модуль аккумуляторный подвагонный (варианты)
Классы МПК: | B60R16/04 размещение батарей B60S5/06 подача батарей к транспортным средствам и удаление их с транспортных средств B61D49/00 Прочие устройства и приспособления |
Автор(ы): | Тройников М.А. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Тверской вагоностроительный завод" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-02-17 публикация патента:
10.12.2000 |
Изобретение относится к вагоностроению, а именно к размещению аккумуляторов в подвагонных модулях. Модуль аккумуляторный подвагонный содержит ящик (1) с крышкой и направляющие, несущие выдвижную раму (8), застопоренную ограничителями, из которых передние образованы узлами (13) крепления убирающихся консолей (5, 6) направляющих, изоляторы аккумуляторов, подвешенные к параллельным балкам выдвижной рамы. Каждый узел крепления выполнен в виде прикрепленного к направляющей и/или к ящику кронштейна, соединенного с консолью серьгой с вертикальной и горизонтальной осями, прижимаемой к упругому упору выдвижной рамы при взаимном сцеплении убирающихся консолей и, одной из них, с закраиной ящика, а один из элементов фиксации выполнен на подвагонной подвеске, максимально удаленной от серьги наружу. В варианте изобретения концы балок жестко связаны расположенными в одном уровне с ними поперечинами, а изоляторы образованы седлом и вставками с пластинчатой траверсой (38), в которой по скользящей посадке установлен аккумулятор с расположением его центра масс по возможности ближе к уровню осей балок. Изобретение повышает удобство и снижает трудоемкость обслуживания. 2 с. и 9 з.п. ф-лы, 11 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11
Формула изобретения
1. Модуль аккумуляторный подвагонный, содержащий ящик с крышкой, закрепленные на его боковых стенках направляющие, несущие выдвижную раму, застопоренную ограничителями, из которых передние образованы узлами крепления убирающихся консолей направляющих, элементы фиксации их горизонтального положения и запорные элементы их убранного положения, изоляторы аккумуляторов, подвешенные к параллельным балкам выдвижной рамы, отличающийся тем, что каждый указанный узел выполнен в виде прикрепленного к направляющей и/или к ящику кронштейна, соединенного с убирающейся консолью посредством серьги с пропущенными сквозь нее вертикальной и горизонтальной осями, прижимаемой к упругому упору выдвижной рамы при взаимном сцеплении убирающихся консолей и, одной из них, с закраиной ящика, а один из элементов фиксации выполнен на подвагонной подвеске, максимально удаленной от серьги наружу. 2. Модуль по п.1, отличающийся тем, что элементы фиксации выполнены в виде замкового продольного отверстия подвески и установленной с возможностью взаимодействия с ним конусной головки пальца убирающейся консоли. 3. Модуль по одному из пп.1 и 2, отличающийся тем, что подвеска выполнена в виде крюка, установленного на оси в проушинах вагона и подпружиненного к его плоскости. 4. Модуль по п.1, отличающийся тем, что запорный элемент выполнен в виде концевого зуба консоли, имеющего возможность западания в углубление другой консоли или сцепления его с закраиной ящика. 5. Модуль по п.1, отличающийся тем, что упругий упор прижат головкой горизонтальной оси, расположенной на консоли. 6. Модуль аккумуляторный подвагонный, содержащий ящик с крышкой, закрепленные на его боковых стенках направляющие, несущие выдвижную раму, застопоренную ограничителями, из которых передние образованы узлами крепления убирающихся консолей направляющих, элементы фиксации их горизонтального положения и запорные элементы их убранного положения, изоляторы аккумуляторов, подвешенные к параллельным балкам выдвижной рамы, отличающийся тем, что концы балок жестко связаны расположенными в одном уровне с ними поперечинами, расстояние между которыми кратно размеру упругообжатого изолятора, выполненного в виде пружинных пластинчатых с фланцами частей горизонтального седла, упругоохватывающего в зоне балок распорную вставку, снабженную пластинчатой

Описание изобретения к патенту
Заявляемые изобретения относятся к вагоностроению, а именно к размещению аккумуляторов в подвагонных модулях. Известно устройство для установки аккумуляторов на транспортном средстве (патент России N 1388336, B 60 R 16/04, заявлено 16.05.85 г.), содержащее подвагонный ящик с крышкой, направляющие для роликов, закрепленные на дне ящика и установленные на крышке участки направляющих с ограничителями. На направляющие ящика своими роликами опирается выдвижная рама, на которой закреплен поддон. На поддоне установлены аккумуляторы, соединенные в блок накладками, стянутыми шпильками. Аккумуляторы объединены межэлементными соединителями в батарею. Батарея подключена к электрической системе вагона проводами, которые для обеспечения выдвижения рамы с батареей имеют запас длины в виде свободно висящих участков. Для технического обслуживания аккумуляторной батареи крышка подвагонного ящика поворачивается в горизонтальное положение. При этом другие направляющие совмещаются по уровню и направлению с продолжением неподвижных направляющих. Рама выдвигается до соприкосновения с концевыми ограничителями. Аккумуляторы осматриваются или заменяются. По окончании технического обслуживания рама задвигается в ящик для эксплуатации. B известных конструкциях вагонов для вписывания в нормативный габарит подвижного состава подвагонный ящик установлен со смещением от боковой поверхности вагона к его середине, а использование крышки в качестве основания для поворотных направляющих ограничивает величину хода рамы в боковом направлении. В результате не обеспечивается полный выход аккумуляторной батареи из-под вагона. Осмотр аккумуляторов, остающихся под вагоном, затруднен, а замена хотя бы одного аккумулятора возможна только после разборки всей батареи. Кроме того, чтобы удержать выдвижную раму с батареей на крышке, должна быть обеспечена достаточная прочность ящика и крышки. Это утяжелит конструкцию. Свисающие участки провода не предохранены от попадания под ролики выдвижной рамы и от возможности зацепления за элементы деталей ящика при перемещении рамы. Известен контейнер аккумуляторной батареи (патент России N 2030027, B 60 R 16/04, заявлено 09.01.92 г.), содержащий корпус со съемной крышкой, прижимной узел для поджатия модулей к задней стенке корпуса, узел крепления аккумуляторов, включающий установленную в верхней части корпуса рамку. Рамка, соединенная посредством замков со съемной крышкой и посредством шарниров с взрывным клапаном, образует с опорными элементами корпуса каркас, подвешенный под вагоном. К рамкам прикреплены поперечные рейки, выполненные в виде L-образных траверс. Горизонтальный элемент траверсы выполнен из швеллера, а вертикальный элемент траверсы представляет собой планку, приваренную торцем к середине шейки швеллера. Верхний конец планки приварен к боковой стороне передней части рамки. На образовавшиеся заплечики опираются с возможностью скольжения боковые выступы модулей. Прижимной узел выполнен в виде П-образной запирающей опоры, шарнирно связанной концами в основании с каркасом. Другим элементом прижимного узла является, по меньшей мере, один откидной винт с гайкой-барашком, который соединен осью с траверсой. Откидной винт имеет возможность сцепления с вырезом П-образной рамы. Модуль имеет пластмассовый разъемный кожух с боковыми выступами, расположенными в верхней части модуля. Модули для обеспечения их монтажа и демонтажа предварительно собраны в блоки. В контейнере каждый блок опирается на две соседние траверсы, являющиеся несущими элементами каркаса. Для обнаружения и замены неисправного аккумулятора снимают крышку с корпуса, отвинчивают гайки-барашки зажимного устройства, выдвигают и разбирают блок. Техническое обслуживание аккумуляторной батареи сверху через взрывной клапан в стесненных условиях под кузовом вагона чрезвычайно затруднено: для замены неисправного аккумулятора, например, требуется разобрать межэлементные соединители, отвинтить гайки-барашки, извлечь и разобрать блок, заменить аккумулятор, затем собрать блок и его соединители. За прототип принят модуль подвагонный аккумуляторный (заявка России N 96109069/28, B 60 R 16/00), содержащий корпус и выкатную тележку, объединенные между собой системой взаимно контактирующих роликов и направляющих, расположенных на тележке и корпусе. Корпус закрыт сверху крышкой-клапаном, а спереди откидной крышкой с закрепленными на ней нижними направляющими. Тележка выполнена в виде каркаса и снабжена элементами изоляции, уплотнения и крепления аккумуляторов. Верхние и нижние направляющие оснащены выдвижными частями, которые имеют возможность консольно удлинять направляющие ящика. Узлы крепления и фиксации выдвижных частей верхних направляющих выполнены в виде раскоса и паза на выдвижной части, жестко закрепленного на направляющей пальца и опорного элемента, приваренного к корпусу. Приспособление фиксации тележки в корпусе образовано выдвижной частью каждой верхней направляющей и элементами узла крепления и фиксации направляющих - продольным пазом, пазом и наклонной площадкой опорного элемента. Выдвижные части каждой нижней направляющей соединены с соответствующими направляющими шарнирами. Обеспечение достаточной прочности для размещения опор направляющих на корпусе и его крышке утяжеляет их конструкцию. Наличие дополнительной пары выдвижных частей направляющих усложняет конструкцию и увеличивает время подготовки направляющих для выдвижения тележки. Наличие специальных элементов уплотнения и крепления аккумуляторов также увеличивает продолжительность и трудоемкость технического обслуживания аккумуляторной батареи необходимостью разбирать и восстанавливать уплотнение и крепление. Варианты 1 и 2. Задачей предложения является повышение удобства и снижение продолжительности и трудоемкости технического обслуживания аккумуляторной батареи, а также упрощение конструкции и снижение массы модуля. Вариант 1. Для этого заявляемый модуль содержит ящик с крышкой, закрепленные на его боковых стенках направляющие, несущие выдвижную раму, застопоренную ограничителями, из которых передние образованы узлами крепления убирающихся консолей направляющих, элементы фиксации их горизонтального положения и запорные элементы их убранного положения, изоляторы аккумуляторов, подвешенные к продольным балкам выдвижной рамы. Новым является то, что каждый указанный узел выполнен в виде прикрепленного к направляющей и (или) к ящику кронштейна, соединенного с убирающейся консолью посредством серьги с пропущенными сквозь нее вертикальной и горизонтальной осями, прижимаемой к упругому упору выдвижной рамы при взаимном сцеплении убирающихся консолей и, одной из них, с закраиной ящика, а один из элементов фиксации выполнен на подвагонной подвеске, максимально удаленной от серьги наружу. Элементы фиксации выполнены в виде замкового продольного отверстия подвески и установленной с возможностью взаимодействия с ним конусной головки пальца на убирающейся консоли. Подвеска выполнена в виде подпружиненного к плоскости вагона крюка, установленного на оси в проушинах вагона. Запорный элемент выполнен в виде концевого зуба консоли, имеющего возможность западания в углубление другой консоли или сцепления его с закраиной ящика. Упругий элемент прижат головкой горизонтальной оси, расположенной на консоли. Вариант 2. Для решения поставленной задачи модуль содержит ящик с крышкой, закрепленные на его боковых стенках, направляющие, несущие выдвижную раму, застопоренную ограничителями, из которых передние образованы узлами крепления убирающихся консолей направляющих, элементы фиксации их горизонтального положения и запорные элементы их убранного положения, изоляторы аккумуляторов, подвешенные к параллельным балкам выдвижной рамы. Новым является то, что концы балок жестко связаны расположенными в одном уровне с ними поперечинами, расстояние между которыми равно кратному размеру упруго сжатого изолятора, выполненного в виде пружинных пластинчатых с фланцами частей горизонтального седла, упруго охватывающего в зоне балок распорную вставку, снабженную пластинчатой U-образной траверсой, линейные размеры которой выбраны по условиям скользящей посадки аккумулятора и расположения его центра масс по возможности ближе к уровню осей балок. Кроме того, седло составлено из двух скоб с противостоящими фланцами на каждой из них, а вставка между балками имеет встречные выступы, образующие вертикальные каналы, перекрытые скобами. Как видно из фиг. 5, седло составлено из четырех, образующих между собой каналы, вертикальных уголков с фланцем на каждом из них, а вставка имеет форму охватывающего аккумулятор прямоугольного пояса с U-образной траверсой. Угловой размер каждой отдельно взятой части седла больше, чем ей угловой размер в сочетании с распорной вставкой и группой изоляторов, установленных в пройме рамы. Для компактности конструкции седло или вставка могут быть изготовлены из листового металла. Новым является и то, что ящик оснащен несущим электропровод двухзвенным поводком, соединенным с выдвижной рамой разъемным шарниром. Технический результат выразится в следующем. Вариант 1. Прижатие серьги к упругому упору при взаимном сцеплении консолей друг с другом и при сцеплении одной из них с закраиной ящика позволит зафиксировать выдвижную раму в ящике. Расположение элемента фиксации горизонтального положения консоли на подвагонной подвеске, максимально удаленной от серьги наружу, к краю вагона, увеличивает базу опоры для консоли, интервал бокового выдвижения батареи, а также снизит массу узла крепления консоли. Выполнения узла крепления убирающихся консолей в виде прикрепленного к направляющей и (или) к ящику кронштейна, соединенного с консолью посредством серьги с пропущенными сквозь нее вертикальной и горизонтальной осями, позволит использовать серьгу в качестве прижимного элемента упругого упора и как элемент консольного удлинения направляющей ящика. Выполнения подвески в виде крюка, установленного на оси в проушинах вагона и подпружиненного к его плоскости, обеспечивает работоспособность конструкции. Выполнение запорного элемента в виде концевого зуба консоли, имеющего возможность западания в углубление другой консоли или сцепления с закраиной ящика, позволит использовать узел крепления консоли в качестве рычажного прижима, облегчающего фиксирование рамы в ящике. Расположение головки оси на консоли с возможностью прижатия упругого упора головкой обеспечит надежность зацепления концевого зуба с запорным элементом, а следовательно, и надежность закрепления рамы с батареей в ящике. По сравнению с прототипом конструкция модуля в данном варианте проще, т. к. имеет только одну пару направляющих с убирающимися консолями. Вариант 2. Жесткое соединение концов балок с поперечинами, расстояние между которыми кратно размеру упруго обжатого изолятора, выполнение изолятора в виде пружинных пластинчатых с фланцами частей горизонтального седла, упруго охватывающего в зоне балок распорную вставку, снабженную пластинчатой



На фиг. 1 - модуль аккумуляторный подвагонный, вид с боковой стороны вагона;
На фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1;
На фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 2;
На фиг. 4 - изолятор (седло из двух частей и вставка с встречными выступами);
На фиг. 5 - изолятор /седло из четырех частей и вставка в виде прямоугольного пояса, выполненного заодно с траверсой/;
На фиг. 6 - вид "В" на фиг. 1 /торцевая стенка ящика условно не показана/;
На фиг. 7 - разрез Г-Г на фиг. 1;
На фиг. 8 - вид "Д" на фиг.7;
На фиг. 9 - вид модуля с торца при выдвинутой раме;
На фиг. 10 - разрез Е-Е на фиг. 9;
На фиг. 11 - разрез Е-Е на фиг.9, вариант. Вариант 1. Фиг. 1, 2, 6...11. Модуль аккумуляторный подвагонный содержит ящик 1 с крышкой 2, закрепленные на его боковых стенках 3 направляющие 4, убирающиеся консоли 5 и 6 с концевыми ограничителями 7, выдвижную раму 8 с передними 9 и задними 10 упругими упорами и с параллельными балками 11, связанными по концам расположенными с ними в одном уровне поперечинами 12, узлы 13 крепления консолей /фиг. 1/, элементы фиксации 14 и 15 горизонтального положения консолей, запорные элементы 16, 17, 18 /зуб, углубление, закраина/ убранного положения консолей, передние 19 и задние 20 ограничители убранной рамы и изоляторы, подвешенные на продольных балках, изготовленные из листового материала, обладающим упругим свойством при изгибе. Направляющие 4 несут установленную на роликах раму 8, застопоренную относительно ящика ограничителя 19 и 20, взаимодействующими с упругими упорами 9, 10. Ограничители 19 образованы узлами крепления 13, каждый из которых выполнен в виде прикрепленного к направляющей 4 и/или/ ящику 1 кронштейна 21, соединенного с консолью посредством узла 13, состоящего из серьги 22 и пропущенных сквозь нее вертикальной 23 и горизонтальной 24 осей. В примере, показанном на фиг. 1, серьга может взаимодействовать с упругим упором 9, например, посредством жестко прикрепленного к ней выступа 25 при взаимном сцеплении консолей 5 и 6 и, одной из них, с закраиной 19 ящика. Элемент фиксации 14 выполнен в виде замкового продольного отверстия в подвеске 26, установленной на оси 27 в проушинах 28 вагона и прижатой к его плоскости пружиной 29 или пружиной кручения, например, расположенной на оси 27. Для более жесткого фиксирования рабочего положения консоли проушина 28, а вместе с ней и опорная часть 30 подвески максимально удалены от серьги 22 к наружной стороне вагона. Другой элемент фиксации выполнен в виде конусной головки 15 пальца 31, жестко закрепленного на консоли с возможностью ввода конусной головки 15 в замковое отверстие 14 подвески 26. Запорный элемент выполнен в виде концевого зуба 16, имеющего возможность западания в технологическое углубление 17 другой консоли или сцепления с закраиной 18 ящика под действием упругого упора 9, взаимодействующего с головкой 19 горизонтальной оси 24. Вариант 2. Фиг. 1...5. Модуль аккумуляторный подвагонный, кроме того, содержит изоляторы, выполненные каждый в виде упругих, например из стеклопластика, пластинчатых частей 32 или 33 с фланцами 34, которые образуют горизонтальное седло, охватывающее в зоне балок 11 распорную вставку 35 или 36 с фланцами 37 и




Класс B60R16/04 размещение батарей
Класс B60S5/06 подача батарей к транспортным средствам и удаление их с транспортных средств
Класс B61D49/00 Прочие устройства и приспособления