соединение трубопроводов
Классы МПК: | F16L19/00 Соединения, в которых уплотняющие поверхности прижимаются посредством особого элемента, например стяжной гайкой, навинчиваемой на одну из соединяемых частей или ввинчиваемой в нее |
Автор(ы): | Поздняков А.И., Кобелев Н.С. |
Патентообладатель(и): | Курский государственный технический университет |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-02-10 публикация патента:
20.10.2000 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в гидрооборудовании при соединении трубопроводов. Соединение трубопроводов содержит тонкостенный цилиндрический ниппель со сферической головкой, выполненной профилированной с торовой поверхностью в средней части, соприкасающейся с концевыми сферическими участками. Участки контактируют со штуцером и накидной гайкой. На внутренней поверхности штуцера выполнены продольные винтообразные канавки. Изобретение повышает прочность соединения трубопровода. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Соединение трубопроводов, содержащее тонкостенный ниппель со сферической головкой, выполненной профилированной с торовой поверхностью в средней части, соприкасающийся с концевыми сферическими участками, контактирующими со штуцером и накидной гайкой, отличающееся тем, что на внутренней поверхности штуцера выполнены продольные винтообразные канавки.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в гидрооборудовании при соединении трубопроводов. Известно соединение труб (cм. а.с, 356418, МКИ F 16 L 9/00, бюл. 32. 1972), посредством ниппеля с хвостовиком, выполненного c уменьшающимся к концу поперечного сечения диаметром и прижимающего раструб труб к конической поверхности штуцера. Недостатком данной конструкции является невысокая надежность из-за наличия неравномерных растягивающих нагрузок по соединению трубы. Известно соединение трубопроводов (см. а.с. 1451416, МКИ F 16 L 19/00, бюл. 2, 1989), содержащее тонкостенный цилиндрический ниппель со сферической головкой, выполненной профилированной с торовой поверхностью в средней части, соприкасающейся с концевыми сферическими участками, контактирующими со штуцером и накидной гайкой. Недостатком известного соединения трубопроводов является вибрационные и растягивающие воздействия вследствие появления пульсирующего давления движущейся среды (жидкости или газа) при наличии разных диаметров штуцера и ниппеля, что как известно приводит к "внезапному расширению - сжатию потока". Технической задачей предполагаемого изобретения является повышение прочности соединения трубопровода. Технический результат достигается тем, что соединение трубопроводов, содержащее тонкостенный цилиндрический ниппель со сферической головкой, выполненной профилированной с торовой поверхностью в средней части, соприкасающиеся с концевыми сферическими участками, контактирующими со штуцером и накидной гайкой, при этом на внутренней поверхности штуцера выполнены продольные винтообразные канавки. На фиг. 1, изображено соединение труб в сборе, на фиг. 2 - развертка внутренней поверхности штуцера. Соединение трубопровода содержит тонкостенный ниппель 1, со сферической профилированной головкой 2, с вогнутой торовой поверхностью в средней части, соприкасающейся с концевыми сферическими участками, которые контактируют с внутренней поверхностью штуцера 3 и накидной гайкой 4. На внутренней поверхности 5 штуцера 3 выполнены продольные винтообразные канавки 6. Соединение трубопроводов под давлением работает следующим образом. При подаче рабочего тела (жидкость или газ) под давлением из штуцера 3 в ниппель 1, пограничный слой потока рабочего тела, перемещаясь по продольным винтообразным канавкам, закручивается, образуя микрозавихрения, которые значительно снижают пульсацию давления, обусловленную "внезапным расширением" в области сферической головки 2 ниппеля 1. Это способствует практическому устранению вибрационного воздействия в месте соединения трубопровода. Дальнейшее движение потока приводит к затуханию вращения и переходу в стационарный режим. Оригинальность предлагаемого технического решения заключается в том, что путем выполнения на внутренней поверхности штуцера продольных винтообразных канавок резко снижается воздействие пульсирующего давления, обусловленного разностью диаметров штуцера и ниппеля за счет образования частных микрозавихрений.Класс F16L19/00 Соединения, в которых уплотняющие поверхности прижимаются посредством особого элемента, например стяжной гайкой, навинчиваемой на одну из соединяемых частей или ввинчиваемой в нее