавки под упомянутые штыри, кроме того, тяговая вилка снабжена плоским упором, стабилизатор поворота вилки выполнен в виде обоймы, размещенной на стержне с возможностью взаимодействия одним торцом с упругим элементом буфера, а другим - с указанным упором вилки, причем в обойме имеются отверстия под штыри фиксатора /см. авторское свидетельство СССР N872319, МКИ B 60 D 1/00, Бюл. N 38, опубл. 15.10.81/. Недостатками данного сцепного устройства являются отсутствие автоматизации сцепки и расцепки, малая степень демпфирования ударных нагрузок, а также переход части поглощенной упругим элементом энергии удара в тепловую энергию, т.е. нагрев сцепного устройства. Наиболее близким из известных технических решений является тягово-сцепное устройство, содержащее тяговый элемент и сцепной элемент, соединенный с дышлом, который выполнен в виде охватывающего тяговый элемент упругого кольца Т-образного сечения с расположенной внутри него кольцевой Т-образной полостью, заполненной жидкостью посредством ниппельного канала, заключенной по переферийной части своего диаметра между соосно расположенными верхним и нижним кольцами в их кольцевых проточках, выполненных на обращенных друг к другу поверхностях, при этом верхнее и нижнее кольца, образующие сцепную петлю, выполнены неразъемно-связанными соответственно с размещенными друг над другом сцепными тягами полукруглого сечения, соединенными с дышлом с возможностью образования между собой зазора, причем тяги охвачены овальным кольцом и пропущенным через его утолщенную стенку рычагом-фиксатором и содержат под овальным кольцом углубления с возможностью их взаимодействия с рычагом-фиксатором /см. авторское свидетельство СССР N1423434, МКИ D 60 D 1/04, Бюл. N 34, опубл. 15.09.88 г/. Недостатками данного устройства являются необходимость применения ручных операций для осуществления сцепки и расцепки, а также необходимость их контроля. Технической задачей предлагаемого изобретения является автоматизация сцепа и расцепа, возможность демпфирования с одновременно жестким беззазорным сцепом, а также расширение за счет деформации упругого элемента углов качания прицепного звена как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Задача достигается в автоматическом тягово-сцепном устройстве, которое содержит тяговый элемент и сцепной элемент, соединенный с дышлом, где, согласно изобретению, тяговый элемент снабжен металлическим корпусом, выполненным в форме полого цилиндра с конусом-ловушкой с одной стороны и крышкой, соединенной с корпусом посредством резьбы и имеющей полость, куда помещается геркон, с другой стороны, при этом как корпус, так и крышка снабжены упорами, которые удерживают резиновый бандаж от смещения, в свою очередь имеющим полость для заливки масла и горловину с жестко вставленным в нее штуцером с резьбой, к которому приворачивается шланг, с соединяющимися посредством последнего распределителем гидросистемы тягача и полостью бандажа, а сцепной элемент выполнен в виде металлического пальца, шарнирно соединенного с дышлом, на который жестко насажен резиновый элемент с полостью, в которой находится воздух под давлением в несколько атмосфер, а также с полостью в носовой части резинового элемента, куда засыпан магнитный порошок, воздействующий на контакты геркона, входящего в состав гидравлической схемы включения тягово-сцепного устройства, имеющей, кроме того, тумблер, контрольную лампу и электромагнит, связанный с распределителем гидросистемы тягача. Сопоставительный анализ с прототипом позволил сделать вывод, что заявляемое техническое решение обладает новизной, так как в отличие от прототипа данная конструкция имеет тяговый элемент, состоящий из металлического корпуса, выполненного в форме полого цилиндра с конусом-ловушкой с одной стороны и крышкой, соединенной с корпусом посредством резьбы и имеющей полость, куда помещается геркон, с другой стороны, при этом как в корпусе, так и в крышке имеются упоры, которые удерживают резиновый бандаж, имеющий полость для заливки масла и горловину с жестко вставленным в нее штуцером с резьбой, к которому приворачивается шланг, соединяющий распределитель гидросистемы тягача с полостью бандажа, а сцепной элемент выполнен в виде металлического пальца, шарнирно соединенного с дышлом, на который жестко насажен резиновый элемент с полостью, в которой находится воздух под давлением в несколько атмосфер, а также с полостью в носовой части резинового элемента, куда засыпан магнитный порошок, воздействующий на контакты геркона, входящего в состав гидравлической схемы включения тягово-сцепного устройства, имеющего, кроме того, тумблер, контрольную лампу и электромагнит, связанный с гидрораспределителем тягача. Техническое решение задачи поясняется чертежами. На фиг. 1 изображено тягово-сцепное устройство;на фиг. 2 - то же, увеличено, до подачи масла в бандаж;
на фиг. 3 - то же, увеличено, после подачи масла в бандаж;
на фиг. 4 - то же, увеличено, взаимодействие магнитного элемента с датчиков;
на фиг. 5 - гидравлическая схема включения тягово-сцепного устройства в гидросистему трактора. Тягово-сцепное устройство состоит из гидравлического корпуса 1, который выполнен в форме полого цилиндра с конусом-ловушкой 2 с одной стороны и крышкой 3 с другой стороны. В крышке 3 имеется полость 4, куда помещается геркон 5. Крышка 3 соединяется с корпусом 1 посредством резьбы. Корпус 1 и крышка 3 имеют упоры 6, которые удерживают резиновый бандаж 7 с полостью 8 для заливки масла. Бандаж 7 имеет горловину 8, в которую жестко вставлен штуцер 10 с резьбой. К штуцеру приворачивается шланг 11, соединяющий распределитель гидросистемы с полостью 8 бандажа 7. К дышлу 12 транспортного средства посредством шарнирного соединения 13 крепится металлический палец 14, на который жестко насажен резиновый элемент 15 с полостью 16, в которой находится под давлением в несколько атмосфер воздух, и полостью 17 в носовой части, в которую засыпан магнитный порошок. Магнитный порошок взаимодействует с контактами 18 геркона 5, входящего в гидравлическую схему включения тягово-сцепного устройства. Кроме того, гидравлическая схема включения имеет в своем составе тумблер 19, который может находиться в одном из трех положений, контрольную лампу 20 и электромагнит 21, связанный с гидравлической системой тягача. Предлагаемое автоматическое тягово-сцепное устройство обеспечивает автоматизацию сцепа и расцепа, возможность демпфирования с одновременно жестким беззазорным сцепом, расширение за счет деформации упругого элемента углов качания прицепного звена как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Предлагаемая конструкция автоматического тягово-сцепного устройства работает следующим образом. При зацеплении водитель тягача переключает тумблер 19 в положение "C" и подъезжает к дышлу прицепа. Продолжая перемещаться задним ходом, он заставляет резиновый элемент 15 скользить по ловушке 2, которая направляет элемент 15 в центр резинового бандажа 7. Когда носовая полость 17 резинового элемента 15 приблизится на нужное расстояние, магнитный порошок замкнет контакты 18 геркона 5 и загорится контрольная лампа 20. В то же время электромагнит 21 передвинет якорь и масло от насоса пойдет по шлангу 11 в полость 8 бандажа 7. Так как на машинах обычно стоят насосы достаточно большой производительности с подачей от 0,29 дм3/с до 0,93 дм3/с, а емкость бандажа 7 не будет превышать несколько литров, то заполнение бандажа будет происходить очень быстро - за 1-2 секунды. По истечении этого времени водитель переключает тумблер 19 в транспортное положение. Контрольная лампа при этом будет продолжать гореть, сигнализируя об исправной работе. При отцеплении тягача от прицепа водитель переключает тумблер 19 в положение "О" - отцепление. Электромагнит 21 передвинет якорь в соответствующее положение, и масло из бандажа 7 перетечет в сливной бак. После этого тягач отъезжает от прицепа. Предлагаемое автоматическое тягово-сцепное устройство обеспечивает автоматическое сцепление и расцепление соединяемых звеньев, расширение за счет деформации упругого элемента углов качания прицепного звена как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях, а также возможность демпфирования с одновременно жестким беззазорным сцепом, что позволяет уменьшить тормозной путь, снизить расход топлива, повысить производительность транспортного поезда и улучшить условия труда водителя.
Класс B60D1/14 буксирные устройства, отличающиеся их типом