противоугонное устройство для транспортных средств
Классы МПК: | B60R25/00 Оборудование транспортных средств для предотвращения или обнаружения недозволенного использования или кражи транспортных средств |
Автор(ы): | Герасимчук А.Н., Давыдов Д.В., Шептовецкий А.Ю. |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью "Геолинк- Электроникс" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-05-16 публикация патента:
20.11.2000 |
Изобретение относится к технике защиты транспортных средств (ТС) от несанкционированного пользования. Центральный узел управления включает в себя приемник, процессорный блок обработки поступающей информации и синтеза команд, генератор модулированной частоты и демодулятор. Датчики несанкционированного пользования ТС, узлы звуковой и световой тревожной сигнализации и узлы блокирования дверей и агрегатов подключены к центральному узлу управления через кабельную бортовую сеть. Предусмотрены узлы блокирования движения ТС, каждый из которых имеет форму стандартного узла ТС и включает в себя приемник, связанный радиоканалом с узлом задания режима, процессорный блок преобразования сигналов и реле с замыкающим или размыкающим контактом. Узел задания режима выполнен с возможностью дистанционной передачи кодовых сигналов в центральный узел управления. Устройство характеризуется повышенными эксплуатационной надежностью и эффективностью управления узлами блокирования движения при сохранении скрытности последних. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1. Противоугонное устройство для транспортных средств, содержащее установленные на транспортном средстве центральный узел управления, состоящий из последовательно включенных первого приемника с блоком приемных антенн и процессорного блока обработки поступающей информации и синтеза команд, соединенного с генератором модулированной частоты и демодулятором, датчики несанкционированного пользования транспортным средством, узлы звуковой и световой тревожной сигнализации и узлы блокирования дверей и агрегатов транспортного средства, подключенные к центральному узлу управления через кабельную бортовую сеть, узлы блокирования движения транспортного средства, каждый из которых включает в себя реле с замыкающим или размыкающим контактами, а также узел задания режима, выполненный с возможностью дистанционной передачи кодовых сигналов в центральный узел управления, отличающееся тем, что в каждый узел блокирования движения транспортного средства введены последовательно включенные второй приемник, оборудованный второй приемной антенной и связанный радиоканалом с узлом задания режима, процессорный блок преобразования сигналов, выход которого соединен с управляющим входом реле с замыкающим или размыкающим контактами, при этом каждый из узлов блокирования движения транспортного средства имеет форму стандартного узла транспортного средства. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что узел задания режима выполнен в виде активного радиобрелока, содержащего последовательно включенные блок питания, прерыватель-кнопку, кодер, генератор кодовых посылок, связанный с излучающей антенной. 3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что узел задания режима выполнен в виде пассивного радиобрелока, содержащего последовательно включенные антенну для приема сигналов накачивающей частоты, третий приемник, кодер и генератор кодовых посылок, связанный с первой излучающей антенной, в узел задания режима введен генератор накачки, связанный с процессорным блоком обработки поступающей информации и синтеза команд. 4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что узел задания режима содержит транспондерную карточку с цифровой памятью, в которой зафиксированы идентификационный код владельца транспортного средства, а также блок сравнения, первый вход которого связан с памятью идентификационного кода владельца, второй вход - с блоком дистанционного считывания, содержащим вторую излучающую антенну, а выход блока сравнения через кодер и генератор кодовых посылок подключен к первой излучающей антенне. 5. Устройство по любому из пп.1 - 4, отличающееся тем, что блок приемных антенн выполнен в виде одной или нескольких вынесенных антенн с катушками индуктивности, подключенными через первый приемник к кабельной бортовой сети. 6. Устройство по любому из пп.1 - 5, отличающееся тем, что в состав датчиков несанкционированного пользования входит радиопередатчик пейджинговой сети связи.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к технике защиты транспортных средств (ТС) от несанкционированного пользования. В настоящее время для ТС получают распространение охранные устройства с уплотненными каналами передачи информации, в частности, с использованием кабельной бортовой сети. Подобное уплотнение позволяет сократить количество применяемых соединительных проводов. Известно автомобильное противоугонное устройство, содержащее генераторы частоты и селективный частотный фильтр, связанные между собой через кабельную бортовую сеть, датчики несанкционированного пользования автомобилем, выходы которых подключены к пусковым входам генераторов, узел тревожной сигнализации, управляющий вход которого соединен с выходом упомянутого фильтра (US 4777468A, B 60 R 25/00, 11.10.1988). Недостаток известного устройства определяется его ограниченными функциональными возможностями, сводящимися лишь к сигнализации о проникновении в автомобиль злоумышленника и не предотвращающими трогание автомобиля с места стоянки. Известно также автомобильное противоугонное устройство, содержащее связанные через кабельную бортовую сеть центральный узел управления, датчики несанкционированного пользования автомобилем, узлы тревожной сигнализации и узлы блокирования дверей и функциональных органов автомобиля, узел задания режима, связанный с пусковым входом центрального узла управления, сигнальный вход которого связан с выходами датчиков и узлов блокировки, а выходы с управляющими входами датчиков, узлов тревожной сигнализации и узлов блокирования (SU 1544613 A1, B 60 R 25/04, 23.02.1990). Известное устройство в должной мере обеспечивает охрану, сочетая функции сигнализации о попытках угона автомобиля с исключением возможности его трогания с места стоянки. Однако практическая реализация данного устройства сопряжена со значительными трудностями, выражающимися в необходимости прокладки большого числа соединительных проводов как питающих, так и сигнальных. Избыточные провода создают также предпосылки для обнаружения противоугонного устройства злоумышленником. Наиболее близким к предложенному является противоугонное устройство для ТС, содержащее установленные на ТС центральный узел управления, состоящий из последовательно включенных первого приемника с блоком приемных антенн и процессорного блока обработки поступающей информации и синтеза команд, соединенного с генератором модулированной частоты и демодулятором, датчики несанкционированного пользования ТС, узлы звуковой и световой тревожной сигнализации и узлы блокирования дверей и агрегатов ТС, подключенные к центральному узлу управления через кабельную бортовую сеть, узлы блокирования движения ТС, каждый из которых включает в себя реле с замыкающим или размыкающим контактом, а также узел задания режима, содержащий блок задания режима, выполненный с возможностью дистанционной передачи кодовых сигналов в центральный узел управления (RU 2090395 C1, B 60 R 25/00, 20.09.1997). Недостатки указанного устройства заключаются в невысокой надежности работы и низкой оперативности воздействия на узлы блокирования движения, которые обусловлены управлением названными узлами через центральный узел управления, а не непосредственно. Задачей изобретения является повышение эксплуатационной надежности противоугонного устройства и эффективности управления узлами блокирования движения ТС при сохранении скрытности последних. Поставленная задача решается тем, что в противоугонном устройстве для ТС, содержащем установленные на ТС центральный узел управления, состоящий из последовательно включенных первого приемника с блоком приемных антенн и процессорного блока обработки поступающей информации и синтеза команд, соединенного с генератором модулированной частоты и демодулятором, датчики несанкционированного пользования ТС, узлы звуковой и световой тревожной сигнализации и узлы блокирования дверей и агрегатов ТС, подключенные к центральному узлу управления через кабельную бортовую сеть, узлы блокирования движения ТС, каждый из которых включает в себя реле с замыкающим или размыкающим контактом, а также узел задания режима, содержащий блок задания режима, выполненный с возможностью дистанционной передачи кодовых сигналов в центральный узел управления, - что в каждый узел блокирования движения ТС введены последовательно включенные второй приемник, оборудованный второй приемной антенной и связанный радиоканалом с блоком задания режима, процессорный блок преобразования сигналов, выход которого соединен с управляющим входом реле с замыкающим или размыкающим контактом, при этом каждый из узлов блокирования движения ТС имеет форму стандартного узла ТС. Решению поставленной задачи способствуют частные существенные признаки изобретения. Блок задания режима может быть выполнен в виде активного радиобрелока, содержащего последовательно включенные блок питания, прерыватель-кнопку, кодер, генератор кодовых посылок, связанный с первой излучающей антенной. Блок задания режима может быть выполнен в виде пассивного радиобрелока, содержащего последовательно включенные антенну для приема сигналов накачивающей частоты, третий приемник, кодер и генератор кодовых посылок, связанный с первой излучающей антенной, в узел задания режима введен генератор накачки, связанный с процессорным блоком обработки поступающей информации и синтеза команд. Блок задания режима может содержать транспондерную карточку с цифровой памятью, в которой зафиксированы идентификационный код владельца транспортного средства, а также блок сравнения, первый вход которого связан с памятью идентификационного кода владельца, второй вход - с блоком дистанционного считывания, содержащим вторую излучающую антенну, а выход блока сравнения через кодер и генератор кодовых посылок подключен к первой излучающей антенне. Блок приемных антенн может быть выполнен в виде одной или нескольких вынесенных антенн с катушками индуктивности, подключенными через первый приемник к кабельной бортовой сети. В состав датчиков несанкционированного пользования ТС может входить радиопередатчик пейджинговой сети связи. На фиг. 1 представлена общая функциональная схема предложенного противоугонного устройства для ТС, а на фиг. 2, 3, 4 - возможные схемы построения используемого блока задания режима. На приведенных схемах использованы следующие обозначения:1 - центральный узел управления; 2 - первый приемник; 3 - блок приемных антенн; 4 - процессорный блок обработки поступающей информации и синтеза команд; 5 - генератор модулированной частоты; 6 - демодулятор; 7 - датчики несанкционированного пользования ТС; 8 - узлы звуковой и световой тревожной сигнализации; 9 - узлы блокирования дверей и агрегатов ТС; 10 - узлы блокирования движения ТС; 11 - реле с замыкающим или размыкающим контактом; 12 - узел задания режима; 13 - блок задания режима; 14 - первая излучающая антенна; 15 - второй приемник; 16 - вторая приемная антенна; 17 - процессорный блок преобразования сигналов; 18 - блок питания; 19 - прерыватель-кнопка; 20 - кодер; 21 - генератор кодовых посылок; 22 - антенна для приема сигналов накачивающей частоты; 23 - третий приемник; 24 - кодер; 25 - генератор кодовых посылок; 26 - генератор накачки; 27 - транспондерная карточка; 28 - блок сравнения; 29 - память идентификационного кода владельца; 30 - блок дистанционного считывания; 31 - вторая излучающая антенна; 32 - радиопередатчик пейджинговой сети связи. Центральный узел управления 1 (фиг. 1) состоит из последовательно включенных первого приемника 2, оборудованного блоком 3 приемных антенн, и процессорного блока 4 обработки поступающей информации и синтеза команд, соединенного с генератором 5 модулированной частоты и демодулятором 6. Датчики 7 несанкционированного пользования ТС, узлы 8 звуковой и световой тревожной сигнализации и узлы 9 блокировки дверей и агрегатов ТС подключены к центральному узлу управления 1 через кабельную бортовую сеть. Примерами агрегатов ТС могут быть маслопровод, дроссельная заслонка и т. п. Каждый из узлов 10 блокирования движения ТС имеет форму стандартного узла (например, штатного реле) ТС и включает в себя последовательно включенные второй приемник 15, оборудованный второй приемной антенной 16 и связанный радиоканалом с первой излучающей антенной 14 блока 13 задания режима, процессорный блок 17 преобразования сигналов и реле 11 с замыкающим или размыкающим контактом. Узел 12 задания режима выполнен с возможностью дистанционной передачи кодовых сигналов в процессорный блок 4 обработки поступающей информации и синтеза команд. Блок 13 задания режима может быть выполнен:
- в виде активного радиобрелока (фиг. 2), содержащего последовательно включенные блок питания 18, прерыватель-кнопку 19, кодер 20 и генератор 21 кодовых посылок, подключенный к излучающей антенне 14;
- в виде пассивного радиобрелока (фиг. 3), содержащего последовательно включенные антенну 22 для приема сигналов накачивающей частоты, третий приемник 23, кодер 24 и генератор 25 кодовых посылок, подключенный к излучающей антенне 14, при этом в узел 12 задания режима введен генератор 26 накачки, связанный с процессорным блоком 4 обработки поступающей информации и синтеза команд;
- в виде транспондерной карточки 27 с цифровой памятью, в которой зафиксирован идентификационный код владельца ТС, блока сравнения 28, первый вход которого связан с памятью 29 идентификационного кода владельца, второй вход с блоком 30 дистанционного считывания, содержащим вторую излучающую антенну 31, в зону действия которой должна быть внесена транспондерная карточка 27, а выход блока 28 сравнения через кодер 24 и генератор 25 кодовых посылок подключен к первой излучающей антенне 14. Противоугонное устройство работает следующим образом. Постановка устройства в режим охраны ТС зависит от конкретных алгоритмов, заложенных в процессорный блок 4 обработки поступающей информации и синтеза команд и не является предметом, рассматриваемом в данном патенте. Снятие с режима охраны ТС осуществляется пользователем дистанционно с помощью блока 13 задания режима. В случае использования активного радиобрелока (фиг. 2) при нажатии на прерыватель-кнопку 19 напряжение поступает от блока 18 питания на кодер 20, который осуществляет формирование требуемых кодов, преимущественно динамического типа. Соответствующие кодовые посылки вырабатываются генератором 21 кодовых посылок и посылаются в эфир первой излучающей антенной 14. При использовании пассивного радиобрелока (фиг. 3) необходимое для передачи кодовых посылок питание вырабатывается путем передачи из генератора 26 накачки через антенну 14" для излучения сигналов накачивающей частоты специальных частотных посылок, которые воспринимаются третьим приемником 23. В создании кодовых посылок также участвуют кодер 24, генератор 25 кодовых посылок и первая излучающая антенна 14. Переданные кодированные сообщения воспринимаются также блоком 3 приемных антенн первого приемника 2 и направляются в процессорный блок 4 обработки поступающей информации и синтеза команд, где производится сравнение полученного кода с заданным и при их совпадении вырабатывается соответствующая команда для выведения из действия датчиков 7 несанкционированного пользования ТС и узлов 8 звуковой и световой тревожной сигнализации. При наличии у владельца транспондерной карточки 27 (например, с переменной, т.е. изменяющейся в соответствии с идентификационным кодом нагрузкой) и поднесении ее в специальную зону для считывания (фиг. 4) производится считывание идентификационного кода из цифровой памяти транспондерной карточки 27 блоком 30 дистанционного считывания. Считанный код сравнивается в блоке 28 сравнения с идентификационным кодом, хранящимся в памяти 29 идентификационного кода владельца блока 13 задания режима. В случае совпадения кодов осуществляется разблокирование движения ТС. В создании разблокирующих кодовых посылок также участвуют кодер 24, генератор 25 кодовых посылок и первая излучающая антенна 14. В режиме охраны центральный узел управления 1 посредством генератора модулированной частоты 5 и демодулятора 6 производят периодический опрос датчиков 7 несанкционированного пользования ТС и узлов 9 блокирования дверей и агрегатов ТС и принимают их ответные контрольные посылки. Благодаря этому осуществляется проверка работоспособности узлов противоугонного устройства. При выходе из строя того или иного датчика и фиксации неисправности центральным узлом управления 1 при обработке информации, поступающей в данный узел, сигналы отказавшего датчика исключаются. При попытках проникновения злоумышленника в поставленное на охрану ТС, демонтажа или хищения его составных частей и принадлежностей датчиками 7 несанкционированного пользования ТС вырабатываются сигналы, которые по кабельной бортовой сети поступают в центральный узел управления 1. Последним после обработки полученных сигналов синтезируются команды на включение узлов тревожной сигнализации 8. Приведенные же ранее в действие узлы блокировки 9 дверей и агрегатов ТС надежно препятствуют угону ТС. При этом центральным узлом управления 1 вырабатываются команды, подтверждающие рабочее состояние узлов 9 блокировки дверей и агрегатов ТС и, тем самым, еще больше повышающие эффективность защиты ТС. К примеру, все информационные и управляющие сигналы, передаваемые по кабельной бортовой сети, представляют собой двоичные кодовые частотно-модулированные посылки напряжением 10 мВ, причем "1" отображаются частотой 52 кГц, а "0" - частотой 48 кГц. В формировании кодовых посылок, направляемых в центральный узел управления 1, принимают участие процессорные блоки и генераторы модулированной частоты датчиков 7 несанкционированного пользования ТС, реагирующие на изменения состояния их чувствительных элементов и на опросные сигналы от собственных декодеров, процессорные блоки и генераторы модулированной частоты узлов 9 блокирования дверей и агрегатов ТС, реагирующие на опросные сигналы от собственных декодеров. Процессорный блок 4 обработки поступающей информации и синтеза команд и генератор модулированной частоты 5 центрального узла управления 1 вырабатывают команды на введение в действие или выведение из действия датчиков 7 и узлов 9, адресные сигналы опроса для этих датчиков и узлов, команды на срабатывание узлов 8 звуковой и световой тревожной сигнализации и узлов блокирования 9 дверей и агрегатов ТС (в режиме охраны по сигналам датчиков 7 несанкционированного пользования ТС). Прием и распознавание кодовых посылок опроса и команд от центрального узла управления 1 в датчиках 7 несанкционированного пользования ТС, узлах 8 звуковой и световой тревожной сигнализации и узлах 9 блокирования дверей и агрегатов ТС производятся усилителями, частотными демодуляторами и декодерами этих узлов. Для обеспечения выведения из действия датчиков 7 несанкционированного пользования ТС при снятии устройства с режима охраны центральным узлом управления 1 в условиях срабатывания отдельных из датчиков и отправки ими в центральный узел управления 1 посылок, искажающих указанную команду центрального узла управления 1, предусмотрено периодическое ограничение по времени (создание пауз между посылками) действия датчиков 7 несанкционированного пользования ТС, осуществляемое процессорными блоками этих датчиков. Подобное временное ограничение работы датчиков 7 несанкционированного пользования ТС никак не влияет на характеристики защиты ТС. Во избежание создания неудобств для людей, проживающих вблизи места парковки охраняемого ТС, процессорным блоком 4 обработки поступающей информации и синтеза команд центрального узла управления 1 производится также ограничение времени действия узлов 8 звуковой и световой тревожной сигнализации. При этом, в общем случае, длительности звукового и светового тревожных сигналов могут варьироваться в зависимости от времени суток в разных пропорциях (с преобладанием днем звукового сигнала, а ночью - светового). В данном устройстве возможна также реализация обратной связи по постоянному напряжению после включения зажигания, которая позволяет процессорному блоку 4 центрального узла управления 1 контролировать включение и выключение системы зажигания и осуществлять постановку устройства в режим охраны лишь при снятии питания с данной системы. Особое значение в предложенном техническом решении приобретает принятая реализация оперативного управления узлами 10 блокирования движения ТС, которая в данном случае осуществляется блоком 13 задания режима при его непосредственном воздействии по радиоканалу на узлы 10 блокирования движения ТС. Для этого кодовые посылки от первой излучающей антенны 14 блока 13 задания режима (при любой его конкретной технической реализации: фиг. 1, фиг. 2 или фиг. 3) воспринимаются второй приемной антенной 16 и поступают во второй приемник 15. Процессорным блоком 17 преобразования сигналов производится преобразование сигналов в форму, удобную для управления реле 11 с замыкающим или размыкающим контактом. Реле 11, установленное в цепи управления иммобилайзером, деактивирует последний с последующим разблокированием движения ТС. Заключение всех составных элементов каждого узла 10 блокирования движения ТС в общий корпус и исполнение данного узла в форме, не отличающейся от формы стандартного узла (например, штатного реле), гарантируют его скрытность. Еще одной особенностью данного противоугонного устройства является возможность оповещения через пейджинговую сеть связи владельца ТС о попытках несанкционированного пользования ТС. Передача соответствующих сигналов в указанную сеть производится с помощью введенного в состав датчиков 7 несанкционированного пользования ТС радиопередатчика 32 пейджинговой сети связи. Таким образом, в предложенном техническом решении достигаются существенные упрощение, удешевление противоугонного устройства, обеспечение оперативности и скрытности управления узлами разблокирования движения ТС без снижения надежности работы противоугонного устройства для ТС в целом. При этом функциональные узлы противоугонного устройства для ТС имеют удобный для монтажа и взаимозаменяемости вид электрических двухполюсников и трехполюсников.
Класс B60R25/00 Оборудование транспортных средств для предотвращения или обнаружения недозволенного использования или кражи транспортных средств