устройство для проверки герметичности аккумуляторных батарей
Классы МПК: | H01M2/02 футляры, кожухи, корпусы F16K15/00 Обратные клапаны |
Автор(ы): | Москалев В.С., Сидоренко Р.В. |
Патентообладатель(и): | ОБЩЕВОЙСКОВАЯ АКАДЕМИЯ ВС РФ |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-11-03 публикация патента:
27.09.2000 |
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к устройству, обеспечивающему проверку герметичности аккумуляторных батарей. Устройство для проверки герметичности аккумуляторных батарей содержит корпус и воздушный манометр, воздушный насос, выход которого через обратный клапан соединен с входом корпуса и воздушного манометра, а выход корпуса с воздушным манометром с помощью гибкого воздухопровода соединен с распределительной гребенкой, при этом распределительная гребенка имеет резиновые конусные наконечники для установки в отверстия крышек аккумуляторов, кроме того в магистрали воздушного манометра установлен перепускной клапан. Устройство позволяет обнаружить негерметичный аккумулятор и выявить неисправные бак или крышку аккумулятора без демонтажа батареи с машины. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Устройство для проверки герметичности аккумуляторных батарей, содержащее корпус и воздушный манометр, отличающееся тем, что содержит воздушный насос, выход которого через обратный клапан соединен с входом корпуса и воздушного манометра, а выход корпуса с воздушным манометром с помощью гибкого воздухопровода соединен с распределительной гребенкой, при этом распределительная гребенка имеет резиновые конусные наконечники для установки в отверстия крышек аккумуляторов, кроме того в магистрали воздушного манометра установлен перепускной клапан.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к устройству, обеспечивающему проверку герметичности аккумуляторных батарей, установленных на машинах на штатных местах, так и хранящихся вне машин. В настоящее время отсутствие трещин в аккумуляторных батареях определяется внешним осмотром, а также по быстрому снижению уровня электролита, который замеряется с помощью стеклянной трубки. При внешнем осмотре можно непосредственно определить наличие трещин, если они видны. Задача затрудняется, если трещины не видны, тогда можно определить вероятность наличия скрытых трещин по характерным подтекам электролита и повышенному саморазряду. (см. "Руководство по свинцовым стартерным аккумуляторным батареям". Воениздат.: М. 1983 г. 183 с.). В настоящее время известен прибор для проверки аккумуляторных батарей (см. "Парковое оборудование бронетанкового вооружения и автомобильной техники". Книга 2. М.: Воениздат, 1989, с.289 - 291). Этот прибор предназначен для определения степени заряженности аккумуляторных батарей, как установленных в машинах на штатных местах, так и хранящихся вне машин. Известно также приспособление, взятое за прототип, предназначенное для проверки герметичности и опрессовки систем охлаждения двигателей, включающее в себя корпус, штуцер, воздушный манометр, вентиль, клапан, гайку (см. "Парковое оборудование бронетанкового вооружения и автомобильной техники". Книга 2. М. : Воениздат, 1989, с. 58 - 61). Следует отметить, что приспособление, взятое в качестве прототипа, не может быть использовано при эксплуатации аккумуляторных батарей для проверки исправности их баков (моноблоков), вследствие его различных особенностей конструктивного и штатного предназначения. Опыт показывает, что в процессе эксплуатации аккумуляторных батарей часто из-за механических повреждений, ударов, тряски или размораживания появляются трещины баков (монобаков), внутренних перегородок моноблоков и крышек аккумуляторов. Кроме того, появляются отслоения и трещины в заливочной мастике. Все это приводит к утечке электролита с последующим повышенным саморазрядом, сульфатации пластин и короткому замыканию аккумуляторных батарей. В замкнутых аккумуляторах быстро снижается плотность электролита. При отрицательной температуре окружающего воздуха электролит низкой плотности в разряженных аккумуляторах быстро замерзает и образовавшийся в ячейке лед полностью разрушает моноблок. Существующие способы контроля герметичности аккумуляторных батарей требуют обязательного снятия их из машины и не всегда позволяют точно определить место разгерметизации аккумулятора, особенно когда аккумуляторы в батарее размещаются в отдельном ящике (6СТЭН - 140М). Практически невозможно определить трещины внутренних перегородок моноблоков аккумуляторных батарей, потому что в этом случае отсутствует утечка электролита. Таким образом, возникла необходимость разработать устройство для проверки герметичности аккумуляторных батарей, которое отличается относительной простотой, надежностью и точностью контроля, а также универсальностью для всех марок аккумуляторных батарей. Указанный технический результат достигается тем, что устройство для проверки герметичности аккумуляторных батарей содержит корпус и воздушный манометр, при этом воздушный насос, выход которого через обратный клапан соединен с входом корпуса и воздушного манометра, а выход корпуса с воздушным манометром с помощью гибкого воздухопровода соединен с распределительной гребенкой, а распределительная гребенка имеет резиновые конусные наконечники для установки в отверстия крышек аккумуляторов, кроме того в магистрали воздушного манометра установлен перепускной клапан. Устройство представлено на чертеже, где обозначены: резиновый конусный наконечник 1, распределительная гребенка 2, гибкий воздухопровод 3, соединяющий воздушный манометр с распределительной гребенкой, предохранительный (перепускной) клапан 4, корпус 5, воздушный манометр 6, гибкий воздухопровод 7, соединяющий воздушный манометр с воздушным насосом 8, обратный клапан 9, отверстия в крышке аккумулятора для заливки электролита 10. Пример конкретного выполнения: устройство представляет собой корпус с манометром и перепускным клапаном, воздушный насос с обратным клапаном и распределительную гребенку, имеющую резиновые конусные наконечники по числу аккумуляторов в аккумуляторной батарее, изготавливаемую индивидуально для каждой марки аккумуляторных батарей. Гребенка, корпус и воздушный насос соединены между собой воздухопроводами. Работа предлагаемого устройства для проверки герметичности аккумуляторных батарей осуществляется следующим образом: для проверки герметичности аккумуляторных батарей необходимо выкрутить пробки заливных отверстий в крышках аккумуляторов и установить на батарею распределительную гребенку 2 так, чтобы резиновые наконечники плотно садились в отверстия крышек аккумуляторов 10. После этого необходимо, удерживая гребенку 2 рукой, создать воздушным насосом 8 в полостях аккумуляторов избыточное давление 0,25 - 0,3 кг/см2, которое в герметичной аккумуляторной батарее должно удерживаться в течение 5 с. Для исключения утечки воздуха через насос 8 устанавливается обратный клапан 9, перепускной клапан 4 защищает аккумуляторы от разрыва, открывается при давлении воздуха в магистрали 0,25 - 0,3 кг/см2. Если обнаружено, что требуемое давление в аккумуляторах не удерживается в течение 5 с и во всех случаях, когда проверяется батарея, имеющая моноблоки с внутренними перегородками, то производится проверка аккумулятора персонально. При этом распределительная гребенка 2 заменяется на одиночный резиновый наконечник 1. При обнаружении негерметичного аккумулятора в первую очередь необходимо устранить возможные отслоения и трещины в заливной мастике крышек аккумуляторов. Если после этого герметичность не восстанавливается, то это говорит о наличии трещин в баке, перегородках моноблоков или крышке аккумулятора. Таким образом, предлагаемое техническое решение позволит при необходимости обнаружить негерметичный аккумулятор и выявить неисправный бак (моноблок) или крышку аккумулятора без демонтажа батареи с машины. Ожидается положительный эффект, выражающийся в своевременном определении разгерметизации аккумуляторов и устранении причин, что исключит возможный повышенный саморазряд, сульфатацию пластин и преждевременный выход из строя аккумуляторной батареи.Класс H01M2/02 футляры, кожухи, корпусы
Класс F16K15/00 Обратные клапаны