рычажно-телескопическая опора шасси
Классы МПК: | B64C25/14 вдоль продольной оси самолета |
Автор(ы): | Мазутский Ю.И., Мазутский М.Ю. |
Патентообладатель(и): | Государственный Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-03-11 публикация патента:
27.10.2000 |
Изобретение относится к авиационной технике, а именно к взлетно-посадочным устройствам летательных аппаратов. Рычажно-телескопическая опора шасси содержит амортизатор, закрепленный на планере самолета, колесную установку, силовой двухзвенник, являющийся шлиц-шарниром. Верхнее звено шлиц-шарнира шарнирно соединено с цилиндром амортизатора. Опора снабжена стабилизирующим амортизатором, присоединенным к оси соединения звеньев силового двухзвенника и к колесной установке. Нижнее звено силового двухзвенника шарнирно соединено с передней частью колесной установки. Технический результат - уменьшение вертикальной и лобовой нагрузок, без увеличения веса конструкции. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Рычажно-телескопическая опора шасси, содержащая амортизатор, закрепленный на планере самолета, колесную установку, силовой двухзвенник, являющийся шлиц-шарниром, верхнее звено которого шарнирно соединено с цилиндром амортизатора, отличающаяся тем, что она снабжена стабилизирующим амортизатором, присоединенным к оси соединения звеньев силового двухзвенника и к колесной установке, при этом нижнее звено силового двухзвенника шарнирно соединено с передней частью колесной установки.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к авиационной технике, а именно к взлетно-посадочным устройствам летательных аппаратов. Известно, что основным типом главного шасси тяжелых самолетов является телескопическое шасси с колесной установкой (тележкой). Тележка с набором колес необходима, так как при посадке на колеса действуют большие, по сравнению с легкими самолетами, нагрузки и она обеспечивает допустимое удельное давление на взлетно-посадочную полосу. Поглощение энергии посадочного удара происходит во время перемещения центра тяжести самолета после касания колесами шасси взлетно-посадочной полосы. Увеличение хода амортизации опоры ведет к снижению нагрузок на шасси и планер самолета. На типовой телескопической опоре эта цель может быть достигнута только за счет увеличения хода штока амортизатора и, следовательно, только за счет увеличения габаритов и веса опоры. Известно, что снижение нагрузок на опору шасси достигается использованием рычажной схемы опоры, но на ней становится проблематичной установка тележки, кроме того, при увеличении хода амортизатора значительно увеличивается вес конструкции. В качестве прототипа принята опора шасси (патент SU 1170712, C, B 64 C 25/110, 09.07.1995 г.). Эта опора за счет наличия силового двухзвенника имеет значительный вес, а увеличение хода амортизатора в этой конструкции приводит к существенному увеличению габаритов и веса данного посадочного устройства. Кроме того, отсутствует стабилизирующий амортизатор. При разработке нового типа шасси была поставлена задача уменьшения нагрузок на опору (вертикальных, лобовых) и планер самолета в целом. Задача решается увеличением хода амортизации телескопической опоры за счет несвободного поворота тележки. Сущность изобретения поясняется чертежом, где 1 - задний набор колес, 2 - передний набор колес, 3 - колесная установка, 4 - нижнее звено силового двухзвенника, 5 - верхнее звено силового двухзвенника, 6 - стабилизирующий амортизатор, 7 - амортизатор и формулируется так: рычажно-телескопическая опора шасси, содержащая амортизатор, закрепленный на планере самолета, колесную установку, силовой двухзвенник, являющийся шлиц-шарниром, верхнее звено которого шарнирно соединено с цилиндром амортизатора, снабженная стабилизирующим амортизатором, присоединенным к оси соединения звеньев силового двухзвенника и к колесной установке, при этом нижнее звено силового двухзвенника шарнирно соединено с передней частью колесной установки. Опора шасси работает следующим образом. На первом этапе, при действии на колеса 1 вертикальной и лобовой сил происходит обжатие амортизатора 7 за счет звеньев 4, 5, обеспечивающих несвободный поворот колесной установки 3. На втором этапе, после того как колеса 2 касаются земли, а усилие в звеньях 4, 5 близко к нулю, происходит разжатие амортизатора 6, что влечет за собой поворот наружу звеньев 4, 5. Далее опора шасси работает как телескопическая, амортизатор 6 работает как стабилизирующий амортизатор, а звенья 4, 5 являются шлиц-шарниром. В результате предварительных численных исследований работы рычажно-телескопической опоры шасси было получено: при жестком варианте планера самолета, уменьшение вертикальной и лобовой нагрузок на 40% (без увеличения веса конструкции) по сравнению со штатной телескопической опорой; при учете массово-жесткостных характеристик самолета было получено уменьшение изгибающего момента в средней части фюзеляжа почти в два раза при практически одинаковой вертикальной нагрузке на шасси по сравнению со штатной телескопической опорой.Класс B64C25/14 вдоль продольной оси самолета