поршневая машина
Классы МПК: | F01B9/06 с криволинейными поверхностями для передачи движения поршней F02B75/32 двигатели, отличающиеся связями между поршнями и коренным валом, не относящиеся к предшествующим группам F16H21/28 с кулачками или дополнительными направляющими |
Автор(ы): | Замаратский Ю.И. |
Патентообладатель(и): | Замаратский Юрий Иннокентьевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-01-06 публикация патента:
20.10.2000 |
Машина предназначена для использования в качестве двигателя, насоса или компрессора. Машина содержит корпус, цилиндр, размещенный в нем поршень с штоком, вал и два кулачковых ротора, имеющих на параллельных стенках волнообразные замкнутые канавки. Причем на конце штока смонтирован шаровой шарнир с шаром, взаимодействующим с канавками роторов, один ротор установлен на валу жестко, другой ротор установлен на валу посредством жестко смонтированной с ним втулки, опирающейся на два шарикоподшипника вала, причем роторы имеют по четыре кулачковых выступа, формы их волнообразных канавок повторяют наружные профили роторов, а каждая канавка имеет поперечный профиль, образованный дугой радиуса шара шарового шарнира штока и прямоугольным углублением в средней части канавки. Изобретение обеспечивает повышение производительности и надежности. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Поршневая машина, содержащая корпус, цилиндр, размещенный в нем поршень с штоком, вал и два кулачковых ротора, имеющих на параллельных стенках волнообразные замкнутые канавки и установленных на валу с возможностью взаимодействия штока поршня с этими канавками, отличающаяся тем, что на конце штока смонтирован шаровой шарнир с шаром, взаимодействующим с канавками роторов, один ротор установлен на валу жестко, другой ротор установлен на валу посредством жестко смонтированной с ним втулки, опирающейся на два шарикоподшипника вала, причем роторы имеют по четыре кулачковых выступа, формы их волнообразных канавок повторяют наружные профили роторов, а каждая канавка имеет поперечный профиль, образованный дугой радиуса шара шарового шарнира штока и прямоугольным углублением в средней части канавки.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве поршневых машин: Д.В.С., насосов, компрессоров и ряда других машин и механизмов. Наиболее близким к изобретению техническим решением является поршневая машина, содержащая корпус, цилиндр, размещенный в нем поршень со штоком, вал и два кулачковых ротора, имеющих на параллельных стенках волнообразные замкнутые канавки и установленных на валу с возможностью взаимодействия штока поршня с этими канавками (DE 3326294 A1, кл. F 01 В 9/06, опубл. 31.01.1985). Однако в известной поршневой машине ход поршня зависит от высоты выступов и впадин, а увеличение ее ведет к перекосу поршня в цилиндре, что в конечном итоге вызывает усиленное трение поршня о стенки цилиндра и уменьшает производительность и надежность. Задачей настоящего изобретения является повышение надежности и производительности поршневой машины за счет устранения перекоса поршня и увеличения его хода. Поставленная задача решается за счет того, что в описанной поршневой машине на конце штока смонтирован шаровой шарнир с шаром, взаимодействующим с канавками роторов, один ротор установлен на валу жестко, другой ротор установлен на валу посредством жестко смонтированной с ним втулки, опирающейся на два шарикоподшипника вала, причем роторы имеют по четыре кулачковых выступа, формы их волнообразных канавок повторяют наружные профили роторов, а каждая канавка имеет поперечный профиль, образованный дугой радиуса шара шарового шарнира штока и прямоугольным углублением в средней части канавки. Изобретение поясняется чертежом, на котором представлен общий вид поршневой машины, сечение I-I вид сбоку, сечение по II-II и профиль канавки по III-III в увеличенном масштабе. Поршневая машина содержит корпус 1, цилиндр 2, в котором размещен поршень 3, шток 4 которого заканчивается шаровым шарниром 5 и шаром 6, который своей поверхностью контактирует с волнообразными канавками 7 четырехкулачковых роторов 8 и 9. Роторы 8 и 9 располагаются на валу 10, опирающемся на шарикоподшипники 11 и 12, смонтированные в корпусе 1. Ротор 8 жестко закреплен на валу 10, а ротор 9 жестко закреплен на втулке 13, опирающейся на шарикоподшипники 14 и 15, смонтированные на валу 10. Шестерня 16 жестко закреплена на валу 10 и взаимодействует с шестерней 17 одинакового с ней диаметра, закрепленной на валу 18, опирающемся на шарикоподшипники 19 и 20, смонтированные в корпусе 1. На втором конце вала 10 жестко посажена шестерня 21 одинакового диаметра с шестерней 22, смонтированной на валу 18. Промежуточная шестерня 23 смонтирована на оси 24, опирающейся на шарикоподшипники 25 и 26. На конце вала 10 жестко смонтирован маховик 27 с зубчатым венцом 28. Поршневая машина работает следующим образом. При работе поршневой машины в режиме насоса или компрессора вращение от маховика 27 передается шестерне 16 и ротору 8, от шестерни 16 вращение передается шестернями 17 и 22, а последняя через промежуточную шестерню 23 передает вращение шестерне 21 и ротору 9. При этом ротор 9 вращается в направлении, противоположном направлению вращения ротора 8. В результате шаровой шарнир 5 с шаром 6 начинает двигать шток 4 и поршень 3 вверх к верхней мертвой точке. При дальнейшем вращении роторов 8 и 9 шаровой шарнир 5 с шаром 6, штоком 4 и поршнем 3 начнут двигаться вниз к нижней мертвой точке. Далее процесс повторяется. При работе поршневой машины в режиме двигателя внутреннего сгорания вращение от стартера (условно не показан) передается зубчатому венцу 28 маховика 27, а от него - через вышеописанную кинематику поршню 3, двигая его вверх. Сжатая смесь, воспламеняясь от свечи (условно не показана) и расширяясь при сгорании, начинает двигать поршень 3 вниз, а шток 4 шаровым шарниром 5 и шаром 6 начнет вращать роторы 8 и 9 в разные стороны. Таким образом за один оборот вала 10 при четырехтактном исполнении двигателя происходит два рабочих хода поршня 3. Изобретение обеспечивает повышение производительности, надежность и компактность.Класс F01B9/06 с криволинейными поверхностями для передачи движения поршней
Класс F02B75/32 двигатели, отличающиеся связями между поршнями и коренным валом, не относящиеся к предшествующим группам
Класс F16H21/28 с кулачками или дополнительными направляющими
четырехзвенный кулачковый механизм - патент 2456491 (20.07.2012) |