шатун
Классы МПК: | F16C7/00 Шатуны или подобные им дышла или тяги, имеющие шарниры на обоих концах; шатунные головки F16C7/02 конструкции шатунов постоянной длины |
Автор(ы): | Золотухин С.В., Ищенко В.И., Сосновский А.П. |
Патентообладатель(и): | ОАО "КАМАЗ" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-11-16 публикация патента:
27.11.2000 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции шатуна. Технический результат - повышение надежности конструкции шатуна и производственной технологичности шатуна в условиях массового производства. Для этого шатун содержит стержень 1, крышку 2, Г-образные болты 3 и гайки 4. Гнездо под Г-образный болт содержит отверстие под стержень болта и полость под головку болта 3. Полость выполнена в виде основания 6, боковых стенок, задней стенки, образованных цилиндрической поверхностью. Цилиндрическая поверхность ограничена по радиусу R, проведенному из центра, смещенного от оси цилиндрической поверхности в сторону от задней стенки. При этом образуются выступы, препятствующие провороту Г-образного болта 3. Такое выполнение гнезда позволяет осуществлять обработку отверстия 5, цилиндрической поверхности, образующей боковые и заднюю стенки, и ограничительной поверхности методом сверления. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Шатун, содержащий головку и крышку, соединенный посредством Г-образных болтов, установленных в гнездах, содержащих отверстия под стержень болта и полости под головку болта, каждая из которых оформлена в виде основания, ограничительной поверхности, двух боковых и задней стенок, образованных цилиндрической поверхностью, расположенной соосно с отверстием под стержень болта, а боковые стенки и ограничительная поверхность образуют выступы, препятствующие провороту Г-образного болта, отличающийся тем, что ограничительная поверхность выполнена по радиусу, проведенному из центра, смещенного от оси цилиндрической поверхности в сторону от задней стенки.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции шатунов. Известна конструкция шатуна, содержащая головку и крышку, соединенные посредством Г-образных болтов, установленных в гнездах, содержащих отверстия под стержень и площадки под головку болта, каждая из которых оформлена в виде основания и задней стенки, образованной площадкой, смещенной от оси отверстия к оси головки. Задняя стенка удерживает от проворота Г-образные болты (см. И.М.Юрковский и др. "Автомобиль КАМАЗ", Москва, изд. ДОСААФ, 1975 - с. 43, рис. 16). Недостатком данной конструкции является наличие концентрации напряжений на переходе основания в заднюю стенку, вследствие чего в эксплуатации имели место поломки шатунов. Известна также конструкция шатуна, содержащая головку и крышку, соединенные посредством Г-образных болтов, установленных в гнездах, содержащих отверстия под стержень болта и плоскости под головку болта, каждая из которых оформлена в виде основания, двух боковых стенок, предназначенных для предотвращения проворота Г-образного болта и задней стенки, образованной цилиндрической поверхностью, расположенной соосно с отверстием под стержень болта (см. "Дизели с воздушным охлаждением Владимирского тракторного завода", М.: Машиностроение, 1976, с. 192, рис. 125). Недостатком данной конструкции является ее нетехнологичность, так как получение боковых стенок производится пальцевой фрезой, перемещающейся прямолинейно в сторону от задней стенки. Наиболее близкой к заявленному изобретению по совокупности признаков является конструкция шатуна, содержащая головку и крышку, соединенные посредством Г-образных болтов, установленных в гнездах, содержащих отверстия под стержень болта и полости под головку болта, каждая из которых оформлена в виде основания, ограничительной поверхности, двух боковых и задней стенок, образованных цилиндрической поверхностью, расположенной соосно с отверстием под стержень болта, а боковые стенки и ограничительная поверхность образуют выступы, препятствующие провороту Г-образного болта (RU 1572775, 1990). К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известной конструкции шатуна, принятого за прототип, относится то, что в известной конструкции при ограниченных размерах ширины шатуна возможна недопустимая деформация боковых стенок при затяжке Г-образных болтов. Ограничивающая поверхность цилиндрической поверхности гнезда под головку болта для обеспечения высокой производительности обрабатывается протягиванием, что требует дополнительных площадей под установку громоздких станков. Заявляемое изобретение направлено на решение следующих задач: повышение надежности конструкции шатуна и повышение производственной технологичности конструкции шатуна в условиях массового производства. Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известной конструкции шатуна ограничительная поверхность выполнена по радиусу, проведенному из центра, смещенного от оси цилиндрической поверхности в сторону от задней стенки. Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен общий вид шатуна, на фиг. 2 - вид А. Шатун содержит головку 1, крышку 2, Г-образные болты 3 и гайки 4. Гнездо под Г-образный болт содержит отверстие 5 под стержень болта и полость под головку болта 3, которая выполнена в виде основания 6, боковых стенок 7, задней стенки 8, образованных цилиндрической поверхностью. Цилиндрическая поверхность ограничена поверхностью 10 (ограничительная поверхность), которая выполнена по радиусу R, проведенному из центра, смещенного от оси цилиндрической поверхности в сторону от задней стенки на величину E. При этом образуются выступы 9, препятствующие провороту Г-образного болта 3. Такое выполнение гнезда позволяет осуществлять обработку отверстия 5, цилиндрической поверхности, образующей боковые 7 и заднюю 8 стенки, и ограничительной поверхности методом сверления. Возможность применения высокопроизводительных методов обработки обеспечивает повышение производственной технологичности конструкции в условиях массового производства. Выполнение ограничительной поверхности 10 по радиусу, проведенному из центра смещенного от оси цилиндрической поверхности в сторону от задней стенки на величину E, позволяет укрепить выступы 9, что исключает недопустимую деформацию боковых стенок 7 при затяжке Г-образных болтов. Заявленное техническое решение возможно реализовать в производстве на обычном технологическом оборудовании с помощью обычного инструмента - методом сверления.Класс F16C7/00 Шатуны или подобные им дышла или тяги, имеющие шарниры на обоих концах; шатунные головки
Класс F16C7/02 конструкции шатунов постоянной длины