способ изготовления сварно-паяной конструкции газогенератора
Классы МПК: | B23K31/02 пайка или сварка F02K9/68 камеры разложения топлива (парогазогенератор) |
Автор(ы): | Семенов В.Н., Григоркин Н.М., Деркач Г.Г., Каторгин Б.И., Чванов В.К., Мовчан Ю.В., Туманов Л.А., Дудкин Н.К., Мордашов В.П., Логинов А.Л., Маслюков О.А., Панаскина Л.М., Вычеров А.Н., Молев Н.Ф., Пестов Ю.А., Васин А.А., Богушев В.Ю. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество НПО Энергомаш им. акад. В.П. Глушко |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-03-01 публикация патента:
10.11.2000 |
Способ может быть использован при изготовлении газогенератора жидкостных ракетных двигателей. Сварку сферического корпуса со смесительной головкой и выходным патрубком производят через предварительно изготовленную проставку после соединения ее с другими узлами конструкции. Проставку и выходной патрубок выполняют из двух спаянных между собой оболочек. Внутренние оболочки узлов соединяют электронно-лучевой сваркой. Внешние оболочки соединяют аргонодуговой сваркой с применением предварительно изготовленного разрезного кольца. Проставку со смесительной головкой соединяют автоматической сваркой в защитных газах. Способ позволяет получить окислительный газогенератор большой тяги, обладающий высокой надежностью и хорошими энергетическими параметрами. 3 з.п.ф-лы, 7 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7
Формула изобретения
1. Способ изготовления сварно-паяной конструкции газогенератора жидкостного ракетного двигателя, включающий соединение между собой сваркой смесительной головки, патрубка подвода первого компонента топлива, корпуса, патрубка подвода второго компонента топлива и выходного патрубка, отличающийся тем, что изготавливают двухслойную проставку, состоящую из внешней силовой оболочки и огневой стенки, оребренной с наружной стороны, и соединительное разрезное кольцо, выходной патрубок выполняют двухслойным, состоящим из внешней силовой оболочки и огневой стенки, оребренной с наружной стороны, корпус выполняют в виде сферической оболочки с тремя отверстиями, два из которых расположены соосно с разных сторон в стенках сферической оболочки и предназначены для соединения со смесительной головкой и выходным патрубком соответственно, а третье предназначено для соединения с патрубком подвода второго компонента топлива, перед соединением сваркой корпуса со смесительной головкой и выходным патрубком предварительно скрепляют между собой пайкой внешние силовые оболочки и огневые стенки соответственно двухслойной проставки и выходного патрубка, при этом перед пайкой наносят на внутренние поверхности силовых оболочек и на наружные поверхности огневых стенок высокотемпературный припой, а пайку ведут при температуре 960 - 980oC при упоре торцов огневых стенок друг в друга с образованием осевой щели между силовыми оболочками, затем проводят электронно-лучевую сварку торцов огневой стенки двухслойной проставки и огневой стенки выходного патрубка при направлении электронного луча в упомянутую осевую щель, далее проводят аргонодуговую сварку силовой оболочки двухслойной проставки и силовой оболочки выходного патрубка с использованием изготовленного соединительного разрезного кольца, затем осуществляют автоматическую сварку в среде защитных газов двухслойной проставки со смесительной головкой, далее соединенные между собой смесительную головку, двухслойную проставку и выходной патрубок помещают в корпус с предварительно приваренным патрубком подвода второго компонента топлива и осуществляют сварку корпуса со смесительной головкой и выходным патрубком. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что соединение корпуса со смесительной головкой и соединение патрубка подвода первого компонента топлива со смесительной головкой осуществляют аргонодуговой сваркой в среде защитных газов, причем по границе шва выполняют дополнительные валики. 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что сварку корпуса с выходным патрубком осуществляют на предварительно изготовленной кольцевой подкладке, которую закрепляют на выходном патрубке, а после выполнения сварного шва по его границе выполняют дополнительные валики. 4. Способ по п.1, отличающийся тем, что предварительную приварку патрубка подвода второго компонента топлива к корпусу осуществляют аргонодуговой сваркой на удаляемой медной подкладке, которую устанавливают с внутренней стороны корня шва, а после выполнения сварного шва по его границе выполняют дополнительные валики.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области энергетического машиностроения и касается изготовления газогенераторов жидкостных ракетных двигателей. Из анализа уровня техники известны различные способы изготовления газогенераторов жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Так патент США N 3147592, НКИ 60-39.46, 1964 г. выдан на конструкцию газогенератора, в котором крышка вместе с подводящим патрубком приварена к смесительной головке. В головке установлены форсунки. Смесительная головка скреплена с корпусом с помощью резьбы. Корпус выполнен за одно целое с камерой и огневым патрубком. Это техническое решение выбираем в качестве аналога изобретения. Недостаток аналога состоит в том, что из конструкции видно, что способ изготовления газогенератора не обеспечивает надежность агрегата для ЖРД больших тяг. Известен способ изготовления сварно-паяной конструкции газогенератора ЖРД, включающая операции сборки, пайки и сварки смесительной головки, имеющей крышку с патрубком, подводящим один из компонентов топлива, и жестко связанные с крышкой форсунки и днище и магистраль подвода другого компонента, операции изготовления корпуса с выходным патрубком и последующими операциями сварки корпуса со смесительной головкой (см. И.И.Горев "Основы производства жидкостных ракетных двигателей", М., 1969 г., стр. 10-12). Это техническое решение принимаем в качестве прототипа. Недостатком прототипа является недостаточная надежность сварных и паяных соединений, не обеспечивающих повышенные прочностные и эксплуатационные свойства газогенераторов особенно при высоких рабочих давлениях, например 600 атмосфер, и относительно большой теплонапряженности агрегата. Задача, которая стояла при разработке изобретения, заключалась в том, чтобы повысить технологичность изготовления конструкции и его прочностных и эксплуатационных характеристик путем обеспечения высокого качества сварных и паяных соединений. Технический результат от реализации изобретения состоит в том, что при повышении технологичности изготовления увеличилась надежность агрегата за счет обеспечения высокого качества в конструкции сварных и паяных соединений. Благодаря этому удалось создать окислительный газогенератор для ЖРД больших тяг. Сущность изобретения заключается в том, что в способе изготовления сварно-паяной конструкции газогенератора ЖРД, включающий операции изготовления смесительной головки, снабженной патрубком подвода первого компонента топлива, магистрали подвода второго компонента топлива, корпуса, выходного патрубка и последующего скрепления их между собой сваркой, дополнительно изготавливают двухслойную проставку, состоящую из внешней силовой оболочки и огневой стенки, оребренной с наружной стороны, и соединительное разрезное кольцо, выходной патрубок выполняют двухслойным, состоящим из внешней силовой оболочки и огневой стенки, оребренной с наружной стороны, корпус выполняют в виде сферической оболочки, имеющей три отверстия, два из которых выполнены соосно с разных сторон в стенках сферической оболочки и предназначены для соединения со смесительной головкой и выходным патрубком соответственно, а третье предназначено для соединения с магистралью подвода второго компонента топлива, перед скреплением корпуса, смесительной головки и выходного патрубка предварительно скрепляют между собой пайкой внешние силовые оболочки и огневые стенки соответственно двухслойной проставки и выходного патрубка, причем перед пайкой наносят на внутренние поверхности силовых оболочек и на наружные поверхности огневых стенок высокотемпературный припой, пайку ведут при температуре 960-980oC при упоре торцов огневых стенок друг в друга с обеспечением осевой щели между силовыми оболочками, далее проводят сварку по торцам огневой стенки двухслойной проставки и огневой стенки выходного патрубка путем электронно-лучевой сварки, при этом направляют электронный луч в щель между силовыми оболочками, далее проводят сварку силовой оболочки двухслойной проставки и силовой оболочки выходного патрубка между собой с помощью соединительного разрезного кольца аргоно-дуговой сваркой, далее проводят сварку двухслойной проставки со смесительной головкой при помощи аргоно-дуговой сварки в среде защитных газов, далее соединенные между собой смесительную головку, двухслойную проставку и выходной патрубок помещают в корпус, к которому предварительно приварена магистраль подвода второго компонента топлива, и осуществляют сварку корпуса со смесительной головкой и выходным патрубком. Причем соединение корпуса со смесительной головкой и соединение патрубка подвода первого компонента топлива со смесительной головкой осуществляют аргоно-дуговой сваркой в среде защитных газов, причем по границе шва выполняют дополнительные валики. Кроме того, изготовляют кольцевую подкладку и сварку корпуса с выходным патрубком осуществляют на изготовленной подкладке, которую предварительно закрепляют на выходном патрубке, после выполнения сварного шва по границе шва выполняют дополнительные валикиА сварку корпуса с патрубком подвода второго компонента топлива осуществляют аргоно-дуговой сваркой на удаляемой медной подкладке, которую устанавливают с внутренней стороны корня шва, после выполнения сварного шва по границе шва выполняют дополнительные валики
На фиг.1 изображен газогенератор, изготовленный описываемым способом. На фиг. 2 представлено сварное соединение проставки и выходного патрубка. На фиг. 3 - сварное соединение смесительной головки и проставки. На фиг.4 - сварное соединение корпуса и выходного патрубка. На фиг.5 - сварное соединение смесительной головки и корпуса. На фиг.6 - сварное соединение корпуса с подводящим патрубком. На фиг. 7 изображено надвигание силового корпуса на сварно-паяную конструкцию (состоящую из смесительной головки, выходного патрубка и проставки) перед сваркой его со смесительной головкой и выходным патрубком. Изготовленный описываемым способом газогенератор состоит (фиг. 1 и 7) из силового корпуса 1, смесительной головки 2, проставки 3, выходного патрубка 4. Силовой корпус 1 выполняют сферическим с двумя, соосно расположенными отверстиями 5 и 6 и дополнительным отверстием 7 (фиг.7), обеспечивающим сообщение полости смесительной головки газогенератора с магистралью подвода второго компонента топлива. Проставка 3 состоит из силовой оболочки 8 и огневой стенки 9, а выходной патрубок 4 состоит из силовой оболочки 10 и огневой стенки 11. Смесительную головку 2 предварительно собирают из крышки 12 с двумя коаксиально расположенными стыковочными поверхностями 13 и 14, патрубка подвода первого компонента топлива 15, закрепленного на крышке 12 сваркой, и жестко связанных с крышкой 12 форсунок 16 и днище 17. Выходной патрубок 4 выполнен в виде конусообразного раструба со стыковочной поверхностью 18 на конце большего диаметра. К сферической поверхности силового корпуса 1 приварен патрубок 19, подводящий второй компонент топлива. При изготовлении газогенератора собирают проставку 3, устанавливая огневую стенку 9 внутри силовой оболочки 8, затем собирают выходной патрубок 4, устанавливая огневую стенку 11 внутри силовой оболочки 10. Перед этими сборками на внутренней поверхности силовых оболочек 8 и 10 наносят слой меди, а на наружной поверхности огневых стенок 9 и 11, скрепляемые с силовыми оболочками 8 и 10 соответственно, наносят медно-серебряный припой. Пайку производят при температуре 960-980o. При пайке обеспечивают выступание торцов взаимного контакта огневых стенок 9 и 11 над торцами силовых оболочек 8 и 10, как это показано на фиг. 2. Торцы 18 огневых стенок 9 и 11, упирая друг друга, сваривают между собой электронно-лучевой сваркой, направляя луч между торцами рубашек 8 и 10 (фиг. 2). Закрепляют проставку 3 одной из ее торцевых поверхностей со стыковочной поверхностью 18 выходного патрубка 4 с помощью соединительного кольца 20. Проставку 3 и выходной патрубок 4 сваривают с соединительным кольцом 20 аргоно- дуговой сваркой с среде защитных газов. Проставку 3 со смесительной головкой 2 (фиг.3) сваривают аргоно-дуговой сваркой в среде защитных газов. Патрубок 19 предварительно закрепляют на силовом корпусе 1 (фиг.7) в отверстии 7 аргоно-дуговой сваркой в среде защитных газов на удаляемой подкладке, причем после удаления подкладки корень шва оплавляют ручной аргоно-дуговой сваркой с присадочной проволокой, а по границе шва выполняют дополнительные валики 22. Силовой корпус 1 с подводящим патрубком 19 надвигают отверстиями 5 и 6 и надевают, как показано на фиг.7, на сварно- паяную конструкцию, состоящую из смесительной головки 2, проставки 3 и выходного патрубка 4 до упора, после чего производят сварку. Силовой корпус 1 сваривают с выходным патрубком 4 (фиг.4) на остающейся подкладке 21 в среде защитных газов, а по границе шва выполняют дополнительные валики 22. Неподвижное крепление силового корпуса 1 со смесительной головкой 2 (фиг. 3) и крепление патрубка 15 на смесительной головке 2 может осуществляться аргоно-дуговой сваркой в среде защитных газов, причем по границе шва выполняют дополнительные валики 22. Промышленная применимость
Предлагаемый способ позволил создать и изготовить окислительный газогенератор для ЖРД большой тяги, обладающий высокой надежностью и высокими энергетическими параметрами.
Класс B23K31/02 пайка или сварка
Класс F02K9/68 камеры разложения топлива (парогазогенератор)