кресло пилота
Классы МПК: | B60N2/04 полностью подвижные сиденья |
Автор(ы): | Годунов Ф.Е., Иванов С.М., Командрин В.А., Дмитриев И.Д. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-10-28 публикация патента:
27.11.2000 |
Изобретение относится к оборудованию кабин летательных аппаратов. Кресло пилота содержит спинку, шарнирно прикрепленную к сиденью, размещенный под сиденьем механизм регулировки положения кресла, включающий жестко прикрепленную к полу кабины нижнюю раму с параллельными направляющими, прикрепленную к сиденью верхнюю раму, соединенную с нижней рамой посредством рычажного механизма, звенья которого соединены накрест и снабжены роликами, причем эти звенья соединены возвратными пружинами. Кресло снабжено дополнительными прикрепленными к верхней раме направляющими, с которыми посредством роликов соединены верхние коны качалок наружного звена, а нижние их концы с направляющими нижней рамы также соединены посредством роликов. Ролики верхних концов качалок внутреннего звена и ролики нижних концов качалок наружного звена снабжены фиксаторами, установленными по оси каждого ролика. Фиксаторы верхних концов качалок внутреннего звена соединены с рукояткой регулировки положения кресла в горизонтальном направлении, а фиксаторы нижних концов качалок наружного звена соединены с рукояткой регулировки положения кресла в вертикальном положении. Технический результат - увеличение диапазона регулировки кресла для размещения в нем пилотов от 2,5 до 97,5 перцентиля. 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
Кресло пилота, содержащее спинку, шарнирно прикрепленную к сиденью, размещенный под сиденьем механизм регулировки положения кресла, включающий жестко прикрепленную к полу кабины нижнюю раму с параллельными направляющими, прикрепленную к сиденью верхнюю раму, соединенную с нижней рамой посредством рычажного механизма, звенья которого соединены накрест и снабжены роликами, причем эти звенья соединены возвратными пружинами, и внутреннее звено этого механизма, состоящее из двух параллельных жестко соединенных качалок, шарнирно связано с направляющими нижней рамы и посредством роликов - с направляющими верхней рамы, а наружное звено, состоящее из двух параллельных жестко соединенных качалок, соединено с направляющими нижней рамы и посредством роликов - с направляющими верхней рамы, отличающееся тем, что оно снабжено дополнительными прикрепленными к верхней раме направляющими, с которыми посредством роликов соединены верхние концы качалок наружного звена, а нижние их концы с направляющими нижней рамы также соединены посредством роликов, при этом ролики верхних концов качалок внутреннего звена и нижних концов качалок наружного звена снабжены фиксаторами, установленными по оси каждого ролика, причем фиксаторы верхних концов качалок внутреннего звена соединены с рукояткой регулировки положения кресла в горизонтальном направлении, а фиксаторы нижних концов качалок наружного звена соединены с рукояткой регулировки положения кресла в вертикальном положении.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к оборудованию кабин летательных аппаратов, в частности к конструктивным особенностям сидений, предназначенных для размещения пилота. Известно кресло водителя транспортного средства (см. патент Германии N 3622521, 1988, кл. B 60 N /02), содержащее сиденье с размещенным под ним механизмом регулировки положения кресла, включающим верхнюю и нижнюю рамы, соединенные посредством рычажного механизма, качалки звеньев которых соединены накрест. Верхние концы качалок наружных звеньев соединены с верхней рамой, а нижние их концы посредством роликов соединены с направляющими нижней рамы. Нижние концы качалок внутренних звеньев шарнирно соединены с нижней рамой, а их верхние концы соединены с направляющим верхней рамы посредством роликов. Кроме того, механизм подвески кресла содержит амортизатор, соединяющий нижнюю раму с верхними концами внутренних звеньев, механизм регулировки положения кресла и фиксатор крайних положений кресла. К причинам, препятствующим достижению указанного технического результата при использовании кресла этой конструкции, относится то, что оно имеет недостаточный диапазон регулировки положения кресла по причине отсутствия раздельной регулировки по горизонтали и вертикали, что препятствует размещению в таком кресле людей 2,5 - 97,5 перцентиля. Наиболее близкой по совокупности признаков к заявляемому изобретению является конструкция сиденья водителя транспортного средства (см. патент Германии N 3500529, 1991 г, кл. B 60 N 2/04), содержащая сиденье с размещенными под ним механизмом регулировки положения кресла, включающим верхнюю и нижнюю рамы, соединенные посредством рычажного механизма, качалки звеньев которого соединены накрест. Верхние концы качалок наружных звеньев шарнирно соединены с верхней рамой, а нижние их концы посредством роликов соединены с направляющими нижней рамы. Нижние концы качалок внутренних звеньев шарнирно соединены с нижней рамой, а их верхние концы соединены с направляющими верхней рамы посредством роликов. Кроме того, механизм подвески содержит две возвратные пружины, которые соединяют верхние концы качалок наружных звеньев с механизмом регулировки положения кресла, и амортизатор, соединяющий нижнюю раму с верхними конами качалок внутренних звеньев. К причинам, препятствующим достижению указанного технического результата при использовании кресла этой конструкции, как и конструкции сиденья по патенту Германии N 3622521, относится то, что оно имеет недостаточный диапазон регулировки положения из-за отсутствия раздельной регулировки по горизонтали и вертикали, что препятствует размещению в таком кресле людей 2,5 - 97,5 перцентиля. Задачей данного изобретения является обеспечение возможности раздельной регулировки положения кресла по вертикали и горизонтали с целью увеличения диапазона регулировок для удобства размещения в нем людей от 2,5 перцентиля до 97,5 перцинтеля, что охватывает 95% всех людей. Указанный технически результат достигается тем, что кресло пилота, содержащее спинку, шарнирно прикрепленную к сиденью, размещенный под сиденьем механизм регулировки положения кресла, включающий жестко прикрепленную к полу кабины нижнюю раму с параллельными направляющими, прикрепленную к сиденью верхнюю раму, соединенную с нижней рамой посредством рычажного механизма, звенья которого соединены накрест и снабжены роликами, причем эти звенья соединены возвратными пружинами, и внутреннее звено этого механизма, состоящее из двух параллельных жестко соединенных качалок, шарнирно связано с направляющими нижней рамы и, посредством роликов, с направляющими верхней рамы, а наружное звено, состоящее из двух параллельных жестко соединенных качалок, соединено с направляющими нижней рамы и, посредством роликов, с направляющими верхней рамы, согласно изобретению снабжено дополнительными прикрепленными к верхней раме направляющими, с которыми посредством роликов соединены верхние концы качалок наружного звена, а нижние их концы с направляющими нижней рамы также соединены посредством роликов, при этом ролики верхних концов качалок внутреннего звена и нижних концов качалок наружного звена снабжены фиксаторами, установленными по оси каждого ролика, причем фиксаторы верхних концов качалок внутреннего звена соединены с рукояткой регулировки положения кресла в горизонтальном направлении, а фиксаторы нижних концов качалок наружного звена соединены с рукояткой регулировки положения кресла в вертикальном направлении. Таким образом, установка в механизме подвески кресла двух направляющих, прикрепленных к верхней раме, и фиксаторов роликов верхних концов качалок внутреннего звена и фиксаторов нижних концов качалок наружного звена обеспечивает раздельную регулировку положения по горизонтали и вертикали, в результате чего увеличен диапазон регулировки положения кресла для размещения в нем пилотов от 2,5 до 97,5 перцентиля. Сущность изобретения поясняется чертежами. На фиг. 1 показан общий вид предлагаемого кресла в изометрии;на фиг. 2 показано кресло, вид сбоку;
на фиг. 3 - рычажный механизм регулировки положения кресла, вид сбоку;
на фиг. 4 - рычажный механизм регулировки положения кресла (разрез А-А на фиг. 3);
на фиг. 5 - разрез Б-Б на фиг. 3 (крепление нижних концов качалок внутреннего звена);
на фиг. 6 - разрез В-В на фиг. 3 (ролики и фиксаторы верхних качалок внутреннего звена). Кресло пилота содержит сиденье 1 (фиг. 1 и 2) и спинку 2. Под сиденьем 1 размещен механизм регулировки положения кресла, включающий нижнюю раму 3, образованную продольными параллельными направляющими 4 (фиг. 3) и поперечными трубами 5, и верхнюю раму 6 (фиг. 1), являющуюся каркасом сиденья 1. Верхняя рама 6 имеет продольные параллельные направляющие 7 и поперечные элементы 8. Верхняя 6 и нижняя 3 рамы связаны между собой с помощью шарнирно соединенных накрест внутреннего звена 9 и наружного звена 10, которые соединены между собой возвратными пружинами 11. Внутреннее звено 9 состоит из двух параллельных качалок 12 и 13 (фиг. 6), нижние концы которых шарнирно соединены с продольными направляющими 4 (фиг. 3) нижней рамы 3 (фиг. 1) посредством болтов 14 (фиг. 3), а верхние концы их, при этом, соединены с направляющими 7 верхней рамы 6 (фиг. 1 и 2) посредством роликов 15 (фиг. 3 и 6). Качалки 16 и 17 (фиг. 4) наружного звена 10 (фиг. 1) в средней части своей соединены с помощью внутреннего звена 9 (фиг. 3) посредством осей 18, а верхней частью - с направляющими 7 верхней рамы 6 (фиг. 1 и 2) посредством роликов 19 (фиг. 2 и 4), причем нижние концы этих качалок соединены с направляющими 4 нижней рамы 3 (фиг. 1 и 2) посредством роликов 20 (фиг. 4). В верхних концах качалок 12 и 13 (фиг. 1) внутреннего звена 9 установлены фиксаторы 21 (фиг. 6), соединенные тросиками 22 с рукояткой 23 (фиг. 2) регулировки положения кресла по горизонтали. В нижних концах качалок 16 и 17 (фиг. 4) наружного звена 10 (фиг. 1) установлены фиксаторы 24 (фиг. 4), соединенные тросиками 25 с рукояткой 26 регулировки положения кресла по вертикали. Регулировка положения кресла по вертикали и совмещенная регулировка по вертикали и горизонтали осуществляются следующим образом. Совмещенная регулировка вперед - вверх при незанятом сидении:
- отклоняет рукоятку 26 (фиг.1 и 2) вверх, при этом движение через тросики 25 (фиг. 3 и 4) передается на фиксаторы 24, которые освобождают ролики 20; под действием пружин 11 (фиг. 1, 3 и 4) качалки 16 и 17 наружного звена 10 (фиг. 1) сходятся с качалками 12 и 13 внутреннего звена 9, которые поворачиваются вверх относительно неподвижных осей болтов 14 (фиг. 5), тем самым перемещая вперед-вверх раму 6 (фиг. 1) сиденья 1. Совмещенная регулировка назад-вниз при занятом сидении:
- отклоняет рукоятку 26 (фиг. 1 и 2) вверх, при этом движение через тросики 25 (фиг. 3 и 4) передает на фиксаторы 24, которые освобождают ролики 20; под действием веса сидящего пружины 11 (фиг. 1, 3 и 4) растягиваются и качалки 16 и 17 наружного звена 10 расходятся с качалками 12 и 13 внутреннего звена 9, которое поворачивается вниз относительно неподвижных осей болтов 14 (фиг. 5), тем самым перемещая назад - вниз раму 6 (фиг. 1) сиденья 1. Раздельная регулировка по горизонтали вперед-назад независимо от того, занято сиденье или нет;
- отклоняют рукоятку 23 (фиг. 2) вверх, при этом движение через тросики 22 (фиг. 3 и 6) передается на фиксаторы 21, которые освобождают ролики 14 и 15 (фиг. 3, 4 и 6), в результате чего обеспечивается перемещение вниз-назад направляющих 7 (фиг. 1 и 3) каркаса 6 сиденья 1. Таким образом, приведенные примеры регулировки положения кресла по вертикали и горизонтали свидетельствуют о выполнении поставленной задачи, а именно - об увеличении диапазона регулировок за счет обеспечения возможности раздельной регулировки положения кресла по вертикали и горизонтали, в результате чего в нем можно удобно размещать пилотов от 2,5 до 97,5 перцентиля, что охватывает 95% всех людей.