мускульный привод транспортного средства
Классы МПК: | B62M1/00 Устройства для приведения в действие колесных транспортных средств мускульной силой человека |
Автор(ы): | Логинов В.П. |
Патентообладатель(и): | Логинов Владимир Петрович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-06-01 публикация патента:
27.09.2000 |
Мускульный привод транспортного средства содержит расположенную в корпусе (1) планетарную передачу с водилом (3) и двумя сателлитами (6). Водило (3) выполнено в виде звездочки цепной передачи и содержит два эксцентричных выступа (5), по одному на каждой торцевой поверхности. Выступы (5) разнесены на 180o. Сателлиты (6) надеты на эксцентричные выступы (5), имеют на торцевых поверхностях по одному опорному шипу (8) для передачи мускульного усилия и кинематически связаны с двумя неподвижными центральными колесами (7) с внутренними зубьями. Расстояние от опорного шипа (8) до эксцентричного выступа (5) и от эксцентричного выступа (5) до оси вращения водила равны и составляют одну четвертую длины рабочего хода опорного шипа (8). Предлагаемое техническое решение позволяет перемещать опорные шипы (8) по прямой линии и таким образом повышает удобство пользования транспортным средством. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Мускульный привод транспортного средства, содержащий размещенную в корпусе планетарную передачу с водилом и двумя сателлитами, на торцевых поверхностях которых расположено по опорному шипу для передачи мускульного усилия, отличающийся тем, что водило планетарной передачи выполнено в виде звездочки цепной передачи с двумя эксцентричными выступами, по одному на каждой торцевой поверхности, разнесенными на 180o, а сателлиты надеты на эксцентричные выступы водила и кинематически связаны с двумя неподвижными центральными колесами с внутренними зубьями, при этом расстояние от опорного шипа до эксцентричного выступа и от эксцентричного выступа до оси вращения звездочки цепной передачи равны и составляют одну четвертую длины рабочего хода опорного шипа.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к приводам транспортных средств, передающим мускульное усилие к рабочему органу, и может быть использовано преимущественно в велосипедостроении. Известен бесшатунный приводной механизм двигателя внутреннего сгорания [1], выполненный из корпуса, в котором размещены четыре цилиндра с поршнями, центральная эксцентриковая втулка, несущая сборный двухкривошипный вал. Плечо первого кривошипа на одной торцевой плоскости вала и плечо второго кривошипа на другой торцевой плоскости равны эксцентриситету втулки. Образуется узел из двух параллельно расположенных кривошипных звеньев - один вал находится внутри другого. В средней части двухкривошипный вал имеет жесткую связь с малой приводной шестерней, которая катится внутри большой неподвижной шестерни. При этом диаметр малой шестерни может быть больше половины диаметра большой шестерни. Такая конструкция исключает образование перекосов в зубчатом зацеплении и разгружает зубья колес. Шейки кривошипов находятся на торцевых плоскостях кривошипного вала. При вращении центральной эксцентриковой втулки начинает одновременно совершать планетарное движение двухкривошипный вал, поскольку он жестко связан с малой шестерней, находящейся в зацеплении с неподвижной большой шестерней. В результате чего шейки кривошипов двухкривошипного вала начинают перемещать строго прямолинейно поршни в цилиндрах. Вертикальное размещение кривошипных валов снижает жесткость конструкции в целом, создает дополнительные неудобства для передачи вращательного движения, чем снижает надежность и делает невозможным установку подобного привода, например, на велосипедах. Наиболее близкой по технической сущности к заявляемому изобретению является схема планетарной передачи [2], включающая водило и сателлиты. находящиеся во внутреннем зацеплении с неподвижным колесом и внешнем зацеплении с центральным (солнечным) колесом. Задачей изобретения являлась оптимизация траектории точки приложения мускульной силы, а, следовательно, повышение эргономических качеств транспортного средства. Указанная задача решается следующим образом. Мускульный привод транспортного средства содержит размещенную в корпусе планетарную передачу с водилом и двумя сателлитами на торцевых поверхностях которых расположено по опорному шипу для передачи мускульного усилия. Водило планетарной передачи выполнено в виде звездочки цепной передачи с двумя эксцентричными выступами, по одному на каждой торцевой поверхности, разнесенными на 180 градусов. Сателлиты надеты на эксцентричные выступы водила и кинематически связаны с двумя неподвижными центральными колесами с внутренними зубьями, при этом расстояние от опорного шипа до эксцентричного выступа и от эксцентричного выступа до оси вращения звездочки цепной передачи равны и составляют одну четвертую длины рабочего хода опорного шипа. Заявляемый мускульный привод транспортного средства поясняется чертежом. На чертеже показан общий вид привода в разрезе. Мускульный привод включает корпус 1 с крышкой 2, звездочку цепной передачи 3, установленную в постели 4. Звездочка 3 имеет эксцентричные выступы 5, на которые надеты сателлиты 6, находящиеся во внутреннем зацеплении с центральными колесами 7. Сателлиты 6 несут на торцевых поверхностях опорные шипы 8 для передачи мускульного усилия, снабженные для удобства педалями 9. Привод работает следующим образом. В начале движения один опорный шип 8 находится в крайнем верхнем положении, а другой - в крайнем нижнем. При передаче усилия от ноги верхнему опорному шипу 7 связанный с ним сателлит 6 начинает планетарное движение, одновременно вращая звездочку цепной передачи и нижний сателлит 6. При этом опорные шипы движутся по прямой линии. С помощью цепной передачи вращение передается непосредственно на рабочий орган, например, на звездочку заднего колеса велосипеда. Дальнейшая работа привода осуществляется за счет возвратно-поступательного движения опорных шипов 8. В результате ноги человека совершают движение, аналогичное шаганию на месте. Установка привода возможна под определенным углом к продольной оси транспортного средства с учетом индивидуальных особенностей анатомии человека, а также необходимости сдвига верхнего опорного шипа с мертвой точки. Испытания опытного образца показали, что наиболее удобным для мускульного привода является передаточное число между сателлитом 6 и центральным неподвижным колесом 7 близкое к двум. В целях обеспечения безопасности движения привод может оснащаться храповым механизмом для исключения резкого торможения. Источники информации. 1. А.С. N 1302051 от 16.07.82, кл. F 16 H 21/16. 2. Иванов М.Н. Детали машин. 5-е изд., перераб. - М.: Высшая школа, 1991 г.Класс B62M1/00 Устройства для приведения в действие колесных транспортных средств мускульной силой человека